Раздел 1. текстильные волокна
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
№ | Раздел | Стр |
п\п | ||
1. | Пояснительная записка | |
2. | Содержание разделов и тем с вопросами для самоконтроля | |
3. | Список литературы | |
4. | Требования к выполнению и оформлению контрольной | |
работы | ||
5. | Критерии оценивания контрольной работы | |
6. | Рекомендации к рубежной аттестации (зачет) | |
7. | Критерии оценивания зачетной работы | |
8. | Рекомендации к промежуточной аттестации (экзамен) | |
9. | Критерии оценивания итоговой аттестации | |
10. | ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Титульный лист. | |
11. | ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задания для контрольной работы | |
12. | ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Лист оценивания контрольной работы | |
13. | ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Пример оформления результатов | |
лабораторной работы | ||
14. | Перечень вопросов к зачёту | |
15. | Перечень вопросов к итоговой аттестации (экзамен) | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации составлены для изучения и выполнения работ по учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение», соответствуют требованиям ФГОС и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 29.02.04. «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» заочной формы обучения.
В соответствии с учебным планом ОП. 03 «Материаловедение» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.
Цель изучения дисциплины-сформировать компетенции выпускника,позволяющие ему осуществлять профессиональную деятельность в области конструирования и моделирования одежды различного ассортимента.
Учебная дисциплина ОП. 03 «Материаловедение» изучается на 2 курсе. В результате изучения ОП. 03 студенты должны
знать:
· основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
· классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;
· особенности строения, назначения и свойства различных материалов;
· виды обработки различных материалов;
· требования к качеству обработки деталей;
· виды износа деталей и узлов;
· классификацию, свойства и область применения сырьевых материалов;
· требования техники безопасности при хранении и использовании различных материалов
уметь:
· распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
· подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
· выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов;
· подбирать способы и режимы обработки материалов для изготовления различных деталей.
При изучении ОП. 03 «Материаловедение» по заочной форме используются различные формы учебной деятельности студента. Это аудиторные часы: лекции, семинары, круглые столы, практические и лабораторные работы, а также самостоятельная работа студента, которая составляет большую часть учебного времени.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося 26 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание: Содержание дисциплины,его связь с другими дисциплинамиучебного плана.
Требования, предъявляемые к одежде. Материалы, используемые при пошиве одежды, их характеристика.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите требования, предъявляемые к одежде.
2.Перечислите материалы, используемые при пошиве одежды.
РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА
Тема 1.1 Общие сведения о волокнах и их свойствах
Содержание: Классификация волокон.Понятия о натуральных,искусственных исинтетических волокнах.
Вопросы для самоконтроля:
1.Как классифицируют волокна?
2.Перечислите натуральные волокна
3.Перечислите искусственные волокна
4.Перечислите синтетические волокна.
Тема 1.4 Синтетические волокна
Содержание: Развитие промышленности синтетических волокон.Получение и свойства капрона, лавсана, нитрона, хлорина.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите виды синтетических волокон?
2. Перечислите свойства синтетических волокон
3. Перечислите особенности получения синтетических волокон
Тема 2.1 Прядение
Содержание: Способы прядения:кардный,гребенной и аппаратный.Виды пряжипо волокнистому составу, свойства пряжи.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите способы прядения
2.Расскажите, какие существуют операции прядения
3.Перечислите виды пряжа
4.Перечислите свойства пряжа
5.Составьте характеристику нитей повышенной растяжимости.
