Окружающую среду и население

Источниками воздействия автомобильной дороги (в жизненном цикле) на окружающую среду являются: дорога с движущимся транспортом, транспортные средства, строительно-дорожные машины и оборудование в процессах выполнения технологических операций строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта дорог, а также предприятия дорожного хозяйства и дорожного сервиса, находящиеся в придорожной полосе, используемые материалы.

Основными видами воздействия автомобильной дороги на окружающую природную и социальную среду являются:

А – изъятие (потребление) невозобновимых природных ресурсов (дорожно-строительных материалов – каменных материалов, песка, щебня, грунта; конструкционных – черных, цветных металлов, пластмасс, цемента, битума; эксплуатационных – топлив, масел, противо-гололедных реагентов, биопрепаратов, пестицидов; энергоресурсов; изъятие земельных ресурсов, воды, кислорода воздуха); воздействие на плодородный слой почвы;

Б – физическое наличие объекта, воздействие на ландшафт, гидрологию, климат, социально-экономические условия жизни, традиционный уклад жизни и природопользование местного населения;

В – загрязнение химическими веществами, пылью, твердыми отходами компонентов окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительности) и воздействие на здоровье населения, плодородие сельскохозяйственных земель, биопродуктивность природных ландшафтов и водоемов;

Г – шум, вибрации, электромагнитное и ионизирующее воздействие на элементы окружающей среды, население и животный мир;

Д – динамическое воздействие движущихся машин и механизмов на людей, животных, растительность.

Отдельные компоненты природной и социальной среды имеют разную чувствительность по отношению к указанным видам воздействия объектов и технологий при строительстве (реконструкции), эксплуатации, содержании и ремонте автомобильных дорог.

Наиболее чувствительными компонентами природной среды при строительстве (реконструкции) автомобильной дороги являются:

рельеф местности, ландшафт, плодородный слой почвыиз-за отчуждения земель под линейные сооружения и дорожные объекты, карьеры строительных материалов, сооружение земляного полотна, выемок, насыпей, мостовых переходов, наличия строительных отходов и несанкционированных свалок, эрозионных процессов. Особенно это важно на особо охраняемых природных территориях;

поверхностные водыиз-за загрязнения их нефтепродуктами, спецжидкостями (жидкостями гидросистем строительно-дорожных машин, систем охлаждения двигателей, аккумуляторных батарей), взвесями, особенно при установке опор мостов в русле реки, смыв вяжущих и пленкообразующих веществ со строительных площадок;

население, животный мир, ихтиофаунапри производстве взрывных работ, забивании свай, работе механизмов и машин.

Из социальных аспектов при строительстве (реконструкции) дорог наиболее чувствительными компонентами являются: социально-экономические условия жизни и здоровья населения из-за увеличения транспортной доступности и мобильности населения, нарушения правил техники безопасности, а также традиционное природопользование малых народов в основном по перечисленным выше причинам.

Требования к охране окружающей среды при производстве

Дорожных работ

Технологический процесс дорожных работ сопровождается возникновением вредных производственных факторов: пыли, шума, выделением вредных газов, паров, дыма, золы. При строительстве (реконструкции) автомобильных дорог, разработке карьеров происходит нарушение водного баланса, изменение микрорельефа, нарушение растительного слоя грунта и т.д.

Указанные факторы оказывают неблагоприятное влияние на рабочих и окружающую среду. Поэтому необходимо строго соблюдать законодательные и нормативные требования об охране окружающей среды от стадии проектирования до эксплуатации автомобильных дорог и сооружений, предусматривать мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, водоемов, грунтовых вод, почвы, бережного отношения к флоре и фауне) в результате производственной деятельности.

Для снижения концентрации вредных веществ, поступающих в окружающую среду, до предельно допустимой концентрации необходимо предусматривать следующие мероприятия:

- проводить очистку поступающего в атмосферу воздуха за счет устройства приточно-вытяжной вентиляции, установки циклонов и гидроциклонов, пылеулавливающих установок с их своевременной очисткой, установки аспирационных устройств;

- проводить на АБЗ сухую и мокрую очистку газов, выходящих из сушильного барабана;

- проводить подогрев мазута до 90оС;

- по возможности заменять нефтепродукты природным газом;

- не допускать утечку газов;

- для уменьшения вредных выбросов в атмосферу проводить регулировку форсунок, двигателей транспортных средств;

- проводить систематический контроль за содержанием окиси углерода в отработанных газах;

- не допускать стоянки, мойки и заправки автотранспорта в необорудованных для этой цели местах;

- при приготовлении каменных материалов на дробильно-сортировочных установках и заводах для уменьшения пыли проводить орошение водой, аспирации;

- для уменьшения образования пыли на автодорогах и производственных территориях производить полив водой;

- хранить горюче-смазочные материалы в плотно закрытой таре в приспособленых для этих целей местах; обтирочный материал и используемые растворы моющих средств хранить и ликвидировать только в установленных местах;

- производить рекультивацию разработанных карьеров и автомобильных дорог для использования в сельском хозяйстве;

- благоустройство автомобильных дорог зелеными насаждениями;

- благоустройство автостоянок и мест отдыха;

- уход за зелеными насаждениями в полосе отвода;

- другие мероприятия, направленные на охрану окружающей среды.

Мероприятия по охране окружающей среды должны иметь постоянный и целенаправленный характер, поскольку состояние окружающей среды влияет на условия труда и жизнедеятельность людей не только на рабочих местах, но и на территории их проживания.

Наши рекомендации