Дефект расслоения лобового стекла

Дефект расслоения или деламинации лобового стекла может быть вызван как естественными причинами (износ), так и вынужденными причинами (повреждение). Лобовое стекло состоит из внешнего и внутреннего слоя, соединенных специальным слоем из технического пластика PVB. При нарушении адгезионных характеристик промежуточного слоя, сцепление между внешним и внутренним слоем нарушается, и на лобовом стекле возникает дефект расслоения.

К одному из самых серьезных дефектов относится расслоение стекла (рис. 4) при проведении ремонтных работ по восстановлению повреждения стекла. В данном случае, полимер заполняет открывшееся пространство между двумя слоями стекла, образовывая довольно обширное размытое пятно. К сожалению, исправить такой дефект невозможно, и большинство техников в данном случае рекомендуют полную замену лобового стекла.

 

Естественный вопрос в данном случае – что вызывает расслоение стекла и как можно избежать возникновения данного дефекта. Дефект расслоения лобового стекла, как правило, тесно связан с его сроком службы – чем дольше стекло прослужило, тем выше риск снижения сцепляющей силы внутреннего слоя и последующего расслоения многослойной структуры. Однако, при неправильном проведении ремонтных работ дефект расслоения может возникнуть и в новых лобовых стеклах.

Срок службы стекла не является единственной причиной для возникновения данного дефекта. Среди возможных причин можно выделить следующие (или комбинацию данных причин):

· завышенное давление инжектора при проведении ремонтно-восстановительных работ может привести к отделению промежуточного пластикового слоя от стекла;

· недопустимый перегрев стекла (естественный и искусственный) может привести к снижению адгезионных характеристик и расслоению стекла. Например, при естественном нагревании лобового стекла в жаркий летний день промежуточный пластиковый слой лобового стекла переходит в жидкое состояние, что значительно снижает его адгезионную способность;

· неправильная настройка глубины сверления стекла также может привести к возникновению дефекта расслоения. Как правило, глубину сверления необходимо настраивать таким образом, чтобы полностью исключить контакт с внутренним пластиковым слоем, в противном случае значительное нарушение стабильности структуры может привести к расслоению стекла.

Во избежание возникновения дефекта расслоения, необходимо строго соблюдать все приведенные в данном руководстве инструкции и проводить ремонтные работы с повышенной осторожностью. При настройке инжектора следует тщательно обследовать контактную зону и рабочую поверхность вокруг инжектора. Если в точке примыкания инжектора к стеклу возникает едва заметное визуальное искажение, то следует уменьшить давление инжектора на стекло. Если эффект искажения вокруг точки давления не исчезает, то рекомендуется не проводить ремонт данного повреждения, так как это может привести к расслоению стекла.

Примечание: расслоение стекла не относится к частым дефектам при проведении ремонтно-восстановительных работ. Данная проблема включена в объем технического руководства только для того, чтобы снабдить вас дополнительной информацией о возможных осложнениях в ходе работы. Тщательное соблюдение всех приведенных в данном руководстве правил поможет вам значительно уменьшить опасность возникновения данных осложнений.

Ремонт длинных трещин.

При восстановлении длинной одиночной трещины основную трудность представляет собой зауженное окончание, заполнить которое полимером довольно сложно. Для того чтобы тщательно заполнить такой тонкий и узкий раскол необходимо соблюдать следующие рекомендации:

Для начала следует снять давление, образующееся на конце такой трещины, разместив в этом месте миниатюрный круглый скол. Круглый скол должен быть расположен на расстоянии примерно 0,6 см от конца трещины и точно по центру ее вероятной траектории. При необходимости трещину можно расширить вплоть до круглого скола, для этого нужно слегка надавить на внешнюю или внутреннюю сторону лобового стекла. При этом важно проследить, чтобы трещина прошла точно по центру круглого скола. Данный технический метод используется не только для снятия напряжения с конца трещины, но и для облегчения заполнения трещины полимером. Этот метод намного проще обычного сверления, при котором вы легко можете повредить внутренний слой лобового стекла.

После проведения данной операции можно приступать к ремонтно-восстановительным работам. Принцип заполнения одиночного раскола несколько отличается от методов восстановления стандартных повреждений лобового стекла.

В отличие от стандартной операции с неподвижно размещенным инжектором, в данном случае инжектор должен скользить вдоль рабочей поверхности для полного заполнения раскола. Для обеспечения легкого скольжения следует использовать технический вазелин или крем на основе вазелина.

