Биография учителя Итосу Ясуцунэ

БИЛЕТЫ ПО ТЕОРИИ КАРАТЭ И ОТВЕТЫ

4.1. Выполнение теоретических требований

4.1.1. Выполнение теоретических требований предусматривает проверку в процессе занятий теоретических знаний по 12 темам.

4.1.2. Теоретический экзамен для каратистов 10-1 кю проводится инструкторами до принятия технических требований на специально-организованных занятиях. Во время экзамена выявляются знания каждого из сдающих по 3 темам из ниже перечисленных:

1. История и традиции каратэдо.

2. Краткие сведения о строении и функциях организма

3. Гигиена, закаливание, питание и режим.

4. Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь.

5. Физиологические основы тренировки

6. Принципы, методы, средства обучения и тренировки

7. Техника, тактика каратэ. Методика совершенствования.

8. Общая и специальная физическая подготовка.

9. Философия каратэдо и дзен.

10. Морально-волевая и психологическая подготовка.

11. Планирование и контроль учебно-тренировочного процесса.

12. Правила соревнований, присвоение разрядов.

4.1.3. Знания выявляются при помощи письменного тест-опроса, индивидуальной или групповой беседы. По каждой теме ставится оценка по пятибалльной шкале с 2 до 5 баллов.

4.1.4. Теоретические требования считаются сданными при наборе на экзамене не менее 9 баллов.

4.1.5. При проверке знаний и вынесении оценок учитываются следующие критерии требований:

А) ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ – сдающий должен рассказать и продемонстрировать приёмы практических навыков по темам: 4, 6, 7, 8, 11, 12.

Б) ЗНАТЬ И ОБЪЯСНИТЬ – сдающий должен рассказать и дать ответы на поставленные вопросы по теме.

В) РАССКАЗАТЬ – сдающий должен дать ответ в виде чёткого пересказа без пояснений.

Г) ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – не требуется пересказа и строгого знания темы (например, даты, фамилии, специальных терминов). Сдающий должен в общих чертах дать ответы на вопросы.

Кю

6.6.2. Теоретические требования

№ темы № билета подтема критерии требований
1.4. Биография учителя Итосу Ясуцунэ рассказать
9.5. Принцип: сочетание воинского и гражданского «бумбо рёдо»; знать и объяснить
3.4. Регулирование веса;
11.2. Правила проведения самостоятельных занятий;
7.2. «Пять принципов защиты» (ракка, кусин, тэни, хангэки, рюсуй);
7.3. Основные понятия техники и тактики. Тактические действия
7.4. Сопряжённые действия: стойки, перемещения и перед-вижения, дыхание. рассказать
11.3. Разминка и её значение; знать и выполнять
4.1. Самоконтроль (ведение дневника самоконтроля);
6.4. Терминология разученных приёмов и команд;
12.7. Правила судейства соревнований по кумитэ и ката (WKF, WUKO). Запрещённые действия. иметь представление
10.1. Психологические принципы каратэдо: ДЗАНСИН И МУСИН. Знать и объяснить


Билет № 1.4.

Основные понятия техники и тактики. Тактические действия

Общие понятия техники.

Чтобы достигнуть необходимых результатов в боевых условиях, боец каратэдо должен владеть значительным арсеналом боевых приёмов (определёнными видами двигательных действий, служащих в качестве средства ведения боя), т.е. передвижениями, ударами, защитами и т. д. Успешное проведение любого приёма во многом зависит от техники его выполнения. Важной предпосылкой этого является познание закономерностей, которым подчиняется так называемая техника каратэ.

Техника каратэ - это способ выполнения боевых действий, с помощью которых двигательная задача в бою решается целесообразно, с относительно большей эффективностью. (Происходит от греческого корня “ТЕХН”, на основе которого образован ряд терминов, обозначающих искусность, искусство и т. п.). Другими словами, под техникой каратэдо подразумеваются рациональные и эффективные боевые движения, служащие для решения конкретных двигательных задач в бою с максимальным эффектом при минимальном усилии.

Поиски эффективных способов техники боевых движений, её идеальных эталонов, привели к возникновению множества “моделей техники”, заявивших о себе как об определённых стилях, направлениях каратэдо. Такие “модели техники”, построены с учётом индивидуальных качеств, внутренних убеждений их создателей и отражают особенности восточной традиции и философии.

