Обратные, предохранительный и переключательный клапаны
Обратные клапаны. Обратный клапан Э-155 предназначен для разгрузки клапанов компрессора КТ6-Эл от давления сжатого воздуха главных резервуаров при остановке компрессора или аварии. Обратный клапан Э-175 выполняет аналогичную роль в цепи вспомогательного компрессора КБ-1В, а также служит для пропуска воздуха в одном направлении в некоторых пневматических магистралях электровоза.
Рис. 8. Обратные клапаны Э-155 и Э-175
Обратные клапаны Э-155 и Э-175, как показано на рисунке 8, состоят из литого корпуса 2, в вертикальной части которого помещен скользящей посадкой цилиндрический клапан 1. Над клапаном 1 имеется небольшая камера В, закрытая крышкой 4 с кожаной прокладкой 5. При подаче сжатого воздуха клапан поднимается и пропускает воздух в указанном стрелкой на корпусе направлении. При стремлении клапана 1 опуститься над ним образуется разряжение, и он удерживается в верхнем положении.
Если подача воздуха прекращается, то из-за неплотности между цилиндрической поверхностью клапана и корпусом давление уравновесится, и клапан под действием собственного веса перекроет обратный поток сжатого воздуха. Наличие камеры В над клапаном способствует нормальной работе прибора.
В случае большой неплотности между клапаном и корпусом присасывания клапана не происходит, и он во время работы со стуком садится на седло 3, разбивая его. Наоборот, при чрезмерно плотной посадке клапан может остаться в верхнем положении и не сесть на свое седло.
Предохранительный клапан Э-216. Клапан предохранительный Э-216 предназначен для выпуска избыточного воздуха при повышении давления в магистрали выше установленного.
В корпусе 1 предохранительного клапана Э-216 находится тарельчатый клапан 2 с направляющими перьями. Снизу на клапан давит сжатый воздух магистрали, сверху — пружина 4, которая упирается в центрирующие шайбы 3. Нажатие пружины регулируется гайкой 6, которая закрывается колпачком 7. Отверстие а в колпачке 7 и стакане 5 служит для пломбирования клапана, отрегулированного на заданное давление. Клапан 2 имеет ступенчатую форму; рабочей площадью клапана является поверхность до притирочного кольца, срывной площадью клапана — поверхность до наружной окружности клапана.
При нормальном давлении воздуха в магистрали усилие пружины уравновешено нажатием воздуха на рабочую площадь клапана, но, как только нажатие воздуха превысит усилие пружины 4, клапан немного отойдет от своего гнезда, после чего воздух будет действовать уже на большую (срывную) площадь. Нажатие на клапан резко возрастает, он поднимается выше и выпустит воздух в атмосферу через окна стакана 5. Выход воздуха будет продолжаться до тех пор, пока усилие пружины не превысит нажатие воздуха на срывную площадь.
Переключательный клапан ЗПК. Клапан ЗПК предназначен для автоматического переключения воздухопроводов в зависимости от направлений действующих на него потоков сжатого воздуха.
Рис. 9 Переключательный клапан ЗПК
Клапан, как показано на рисунке 9, состоит из корпуса 1, крышки 4 и поршневого клапана 2, изготовленного из дюралюминия и имеющего две уплотнительные прокладки 3. Клапан 2 движется в цилиндрической части крышки 4. При поступлении воздуха в один из боковых отростков клапан 2 перемещается в противоположную от него сторону и посадкой на торцовый выступ закроет второй боковой отросток. Воздух при этом направится в средний отросток.