Виды занятий в вузе, их сущность и назначение.
Наряду с семинарскими, в вузе широко используются практические занятия, проводимые в различной форме в соответствии со специфическими особенностями преподаваемых учебных дисциплин.
Практические занятия — метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекции и в ходе самостоятельной работы.
Практические занятия представляют собой, как правило, занятия по решению различных прикладных задач, образцы которых были даны на лекциях. В итоге у каждого обучающегося должен быть выработан определенный профессиональный подход к решению каждой задачи и интуиция. В связи с этим вопросы о том, сколько нужно задач и какого типа, как их расположить во времени в изучаемом курсе, какими домашними заданиями их подкрепить, в организации обучения в вузе далеко не праздные. Отбирая систему упражнений и задач для практического занятия, преподаватель стремится к тому, чтобы это давало целостное представление о предмете и методах изучаемой науки, причем методическая функция выступает здесь в качестве ведущей.
Виды и формы контроля в вузе
В высшем учебном заведении основными видами контроля за учебной деятельностью студентов являются текущий, периодический и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется преподавателем в ходе повседневной учебной работы на семинарах, лабораторных и практических занятиях. Этот вид контроля имеет большое значение, так как стимулирует студентов к систематической работе, регулярному выполнению заданий.
Текущий контроль проводится с помощью систематического и планомерного наблюдения за работой студенческой группы в целом и каждого студента в отдельности, проверки знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами в ходе изучения нового материала, его повторения, закрепления и практического применения.
Наряду с наблюдением широко применяются устные, письменные и практические формы контроля. К формам устного контроля относятся: опрос, ответы на вопросы на семинарских занятиях, выступление с докладом, защита рефератов. Большим достоинством письменного контроля является то, что он позволяет за короткий период времени выявить уровень знаний студентов всей группы или курса.
Практический контроль направлен на проверку умений и навыков, приобретенных студентами. Основными его формами являются: решение экспериментальных задач по различным дисциплинам, проведение опытов и наблюдений.
Периодический контроль (аттестация) проводится после изучения логически законченной части, раздела дисциплины с учетом данных текущего контроля. Он состоит в проверке учебной деятельности студентов по освоению сравнительно большого объема материала. Промежуточная аттестация - контроль знаний, который проводится в соответствии с приказами ректора Университета.
Итоговый контроль осуществляется в конце каждого семестра с обязательным учетом результатов текущего и периодического контроля и проводится в форме зачетов и экзаменов.
Зачеты и экзамены
Зачет - форма проверки успешного выполнения студентом курсовых работ, усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также форма проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе вышеуказанной практики всех учебных поручений в соответствии с утвержденной кафедрой программой проведения практики. В отдельных случаях зачет может устанавливаться как по дисциплине в целом, так и по ее отдельной части.
Зачет служит формой проверки успешного выполнения студентами лабораторных и практических работ, усвоения учебного материала семинарских занятий, учебных заданий практики, а также выполнения курсовой работы.
Зачеты проводятся во время зачетной недели, перед началом экзаменационной сессии. Зачеты принимаются преподавателями, руководившими практическими занятиями группы или читающими лекции по данному курсу. Зачеты предполагают устные, письменные или практические формы контроля.
23: Виды и организация самостоятельной работы студентов в вузе.
1. Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков, понятий, фактов и определений), формирование умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятельная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Она формирует фундамент подлинно самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объём работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов лишает ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. А задержка на работах по образцу – бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению и предмету, наступает торможение в их развитии.
2. Самостоятельная работа реконструктивно – вариативного типа позволяет на основе ранее полученных знаний и данной учителем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задачи применительно к данным условиям задания,
Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.
3. Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик сам определяет пути решения задачи и находит их. Знания, необходимые для решения задачи, ученик уже имеет, но отобрать их в памяти бывает нелегко. Таки формируется творческая личность учащегося.
Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания учащихся более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды таких работ самые разнообразные: это и самостоятельное объяснение, анализ демонстрации, строгое обоснование видов с помощью аргументов или уравнений и расчётов.
4. Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной работы школьников. Эта деятельность позволяет учащихся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочной и внеурочной деятельности.
Перечислю наиболее распространённые и эффективные из них.
1Упражнения:
- тренировочные, воспроизводящие по образцу;
- реконструктивные;
- составление различных задач и вопросов, их решения;
- рецензирование ответов других учащихся, оценка их деятельности.
3. Различные проверочные работы, диктанты, сочинения.
4. Подготовка докладов и рефератов.
5. Экскурсии.
6. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
7. Техническое моделирование и конструирование.