«Модель” техники каратэдо даёт представление об общих рациональных основах техники боевых движений, об её предполагаемых наиболее эффективных формах, и может описываться в словах, графически, математически или в какой-либо иной условной форме. Перед специалистом боевого искусства всегда должен возникать вопрос уточнения конкретных моделей техники в связи с индивидуальными особенностями бойца.

Таким образом, процесс технической подготовки должен строится по двум направлениям:

1. изучение образцовой “модели техники” (используют так же термины классической, типовой, стандартной);

2. совершенствование техники боевых приёмов в соответствии с индивидуальными особенностями каратиста и другими задачами подготовки.

Различают основу техники движений, её главное звено и детали.

Основа техники боевых движений - это совокупность тех звеньев и черт структуры движений, какие безусловно, необходимы для решения двигательной задачи в бою определённым способом (порядок проявления мышечных сил, основные моменты согласования движений в пространстве и во времени и т. д.) Выпадение или нарушение хотя бы одного элемента делает невозможным само решение двигательной задачи в бою.

Так основу техники прямого удара правой рукой (MIGI CHOKU TSUKI ) составляют:

А) толчок правой ногой и перемещение тела в направлении удара;

Б) поворот туловища справа налево;

В) ударное движение правой руки.

Главное звено - это наиболее важная часть в структуре выполнения двигательной задачи. Например, в каратэдо в ударах, главным звеном является ударное движение.

Детали техники. К деталям техники боевых движений обычно относят её отдельные составляющие, второстепенные особенности, не нарушающие его основного механизма. К деталям техники прямого удара (MIGI CHOKU TSUKI) относятся:

А) положение левой руки;

Б) быстрота возврата в исходное (доударное) положение и т д.

Детали техники могут видоизменяться в зависимости от условий и целей данного действия и от индивидуальных особенностей каратиста. Все они поэтому делятся на общие (определяемые целями и условиями выполнения действия) и индивидуальные (зависящие от индивидуальных особенностей бойца, выполняющего это действие). Подчеркнём, что общие и индивидуальные детали техники любого боевого действия в каратэдо являются весьма важными для бойца. Например, выполнение деталей техники подготовительного удара (разведывательного) защищает бойца от контратакующих (в основном встречных) ударов противника.

При изучении техники каратэдо важное значение имеет знание основных законов биомеханики. На их основе можно точно рассчитать все параметры, необходимые для технически правильного выполнения любого приёма. Однако при обучении боевым движениям приходится учитывать ещё и законы анатомии, физиологии, психологии. Они не отменяют законов механики, но в целом ряде случаев вносят свои специфические поправки в способы выполнения приёмов.

Общие понятия тактики

В течение многих веков военная мысль формировала стратегию, тактику и шлифовала правила ведения боя, отражая эволюцию оружия, экономических условий и политической власти. Тактика и стратегия менялась вслед за возрастанием численности войска, большей скоростью и мобильностью, появлением колющего и стреляющего оружия, усовершенствованием техники. Наконец, уроки боевых сражений и опыт командования стали сознательно изучаться; делались попытки сохранить достижения и избежать ошибок прошлого. Так родилась наука военной тактики и стратегии.

Любое соперничество, конфликт можно назвать сражением. Сражение бывает мелкомасштабным и крупномасштабным. В основе каждого сражения лежат фундаментальные принципы. Как говорил великий мастер меча Миямото Мусаси:

«Ты освоил принципы фехтования. Ты свободно можешь победить одного бойца. Значит, ты можешь победить любого человека в мире. Дух победы над одиночкой подобен духу победы над десятью миллионами. Стратег через маленькую вещь постигает большую. Так скульптор создаёт большую статую Будды по миниатюрной модели. Я не могу пояснить подробно, как это происходит, но цель такова: имея один предмет, понимать десять тысяч».

Каратэдо учит не просто искусству ведения боя “пустыми руками”, а даёт обширные знания, которые можно охарактеризовать как “Путь воина”. Под “Путём воина” следует понимать не только схватки с одним соперником и умение оказаться в них победителем, а более широкое понятие, такое как, путь через трудности жизни, как в большом жизненном бою, используя мудрость воинского искусства. Схватка с одним противником это всего лишь маленькая часть искуccтва каратэдо, где используется техника, тактика и стратегия. Если техника вооружает каратиста средствами ведения боя, то тактика и стратегия обеспечивают их искусcтное применение.

