Величина уширения проезжей части
Категория дороги | Величина уширения, м | ||
существующая | реконструируемая | проезжей части | проезжей части и краевых полос |
III | II | 0,5 | 2,0 |
IV | II | 1,5 | 3,0 |
IV | III | 1,0 | 2,0 |
В связи с этим возможны следующие варианты:
1.Одностороннее (несимметричное) уширение дорожной одежды, что вызывает необходимость устройства выравнивающего слоя и нового покрытия на всю ширину проезжей части.
При уширении дорожной одежды на величину более 2,0 м в сторону обочины, имеющей ширину 2,5 м, следует срезать все земляное полотно с уширяемой стороны (рис. 1.2,а).
Сначала срезают грунт обочины на толщину дорожной одежды, используя грунт на уширение земляного полотна ниже дорожной одежды. После уширения и уплотнения земляного полотна до нижней поверхности дополнительного слоя основания отсыпают материал для уширения этого слоя. Затем укладывают и уплотняют материал для уширения основания и вровень с ним отсыпают и уплотняют грунт земляного полотна в пределах образуемой новой обочины. После этого устраивают уширение покрытия – укладывают выравнивающий слой и поверх него новый верхний слой покрытия на всю ширину проезжей части.
а) 0 I 1 2 3 4 5 6 7
1:1,5 1:(3¸4)
01 I1
б) 0 I 1 2 3 4 5 6 7
1:1,5 1:(3¸4)
01 I1
Рис.1.2. Схема одностороннего несимметричного уширения дорожной одежды
и земляного полотна:
а) уширение проезжей части более 2 м; б) уширение проезжей части
до 1,0-1,5 м;
0 – 01 - старая ось дорожной одежды; I – I1 - новая ось; 1- верхний слой нового дорожного покрытия; 2 - выравнивающий слой; 3 - верхний слой старого покрытия и продолжение его на уширении; 4 - нижний слой старого покрытия; 5 - основание и продолжение его на уширении; 6 - дополнительный слой основания и продолжение его на уширении; 7 - земляное полотно
При уширении проезжей части на меньшую ширину (до 1,0-1,5 м) сохраняют старое земляное полотно, послойно его уширяя. Уширение дорожной одежды устраивают в соответствии с рекомендациями в траншее, прорываемой вдоль старой дорожной одежды (рис.1.2,б).
Технология работ по уширению требует выполнения ряда рабочих операций.
После разбивки ширины полосы уширения разрыхляют грунт и материал укрепленной обочины на этой полосе. Рыхление на всю ширину будущей траншеи выполняют любой из имеющихся машин - кирковщиками на автогрейдере, на катке или другими прицепными и самоходными машинами.
Вдоль кромки дорожной одежды устраивают корыто для полосы уширения требуемой ширины до низа дополнительного слоя основания. Дну корыта придают поперечный уклон 30-120о/оо в сторону обочины, чтобы обеспечить водоотвод из основания. При отрывке траншей применяют многоковшовые, траншейные экскаваторы или автогрейдеры с накладкой. После прорытия и очистки траншей приступают к заполнению их материалами, предусмотренными по проекту. Материал доставляют к траншее, затем автогрейдером распределяют у края покрытия в валик, из которого этим же автогрейдером сдвигают в траншею. В траншее материал разравнивают автогрейдером с накладкой и уплотняют специальными навесными одновальцевыми катками или другими уплотняющими средствами. Затем укладывают выравнивающий слой и новый слой покрытия на всю ширину проезжей части.
2. Двухстороннее (симметричное) уширение проезжей части также может быть осуществлено двумя способами, аналогичными одностороннему уширению, но лишь с одной особенностью – уширение производится с двух сторон. При этом работы могут выполняться одновременно с двух сторон покрытия или поочередно (рис.1.3).
а) 2,5 м 2,5м
1:(3¸4)
б)
1,5м 0,25м 0,25м 1,5м
1:1,5
Рис.1.3. Двухстороннее уширение дорожной одежды:
а) двухстороннее уширение земляного полотна и перекрытием всей
проезжей части новым верхним слоем покрытия; б) устройство краевых
полос шириной по 0,25 - 0,75 м с каждой стороны без уширения
земляного полотна.
Для предупреждения возможного появления отраженных трещин и трещин в местах стыка старой и новой дорожных одежд используют базальтовую сетку.
Укладка сетки может выполняться как непосредственно на контакте асфальтобетона с материалом основания, так и между слоями покрытия. Ширина укладываемого материала составляет 1,5м.
