Технология создания фонда оценочных средств вуза.

При разработке технологии необходимо руководствоваться сле­дующими исходными позициями — принципами.

1. Оценка не должна подменяться оценкой знаний или личност­ных качеств выпускника. Оценивается степень овладения компетен­циями, отраженными в ГОС. Поэтому все задания и критерии оценки их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражаю­щих готовность к определенному виду будущей профессиональной деятельности.

2. Оценка готовности к будущей профессиональной деятельно­сти не должна подменяться оценкой владения только специальными профессиональными компетенциями, ибо такая готовность требует владения общими и надпрофессиональными компетенциями, как и на­оборот.

3. Система оценки должна включать систему оценочных матери­алов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору требований-компетенций к выпускнику.

Создание системы оценочных материалов проводят поэтапно.

1. Предварительный этап.

В начале этого этапа устанавливается полный состав требований к выпускнику как перечень компетенций (общих, общепрофессиональ­ных, специально профессиональных в соответствии с профилями, вы­бранными или предложенными самим вузом). С этой целью требования, содержащиеся в ГОС ВПО, дополняются требованиями-компетенциями, дополненными в рамках образовательной программы конкретного вуза Весь комплекс требований разделяют на две группы. Один комплект оце­ночных материалов может стать объектом оценки на итоговых экзаменах (ТЭК), другой может стать объектом оценки в ходе подготовки, выполне­ния и защиты выпускником квалификационной работы (ТКР). При этом допускается наличие в обоих комплектах одинаковых требований, что означает возможность оценки соответствия выпускника этим требовани­ям на каждом виде итоговой государственной аттестации. Причем надо учесть, что некоторые из требований, в том числе и содержащиеся в ГОС ВПО, могут не войти ни в комплект ТЭК, ни в комплект ТКР, посколь­ку соответствие этим требованиям не подлежит оценке в форме экза­менационных испытаний.

2. Основной этап.

Первая задача этого этапа — формирование содержания оценоч­ных материалов для итогового экзамена.

2.1. Формирование содержания указанных оценочных средств не­обходимо начать с выделения основных компетенций из всего набора, владение которыми будет проверяться на итоговом экзамене. Затем — выделение тех учебных модулей (ОУМ), в рамках которых формирова­лись эти компетенции. ОУМ — это учебная дисциплина из образова­тельной программы, ее раздел или тема, содержание которых непосред­ственно формирует в ходе подготовки студентов их способность (готовность) отвечать тем или иным требованиям, предъявляемым к ним из материалов ТЭК. Наиболее типичным вариантом будет наличие ряда основных модулей, относящихся к различным дисциплинам, но формирующих одну и ту же интегральную компетенцию выпускника, включенную в качестве требования к нему в ТЭК.

2.2. Для каждой компетенции как требования ТЭК следует сфор­мулировать контрольное задание, опираясь на содержание выделен­ных учебных модулей, по результатам выполнения которого можно судить о степени овладения требуемой компетенцией и, следователь­но, о соответствии экзаменуемого тому или иному предъявляемому требованию. На базе одной компетенции может быть предложено не­сколько заданий. Учитывая наличие основных модулей, относящихся к одному требованию-компетенции, возможна формулировка задания, исходящего одновременно из материалов нескольких модулей. Такое задание формулируют, как правило, в виде междисциплинарной (ком­плексной) задачи, для решения которой необходимо освоение соот­ветствующих основных модулей.

Соотношение моно- и междисциплинарных заданий (задач) мо­жет быть одним из аргументов при решении вопроса о проведении монодисциплинарного, полидисциплинарного или междисциплинар­ного итогового экзамена. В полидисциплинарном экзамене каждое из предложенных заданий опирается лишь на одну дисциплину, но среди вопросов или отдельных задач могут быть такие, которые относятся к другим дисциплинам. Междисциплинарный экзамен предполагает отбор заданий, выполнение которого потребует знаний и умений из различных учебных дисциплин. Возможно, что итоговый экзамен мо­жет носить смешанный характер, т.е. выпускнику могут быть одновре­менно предложены и монодисциплинарные задания, и задания меж­дисциплинарного характера.

2.3. Следующий шаг — это формирование конкретных экзамена­ционных заданий, предъявляемых экзаменующимся (экзаменацион­ных билетов). На этом этапе предстоит сформировать необходимое количество заданий (не менее числа экзаменуемых), в состав каждого из которых входит несколько заданий (задач) из полученного на пре­дыдущем этапе массива. Прежде чем приступить к этой работе, необ­ходимо установить процедуру проведения итогового экзамена (нормативный срок выполнения выпускником задания, предъявляемого на итоговом экзамене, учебно-методические, технические и эргономичес­кие условия его проведения и др.).

Основная методическая трудность данного этапа — это необхо­димость обеспечения во время проведения экзамена высокой значи­мости каждого задания для решения задачи соответствия. С этих по­зиций значимость задания должна заранее быть определена числом способов выполнения задания и элементами, по которым можно су­дить о степени владения определенным видом компетенции, пред­ставленной в ГОС. Учитывая это, следует отбирать или формулиро­вать только такие задания, которые соотносимы с наиболее значимыми требованиями-компетенциями. Процедуру установления значимости (веса) компетенций рекомендуется проводить с помо­щью экспертов, причем отдельно для каждого вида профессиональ­ной деятельности специалиста. Одновременно, имея значения веса каждой компетенции, а следовательно, и представление о весе каж­дого задания, следует формировать задания с равной или близкой суммой весов входящих в него элементов.