Тактика «SEN» - это раздел теории воинского искусства, в которой изучаются формы, виды, способы и средства ведения боя с одним или несколькими различными по боевой манере противниками во всевозможных ситуациях, как в одиночной схватке, так и в крупномасштабном сражении.

Тактика любого боевого искусства проявляется в способности нейтрализовать сильные стороны противника, использовать его слабые стороны и одновременно с этим, в умении заставить противника следовать вашему собственному замыслу или как говорят в единоборствах применять “индивидуальную манеру ведения боя”. Тактическое мастерство бойца определяется правильным планированием боя (условий, ситуаций) и его управлением (осуществлением плана).

Планирование боя есть стратегия «HEIHO» (стратегас – искусство быть генералом). Если тактика даёт возможность найти правильный выход из положений, возникающих непосредственно в процессе боя, стратегия же представляет собою обширный план боя, построенный с учётом знаний условий схватки, предполагаемой ситуации, а также данных, как своих, так и противника.

Управление боем, искусство его ведения состоит в претворении в действие плана боя и зависит от глубины мышления бойца, его способности к анализу и синтезу действий противника, а также от степени овладения технико-тактическими средствами (приёмами). Чем они разнообразнее, тем больше вариантов планирования боя.

Планирование поединка и управление им неразрывно связано с тем насколько совершенно каратист владеет различными формами боя:

1. Разведывательная форма- это как средство получения данных о противнике при подготовке наступательных и оборонительных действий.

2. Наступательная форма - это активная форма борьбы с противником, предполагающая захват инициативы.

3. Оборонительная форма - это форма защиты от захватывающего инициативу противника, при этом она может быть самостоятельным или вспомогательным звеном, сопутствуя развитию наступления.

Билет № 6.4.

Терминология разученных приёмов и команд;

Ударные поверхности тела

Части тела Произношение Перевод
Hiraken Хиракэн “Плоский” кулак
Hitosasi ippon ken Хитосаси иппон кэн Кулак с выдвинутой фалангой указательного пальца
Chuko ippon ken (nakadaka ippon ken) Чуко иппон кэн (накадака иппон кэн) Кулак с выдвинутой фалангой среднего пальца
Haito Хайто Обратная сторона “меча” (внутреннее ребро руки)
Hira hasami Хира хасами “Ножницы” часть руки между указательным и большим пальцем
Yubi hasami Юби хасами “Ножницы” с выдвинутой фалангой среднего пальца
Jokoken (kakuto) Дзёкокэн (какуто) Верхняя часть согнутого запястья
Nukite Нукитэ Рука “копье”
Ippon nukite Иппон кэн Рука с одним пальцем
Nippon nukite Ниппон кэн Рука с двумя пальцами

Uchi waza - техника "хлест-удар"

Стойки и положения Произношение Перевод
Haito uchi Хайто учи Удар тыльной частью "руки-меча"
Uraken shomen uchi Уракэн сёмэн учи Удар тыльной частью кулака в лицо
Sa(yu)men uraken uchi Саюмэн учи Удары влево (вправо) тыльной частью кулака
Uraken hizo uchi Уракэн хидзо учи Удары тыльной частью кулака по почкам
Shuto sa(yu)men uchi Щуто учи Удары ребром руки слева ( справа )
Shuto sakotsu uchi Щуто сакоцу учи Удар ребром ладони в ключицу
Kentsui ( tetsui ) uchi Кэнцуй (тэцуй) учи Удар кулаком

