Организации и проведения прыжков с парашютом
Зная, что объективная прыжковая обстановка действительно способна порождать у обучаемых разнообразные и сильные чувства, командир-психо-лог обязан повести все дело так, чтобы на всех этапах организации и проведения прыжков сохранялась спокойная деловая обстановка, которая мобилизовала бы физические и духовные силы обучаемых на успешное решение предстоящих прыжковых задач.
Успех при этом немало будет зависеть и от того, насколько эмоциональны сами руководители, насколько сами они способны сохранять деловое настроение, самообладание, способность трезво и объективно оценивать про-исходящее. Десантник должен управлять собой и своими чувствами в любых острых прыжковых ситуациях.
Отрицательные предстартовые эмоции можно предотвратить или ослабить, если своевременно и умело отвлечь обучаемых от причин, вызывающих такое состояние.
Страх перед прыжком может возникнуть у любого парашютиста, а у начинающего – тем более, но нужно уметь помочь каждому подавить в себе это опасное чувство, не дать ему вырасти до малодушия и трусости.
Первые сомнения и чувство страха в какой-то мере должны быть побеждены у обучаемых во время изучения материальной части и укладки парашютов, в ходе тренировок на снарядах воздушно-десантного комплекса и в процессе всех других мероприятий воспитательного характера, в результате которых и мужает начальная прыжковая воля обучаемых.
Но вот будущие парашютисты-десантники на аэродроме взлета, где впервые в жизни будут надевать уложенные ими парашюты не для очередного тренировочного занятия на снарядах воздушно-десантного комплекса, а для того, чтобы подняться в самолете в воздух и совершить свои первый в жизни прыжок. Все это приобретает совершенно новую силу, вызывает совершенно новые, сильные, до сих пор еще неведомые обучаемому ощущения...
Поскольку чувство страха все-таки подвластно волевому десантному характеру, значит, командиру и специалисту воздушно-десантной службы в стартовый период нужно будет усилить положительные эмоции прыжкового возбуждения, то есть переключить внимание обучаемых на более активные действия. Например, чтобы каждый обучаемый непременно лично разгружал свой парашют, лично его ставил на соответствующие линии на старте, обязательно проверял исправность пломб на переносной сумке, прежде чем расчехлить парашют. Кроме того, требовать, чтобы каждый обучаемый лично сам проверял свой парашют в «козлах» до того, как его будут проверять командир и специалист ВДС, тщательно готовил свое оружие и снаряжение для прыжка и т. д. Одним словом, в стартовый период следует организованно занимать обучаемых нужной, полезной практической работой, не давая им возможности хотя бы на какое-то время расслабиться, не оставлять их, таким образом, без внимания и контроля.
Кроме того, следует весьма умело в этот «критический» стартовый период активизировать чувство личного достоинства каждого обучаемого, чувство десантного долга, будить интерес к познанию нового и желание каждого быть в числе смелых людей; возбудить интерес к прыжку, непременное желание испытать в воздухе степень своей личной обученности; всей стартовой обстановкой вынудить обучаемого проявить свой волевой характер.
Если все же отрицательное стартовое состояние у кого-либо из обучаемых будет оставаться слишком резко выраженным и поправить его в этот короткий стартовый период не удается, то командир, проявляя педагогический такт, не унижая личного достоинства обучаемого, обязан отстранить, не допустить такого парашютиста к совершению прыжка в этот день. Такого обучаемого нужно передать под наблюдение врача и провести с ним дополнительно соответствующую работу после прыжкового дня.
Необходимо в период проведения прыжков особое внимание уделять организации и оформлению стартовых, контрольных линий на аэродроме, где непременно должны быть соответствующие стенды, плакаты, красочные транспаранты _ все это должно звать обучаемого на прыжок. Буквально во всем должен прослеживаться строгий порядок и пристальное внимание к каждому обучаемому с учетом знания его характера и прыжкового настроения. Командир непременно должен знать, в какой мере тот или иной его подчиненный может быть подвержен чувству страха в стартовом периоде.
