Основные методы обучения, их разновидности и составные части (приемы)
Методы обучения и их разновидности | Приемы обучения | Действия руководителя занятия | Работа обучаемых |
Устное изложение учебного материала Объяснение Рассказ Лекция Беседа Объяснительная Эвристическая Контрольная Показ: Личный показ руководителем занятия Показ действий вооружения и военной техники Показ действий заранее подготовленными помощниками руководителя занятия Показ действий подразделения Упражнения и тренировки Сенсорные Двигательные Умственные Самостоятельная работа Индивидуальная Групповая | Доказательства, рассуждения, описания; демонстрация вооружения и военной техники, наглядных пособий; показ приемов и действий Повествование, описание, рассуждение; демонстрация наглядных пособий Развернутые описания и повествования; объяснения; демонстрация наглядных пособий Постановка вопросов; объяснение; анализ ответов; демонстрация наглядных пособий Показ приемов и действий по разделениям и в целом в нормальном и замедленном темпах; объяснение; демонстрация наглядных пособий, оружия и военной техники Разучивание приема (действия) по разделениям и слитно, в замедленном и нормальном темпах; анализ ошибок; повторный показ приема (действия); объяснение. Выполнение приема в целом Чтение; составление плана, конспекта, схемы; заучивание по частям и в целом; пересказ; практические действия на тренажерах, военной технике, учебном оружии, спортивных снарядах | Ставит учебные задачи; излагает учебный материал, организует его восприятие обучаемыми; управляет процессом усвоения знаний Объявляет цель беседы; формулирует вопросы; слушает, исправляет и обобщает ответы, подводит итоги Ставит учебные цели. В ходе показа приемов и действий направляет внимание обучаемых на наиболее сложные элементы, объясняет порядок и правила их исполнения; иллюстрирует объяснение путем использования наглядных пособий Формулирует цель занятия; подает команды, дает вводные; с помощью различных средств создает обстановку, приближенную к боевой; контролирует действия обучаемых, исправляет ошибки, показывает приемы. Подводит итоги Указывает объем и цели работы, приемы выполнения задания, организует самостоятельную работу обучаемых, оказывает им помощь и проверяет результаты | Активно воспринимают и осмысливают излагаемый материал; производят необходимые практические действия; ведут записи; отвечают на вопросы руководителя занятия Отвечают на вопросы; слушают и осмысливают ответы товарищей, объяснения руководителя Наблюдают; вслед за руководителем повторяют показываемые приемы и действия. Осмысливают назначение приемов, действий, связь их составных частей Многократно повторяют разучиваемые приемы и действия; анализируют свои ошибки; совершенствуют приобретенные умения и навыки Осмысливают и запоминают учебный материал; выполняют приемы действий с оружием и военной техникой на тренажерах и гимнастических снарядах; совершенствуют навыки; выполняют индивидуальные задания |
8.1.1. Требования сборника нормативов по боевой подготовке
Воздушно-десантных войск
Проведение практических занятий по укладке парашютов, подготовке к десантированию оружия и снаряжения, наземной отработке элементов прыжка с парашютом имеет цель привить десантникам твердые навыки в выполнении всех действий, выполняемых при подготовке и совершении прыжка. Основной формой контроля степени усвоения военнослужащими учебного материала и качества приобретенных ими двигательных навыков являются нормативы.
Нормативы –временные, количественные и качественные показатели выполнения военнослужащими или подразделениями задач, приемов и действий, связанных с применением оружия и техники в ходе боевой подготовки.
Нормативы для проверки готовности личного состава к совершению парашютных прыжков, как правило, имеют временные и качественные составляющие. Выполнение их с положительной оценкой свидетельствует о наличии у военнослужащего двигательных навыков, достаточных для допуска его к совершению прыжка с парашютом.
В этом разделе приводятся основные нормативы, отрабатываемые на занятиях по воздушно-десантной подготовке.
Норматив № 1
Укладка парашютов для совершения прыжка
Условия и порядок выполнения норматива | Объем работы | Под- разде- ление | Оценка по времени | ||
Отл. | Хор. | Удовл. | |||
Парашюты находятся в переносной сумке в раскрытом виде. Норматив считается выполненным, если выполнены все этапы укладки, парашюты опечатаны, документация оформлена. | Один основной и один запасной парашюты на двоих укладывающих | 2 чел. Взвод Рота | 45 мин 1 час 1 час 15 мин | 1 час 1 час 15 мин 1 час 30 мин | 1 час 15 мин 1 час 30 мин 1 час 45 мин |
Индивидуальная оценка при выполнении норматива
Оценка | По времени | По качеству |
Отлично Хорошо Удовлетворительно Неудовлетворительно | Отлично Отлично, хорошо Хорошо Отлично, хорошо, удовлетворительно Удовлетворительно Любая Неудовлетворительно | Отлично Хорошо Отлично Удовлетворительно Отлично, хорошо, удовлетворительно Неудовлетворительно Любая |
Основные недостатки, снижающие оценку:
1. Карабин камеры стабилизирующей системы расположен слева.
2. Неправильно закреплен парашютный прибор.
3. Контровочные шнуры и нити завязаны на два узла, а не на три.
4. Шнур включения прибора не убран в карман и не закрыт.
5. Из-под клапанов ранца основного парашюта видны стропы и камера.
6. Слабина троса звена ручного раскрытия не убрана в карман.
7. Неаккуратно уложен стабилизатор.
8. Из-под клапанов запасного парашюта виден купол.
9. Крючки ранцевых резин не застегнуты или неисправны.
Ошибки, определяющие оценку «неудовлетворительно»:
1. Не распутаны стропы основного или запасного парашютов.
2. При укладке строп в соты пропущены одна или несколько строп.
3. Контровка произведена не теми материалами.
4. Неправильно установлено время срабатывания парашютного прибора.
Норматив № 2