Команды на соревнованиях

Стойки и положения Произношение Перевод
Shobu ippon hajime Сёбу иппон хадзимэ Бой до одного поражения начали !
Shobu sambon hajime Сёбу самбон хадзимэ Бой до 3-х поражений начали !
Ato shibaraku Ато щибараку Осталось 30 секунд
Yame Ямэ Закончить
Moto no ichi Мото но ичи Вернуться на исходную позицию
Tsuzukete Цудзукэтэ Продолжайте бой
Fukushin shugo Фукусин сюго Помошник судьи ко мне!
Hantei Хантэй (оценки) решайте!
Hiki wake Хики вакэ Ничья
Enchosen Энчёсэн Продление времени боя
Torimasen Торимасэн Действие не оценивается
Aiuchi Айучи Одновременные атаки
Aka (shiro) ippon Ака (щиро) иппон Сопернику с красным (белым) поясом чистая победа
Aka (shiro) no kachi Ака (щиро) но качи Сопернику с красным (белым) поясом победа
Aka (shiro) hansoku chui Ака(щиро) хансоку чуй Сопернику с красным (белым) поясом штраф за нарушение правил категории “Хансоку”
Mubobi chui Мубоби чуй Штраф категории “мубоби”
Aka (shiro) hansoku Ака (щиро) хансоку Штраф за нарушение правил с последующей дисквалификацией
Aka (shiro) jogai Ака (щиро) дзёгай Выход за площадку у соперника с красным (белым) поясом
Аka (shiro) kiken Ака (щиро) кикэн Отстранение от боя соперника с красным (белым) поясом
Shikaku Щикаку Дисквалификация

Uke waza - техника защиты

Стойки и положения Произношение Перевод
Age tsukami uke Агэ цуками укэ Верхняя защита с захватом
Gedan shuto barai Гедан щуто укэ Нижняя защита “ рука - меч”
Jodan (gedan) kosa uke Дзёдан (гедан) коса укэ Верхняя (нижняя) защита скрещенными руками
Osae uke Осаэ укэ Защита нажимом
Tsuki uke Цуки укэ Одновременная защита и удар

Tsukami waza - захваты

Стойки и положения Произношение Перевод
Ushiro kara daki o tsukareru Ущиро кара даки о цукарэру Захват обхватом сзади

Билет № 10.1.

Регулирование веса

Некоторые спортсмены стремятся уменьшить (согнать) свой вес, чтобы остаться в старой или перейти в

более лёгкую весовую категорию. Они ошибаются, думая, что в более лёгкой весовой категории, согнав вес, они будут выступать успешнее. При значительной сгонке веса вместе с тягостным чувством жажды и голода наступает нарушение обменных процессов, что приводит к снижению боевых качеств спортсмена и может нанести серьёзный ущерб здоровью. Это подтверждается многочисленными примерами. Совершенно недопустимо сгонять вес или искусственными мерами задерживать его юными спортсменами, которые по мере роста и естественного прибавления веса склонны к переходу в следующую весовую категорию.

Каждый спортсмен в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития и возраста на различных этапах подготовки должен определять свой боевой вес, при котором он будет хорошо себя чувствовать, иметь большую подвижность и высокую работоспособность.

Поддержание боевого веса спортсмена регулируется главным образом путём правильно подобранных питьевого и пищевого режимов. Всякие излишества в питании и употреблении жидкостей могут вызвать увеличение веса за счёт развития жировой ткани и задержки воды в организме.

В необходимых случаях вес спортсмена перед соревнованиями можно снизить до границ, которые устанавливаются совместно с врачом и тренером. С гигиенической точки зрения наиболее оправданным и хорошо зарекомендовавшим себя на практике является следующий способ сгонки веса. На протяжении 2-3 х недель до соревнований в рационе спортсмена уменьшается кол-во продуктов, содержащих углеводы (хлеб, картофель, мучные изделия и т.п.), а также в некоторой мере снижается потребление поваренной соли и жидкостей. Однако при этом в рационе должно быть достаточное кол-во продуктов, содержащих белки, витамины, минеральные вещества (мясо, рыба, творог, яйца, овощи, фрукты, фруктовые соки). Особенно полезен тощий творог, в котором много белка и минеральных веществ при почти полном отсутствии углеводов и жиров. Вместе с тем творог обладает некоторым мочегонным действием. Во время тренировочных занятий, чтобы усилить потоотделение, хорошо применять более тёплую одежду.

В случае необходимости, если до соревнований остаётся 3-4 дня и происходит снижение тренировочных нагрузок, для сгонки веса можно воспользоваться баней (паровой или суховоздушной) или же светотепловыми ваннами. Пользоваться баней для сгонки веса нужно весьма умеренно. Не следует использовать баню для сгонки веса за 1-2 дня до соревнований. Хороший эффект и благоприятное воздействие на организм оказывает светотепловая ванна. Влияние светлотепловой ванны можно повысить, выпив 1 стакан настоя малины (50гр малины и 200гр воды); обтерев тело 70% раствором спирта; приняв горячий душ.