Многообразие самостоятельных работ исключает рецептурные указания к их проведению. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащихся цели действия и способов действий. Сегодня плохой урок характеризуется, прежде всего, тем, что на таком уроке большинство учеников праздно проводят время, не работают. На уроках больших мастеров ученики значительное время урока выполняют разнообразную самостоятельную работу. Наблюдение за практикой организации самостоятельной работы и анализ результатов выполнения студентамибольшого числа таких работ позволяет выделить наиболее часто встречающиеся недостатки в их организации:
- нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;
- уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика, слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;
- самостоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.
24: Основные задачи и формы учебно – исследовательской работы студентов.
Научно-исследовательская работа — это работа научного характера, связанная с научным поиском, исследованием, целями которой являются расширение и получение новых знаний, проверка установленных закономерностей, встречающихся в природе, обществе, научных проектах.мышления, творческих способностей; овладение первичными навыками самостоятельной работы, связанной с поиском необходимой информации, систематизацией и обобщением существующих литературных источников, научной литературы, а также формирование умений к анализу и критике исследуемого научного и практического материала.
При выполнении такого вида работы студент должен:
· научиться составлять план;
· научиться выбирать методику исследования;
· научиться составлять научный отчет.
Научная деятельность студентов ведется в разных формах — исследовательской, педагогической и информационной.
Научно-исследовательская работа студентов, включаемая в учебный процесс, подразумевает под собой: а) выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых, дипломных проектов, которые содержат в себе элементы научного исследования; б) выполнение конкретных нетиповых задач научно-исследовательского характера на период учебной или производственной практики; в) изучение теории, методики, организации научно-исследовательской работы, ее выполнение; планирование и организацию научного эксперимента, обработку научных данных.
НИРС, выполняемая сверх учебного плана, может быть организована в форме: а) научных, творческих кружков; б) работы по индивидуальным планам преподавателей кафедры или вуза; в) работы в студенческих конструкторских, проектных, научно-информационной, в творческих студиях; г) лекторской работы по распространению научных знаний, в области науки, культуры и техники.
25. Основные задачи и формы научно – исследовательской работы студентов.
Основными задачами научно-исследовательской работы со студентами являются - См.: Пошконяк Н.М. Образование: традиция и нововведения в условиях социальных изменений - Спб.: Нева, 1999. С.331. :
- формирование у студентов интереса к научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-исследовательских задач и навыкам работы в научных коллективах;
- развитие у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;
- выявление наиболее одаренных и талантливых студентов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач науки;
- подготовка из числа наиболее способных и успевающих студентов резерва научно-педагогических и научных кадров и деятелей науки.
Основные формы научно-исследовательской работы студентов
НИРС, включаемая в учебный процесс, предусматривает:
|
26. Виды и содержание научно-исследовательской работы студентов в вузе
Принято выделять два основных вида научно исследовательской работы студентов в вузе:
1. Учебная НИРС, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду можно отнести, рефераты, доклады, сообщения, курсовые и дипломную работы.
2. Внеучебная НИРС выполняется сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами.
Курсовая работа по педагогике и психологии– это самостоятельноеучебное научное исследование, посвященное актуальным вопросам педагогики и психологии, выполняемое под руководством преподавателя (научного руководителя). Общий объем работы 30-40 страниц. В зависимости от учебной дисциплины и особенностей исследования курсовая работа может быть выполнена либо в виде реферата, либо в виде экспериментальной работы
Выпускная квалификационная (дипломная) работа – это итоговая аттестационная,учебная, научно-исследовательская работа студента.Общий объём работы – 50-60 страниц набранного на компьютере текста (без приложения).
(Про содержание я не нашёл)
27. Порядок организации научно-исследовательской работы студентов в вузе.
НИРС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах института. Научная работа студентов включается в общий план работы кафедры и вуза. Opганизуется она в различных формах по двум направлениям:
1. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС), включаемая в учебном процессе;
2. Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), выполняемая во внеучебное время.
Основная цельНИРС в учебном процессе заключается в практическом закреплении теоретических знаний студентов, формировании у них творческого мышления и познавательной активности, приобретении навыков самостоятельного проведения научных исследований, экспериментов и так далее. НИРС предусматривает: выполнение различных заданий, лабораторных, курсовых и дипломных работ, которые содержат элементы научных исследований; заданий научно-исследовательского характера во время педагогической, организационно-тренерской практики, изучения курса «Основы НИР в избранной специализации», включающего изучение теоретических основ методики постановки организации и выполнения научных исследований, научного эксперимента, обработки полученных научных данных; участие в научных и исследовательских семинарах, конференциях кафедр.