Работы по устройству дорожных покрытий ведут по типовым технологическим схемам с включением отдельных операций, связанных с укладкой сетки из базальтового материала:
- подготовка покрытия;
- укладка и фиксация базальтовой сетки на покрытии;
- устройство асфальтобетонного покрытия.
Работы по подготовке поверхности покрытия и укладке сетки следует производить в сухую погоду, на сухом покрытии при температуре воздуха не ниже +5оС и силе ветра не более 6м/с.
Обработку покрытия битумом (битумной эмульсией) выполняют на ширину асфальтоукладчика (плюс 0,15—0,20м) сплошным слоем, последовательно на длину одного или двух рулонов сетки с последующим повтором, в целом на длину сменной захватки. Длину обрабатываемого битумом (битумной эмульсией) участка следует уточнять на месте с учетом производительности ведущей машины – асфальтоукладчика и в зависимости от принятой схемы организации работ. При этом целесообразно согласовать режим розлива с методикой укладки сетки. В любом случае на участке от асфальтоукладчика до конца уложенной сетки не должно быть движения транспортных средств.
Основной розлив вяжущего следует выполнять автогудронатором, чтобы обеспечить однородную обработку покрытия без образования битумных «дорожек». При обработке покрытия битумом его температура должна составлять 140-160оС. При обработке покрытия битумной эмульсией (катионной) ее температура может быть равна температуре окружающей среды (при ее значении выше 20оС).
При температуре окружающего воздуха ниже 20оС эмульсию следует подогреть до 50оС.
Норму расхода битума (битумной эмульсии) уточняют после проведения подготовительных работ. При укладке сетки на основание из щебня расход принимается 1,0 л/м2 и более. При укладке сетки между слоями асфальтобетонного покрытия расход принимается 0,8 л/м2.
Доставку сетки на участок осуществляют после проведения подготовительных работ в количестве, необходимом для выполнения суточной нормы работ. Сетка складируется на обочине таким образом, чтобы исключить ручное перемещение рулонов на значительное расстояние, т.е. с учетом длины сетки в рулоне.
Полотно сетки при сплошном армировании должно быть расположено параллельно оси дороги несколькими рядами с перекрытием полотен на 0,2-0,3 м.
Укладку сетки ведут в продольном направлении вручную, звеном рабочих из трех человек при числе одновременно раскатываемых рулонов до трех (число рабочих может быть увеличено в зависимости от количества одновременно раскатываемых рулонов, т.е. ширины используемого асфальтоукладчика). Не допускается при раскатке рулонов образование складок, волн и т.д. При их наличии участки сетки подрезают ножницами, выравнивают и в этих местах дополнительно прикрепляют к покрытию.
Раскатку рулонов производят по возможности с опережением крайнего (внешнего) рулона, который выполняет роль шаблона и ориентира для других, соседних рулонов.
При строительстве асфальтобетонного покрытия с включением армирующей прослойки из базальто-волокнистой сетки раскладку рулонов сетки возможно осуществлять двумя способами.
Первый способ заключается в раскатке рулонов по обработанному битумным вяжущим нижнему слою покрытия на всю их длину с прикреплением полотна сетки к покрытию. После раскатки первых метров рулона (рулонов) сетки их торцевую часть по углам пристреливают с помощью строительно-монтажного пистолета или закрепляют гвоздями длиной 200-300мм.
При дальнейшей раскатке производят периодическое разравнивание, ориентирование каждого полотна с небольшим продольным натяжением и осуществляют прикрепление к покрытию с интервалом 10м. Одновременно с раскаткой рулонов перед прикреплением полотен следует выполнить подкатку полотен легким или средним катком с гладкими вальцами. То же самое делается и в случае, когда используемый битум загустел. Подкатка сетки осуществляется (при необходимости) также и в случае ее отрыва колесами автосамосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь. Подкатка должна обеспечивать полное прилипание сетки к ремонтируемому покрытию. После осмотра сетки и исправления дефектов укладки возможны два решения: укладка асфальтобетонного слоя непосредственно по сетке или по сетке, повторно обработанной битумом (эмульсией) из расчета 1,0л/м2 с последующим распределением щебня (эта операция не обязательна) фракции 5-10мм из расчета 9-11кг/м2. Процесс повторного розлива вяжущего и распределения щебня должен быть скорректирован со скоростью движения асфальтоукладчика. Он должен учитывать время и маршрут движения автомобилей, подвозящих асфальтобетонную смесь. Разворот автомобилей должен выполняться за пределами участка, а заезд на сетку – только задним ходом.
