Почему сны напоминают связные истории?
С учетом всей информации, можно было бы ожидать, что сны представляют собой последовательность бессвязных образов, мыслей, ощущений и впечатлений, а не волнующие истории с занимательными подробностями, какими они часто являются. Я считаю, что сложность и осмысленность сновидений можно объяснить активацией схем. Понять этот процесс можно, проанализировав еще раз данные о том, насколько больше схематических предположений, чем конкретной информации, вы извлекли из упражнения на стр.??? («Как схемы выводят нас за пределы имеющейся информации»). Как видите, несколько общих схем могут породить множество осмысленных деталей: дайте спящему мозгу схему точки, и он увидит муху, дайте ему одну или две активированные схемы, и он сотворит из них сон.
Некоторые сновидения имеют сюжет столь же последовательный, захватывающий, драматический и глубокий, как и лучшие образцы литературного творчества. Иногда, пробудившись от такого сна, понимаешь, что значение персонажей или событий, возникавших по ходу сюжета, прояснилось только в развязке. Это создает впечатление, будто весь сюжет сна был продуман заранее и что бессознательный разум, вместе со сновидением, дал задание сознательному разуму истолковать его.
Однако, более простое объяснение, мне кажется, состоит в том, что на протяжении сна была активирована схема истории.
Понятие схемы истории вас не озадачит, если вспомнить, что схемы существуют на все случаи. Схема истории, или повествовательная схема, является основной и одинаково понимаемой во всем мире частью человеческой культуры. Типичная история состоит из последовательности эпизодов, которая делится на три части: завязка, кульминация и развязка. В завязке на сцене присутствуют обстоятельства и персонажи, которые обычно сталкиваются с какой-нибудь проблемой или трудностью, как-то разрешаемой в конце повествования.
Карл Юнг тоже описывал сон как драму в трех действиях. Схемы историй могут включать в себя последовательность событий, моменты появления действующих лиц, драматические конфликты и их развязку, «неожиданную» концовку и так далее. И совсем не обязательно привлекать бессознательный разум в роли «режиссера сновидений».
Почему сновидения осмысленны
Взгляд на сны как на модель мира далек от традиционного мнения о них как о вестях, посылаемых богом или, бессознательным. Выше приводились аргументы против точки зрения на сны как на письма к самому себе6. Добросовестная интерпретация сновидений может оказаться полезной процедурой и очень многое сказать о личности человека.
Причина этого очевидна. Припомните тест с чернильной кляксой. Как может образ, который люди видят в кляксе, что-то говорит нам о них? Интерпретации этих людей информируют нас об их интересах, делах, заботах и особенностях характера. Сны же содержат гораздо больше информации о личности, нежели интерпретация клякс, потому что материал для создания образов поставляется нашим разумом. Сны — не послания, они — творения самых сокровенных глубин нашей психики. А если так, то они безошибочно отражают, что мы из себя представляем и кем можем стать.
Структура сновидений: два примера
Следующие два примера гипотетических сновидений иллюстрируют несколько особенностей построения снов: (1) сны являются продуктом взаимодействия между различными областями разума, включая сознательное, предсознательное и бессознательное; (2) схемы, мотивации и ожидания взаимодействуют по ходу сна; и (3) в снах нет никакой предопределенности. В снах одинаково находит отклик мотивации как низшего, так и высшего уровней, ожидания как катастрофы, так и звездных часов.
СОН, ВАРИАНТ 1
Я погружаюсь в REM-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это схема городской улицы, которая еще действует под влиянием моих дневных впечатлений. Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я замечаю, что настала ночь, и улица тускло освещена. Это активирует ряд схем (до этого находившихся в бессознательной и предсознательной области разума), связанных с опасностью, которая исходит от ночных улиц, страхом перед теми, кто может причинить мне вред. Мой страх сопровождается возникновением на другой стороне улицы темной фигуры.
Кто он? Я не могу разглядеть его достаточно хорошо, чтобы сказать, на кого он похож, но в голове мелькает мысль, что это может быть грабитель. И он становится грабителем: угрожающе смотрит на меня, а я поворачиваюсь и направляюсь в другую сторону. Я боюсь (а значит, ожидаю), что он последует за мной, так оно и происходит. Я пускаюсь бежать, и он бежит за мной. Я пытаюсь избавиться от него, прячусь по разным улицам и переулкам, но каким-то образом он все время находит меня.
В конце концов, я затаиваюсь под какой-то лестницей и несколько мгновений чувствую себя в безопасности. Но как только я подумал, что он найдет меня и здесь, так оно и происходит. Я просыпаюсь весь в поту.
СОН, ВАРИАНТ 2
Я погружаюсь в REM-сон, и активность моего мозга постепенно возрастает. В течение минуты какая-либо из схем достигает порога восприятия. Например, это схема городской улицы, которая еще действует в качестве «дневного осадка». Увидев улицу, я тут же представляю себя на ней, и оказываюсь там. Я замечаю, что стоит ночь, и улица тускло освещена.
Ощущение пребывания на ночной улице активирует другие связанные с ним схемы, и в голову приходит мысль, что я иду в кино. Я вижу темную фигуру на другом конце улицы, которую не могу хорошо разглядеть. Однако схема кино подталкивает меня к мысли, что это друг, с которым я должен встретиться перед сеансом. Когда я подхожу ближе, то вижу, что это действительно мой друг.
Мы идем в кинотеатр по улице, которая мне хорошо знакома. Но я забыл, на какой фильм мы идем, и всматриваюсь в афишу. Какая-то часть моего разума, вероятно, осознает, что я сплю, — активируется схема сновидения, и я вижу на афише название «Последняя волна» (фильм о сновидениях). Я видел этот фильм много раз, и мне не понятно, почему я опять иду его смотреть. Я вновь обращаюсь к афише, но на этот раз на ней другое название «Сон или бодрствование». Я не могу пропустить такую недвусмысленную подсказку, и теперь полностью понимаю, что сплю. Мой друг исчез, пока я размышлял над афишей. Я поднимаюсь в небо и парю (зная, что схема гравитации здесь не работает).
УМСТВЕННЫЕ ОКОВЫ СНОВИДЕНИЯ