Во время турниров боевой вес регулируется пищевым и питьевым режимами. Данные об особенностях снижения и поддержания боевого веса каждый спортсмен должен фиксировать в дневнике самоконтроля. Они помогут найти более оптимальный вариант. Все мероприятия по снижению веса должны проводиться под контролем врача. Повышение веса спортсмена должно идти главным образом за счёт роста мышечной массы. При этом в пищевом рационе необходимо увеличить количество продуктов содержащих белки (мясо, рыба, творог, сыр, яйца, молоко, хлеб, каши).

Билет № 7.4.

Передвижение шагами (Ashi)

А) Aymi ashi - вышагивание т. е. одиночный шаг ногой с оставлением другой ноги на месте.

Назначение: вышагивание применяется для сближения с противником при одиночной атаке, для подготовки атаки, как финтовое действие, для вызова противника на атаку; для сохранения защитной дистанции.

Основа техники: шаг левой (hidari ayumi ashi) или правой ногой (migi ayumi ashi) в направлении движения (вперёд, назад, влево - левой ногой, вправо - правой ногой ) с переносом или без переноса веса тела на неё.

Детали техники: туловище и руки находятся в боевом положении, возврат ноги в исходную позицию.

Б) Yori ashi - “ скользящий “ шаг - самый простой и рациональный вид передвижения.

Назначение: “скользящий” шаг применяется для сближения с противником, как вызов противника на атаку (как финт); для сохранения защитной дистанции.

Основа техники: шаг в направлении движения (левой ногой - вперёд и влево, правой ногой - назад и вправо); подшагивание второй ногой в направлении движения.

Детали техники: положение рук и туловища в боевом положении.

В) Tsugi ashi - “преследующий” шаг.

Назначение: применяется для сближения с противником, для подготовки атаки, как финтовое действие; вызов противника на атаку; для сохранения защитной дистанции.

Основа техники: последовательная перестановка стоп начинается с правой ноги при шаге вперёд левой ногой при шаге назад; вышагивание второй ногой в направлении движения.

Детали техники: руки и туловище в боевом положении.

Общие замечания в передвижении шагами:

-исключить вертикальные колебания общего центра тяжести и перемещаться только на слегка согнутых ногах;

-сохранять мышцы живота слегка напряжёнными;

-исключить по возможности любое вторичное действие, предупреждающее соперника о намерениях.

Повороты (Tai sabaki)

Ж) Назначение: позволяют менять направление движений (передвижения, ударов защиты) как с одним соперником в бою, так и с несколькими.

Основа техники: а) поворот на передней части стопы левой в направлении движения: влево, вправо, назад с переносом и без переноса веса тела на другую ногу.

Детали техники: туловище и руки находятся в боевом положении.

Билет № 4.1.

БИЛЕТЫ ПО ТЕОРИИ КАРАТЭ И ОТВЕТЫ

4.1. Выполнение теоретических требований

4.1.1. Выполнение теоретических требований предусматривает проверку в процессе занятий теоретических знаний по 12 темам.

4.1.2. Теоретический экзамен для каратистов 10-1 кю проводится инструкторами до принятия технических требований на специально-организованных занятиях. Во время экзамена выявляются знания каждого из сдающих по 3 темам из ниже перечисленных:

1. История и традиции каратэдо.

2. Краткие сведения о строении и функциях организма

3. Гигиена, закаливание, питание и режим.

4. Врачебный контроль и самоконтроль. Первая помощь.

5. Физиологические основы тренировки

6. Принципы, методы, средства обучения и тренировки

7. Техника, тактика каратэ. Методика совершенствования.

8. Общая и специальная физическая подготовка.

9. Философия каратэдо и дзен.

10. Морально-волевая и психологическая подготовка.

11. Планирование и контроль учебно-тренировочного процесса.

12. Правила соревнований, присвоение разрядов.

4.1.3. Знания выявляются при помощи письменного тест-опроса, индивидуальной или групповой беседы. По каждой теме ставится оценка по пятибалльной шкале с 2 до 5 баллов.

4.1.4. Теоретические требования считаются сданными при наборе на экзамене не менее 9 баллов.