При производстве работ необходимо обеспечить минимальное движение автосамосвалов, подвозящих асфальтобетонную смесь, по уложенной сетке.
Второй способ заключается в том, что раскатка нескольких рулонов производится на всю ширину асфальтоукладчика непосредственно перед ним и по мере его движения. Рулоны сетки раскатываются вплотную друг к другу вручную несколькими рабочими. Прижим и закрепление сетки на покрытии осуществляется укладываемым асфальтобетонным слоем без прикрепления сетки к реконструируемому покрытию. Перекосы полотен исправляются их подрезом в необходимых местах.
При втором способе можно включить в технологическую цепочку автогудронатор, т.е. вести обработку покрытия вяжущим впереди на некотором расстоянии по мере движения асфальтоукладчика. Этот способ рекомендуется использовать при доставке асфальтобетона автосамосвалом с малой емкостью кузовов, когда асфальтобетонная смесь может быть сразу выгружена в приемный бункер асфальтоукладчика (рис.1.4).
а)
Подготовка основания под укладку сетки. Очистка основания от пыли и грязи. | Розлив вяжущего | Укладка полотен сетки: раскатка с устранением складок и подкаткой. Устройство асфальтобетонного покрытия. |
1 2 3 4
б)
5 3 4
Рис. 1.4.Технологическая схема по устройству прослоек из сетчатых
базальтовых материалов в слоях асфальтобетонного покрытия:
а) технологическая последовательность процессов укладки базальтовой
сетки; б) схема загрузки асфальтобетонной смеси в бункер
асфальтоукладчика; 1 - поливомоечная машина; 2 - автогудронатор;
3- рулоны раскатываемой сетки; 4 - асфальтоукладчик; 5 - автосамосвал
При выполнении работ подлежат контролю:
- качество очистки, обработки покрытия битумным материалом;
- ровность укладки сетки;
- качество укладки перекрывающего асфальтобетонного слоя.
При контроле качества подготовки определяется:
- адгезия битумного материала к покрытию. Это делается вручную путем отрыва куска базальтовой сетки от ремонтируемого покрытия в трех местах на каждые 20м; если сцепления нет (обратная поверхность оторванного куска покрыта пылью и грязью), обработка считается неудовлетворительной.
При оценке ровности укладки полотен сетки определяются:
- наличие нахлеста краев соседних полотен;
- отсутствие складок, перекосов, волн и т. д.
- наличие натяжения полотен;
- качество прикрепления сетки к покрытию.
При контроле качества укладки асфальтобетонного слоя следят за недопустимостью сдвига сетки, образования складок. При их наличии сетка в местах складок разрезается, укладывается и в необходимых случаях дополнительно прикрепляется к покрытию.
Контроль качества работ производится визуально.
Для устройства верхнего слоя асфальтобетонного покрытия применяем щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА)
ЩМА - это битуминозная смесь, которая обладает рядом преимуществ по сравнению с другими материалами, применяемыми в дорожном строительстве, особенно в долговечности, эксплуатационных характеристиках, влиянию на окружающую среду и стоимости обслуживания на протяжении всего срока службы. ЩМА прекрасно показал себя при применении на высоконагруженных трассах, где особенно ярко проявились его следующие преимущества:
• Высокая устойчивость к переменным деформациям
• Высокая устойчивость к разрушениям под воздействием транспортного движения и климатических условий
• Великолепные эксплуатационные характеристики (коэффициент сцепления, отсутствие неровностей и т.п.)
• При определенных условиях ЩМА уменьшает шум от движения транспорта по сравнению с альтернативными материалами.
Для производства и укладки ЩМА не требуется какого-либо специального оборудования. Производится он на обычных установках для получения горячей асфальтобетонной смеси, а укладывается на дорожную поверхность стандартным укладчиком с дальнейшим уплотнением обычными статическими 10-тонными катками.
Большая долговечность покрытия и его меньшая подверженность различным разрушениям по сравнению с альтернативными материалами приводит в долгосрочном порядке к уменьшению вложенных инвестиций даже при большей изначальной стоимости.
Различие в спецификации на градацию каменного материала и в количестве вяжущего среди разных стран Европы обусловлено различными климатическими условиями, различиями в максимально разрешенной нагрузке на ось и вязкости применяемого вяжущего.
В случае влажного и холодного климата применяют смесь с большим количеством битума и меньшим объемом свободных полостей. В то же время в странах с жарким климатом применяют смесь с большим объемом свободных полостей и меньшим количеством вяжущего с большей вязкостью.