УИРС охватывает всех студентов, привлекая их к научно-исследовательской работе, и является обязательной.
УИРС существенно ускоряет привлечение всех студентов к научно-исследовательской деятельности, осуществляет переход от усвоения умений и навыков научно-исследовательской работы на младшекурсах к непосредственному проведению настоящих научных экспериментов и исследований студентами старших курсов.
За время учебы в институте студенты проходят несколько этапов творческой подготовки. На первом начальном этапе на I и II курсах идет приобретение умений и навыков НИР, предусмотренной учебным планом. Здесь осуществляется общенаучная подготовка: введение в процессе обучения элементов исследования при выполнении практических и лабораторных работ, написание рефератов при подготовке к семинарским занятиям. Например, составление рефератов научной литературы учит анализировать, оценивать и выделять главное в изучаемой литературе; семинарские занятия эффективно способствуют повышению научной эрудиции студента; участвуя в них, студенты учатся дискутировать, аргументировано защищать свои взгляды, вырабатывают умения выбирать проблемную научную тематику, ориентироваться в специальной научной литературе.
Кафедры организуют и проводят для студентов младших курсов различные мероприятия по ознакомлению их со спецификой их работы, кафедральные научно-студенческие конференции, олимпиады, знакомят со своим коллективом, устраивая встречи с ведущими преподавателями – доцентами, профессорами. Это вызывает творческий интерес к дальнейшему ведению научно-исследовательской работы
На следующем этапе - научная работа студентов старших курсов (3 и 4) завершает формирование студентов-исследователей. Здесь большую роль в успехе НИРС играет личная заинтересованность.
В вузax учебными планами в обязательном порядке предусмотрено изучение дисциплин, где студенты знакомятся с методами исследований и актуальными проблемами физической культуры и спорта.
Одной из особых форм организации студенческой научной деятельности в учебном процессе является курсовая и дипломная работы, при выполнении которых происходит значительная активизация деятельности студентов.
Курсовая работа - научное исследование, в котором осуществляется переход от простых методов исследования к более сложным. Это основа для дальнейшего углубленного исследования, которое может преобразоваться в дипломную работу.
Дипломная работа - самостоятельная научная разработка, включающаявсе знания, полученные в процессе работы студентов в различных формах научно-исследовательской работы. Она является самостоятельным исследованием.
Главная цель этих работ заключается в повышении уровня специальной теоретической подготовки студентов по избранному виду спорта, а также в получении представления об основных методах и методиках исследования. В процессе подготовки курсовой и дипломной работ студенты обязаны овладеть следующими навыками и умениями проведения научного исследования: самостоятельно ставить задачи исследования, анализировать литературные источники, методически верно ставить эксперимент, использовать методы научного исследования, математической статистики при обработке результатов исследования и получения достоверных результатов, самостоятельно анализировать полученные результатыисследования, обобщать их и формулировать выводы, делать практические рекомендации.
Дипломная работа студента, также как и курсовая, отражает уровень приобретенных на занятиях в институте знаний, умений, навыков. В этих работах проявляются индивидуальные способности и навыки практического применения полученных теоретических знаний. Они могут быть как индивидуального, так и коллективного характера.
Тематика названных работ связана, как правило, с основными научными направлениями кафедры. Участие студентов в кафедральных научных исследованиях является одной из наиболее эффективных традиционных форм УИРС.
Руководство всеми научно-исследовательскими работами в вузах осуществляет профессорско-преподавательский состав спортивно-педагогических кафедр. Могут привлекаться также преподаватели с кафедр теоретического и медико-биологического циклов. Время, необходимое для руководства НИРС, учитывается в индивидуальных планах научно-педагогического состава кафедр в пределах времени, планируемого на учебно-методическую и научную работы.
В отдельных случаях, когда курсовые и дипломные работы выполняются в содружестве с кафедрами теоретического и медико-биологического циклов советом факультета утверждаются два руководителя. Такое сотрудничество укрепляет межкафедральные, межфакультетские научные связи. Это создает условия для постоянного взаимодействия и взаимообогащения различных наук и специальностей, обуславливает глубину и фундаментальность научных изысканий, создает творческую атмосферу.
Характерной особенностью системы НИРС, является органическое единство форм научно-исследовательской работы студентов (учебных и внеучебных) в период обучения в вузе.
Помимо НИРС в учебном процессе развиваются и совершенствуются внеучебные формы научной работы, позволяющей не ограничиваться только учебными задачами, а расширять активные рамки активной деятельности студентов.
Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая вне рамок учебного процесса, осуществляется в виде работы в студенческих научных кружках (СНК), студенческом научном обществе (СНО), бюро переводов, реферативном или студенческом библиографическом бюро, участия в выполнении работ по хоздоговорной тематике и работах по договорам о творческом содружестве, осуществляемых кафедрами, участия в научной работе по индивидуальным планам профессорско-преподавательского состава института, лекторской и пропагандистской работе по распространению знаний, достижений в области спортивной науки, подготовке сборников научных работ студентов, учебы на исследовательском факультете.
28. Сущность и содержание информационной безопасности.
Сущность защиты информации состоит в выявлении, устранении или нейтрализации негативных источников, причин и условий воздействия на информацию. Эти источники составляют угрозу безопасности информации. Цели и методы защиты информации (гл. II.-1., II.-2.) отражают ее сущность.
В этом смысле защита информации отождествляется с процессом обеспечения информационной безопасности, как глобальной проблемы безопасного развития мировой цивилизации, государств, сообществ людей, отдельного человека, существования природы.
При этом понятие информационная безопасность характеризует состояние
(свойство) информационной защищенности человека, общества, природы в условиях возможного действия угроз и достигается системой мер, направленных:
· на предупреждение угроз. Предупреждение угроз — это превентивные меры по обеспечению информационной безопасности в интересах упреждения возможности их возникновения;
· на выявление угроз. Выявление угроз выражается в систематическом анализе и контроле возможности появления реальных или потенциальных угроз и своевременных мерах по их предупреждению;
· на обнаружение угроз. Обнаружение имеет целью определение реальных угроз и конкретных преступных действий;
· на локализацию преступных действий и принятие мер по ликвидации угрозы или конкретных преступных действий;
· на ликвидацию последствий угроз и преступных действий и восстановление статус-кво.
Предупреждение возможных угроз и противоправных действий может быть обеспечено самыми различными мерами и средствами, начиная от создания климата глубоко осознанного отношения сотрудников к проблеме безопасности и защиты информации до создания глубокой, эшелонированной системы защиты физическими, аппаратными, программными и криптографическими средствами
Предупреждение угроз возможно и путем получения информации о готовящихся противоправных актах, планируемых хищениях, подготовительных действиях и других элементах преступных деяний.
В предупреждении угроз весьма существенную роль играет информационно-аналитическая деятельность службы безопасности на основе глубокого анализа криминогенной обстановки и деятельности конкурентов и злоумышленников.
Выявление имеет целью проведение мероприятий по сбору, накоплению и аналитической обработке сведений о возможной подготовке преступных действий со стороны криминальных структур или конкурентов на рынке производства и сбыта товаров и продукции.
Обнаружение угроз — это действия по определению конкретных угроз и их источников, приносящих тот или иной вид ущерба. К таким действиям можно отнести обнаружение фактов хищения или мошенничества, а также фактов разглашения конфиденциальной информации или случаев несанкционированного доступа к источникам коммерческих секретов.
Пресечение или локализация угроз — это действия, направленные на
устранение действующей угрозы и конкретных преступных действий. Например, пресечение подслушивания конфиденциальных переговоров за счет акустического канала утечки информации по вентиляционным системам.
Ликвидация последствий имеет целью восстановление состояния,
предшествовавшего наступлению угрозы. Например, возврат долгов со стороны заемщиков. Это может быть и задержание преступника с украденным имуществом, и восстановление разрушенного здания от подрыва и др.
Защита информации — есть комплекс мероприятий, проводимых собственником информации, по ограждению своих прав на владение и распоряжение информацией, созданию условий, ограничивающих ее распространение и исключающих или существенно затрудняющих несанкционированный, незаконный доступ к засекреченной информации и ее носителям.
Защищаемая информация, являющаяся государственной или коммерческой тайной, как и любой другой вид информации, необходима для управленческой, научно-производственной и иной деятельности. В настоящее время перед защитой информации ставятся более широкие задачи: обеспечить безопасность информации. Это обусловлено рядом обстоятельств, и в первую очередь тем, что все более широкое распространение в накоплении и обработке защищаемой информации получают ЭВМ, в которых может происходить не только утечка информации, но и ее разрушение, искажение, подделка, блокирование и иные вмешательства в информацию и информационные системы.
Содержание информационной безопасности
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Так же в концепции чётко определены интересы личности, общества и государства в информационной сфере. К ним можно отнести:
Интересы личности в информационной сфере связаны с реализацией конституционных прав человека на доступ к информации и на ее использование для осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития. Отдельно можно выделить право личности на защиту личной или иной информации, обеспечивающей физическую и психологическую безопасность человека.
Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, а также упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддержании общественного согласия. В качестве особого интереса «Доктрина» выделяет духовное обновление России.
Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.