Тема 2.2 Ткачество
Содержание: Общие сведения о ткачестве.Виды ткацких станков.Ткацкиепереплетения Классификация переплетений, влияние переплетения на свойства тканей
Вопросы для самоконтроля:
1.Дать определение понятию «ткачество»
2.Перечислите виды ткацких станков
3.Перечислите пороки, возникающие при выработке тканей
4.Перечислите классы переплетения
5.Перечислите виды переплетений, влияющих на свойства тканей и их причины
Тема 2.3 Отделка тканей
Содержание: Задачи отделки тканей.Основные процессы отделки х/б тканей:предварительная отделка, крашение, печатание, заключительная отделка. Особенности отделки льняных, шелковых и шерстяных тканей. Виды специальных отделок.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите основные процессы отделки х/б тканей 2.Перечислите операции предварительной отделки, крашения, печатания, заключительной отделки
3. Перечислите особенности отделки льняных, шелковых и шерстяных тканей
4. Перечислите виды специальных отделок
Тема 3.1 Состав тканей
Содержание: Классификация тканей по волокнистому составу.Органолептический метод определения волокнистого состава. Факторы, определяющие строение тканей: вид нитей, характер переплетения, плотность и отделка. Влияние лицевой поверхности (гладкость, ворсистость) на раскладку лекал и экономичность раскроя.
Вопросы для самоконтроля:
3.Расскажите, как классифицируют ткани по волокнистому составу
4.Перечислите методы определения волокнистого состава тканей
5.Перечислите факторы, определяющие строение тканей
РАЗДЕЛ 4 АССОРТИМЕНТ ТКАНЕЙ
Тема 5.1 Плащевые материалы
Содержание: Односторонние,двухсторонние комплексные материалы..Способывыработки комплексных материалов: огневой, прошивной, клееный. Материалы с пленочным покрытием. Кожа. Отделка материалов. Используемое сырье.
Способы производства.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите способы выработки комплексных материалов
2.Перечислите свойства комплексных материалов
3. Назовите виды отделки для материалов с пленочным покрытием.
4. Какие материалы служат основой
Тема 5.2. Искусственный мех
Содержание: Способы выработки:трикотажный,тканый,нетканый,клеевой.Волокнистый состав. Ассортимент искусственного меха.
Вопросы для самоконтроля:
1.Дайте определение понятию «искусственный мех» , какими свойствами он обладает.
2.Дайте характеристику дублированным материалам, какими свойствами они обладают и где применяются.
Тема 5.4. Натуральный мех
Содержание: Общие сведения о шкурках и свойствах пушных зверей.Общиесведения о выделке шкурок. Ассортимент пушно-мехового полуфабриката
Вопросы для самоконтроля:
1.Дайте определение понятию «натуральный мех»
2.Перечислите ассортимент натурального меха
Тема 5.7 Фурнитура
Содержание: Характеристика фурнитуры,применяемой при изготовленииодежды: пуговиц, пряжек, тесьмы «молния»
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите виды фурнитуры, применяемой при изготовлении одежды:
2. Дайте характеристику каждому виду фурнитуры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
1.Ассортимент, свойства и технические требования к материалам для одежды/ Под редакцией Гущиной К.Г.-М.: Легкая индустрия, 2010.- 160с.
2. Коркина О.А. Женская лёгкая одежда. Технология. – Екатеринбург, 2009.--376с., ил.
Дополнительная литература:
1. Баженов В. И. Материалы для швейных изделий: Учебник. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. – 112с.
2. Бузов Б.А. Материаловедение швейного производства: Учебник. – М.: Легкопромбытиздат, 1986.- 424с.
2.Мальцева Е.П. Материаловедение швейного производства: Учебник. – М.: Легкая индустрия, 1974. – 212с.
3. Пожидаев Н.Н. Симоненко Д.Ф. Материалы для одежды. – М.: Легкая индустрия, 1975. – 224с.
4.Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства: Учебник. – М.: Академия, 2001. – 240с.
5.Стельмашенко В.И., Розаренова Т.В. Материаловедение швейного производства: Учебник. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 224.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Таблица 2
ВАРИАНТ | Последние цифры шифра | ||
зачетной книжки студента | |||
1, 6 | |||
2, 7 | |||
3, 8 | |||
4, 9 | |||
5, 0 | |||
РЕКОМЕНДАЦИИ К РУБЕЖНОЙ АТТЕСТАЦИИ (зачет)
По окончании первого семестра на первом курсе студенты сдают зачет, являющийся формой рубежной аттестации.