4.1.5. При проверке знаний и вынесении оценок учитываются следующие критерии требований:

А) ЗНАТЬ И ВЫПОЛНЯТЬ – сдающий должен рассказать и продемонстрировать приёмы практических навыков по темам: 4, 6, 7, 8, 11, 12.

Б) ЗНАТЬ И ОБЪЯСНИТЬ – сдающий должен рассказать и дать ответы на поставленные вопросы по теме.

В) РАССКАЗАТЬ – сдающий должен дать ответ в виде чёткого пересказа без пояснений.

Г) ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – не требуется пересказа и строгого знания темы (например, даты, фамилии, специальных терминов). Сдающий должен в общих чертах дать ответы на вопросы.

Кю

6.6.2. Теоретические требования

№ темы № билета подтема критерии требований
1.4. Биография учителя Итосу Ясуцунэ рассказать
9.5. Принцип: сочетание воинского и гражданского «бумбо рёдо»; знать и объяснить
3.4. Регулирование веса;
11.2. Правила проведения самостоятельных занятий;
7.2. «Пять принципов защиты» (ракка, кусин, тэни, хангэки, рюсуй);
7.3. Основные понятия техники и тактики. Тактические действия
7.4. Сопряжённые действия: стойки, перемещения и перед-вижения, дыхание. рассказать
11.3. Разминка и её значение; знать и выполнять
4.1. Самоконтроль (ведение дневника самоконтроля);
6.4. Терминология разученных приёмов и команд;
12.7. Правила судейства соревнований по кумитэ и ката (WKF, WUKO). Запрещённые действия. иметь представление
10.1. Психологические принципы каратэдо: ДЗАНСИН И МУСИН. Знать и объяснить

Билет № 1.4.

Биография учителя Итосу Ясуцунэ

Итосу Ясуцунэ «Анко» - один из известных мастеров каратэ, создатель современной системы обучения каратэ и учитель мастеров Мабуни, Фунакоси и целого ряда других звёзд каратэ первой половины ХХ века.

Итосу родился в 1830 году (в других источниках в 1832г.) в деревне Гибо в окрестностях города Сюри. Его семья носила родовое имя Бё и принадлежала к тикудун сундзимэ-но-пэйтин - низшей категории наследных вассалов королевского двора. Когда Итосу был ещё мал его семья перебралась в деревню Ямакава, где и вырос будущий великий мастер каратэ.

Осиро Тёдзё (1888-1939), ученик наставника Итосу и знаменитый мастер бо-дзюцу, рассказал, что семья его была очень религиозной. На дверце домашней молельни в их доме висела табличка с надписью "Кйтэн" - "Почитание небес", а в нише токонома - свиток со стихотворением:

Храни при себе только один иероглиф "уяма" -"почитание", и проживёшь безбедно жизнь, не совершив дурных поступков!

Буддийский алтарь в доме Итосу без конца протирали от пыли, в первый и пятнадцатый дни по лунному календарю они всегда подносили на алтарь цветы, а каждое утро ставили на него чашечку со свежим чаем. Как свидетельствует Нагаминэ Сёсин, эти строгие обычаи неукоснительно соблюдаются потомками мастера и в наши дни.

Вот в такой атмосфере и происходило формирование будущего мастера, который видел в каратэ не средство расправы над врагами, а важный инструмент воспитания активной, полезной для общества, морально и физически здоровой личности. Неудивительно, что Итосу рос мальчиком почтительным, молчаливым и задумчивым. Кстати, и прозвище "Анко" означает "Вечное спокойствие".

После получения начального и общего образования в школе, благодаря замечательному знанию каллиграфического мастерства и положительным личным качествам, Итосу в возрасте около 23 лет был удостоен службы в Управлении документации (сосикори) королевского двора в Сюри в должности карихисся (в современной чиновной структуре эта должность соответствует должности секретаря). В должности карихисся Итосу прослужил вплоть до ликвидации княжества Рюкю и учреждения японской префектуры в 1879 году.

О том, кто были первые учителя Итосу Ясуцунэ, то в источниках указываются разные мастера: Накахара, Сирома (Гусукума) из Томари и некий китаец, живший в Томари. Однако ни у кого не вызывает сомнений, что наибольшее влияние на формирование Итосу, как мастера оказал Мацумура Сокон, в ученики к которому Итосу поступил в возрасте уже за тридцать.

