Термин «критическое мышление». Возникновение технологии.
Термин «критическое мышление» (от греч. оценка, разбор, обсуждение) известен очень давно из работ таких психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Д. Дьюи. На основе работ этих ученых Ч. Темп л, К. Мередит, Д. Стилл, С. Уолтер разработали проект «Чтение и письмо для развития критического мышления». Данная технология в России стала известна с 1997 г. Понятие «творческое» и «критическое» мышление у Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсона.
Ученик с развитым критическим мышлением представляет собой самореализующуюся и самообразовывающуюся личность. Для того чтобы опыт подобного мышления приобретался и накапливался, процесс критического анализа должен быть систематическим, что и предполагается образовательной технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Цель образовательной технологии: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только при изучении учебных предметов, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Технология предполагает не только получение готовых знаний как необходимое условие успешной карьеры, но и то, что ребята научаются адаптироваться к меняющимся условиям, общаться, работать в диалоге, не вступая в конфликт, получать знания самостоятельно, брать на себя ответственность за получение новых знаний в течение всей жизни.
Алгоритм построения урока в рамках технологии включает в себя три фазы: вызов, осмысление и рефлексия.
Первая стадия (фаза) урока — вызов. Перед учителем стоит задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.
Вторая стадия (фаза) — осмысление. На этой стадии идет непосредственная работа с информацией с помощью технологических приемов.
Третья стадия (фаза) -- рефлексия. На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается. Стадия рефлексии дает учащимся навыки анализа, творческого переосмысления информации.
. Технологические приемы
Каждой стадии урока в технологии критического мышления соответствуют определенные приемы. Разбор технологических приемов: бортовой журнал, взаимообучение, ключевые слова, «мозговой штурм», таксономия вопросов, дискуссия, трехчастный дневник, двухчастный дневник, зигзаг, «лови ошибку», маркировка текста (инсерт), составление кластера, многоуровневая рефлексия, «оставьте за мной последнее слово», работа с повествовательным текстом, или чтение со стопами, шляпы мышления — необходимо показывать с применением текстов.
Дается характеристика всех приемов и их особенностей при работе с текстом.
. Разработка уроков с применением технологических приемов на различных стадиях урока
Стадии урока: вызов, осмысление, рефлексия. Цели урока. Конспект урока, проведенного в рамках предложенной модели. Технологические приемы на различных стадиях. Работа с текстом. Домашнее задание.
Список рекомендуемой литературы к занятию темы 2.2.
Бона Э. де. Шесть шляп мышления. — М., 1997. Валъкова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии): метод, пособие / под общ. ред. И.А. Низовской. - - Бийск: ФПОИ, 2005.
3. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. — М., 2002.
4. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. — М.: Просвещение, 2004.
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Ком-петентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие. — М.: АПКиППРО, 2005.
6. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. О. Варшавер. — М.: ЦГЛ, 2005.
7. Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. — СПб. : КАРО, 2003.
8. Кулюткин Ю. Н., Спасская Е. Б. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. — СПб.: КАРО, 2002.
9. СтилДж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Популяризация критического мышления: пособие. — М., 1997.
10. Суворова Н.Г. Парад приемов: «Зигзаг», «Кубик», «Шляпы мышления»: курс лекций // Теоретические и методические основы преподавания в школе. — М.: Новый учебник, 2002.
И. Турин Л.А. Как развивать критическое мышление школьников // Практические советы учителю. 2004. № 5. — Ростов н/Д