Цельпроведения зачета–определить сформированность теоретическихзнаний и практических умений по разделам материаловедения: основы технологии производства тканей, состав, строение и свойства тканей.
Во время лабораторно-практических аудиторных занятий студенты выполняют лабораторные работы по определению волокнистого состава, вида переплетения и свойств тканей.
Задание для лабораторных работ:
Каждому студенту выдаются по 4 образца тканей. Необходимо определить:
1. Вид отделки образца
2. Вид переплетения
3. Структуру лицевой поверхности
4. Волокнистый состав образца
5. Геометрические, механические и технологические свойства.
ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ по дисциплине «Материаловедение»
Таблица 4 | ||
Наименование темы (раздела) | Наименование | |
учебной дисциплины | лабораторно-практических работ | |
РАЗДЕЛ 2 ТЕХНОЛОГИЯ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА | ||
Тема 2.2. Ткацкие переплетения | Практическая работа №1 | |
Определение вида переплетений по | ||
предложенным образцам | ||
РАЗДЕЛ 3. СОСТАВ, СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ТКАНЕЙ | ||
Тема 3.1. Состав тканей | Практическая работа № 2 | |
Тема 3.4. Свойства тканей | Определение волокнистого состава и свойств | |
ткани по предложенным образцам | ||
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(экзамен)
По окончанию учебной дисциплины ОП.03 Материаловедение (второй семестр на первом курсе) студенты сдают – экзамен.
Вопросы для экзаменационных билетов составлены по всем темам курса. Перечень вопросов к экзамену предложен в ПРИЛОЖЕНИИ 6. Особое внимание уделяется ассортименту материалов, свойствам материалов, выбору комплекта материалов для швейных изделий.
Таблица 6
Оценка | Критерии оценивания |
«5» - отлично | - соответствие содержания ответа; |
- тема раскрыта в полном объеме | |
«4» - хорошо | - соответствие содержания; |
- тема раскрыта в полном объеме,но с | |
небольшими замечаниями | |
«3» - удовлетворительно | - соответствие содержания; |
- тема раскрыта в неполном объеме; | |
«2» - неудовлетворительно | - не соответствие содержания работы теме. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Оформление титульного листа
Министерство образования и науки Пермского края
ГБПОУ «Коми-Пермяцкий политехнический техникум»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
по специальности : 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Исполнитель
студент(ка) ФИО:__________________
группы____________________
шифр__________________
проверил: Бушуева М..В.
оценка__________________________
Кудымкар-2017
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
ВАРИАНТ 1 Тема: Натуральные волокна растительного происхождения: хлопок, лен
1. Написать историю появления волокон.
2. Изобразить строение волокон под микроскопом.
3. Описать свойства волокон.
4. Перечислить районы выращивания волокон
Тема: Ассортимент хлопчатобумажных тканей
1.Перечислить ассортимент хлопчатобумажных тканей по прейскуранту
2.Написать характеристику ассортимента хлопчатобумажных тканей (вид пряжи, переплетение, окраска)
3. Перечислить виды основной отделки хлопчатобумажных тканей.
4. Перечислить, какими физическими, механическими и технологическими свойствами обладают хлопчатобумажные ткани
5. Подобрать образцы хлопчатобумажных материалов с различными видами отделки.
ВАРИАНТ 2
Тема: Натуральные волокна животного происхождения:шерсть,
натуральный шелк
1. Написать историю появления волокон.
2. Изобразить строение волокон под микроскопом.
3. Описать свойства волокон.
4. Перечислить районы овцеводства и шелководства.
Тема: Ассортимент льняных тканей.
1.Перечислить ассортимент льняных тканей по прейскуранту 2.Написать характеристику ассортимента льняных тканей( вид пряжи,
переплетение, окраска)
3. Перечислить виды основной отделки льняных тканей.
4. Перечислить, какими физическими, механическими и технологическими свойствами обладают льняные ткани
5. Подобрать образцы льняных материалов различного назначения
22
ВАРИАНТ 3
Тема: Искусственные волокна (вискоза, ацетат, триацетат, стеклянное волокно и металлические нити)
1. Написать виды сырья для производства волокон.