В психологическом «фундаменте» прыжкового настроения зачастую определяющее значение может иметь не только степень личной обученности и чисто психологической готовности, но и нормальный предпрыжковый отдых, сон и питание обучаемого, его обеспеченность специальным снаряжением и обмундированием с учетом нужных размеров и хорошо подогнанной обувью для прыжка. Казалось бы, что это мелочи, но они должны быть всегда самой пристальной заботой командиров всех степеней, специалистов ВДС и врача. Подчас именно в этих мелочах и кроются причины отрицательного стартового состояния обучаемых.
Высокая организация работы на старте, тщательная проверка парашютов в «козлах», четкий контроль готовности парашютистов на линиях старта, краткий продуманный инструктаж лиц, назначенных для выполнения обязанностей выпускающего, доброе и нужное слово напутствиявлияют на эмоциональное состояние обучаемых перед посадкой парашютных групп в самолеты, снижают накал психологического напряжения.
Однако после посадки корабельных групп в самолет и до начала десантирования обучаемые находятся в состоянии наибольшего нервно-психологического напряжения. Поскольку чувство полетно-прыжкового страха есть результат тормозного состояния психики, то для преодоления этого отрицательного состояния в период полета следует усилить положительные возбудительные процессы психики каждого обучаемого, чтобы в этой конкретной обстановке полета каждый обучаемый поборол бы в себе всякие колебания и принял бы только лишь одно решение – прыгать!
Именно в этот отрезок полетного времени и потребуется обучаемому самообладание, чтобы он мог покинуть самолет и совершить прыжок.
Положительное влияние на поведение обучаемых в полетной обстанов-ке может оказать личное поведение и самообладание выпускающего при условии, если выпускающий все полетное время будет в постоянной деловой активности. Например, если он периодически будет информировать личный состав о высоте и скорости полета самолета, о температуре воздуха за бортом самолета, над каким районом пролетает самолет в тот или иной период, пред-ложит обучаемым самим наблюдать за убегающей землей с высоты полета.
Выпускающему надлежит быть особо внимательным к тем обучаемым, кто более замкнут и подавлен полетом. Необходимо в ходе полета у обучаемых проверить закрепление карабина, подбодрить каждого нужным словом и тем самым вызвать ответный добрый взгляд как знак того, что обучаемый чувствует себя бодро, что чувство страха над ним не довлеет. Однако известно, что подъем и спад эмоционального состояния у десантников в полете чаще всего чередуются, например, у парашютистов может возрастать напряжение по мере подлета самолета к точке выброски. Вершиной этого эмоционального напряжения будет являться период, когда подаются команды: «Приготовиться» и «Пошел».
Каждый офицер-десантник как опытный парашютист должен всегда быть исключительно внимательным к психологическому состоянию обучаемых, а в полете особенно. Например, известно, что при перелетах на больших высотах на психику обучаемых будет оказывать свое отрицательное влияние снижение барометрического давления, кислородное голодание, понижение температуры, а при полете на малых высотах – близость земли, болтанка и так далее.
Кроме того, следует помнить, что эмоционально-психологическое напряжение каждый раз по-своему может возрастать или ослабевать с учетом конкретной задачи прыжка (на лес, на воду, ночью, зимой, летом, из-за облаков и т. д.), ибо каждый учебный прыжок непременно будет включать новые задачи и тем самым оказывать свое влияние на психику десантника. Максимальную психологическую нагрузку, как правило, парашютист испытывает, как уже говорилось, при команде «Приготовиться». Возбудительно-эмоциональный заряд в этот момент может вызвать ряд процессов, которые усиливают сердцебиение, активизируют дыхание, обостряют зрение, слух и внимание. Подчас парашютист, сосредоточив все свое внимание на выполнении ожидаемой команды «Пошел», может не слышать в этот момент других команд.