Согласно получившей распространение версии, знакомство Итосу и Мацумуры состоялось в деревне Сакияма в загородном дворце королевского дома Сё Утяя удон, где во времена королевства дворяне оттачивали своё искусство в чайной церемонии, стрельбе из лука и других воинских искусствах. Тренировался Итосу чрезвычайно упорно. Помимо занятий непосредственно с Мацумурой, во время которых он оттачивал ката, Итосу много занимался самостоятельно, "работая" с макиварой.

Из всей техники каратэ он, судя по всему, предпочитал прямой удар кулаком и пестовал его днём и ночью, стремясь достичь всесокрушающей мощи. Согласно одной из немного приукрашенных легенд, когда Итосу было уже за сорок, он стал ежедневно приходить к мавзолею рюкюской королевской семьи сё и усиленно закалять свои кулаки ударами о каменные стены. говорят, что поступал так потому, что уже никакая обычная макивара не могла выдержать ударов его кулаков, которые за годы тренировок приобрели прочность гранита. Правда, и стена мавзолея вскоре перестала быть подходящим снарядом для Итосу. Как гласит, предание, однажды он прикрепил соломенную подушку к камню в двухслойной каменной стене мавзолея. И когда он ударил по подушке, из стены с противоположной стороны выскочил камень. А после того, как Итосу ударил по импровизированной макиваре ещё несколько раз, стена вообще разрушилась.

Итосу большое внимание уделял также физической подготовке, прежде всего, развитию силы. Судя по всему, его можно смело называть первым культуристом на Окинаве. Будучи невысок ростом - меньше 155 см, благодаря упорным тренировкам он превратил своё тело в гору могучих мускулов. Как рассказывает Фунакоси, его грудная клетка "напоминала пивную бочку". По-видимому, этот пассаж следует понимать в том смысле, что в результате специфической физической тренировки Итосу чрезвычайно развил грудные мышцы и мышцы пресса.

Известно также предание, утверждающее, что однажды на глазах у целой толпы Итосу запросто, безо всякого видимого усилия, одной рукой раздавил ствол тропического бамбука мосотику, отличающегося особой прочностью.

На тренировке с учениками Итосу был строг, но после занятий буквально преображался. Он был весельчак, балагур и любитель выпить. Как свидетельствует Фунакоси, Итосу никогда не завидовал другим мастерам. Он всегда знакомил его с известными ему мастерами каратэ и наставлял, что нужно от каждого взять то лучшее, в чём он превосходит всех других.

В апреле 1901г. в результате усилий Итосу и помощи губернатора - Накахара, каратэ было включено в программу физического воспитания Нормальной начальной школы г. Сюри (сюри дзиндзё сёгакко). Руководство занятиями по каратэ было доверено Итосу Ясуцунэ. Это был первый случай преподавания каратэ в стенах государственного учебного заведения и первый шаг к превращению каратэ из полутайного боевого искусства в окинавское народное боевое искусство.

Итосу преподавал малышам не то прикладное каратэ, которым занимался сам и учил своих взрослых частных учеников. Он адаптировал технику под их возможности, исключил наиболее опасные приёмы, создав новые комплексы формальных упражнений «ката» - ХЭЙ-АН 1-5 (ПИН-АН), НАЙФАНЧИН НИДАН, НАЙФАН-ЧИН САНДАН, модифицировал ряд уже существующих, таких как ВАНСУ, ЧИНТО, ДЗИИН.

До наших дней сохранились несколько наставлений Итосу своим ученикам: «Каратэ помогает развитию не только физической силы, но и учит каждого защищать себя... Вы должны быть полезны всем людям, и никому не приносить вреда. Никогда не пытайтесь ударить, если это возможно, даже неумышленно, ведь вы можете встретить больного или сумасшедшего. Никогда не нападайте на других! Тот, кто изучает каратэ, должен помогать другим... Настоящий каратист избегает конфликтов и ищет мира, поэтому, чем больше он занимается каратэ, тем более вежливым он становится. Таков истинный каратист... »

