Учебно-тренировочные прыжки с парашютом выполняются из военно-
транспортных самолетов и вертолетов, имеющих специальное оборудование,
обеспечивающее удобное размещение десантников-парашютистов во время поле-
та, подачу звуковых и световых сигналов на прыжок и беспрепятственное отделе-
ние десантников от самолета (вертолета).
Прыжки с парашютом из военно-транспортных самолетов и вертолетов совершаются через грузовые люки и боковые двери.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ одновременно совершать прыжки из одного самолета (вертолета) с различными способами раскрытия основного парашюта.
Парашютисты размещаются в грузовой кабине самолета (вертолета) в порядке очередности выполнения прыжка на специальных сидениях, расположенных вдоль грузовой кабины. При посадке в самолет (вертолет) и занятии своих мест десантники должны соблюдать осторожность, чтобы не допустить зацепления и преждевременного раскрытия парашютов или их повреждения.
Во время полета десантники-парашютисты обязаны:
- убедиться в правильности зацепления своего карабина за трос принудительного раскрытия парашютов (ПРП) самолета (вертолета), кольца удлинителей или поводков;
- внимательно следить за сигналами и командами, подаваемыми членами экипажа и выпускающим, и строго выполнять их;
- не ходить по грузовой кабине и не обмениваться местами без разрешения выпускающего;
- следить за положением раскрывающих приспособлений своего парашюта
и парашюта соседа, при обнаружении какой-либо ненормальности немедленно доложить выпускающему;
- о плохом самочувствии доложить выпускающему.
Для выполнения прыжка с парашютом штурманом (летчиком) самолета, вертолета с помощью специальных звуковых и светотехнических устройств передаются в грузовую кабину световые и звуковые сигналы:
- предварительный – «Приготовиться»; подается включением плафона жел-того цвета, дублируется коротким звуковым сигналом сирены;
- исполнительный – «Пошел»; подается включением плафона зеленого цвета, дублируется непрерывным звуковым сигналом сирены продолжительностью звучания на длину серии десантирования.
Для прекращения прыжков подается сигнал «Отставить», который подается включением плафона красного цвета и дублируется прерывистым звуковым сигналом сирены или прекращением ее звучания. При поступлении сигналов выпускающий голосом подает десантникам-парашютистам соответствующие команды.
По команде «Приготовиться» десантники встают, спокойно убирают сиденья (где предусмотрено), проверяют правильность зацепления карабинов камер стабилизирующих систем, положение соединительного звена (удлинителя) и занимают исходное положение для прыжка – берутся правой рукой за кольцо звена ручного раскрытия основного парашюта, а левой – за правый свободный конец промежуточной подвесной системы, закрывая предплечьем кольцо звена ручного раскрытия запасного парашюта.
По команде «Пошел» парашютисты, не задерживаясь, энергично отделяются от самолета (вертолета) в соответствии с интервалом и правилами отделения, установленными для данного типа самолета (вертолета). Чтобы обеспечить равномерный интервал отделения всей корабельной группе, необходимо по команде «Пошел» начать движение к люку (двери, рампе) всем десантникам одновременно, выдерживая установленную дистанцию между парашютистами. При движении запрещается обгонять впереди идущих парашютистов, а в случае их падения необходимо помочь им встать. Десантники должны быть внимательными, чтобы не зацепиться за сиденья, разделители потоков или другие предметы в самолете (вертолете). При подходе к люку (двери, рампе) надо рассчитать свои движения так, чтобы правильно принять положение для отделения от самолета (вертолета). По сигналу «Отставить» прекратить движение и занять свои места по команде выпускающего.
Отделившись от самолета (вертолета) и отсчитав заданное время стабилизации или свободного падения, десантник выдергивает кольцо звена ручного раскрытия основного парашюта. После раскрытия основного парашюта десантник должен немедленно осмотреть купол со стропами и убедиться в его полном раскрытии и исправности, осмотреться вокруг, а затем вставить кольцо звена ручного раскрытия в карман подвесной системы, заправить главный обхват подвесной системы так, чтобы создать удобное положение для снижения и приземления.
При снижении на парашюте каждый десантник должен внимательно наблюдать за снижающимися вблизи десантниками-парашютистами и быть в постоянной готовности принять необходимые меры для предотвращения схождения с ними в воздухе. Особое внимание и осмотрительность требуются от десантников, снижающихся на управляемых парашютах, у которых горизонтальная скорость перемещения купола значительно больше, что увеличивает возможность схождения.
Если десантнику-парашютисту необходимо изменить направление сноса или увеличить скорость снижения (при спуске на препятствия или угрозе схождения с другими парашютистами и т.п.), применяется скольжение. Скольжение может быть мелким и глубоким. Для мелкого скольжения необходимо:
- используя стропы управления, развернуться в сторону скольжения;
- выдернуть шарики звеньев управления из карманов свободных концов подвесной системы;
- переместить передние свободные концы подвесной системы в изогнутых
пряжках до полуколец. _______________________________
Для глубокого скольжения допол-нительно разрешается выбирать 3 – 4 смежные стропы передних свободных концов подвесной системы не более половины их длины (рис.6.1).
