И практическое использование

Психотактики

Психотактика — это раздел обучения, формирующий не­стереотипную тактическую форму ведения боя, содержание которого контролируется ощущениями, а его стратегическая цель задаётся предварительным психотренингом.

В предыдущих материалах уже отмечалось, что размыш­ления и поиски тактических решений губительны, если за­ниматься ими не до, а во время поединка. Тренировочный процесс — это и есть поиск истины, сопряжённый с сомне­ниями, пробами и ошибками. Поединок — это уже не по­иск, это форма существования истины, её сиюминутное про­явление. Основная проблема современных тренинговых ме­тодик заключается в конвенционном, статичном отношении к содержанию систем рукопашного боя. Создаётся впечатле­ние, что диалектика окружающего мира не проникает в бес­численные федерации, спортивные и прикладные клубы, преподаватели которых больше разбираются в том, кто и как тренировался, или кто и почему победил, чем в том, какие цели стояли перед создателями стиля и актуальны ли сейчас эти задачи. Осмысление этого вопроса даст почву для уясне­ния направлений перспективного развития, логически выте­кающего из предыдущего пути школы.

Задумаемся, отчего современные тренеры столь консер­вативны? Дело в том, что развитие боевых систем ушло в спортивном направлении, а что является доминирующей те­мой в спортивной подготовке — техника и привязанная к ней физическая форма. Как проще объяснить обучаемому техни­ческое действие — абстрагировать комплекс тех. действий до состояния символа. Первые удары ученик проводит чисто символически, больше заботясь о том, чтобы понравиться тре­неру, чем о том, какой смысл заложен в этом ударе. Такой алгоритм обучения выводит технику в ранг некой чистой, не­изменной дисциплины, а уже эта константа не даёт препода­вателю право на искания относительно новых форм ведения боя.

Происходит феноменальное развитие единоборств самих в себе, однажды утверждённый способ существования стиля доводится до уровня конвенции, т. е. соглашения по поводу всех сторон проявления данной школы — одинаковая форма, доминирующая техника и, что самое негативное, подогнан­ные под эту технику правила соревнований. Типичные кон­венции плюс жёсткая субординация в любой существующей спортивной федерации исключают развитие школы в нети­пичном, несогласованном с руководством, направлении. Лю­бой аппарат любого спортивного объединения консервати­вен, это значительно упрощает руководство в целом и не по­зволяет подвергать сомнению методический авторитет (глав­ных наставников) в частности.

Методики «Кои но такинобори рю» призваны совершен­ствовать боевые качества обучаемых, причём, исходя из ин­дивидуального подхода, они строятся по принципу макси­мальной адаптации к уже имеющимся навыкам. Это позво­ляет избегать штампов и необоснованных стереотипов. Что должно двигать бойцом во время схватки?

• Движение к запрограммированной (процессом обуче­ния) цели.

• Невозможность выбора другого типа поведения.

• Боевой азарт.

Совершению любого действия предшествует некий побу­дительный мотив. Чем более чётко и привычно осознан мо­тив, тем больше вероятность успешного исполнения. При­чём повторение предварительной мотивировки более 7 раз (с последующим выполнением) приводит к подсознательно­му закреплению подобного опыта, что в дальнейшем позво­ляет обходиться без каких-либо ментальных форм предвари­тельного свойства. К примеру, вы когда-нибудь думали, как вы ходите? Наверняка да, когда натрёте ногу и пытаетесь найти стиль ходьбы, подходящий для этой ситуации, причём поиски оптимальной техники в данном случае будут выгля­деть в лучшем случае комичными. Естественный алгоритм движения всегда самый верный, стоит лишь найти его в изу­чаемом задании.

Теперь рассмотрим элементы побудительных мотивов применительно к тактике реального боя:

1. Невозможность (психологическая) отступления.

2. Позитивно-естественное отношение к смерти.

3. Отсутствие ограничений в средствах ведения боя.

4. Чёткое определение цели, а значит, допустимые огра­ничения поединка.

Перейдём к подробному рассмотрению каждого мотива.

1. Невозможность отступления задаётся предварительным подбором заданий наступательной направленности.

Работой на защиту без возможности отступления (в углу, со связанными ногами, привязанным к противнику на сред­ней дистанции и т. д.).

Вербальным и тактическим зомбированием. При внуше­нии перспективного поведения следует избегать отрицательных частиц и противопоставлений, противник должен отож­дествляться, как абстрактная мишень, уже обречённая, но ещё пытающаяся затруднить вашу задачу.

Проведение условных поединков, проигрывает в кото­рых отступающий спортсмен.

2. Позитивное отношение к смерти формируется спосо­бом осмысления своего долга, при котором смерть гораздо предпочтительнее позора.

Каждую тренировку следует начинать с самостоятельной работы, заключающейся в представлении картин собствен­ной гибели, это старая японская методика позволяет ком­пенсировать негативную составляющую инстинкта самосох­ранения и относиться к смерти, как к естественному ходу вещей, более того, смерть порой — это единственный вы­ход, достойный мужчины, трусость и позор -- слишком высокая цена за жизнь.

3. Не отягощаясь ограничениями в средствах ведения боя, не задумываясь над предполагаемыми действиями, боец по­лучает возможность действовать интуитивно, полагаясь на свои ощущения, т. е. с максимальной естественностью, «изобретая» по ходу боя ситуационные тактические при­ёмы, даже не виденные ранее, самураи называли это состо­яние — сатори.

4. Уже писалось, что принятие решения должно происхо­дить за 7 вдохов. За это время боец обязан чётко определить цель своих действий и уже не сомневаться в своём решении, каким бы абсурдным оно ни казалось. Целеустремлённость — это критерий психологической готовности бойца.

Подготовленная психика, диктующая линию поведения, способна сама моделировать технические и тактические шаги, в зависимости от внешних условий. Это своего рода уход от стереотипных связок и ударов, поставленных в аб­страктных тактических условиях.

Задача психотактики — формировать индивидуальные побудительные мотивы, способные вызвать спонтанное принятие решений, а сле­довательно, интуитивное, импровизационное управление тактической ситуацией.

Наши рекомендации