Разработав программу "школьного каратэ" для внедрения в средние школы, осенью 1904 года Итосу организовал лекцию для изложения основ своей методики, сущности программы и демонстрации новых комплексов Пин-ан для большого собрания чиновников из Департамента образования префектуры, школьных инспекторов и преподавателей физкультуры из педагогического училища. Предложенная мастером программа и новые ката каратэ получили высокую оценку собравшихся. Чиновники департамента образования префектуры и педагоги были единодушны во мнении, что они могут быть эффективно использованы для физического воспитания школьников средней школы (тюгакко). И в результате Итосу было дано разрешение с начала нового, 1905 учебного года начать преподавание каратэ по этой программе как формы физического воспитания параллельно со стандартной гимнастикой в двух учебных заведениях Окинавы: Первой средней школе префектуры Окинава (Кэнрицу дайити тюгакко) и в Педагогическом училище (Сихан гакко). Столь короткий срок рассмотрения вопроса и единодушное одобрение предложения Итосу чиновниками от образования в немалой степени были связаны с тем, что Япония как раз в это время вела войну против России.

Надо сказать, что каратэ оправдало свои надежды в подоготовке допризывной молодёжи. После окончания войны, оказавшейся для Японии победной, с триумфом вернулись на родину ветераны - ученики Итосу: Ябу Кенцу, Ханасиро Тёмо и Кутэгата Кэнъю.

Размышляя над ролью боевых искусств в современном ему обществе, Итосу написал собственноручно в октябре 1907г., в возрасте 77 лет, письмо под названием "Десять пунктов о занятиях каратэ" в адрес Департамента образования префектуры Окинава.

“Тодэ не возникло из буддизма или конфуцианства. В недалёком прошлом Сёрин рю и Сёрэй рю были завезены из Китая. У обоих этих стилей есть сходные преимущества и достоинства, которые я хотел бы изложить на бумаге, прежде чем между ними появится слишком много отличий.

1. Тодэ предназначено в первую очередь на благо здоровья. Для того чтобы защищать своих родителей или своего хозяина, следует атаковать противника, не думая о собственной жизни. Никогда не атакуйте противника, когда он один. Если вы сталкиваетесь со злодеем или хулиганом, вам не следует использовать тодэ, надо просто парировать или уклониться от его удара и посторониться, уступая

2. Цель занятий тодэ - сделать тело твёрдым, как камень или железо; кисти рук и ступни ног следует использовать как наконечники стрел; сердца должны быть сильными и храбрыми. Если бы дети начинали заниматься тодэ с начальной школы, то ко дню призыва в армию они были бы хорошо подготовлены к военной службе. Во время своей встречи Веллингтон и Наполеон обсуждали вопрос, связанный с тем, что “завтрашняя победа рождается на сегодняшних площадках для игр”

3. Тодэ невозможно изучить быстро. Подобно медленно двигающемуся волу способному, в конце концов, пройти тысячу миль, если вы будете заниматься серьёзно каждый день, через три или четыре года вы поймёте, что такое тодэ. Сама форма ваших костей изменится. Тот, кто будет заниматься, придерживаясь низложенных правил, познает сущность тодэ.

4. В тодэ большое значение придаётся рукам и ногам, поэтому их надо тщательно тренировать на макивара. Во время тренировки опустите плечи, откройте лёгкие, соберитесь с силами, крепче упритесь ногами в пол, а пальцами ног вцепитесь в землю, опустите вашу внутреннюю энергию (ки) в нижнюю часть живота (сэйка тандэн). Упражняйте каждую руку не менее ста или двухсот раз.

5. При отработке стоек тодэ убедитесь в том, что ваша спина прямая, опустите плечи, сконцентрируйте всю свою энергию в ногах, стойте твёрдо и опустите внутреннюю энергию в нижнюю часть живота (верхняя и нижняя части его должны быть напряжены, и представлять одно целое).

6. Следует отрабатывать приёмы внешней техники тодэ один за другим, многократно. Так как эти приёмы передаются устно, обратите внимание на их объяснение и решите, когда и в какой ситуации можно было бы их применить. Сблизьтесь, отразите атаку, одновременно нанося встречный удар, освободитесь - это правило торитэ (освобождения рук).

7. Вы должны решить, какова цель занятий тодэ - оздоровление организма или повышение вашей профессиональной подготовки.

8. Во время тренировки вам следует представить, что вы на поле битвы. Блокируя и нанося удары, смотрите на противника пристально и свирепо. Опустите плечи

Наши рекомендации