2.4. На заключительной стадии формирования содержания оце­ночных материалов для проведения итогового экзамена необходимо установить критерии (критерий), по которым можно судить о соот­ветствии или несоответствии выпускника требованиям ГОС.

Учитывая, что готовность выпускника к профессиональной дея­тельности является основной целью образовательной программы, пред­лагается считать выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует владение ком­петенциями, свидетельствующими о его готовности (способности) ре­шать задачи основных видов профессиональной деятельности в типо­вых ситуациях без погрешностей принципиального характера.

Ниже данного порогового значения, которое в действующей бал­льной системе оценок соответствует оценке в 3 балла из 5 или меньше 60 баллов из 100, лежит область несоответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, что влечет за собой неприсвоение ему квалификации, соответствующей данной образовательной програм­ме. Над этим значением уровень подготовки выпускника может быть оценен баллами (4 или 5 или от 60 до 80 или от 80 до 100). Для повыше­ния уровня объективности при принятии решения о присвоении квали­фикации специалиста с высшим образованием (бакалавр, специалист, магистр) можно с большей конкретностью установить пороговое значе­ние для оценки как задания в целом, так и каждого входящего в задание вопроса и задачи. С этой целью возможно, например, описать принципиально значимые элементы ответа, отсутствие которых есть «погреш­ность принципиального характера».

3. Вторая задача основного этапа — формирование оценочных ма­териалов для решения задачи соответствия по итогам выпускной ква­лификационной работы.

3.1. Начинать формирование такого рода оценочных материалов для конкретного направления подготовки бакалавра (магистра) или специальности необходимо с четкого соотнесения тем предлагаемых вы­пускникам дипломных работ (проектов), аттестационных работ бакалав­ра или тем магистерских диссертаций с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности, указанными в ГОС. Это по­зволит уже на этой стадии организации выпускной квалификационной работы уточнить основание оценки каждого выпускника на ГАК.

Затем следует сопоставить структуру квалификационной работы с требованиями-компетенциями, составляющими набор ТКР. Необходи­мо, чтобы поставленные перед выпускником в задании на выпускную квалификационную работу цели и задачи в максимально возможной степени отражали формулировки этих требований в терминах компе­тентного подхода.

3.2. Следующий шаг — это разработка методических документов для каждого из субъектов, имеющих право, согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, оценивать выполнение выпускником квалификационной работы. К ним относятся:

• руководитель студента, выполнявшего выпускную квалифика­ционную работу;

• рецензент;

• члены государственной аттестационной комиссии (ГАК), уча­ствующие в процедуре защиты выпускником квалификационной ра­боты.

Методические документы для руководителя должны включать форму отзыва и по необходимости методические указания по ее заполне­нию. Основная структура отзыва — это упорядоченное перечисление компетенций выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание руководителя следует обратить на необходимость оценить соответствие выпускника требованиям к его профессиональ­но-личностным характеристикам.

Методические документы для рецензента должны включать струк­туру (или форму) отзыва и по необходимости пояснения к заданной структуре, а также принятые критерии оценки соответствия. При этом рецензент должен сосредоточить внимание на качестве выполненной работы. В связи с этим необходимо предложить рецензенту дать пря­мую оценку выполненной выпускником работы требованиям ГОС. Для этого целесообразно в специальной памятке рецензенту привести требо­вания-компетенции, составляющие основу ТКР.

Методические документы для членов ГАК, участвующих в про­цедуре защиты квалификационной работы, включая ее председателя, могут содержать рекомендуемую форму оценочного листа и необхо­димые пояснения к ней (для каждого члена ГАК), а также полный текст ГОС ВПО по соответствующему направлению или специальности (один на комиссию). Структура формы оценочного листа должна содержать поле требований-компетенций к выпускнику, которые могут быть прове­рены в ходе защиты выпускной работы. В пояснении необходимо приве­сти критерий оценки соответствия. Целесообразно установить его тож­дественным или максимально близким к критерию, принятому на итоговом экзамене. Главная причина, определяющая эту близость, един­ство основания оценки — готовность к профессиональной деятельности через владение определенным набором компетенций.

С целью дальнейшего совершенствования оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников на соответ­ствие требованиям ГОС целесообразно использовать:

• опросные листы выпускников предыдущих лет для получения оценки с их стороны качества полученной подготовки с позиций соот­ветствия требованиям-компетенциям ГОС ВПО;

• опросные листы и механизм проведения и обработки материа­лов (в том числе с использованием современных информационных технологий) для руководителей организаций и учреждений, где рабо­тают молодые специалисты, об уровне владения компетенциями, по­зволяющие судить о «внешней» оценке соответствия этого уровня тре­бованиям к нему, изложенным в основной образовательной программе вуза.

Наши рекомендации