2. Написать историю появления волокон.
3. Перечислить этапы получения волокон, раскрыть сущность каждого
этапа,
4. Описать свойства волокон.
ВАРИАНТ 4
Тема: Синтетические волокна (полиамидные, полиэфирные, полиакрилонитрильные, поливинилхлоридные, поливинилспиртовые,
полиолефиновые)
1. Написать виды сырья для производства волокон.
2. Написать историю появления волокон.
3. Перечислить этапы получения волокон
4. Описать свойства волокон, написать, где применяются е волокна.
Тема: Ассортимент шелковых тканей
1. Перечислить ассортимент шелковых тканей по прейскуранту
2. Написать характеристику ассортимента шелковых тканей (вид пряжи, переплетение, окраска)
3. Перечислить виды основной и специальной отделки шелковых тканей.
4. Перечислить, какими физическими, механическими и технологическими свойствами обладают шелковые ткани
5. Подобрать образцы шелковых материалов с различными видами отделки
23
ВАРИАНТ 5
Тема: Пряжа и нити
1. Перечислить основные процессы прядения, раскрыть сущность каждого процесса.
2. Перечислить системы прядения
3. Написать, на какие виды делится нити (по волокнистому составу, по системе прядения, по строению, по отделке)
4. Описать свойства текстильных нитей.
Тема: Ткацкие переплетения
1. Перечислить классы переплетений
2. Написать, где применяются каждый из видов переплетений.
3.Зарисовать полотняное, саржевое и атласное переплетение, показать раппорт переплетения по основе и утку. Написать, как переплетения влияют на внешний вид и свойства тканей
4.Написать характеристику лицевой и изнаночной сторон тканей.
5. Подобрать образцы материалов различных видов переплетений
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ФИО студента: ______________________________группа МКз ______
Таблица 7 | ||||||||
критерии оценивания | мах. | Баллы | ||||||
контрольной работы | баллы | |||||||
1. | Работа выполнена в печатном виде в | до 5 баллов | ||||||
соответствии с требованиями стандарта | ||||||||
2. | Работа выполнена в полном объеме в | до 5 баллов | ||||||
соответствии с содержанием | ||||||||
3. | В работе представлены таблицы и | до 5 баллов | ||||||
рисунки не менее трех | ||||||||
4. | Подобраны | и | аккуратно оформлены | до 5 баллов | ||||
образцы материалов по теме контрольной | ||||||||
работы (не менее 5 образцов) | ||||||||
5. | Предложен | список | литературы | в | 5 балла | |||
соответствии | с | требованиями стандарта | ||||||
(не менее 5 источников) | ||||||||
Всего: | ||||||||
Перевод в пятибалльную систему:
Оценка «5» – 23 - 25 баллов Оценка «4» – 18 - 22 баллов Оценка «3» – 15 – 17 баллов
При оценивании работы ниже 15 баллов - работа возвращается на доработку.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Пример оформления результатов лабораторной работы
Образец | Переплете | Свойства | ткани | Характер | Сырьевой | |||||||
ткани | ние | горения | состав | |||||||||
образца | ||||||||||||
Геометр | Механич | Физическ | Технолог | Оптические | ||||||||
ические | еские | ие | ические | свойства | ||||||||
Полотняно | тонкая, | Низкая | Высокая | Выс. | Набивная, | Яркое | пламя, | хлопок | ||||
е | легкая | прочност | гигроскоп | термосто | матовая, | зола | серого | |||||
ь, низкая | ичность, | йкость, | плотная – не | цвета | ||||||||
драпируе | высокая | не | прозрачная | |||||||||
мость, не | паропрони | скользит, | ||||||||||
электризу | цаемость, | на | ||||||||||
ется | высокая | прорубае | ||||||||||
воздухопр | тся, | |||||||||||
оницаемос | малоосып | |||||||||||
ть | аемый | |||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Как классифицируют волокна?