При использовании парашютных систем без возможности перемещения свободных концов подвесной системы для мелкого скольжения взять 3 – 4 смежные стропы и подтягивать их на длину не более 2-х метров; для глубокого скольжения – выбирать стропы не более половины их длины.
Во всех случаях скольжение необходимо прекратить на высоте, обеспечивающей правильную изготовку к приземлению. Скольжение, выполняемое в учебных целях, разрешается применять до высоты не менее 150 метров над землей. При прекращении скольжения стропы следует отпускать постепенно, перебирая руками, и следить за тем, чтобы они не зацепились за тело десантника, детали парашюта, предметы вооружения и снаряжения.
Во время снижения десантник-парашютист должен определить направление сноса по ветру с тем, чтобы своевременно и правильно изготовиться к приземлению. Приземляться необходимо в положении лицом по направлению ветра. Направление ветра определяется по знакам, выложенным на площадке приземления, или по местным предметам. Положение перед приземлением будет правильным, если местные предметы кажутся движущимися под ноги парашютиста спереди. В случае, когда положение десантника не соответствует этому требованию, необходимо сделать разворот. Разворот парашютиста в воздухе достигается:
- при помощи строп управления (до высоты 150 – 100 м);
- способом перекрещивания свободных концов подвесной системы;
- путем разворота купола методом скольжения.
В зависимости от положения десантника в воздухе относительно направления ветрового сноса разворот может осуществляться вправо, влево, кругом. Для разворота вправо (влево) с помощью строп управления необходимо вытянуть правую (левую) стропу управления вниз на длину руки. Развороты купола методом скольжения осуществляются натяжением 3 – 4 смежных строп со стороны, в которую необходимо развернуться. Применяя тот или иной прием, десантник, развернув купол в нужную сторону, прекращает вращение и изготавливается к приземлению.
Разворот скольжением и вращением купола применяется лишь в первоначальной стадии снижения, то есть сразу после раскрытия купола основного парашюта и при отсутствии угрозы схождения. Если на большой высоте развернуться скольжением не удается, то на высоте не менее 150 м необходимо скольжение прекратить и разворачиваться для приземления перекрещиванием свободных концов подвесной системы.
Для разворота вправо методом перекрещивания свободных концов надо взяться правой рукой за левый задний свободный конец (№ 4) подвесной системы перед лицом так, чтобы рука проходила с внутренней стороны (между правой группой свободных концов и лицом), а левой рукой взяться за правый передний свободный конец (№ 2) подвесной системы снаружи и, разводя руки в стороны, скрещивать четвертый и второй свободные концы с необходимым усилием до разворота в нужном направлении. Разворот влево выполняется таким же образом, только свободные концы подвесной системы захватываются в обратном порядке, т.е. левой рукой – за правый задний свободный конец (№ 1) изнутри, а правой – за левый передний (№ 3) снаружи. В таком положении руки держать до самого приземления. Чем выше положение рук при скрещивании, тем легче разворачиваться.
Подготовку к приземлению следует начинать на высоте 200 – 150 метров. Для этого десантник-парашютист должен принять следующее положение:
- развернуться по ветру;
- соединить ноги вместе в коленях и ступнях и, в зависимости от скорости ветра, вынести их вперед.
Указанные правила изготовки к приземлению следует соблюдать до полного касания земли. Приземляться надо на полные ступни обеих ног. Чтобы уменьшить силу удара при приземлении, необходимо ноги слегка согнуть в коленях и держать их напряженно до встречи с землей. В момент приземления не
|
|
следует стремиться устоять на ногах, надо упасть вперед или на бок, при этом запрещается выставлять руку или плечо для встречи земли.
Для уменьшения горизонтальной скорости в момент приземления при ветре необходимо при подходе к земле (если парашютист снижается лицом по направлению ветра), как можно сильнее натянуть задние свободные концы подвесной системы и удерживать их в таком положении до момента приземления (рис.6.2 б). Чтобы принять более устойчивое положение при приземлении в штиль, следует слегка натянуть передние свободные концы подвесной системы (рис.6.2 а).
Если после приземления под действием ветра десантника-парашютиста протаскивает по земле, необходимо погасить купол. Применяются следующие способы гашения купола:
- забеганием – после приземления и падения быстро встать и забежать в
подветренную сторону за купол парашюта (основной способ) (рис.6.3 а);
- подтягиванием строп парашюта – лежа взять несколько нижних строп и,
перехватывая руками, энергично тянуть их к себе, пока купол не погаснет
(рис. 6.3 б);
- отсоединением правой пары свободных концов подвесной системы – приземлившись, расстегнуть расчековочное устройство на правой группе свободных концов подвесной системы;
- обрезанием одной из групп свободных концов подвесной системы стро-повым ножом.
Приземлившись и погасив купол, десантник должен быстро освободиться от подвесной системы, осмотреться и оказать помощь в гашении купола рядом приземлившимся парашютистам. Затем десантники приводят в боевую готовность оружие, аккуратно собирают и укладывают парашюты в переносные сумки. После сборки парашютов десантники прибывают на сборный пункт и докладывают своему командиру (старшему начальнику) о совершении прыжка, например: «Товарищ капитан, рядовой Иванов совершил третий прыжок с пара-
|
|