Здесь исключительно велика рольвыпускающего, от его взгляда ничто не должно ускользнуть. Высокая степень психологического напряжения, возникшая при сигнале «Пошел», остается и в момент отделения из самолета, в фазе свободного или стабилизированного падения. Каждый парашютист знает, что в этот период непроизвольно задержится дыхание, закроются глаза…
Не исключены, однако, еще и такие отрицательные явления, когда в динамике выполнения команды «Пошел», в свободном или же в стабилизированном падении очаг возбуждения у обучаемого может не иметь концентрированного и целенаправленного вида. Такой характер психики в этой фазе прыжка неизбежно приведет к усилению пассивно-оборонительного рефлекса, что может вызвать торможение. Подобного рода психологический страх гасит связи центров коры головного мозга, на основе которыхпроисходит резкое забывание очередных действий, затухает острота десантного внимания. Например, парашютист не соблюдает темпа и интервала отделения из самолета или же не ведет контрольного отсчета заданного времени стабилизации, не раскрывает двухконусный замок ручным способом, не оценивает фазы снижения на стабилизирующем куполе, не фиксирует момента вступления в работу основного купола и т. д. Эти отрицательные факторы лишний раз свидетельствуют о том, насколько целика роль эмоционально-волевого воспитания десантников. Прыжковая практика требует, чтобы волевые качества обучаемых настойчиво и систематически шлифовались, выковывалось их самообладание, способность осуществлять самоконтроль действий во всех фазах раскрытия и работы десантного парашюта в воздухе, так как после отделения от самолета наступает момент, когда десантник не может рассчитывать на чью-либо помощь или совет. Здесь каждый совершенно самостоятельно должен управлять всеми своими действиями, критически и мгновенно оценивать и анализировать все ситуации. Например, даже после раскрытия основных куполов каждому надлежит быть особо осмотрительным, чтобы исключить случаи схождения парашютистов в воздухе; не следует терять контроля и за приближением земли, с тем чтобы обеспечить возможно благоприятные условия для приземления с учетом состояния грунта и ветра. Ибо приземление, завершающий этап любого программного прыжка, всегда вызывает сильное эмоционально-психологическое волнение у каждого парашютиста, оно чаще всего определяется беспокойством за благополучный исход встречи с землей.
Установлено, что определенная тенденция к повышенной эмоциональной напряженности при встрече с землей чаще появляется у более опытных парашютистов и гораздо реже у начинающих. Это объясняется наличием индивидуального опыта, связанного с различными случаями фактического приземления ранее, например, после перенесенной травмы, после длительного перерыва в прыжках или же неудачного приземления в процессе наземных тренировок на снарядах воздушно-десантного комплекса и т. д. Словом, к приземлению, как к психологическому и практическому фактору прыжка, следует каждый раз относиться одинаково ответственно всем парашютистам, как опытным, так и начинающим.
0трицательное влияние на морально-волевое самообладание обучаемых оказывают длительные перерывы в прыжках.Прыжки после длительного перерыва каждый раз совершенно по-иному вызывают очаг возбуждения, который воспринимается чаще всего как сигнал «прыжковой опасности». Такой сигнал вызывает у обучаемого беспокойство, тревогу, испуг и даже подчас отрицательное состояние психики. Все это, разумеется, нарушает психологическую устойчивость десантников, пагубно влияет на их очередное прыжково-волевое поведение. Жизнь убедительно доказывает, что длительные перерывы в совершении прыжков с парашютом в десантной практике недопустимы.
Прыжки с парашютом в ВДВ – это не самоцель, а основное средство доставки десанта в тыл противника для выполнения боевых задач. Именно этим целевым предназначением и определяется ведущее место воздушно-десантной подготовки в системе боевой готовности ВДВ. В силу этого обстоятельства и основные прыжковые задачи по ВДП должны решаться в комплексе с другими дисциплинами.