2. Расскажите о натуральных волокнах растительного происхождения (районы выращивания, свойства, применение)
3. Расскажите о натуральных волокнах животного происхождения (свойства, применение)
4. Расскажите, какие искусственные волокна применяют для изготовления тканей, какое сырье применяют для выработки этих волокон
5. Какое сырье применяют для выработки синтетических волокон, какими положительными и отрицательными свойствами обладают синтетические волокна.
6. На какие группы делятся переплетения? 7.Какие переплетения относятся к простым?
8.Какие переплетения относятся к мелкоузорчатым, крупноузорчатым?
9.Какие переплетения относятся к сложным переплетениям?
10. Какими способами определяют волокнистый состав тканей?
11. В какой последовательности определяют волокнистый состав органолептическим методом?
12. Какие свойства относятся к геометрическим?
13. Какие свойства тканей влияют на выбор модели, назначение, параметры обработки?
14. Какие свойства относятся к физическим?
15. Какие свойства относятся к механическим?
16.Какие свойства относятся к технологическим?
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
№ | Раздел | Стр |
п\п | ||
1. | Пояснительная записка | |
2. | Содержание разделов и тем с вопросами для самоконтроля | |
3. | Список литературы | |
4. | Требования к выполнению и оформлению контрольной | |
работы | ||
5. | Критерии оценивания контрольной работы | |
6. | Рекомендации к рубежной аттестации (зачет) | |
7. | Критерии оценивания зачетной работы | |
8. | Рекомендации к промежуточной аттестации (экзамен) | |
9. | Критерии оценивания итоговой аттестации | |
10. | ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Титульный лист. | |
11. | ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задания для контрольной работы | |
12. | ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Лист оценивания контрольной работы | |
13. | ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Пример оформления результатов | |
лабораторной работы | ||
14. | Перечень вопросов к зачёту | |
15. | Перечень вопросов к итоговой аттестации (экзамен) | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации составлены для изучения и выполнения работ по учебной дисциплине ОП. 03 «Материаловедение», соответствуют требованиям ФГОС и предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 29.02.04. «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» заочной формы обучения.
В соответствии с учебным планом ОП. 03 «Материаловедение» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и обеспечивает совокупность систематизированных знаний и умений, а также определенный уровень развития познавательных способностей и практической подготовки.
Цель изучения дисциплины-сформировать компетенции выпускника,позволяющие ему осуществлять профессиональную деятельность в области конструирования и моделирования одежды различного ассортимента.
Учебная дисциплина ОП. 03 «Материаловедение» изучается на 2 курсе. В результате изучения ОП. 03 студенты должны
знать:
· основные виды конструкционных и сырьевых, металлических и неметаллических материалов;
· классификацию, свойства, маркировку и область применения конструкционных материалов, принципы их выбора для применения в производстве;
· особенности строения, назначения и свойства различных материалов;
· виды обработки различных материалов;
· требования к качеству обработки деталей;
· виды износа деталей и узлов;
· классификацию, свойства и область применения сырьевых материалов;
· требования техники безопасности при хранении и использовании различных материалов
уметь:
· распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
· подбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации для выполнения работ;
· выбирать и расшифровывать марки конструкционных материалов;
· подбирать способы и режимы обработки материалов для изготовления различных деталей.
При изучении ОП. 03 «Материаловедение» по заочной форме используются различные формы учебной деятельности студента. Это аудиторные часы: лекции, семинары, круглые столы, практические и лабораторные работы, а также самостоятельная работа студента, которая составляет большую часть учебного времени.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 52 часа;
самостоятельной работы обучающегося 26 час.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Содержание: Содержание дисциплины,его связь с другими дисциплинамиучебного плана.
Требования, предъявляемые к одежде. Материалы, используемые при пошиве одежды, их характеристика.
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите требования, предъявляемые к одежде.
2.Перечислите материалы, используемые при пошиве одежды.
РАЗДЕЛ 1. ТЕКСТИЛЬНЫЕ ВОЛОКНА