Перед нанесением вазелина тщательно исследуйте месторасположение раскола и определите, с какой стороны вам будет удобнее начинать и в каком направлении продвигаться. После этого можно начинать наносить тонкий слой вазелина на рабочую поверхность для закрепления монтажного моста. Будьте осторожны и следите за тем, чтобы вазелин не попал в трещину, в противном случае это в значительной степени осложнит ремонтные работы и окажет негативное влияние на конечный результат.

Отделите инжектор от моста, установите мост на лобовом стекле в месте расположения дефекта, закрепите присоску и осторожно продвигайте мост по выбранной вам траектории над одиночным расколом. После того как вы убедились, что конструкция движется плавно и без сбоев, можно приступать к основным работам.

Закрепите инжектор над круглым сколом и плотно прижмите к поврежденной поверхности согласно основным предписаниям при проведении стандартной процедуры ремонта.

Поместите плотный полимер PL-104 или PL-111 в цилиндр инжектора и с помощью поршня инжектора проведите рабочий цикл по заполнению круглого скола в вакуумном режиме и режиме рабочего давления. Продолжайте работу в циклическом режиме до тех пор, пока круглый скол не будет полностью заполнен полимером.

Тактика скольжения.

После заполнения круглого скола полимером, ослабьте давление поршня в инжекторе и плавно переместите мостовую перемычку с инжектором вдоль раскола, на расстояние примерно 0,5 см от круглого скола. Вновь создайте давление в инжекторе и переместите инжектор (скольжением моста по стеклу) в исходную позицию для заполнения раскола по всей длине. Для оптимального заполнения раскола можно слегка нагреть поврежденное место или осторожно надавить пальцем с внутренней стороны лобового стекла.

Тщательно следите за заполнением раскола - как только область под инжектором будет заполнена, продолжайте осторожно продвигать инжектор вдоль повреждения. Перемещайте конструкцию не слишком быстро, важно, чтобы слой полимера не прерывался.

Примечание: начальная стадия заполнения раскола является не только самой важной, но и наиболее продолжительной. В некоторых случаях вам придется несколько раз переделывать первый участок трещины, пока вы не добьетесь полного заполнения раскола полимером. Как правило, после этого трещина заполняется без особых трудностей, но начальный этап (первые несколько сантиметров) занимают 75% от общего времени и усилий. После успешного заполнения начального отрезка раскола, последующая часть будет заполнена в течение нескольких минут.

После того, как вы приблизитесь к круглому сколу на конце повреждения на 5–7.5 см, переместите инжектор назад к точке старта. Когда инжектор будет проходить над уже заполненными областями, осторожно прижмите его к рабочей поверхности. Кроме этого, слегка нажмите пальцем на стекло с внутренней стороны на расстоянии примерно 5 см от круглого скола. Помните, что давление в области расположения круглого скола с внутренней стороны полностью исключено!

При нажатии на стекло с внешней стороны, слой полимера, заполнивший раскол, слегка поднимется и выступит из углубления. Продолжая слегка надавливать на стекло, подождите, пока полимер не потечет, иногда это занимает несколько секунд, как только поток полимера коснется поверхности, прекратите давление на стекло и переместите инжектор по основной траектории вдоль раскола. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока полимер не остановится на расстоянии 5–7.5 см от круглого скола. После этого, полимер должен свободно выходить из инжектора. Повторяйте эту процедуру до тех пор, пока раскол не будет полностью заполнен.

Примечание: при работе с одиночными длинными трещинами рекомендуется заклеивать светопроницаемыми пластинками отдельные участки длиной 5–7 см, уже заполненные полимером, таким образом, вы предотвратите попадание воздуха в уже заполненные области и значительно сократите необходимое для ремонтных работ время.

После того, как раскол полностью заполнен полимером, можно приступать к конечной обработке рабочей области. Время полимеризации, необходимое для полного затвердевания полимера, зависит от мощности светового источника и технических характеристик повреждения. Однако в большинстве случаев можно руководствоваться следующим принципом - естественный солнечный свет приводит к затвердеванию полимера после 3–4 минут обработки, при работе с искусственными источниками света следует интервал полимеризации, который составляет от 5 до 6 минут для полного затвердевания.

После того, как полимер затвердел, можно снять клейкую ленту и осторожно удалить излишки полимера с восстановленной поверхности.

Наши рекомендации