Десантная действительность требует, чтобывсе одиночные прыжки с парашютом непременно организовывались и проводились на фоне определенной тактической обстановки. Это обязывает десантника каждый раз в воздухе и на земле самостоятельно ориентироваться, идти по азимуту после прыжка, а в пути на земле преодолевать трудные участки местности, различного рода препятствия и решать в ограниченные сроки тактико-специальные задачи.
Разумеется, что взаимодействие одиночных прыжков с парашютом с другими предметами боевой подготовки усложняет весь процесс обучения десантников, но это делает его более динамичным и приближает обстановку учебы к боевым условиям. Это требование, бесспорно, должно находить свое реальное отражение и в психологической подготовке десантников.
Такая особенность прыжкового процесса обучения и должна побуждать командиров, врачей и специалистов ВДС постоянно искать и совершенствовать методы морально-волевого воспитания десантников, с тем чтобы постоянно поддерживать у них самообладание и боевой десантный настрой. Это позволит десанту и в послепрыжковом периоде успешно решать любые учебные и боевые задачи.
К числу мер такого характера в послепрыжковом периоде следует в первую очередь отнести вручение нагрудных знаков – символа десантной гордости тем, кто совершил ознакомительный прыжок с парашютом. Вручение парашютных знаков следует организовывать после совершения прыжков на пункте сбора парашютистов, то есть непосредственно на площадке приземления. Здесь необходимо создать душевную, теплую, праздничную обстановку, непременно должен играть духовой оркестр, здесь же следует организовать и выплату денежного вознаграждения за первый совершенный прыжок и, разумеется, надлежит организовать работу буфета и не только для молодых, начинающих парашютистов, но и для всего личного состава, который совершал прыжки в этот день.
Вручать нагрудные парашютные знаки должен сам командир подразде-ления или же его заместитель. При вручении знаков необходимо каждому обучаемому обязательно сказать доброе слово, душевно поблагодарить каждого за его личную высокую обученность и его волевое самообладание, которое он проявил при совершении своего первого в жизни прыжка с парашютом. По сути, вручение парашютных знаков каждый раз чаще всего выливается в своеобразный отчет каждого обучаемого за свою парашютно-десант-ную обученность. Это невольно побуждает каждого обучаемого дать обещание, что он и впредь будет настойчиво совершенствоватъ свою личную десантную выучку.
Вторым послепрыжковым мероприятием следует считать разбор прыжков. В разборе непременно следует учитывать новизну конкретно выполняемой учебно-прыжковой задачи и степень послепрыжковой активности обучаемых. И, кроме того, следует обязательно учитывать индивидуально-прыжковый опыт каждого и его психико-волевую стабильность. Естественно, при разборе прыжков надлежит учитывать и метеорологические условия погоды, условия грунта площадки приземления и степень активности наземного обеспечения прыжков как на аэродроме взлета, так и на площадке приземления, то есть в процессе разбора прыжков непременно должна иметь место объективность, неопровержимая достоверность и убедительность фактов как положительного, так и отрицательного характера. Только при этих условиях можно рассчитывать на то, что разбор прыжков окажет положительное воздействие на обучаемых и будет побуждать их к более ответственной личной подготовке к совершению очередного прыжка с парашютом, а значит, и к успешному решению других послепрыжковых учебно-боевых задач.
С целью активизации и поддержания высокой морально-волевой стабильности у обучаемых следует разработать систему специальных тематических вечеров по воздушно-десантной подготовке, организовывать специальные читательские конференции по книгам о десантниках и т.д.
Таким образом, чтобы умело создавать у обучаемых боевой прыжковый настрой и поддерживать их высокое эмоционально-волевое самообладание, необходимо постоянно и настойчиво проводить весь комплекс психологической подготовки в полном объеме во всех условиях десантной службы.
Г л а в а 5