Технология создания фонда оценочных средств вуза.
При разработке технологии необходимо руководствоваться следующими исходными позициями — принципами.
1. Оценка не должна подменяться оценкой знаний или личностных качеств выпускника. Оценивается степень овладения компетенциями, отраженными в ГОС. Поэтому все задания и критерии оценки их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражающих готовность к определенному виду будущей профессиональной деятельности.
2. Оценка готовности к будущей профессиональной деятельности не должна подменяться оценкой владения только специальными профессиональными компетенциями, ибо такая готовность требует владения общими и надпрофессиональными компетенциями, как и наоборот.
3. Система оценки должна включать систему оценочных материалов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору требований-компетенций к выпускнику.
Создание системы оценочных материалов проводят поэтапно.
1. Предварительный этап.
В начале этого этапа устанавливается полный состав требований к выпускнику как перечень компетенций (общих, общепрофессиональных, специально профессиональных в соответствии с профилями, выбранными или предложенными самим вузом). С этой целью требования, содержащиеся в ГОС ВПО, дополняются требованиями-компетенциями, дополненными в рамках образовательной программы конкретного вуза Весь комплекс требований разделяют на две группы. Один комплект оценочных материалов может стать объектом оценки на итоговых экзаменах (ТЭК), другой может стать объектом оценки в ходе подготовки, выполнения и защиты выпускником квалификационной работы (ТКР). При этом допускается наличие в обоих комплектах одинаковых требований, что означает возможность оценки соответствия выпускника этим требованиям на каждом виде итоговой государственной аттестации. Причем надо учесть, что некоторые из требований, в том числе и содержащиеся в ГОС ВПО, могут не войти ни в комплект ТЭК, ни в комплект ТКР, поскольку соответствие этим требованиям не подлежит оценке в форме экзаменационных испытаний.
2. Основной этап.
Первая задача этого этапа — формирование содержания оценочных материалов для итогового экзамена.
2.1. Формирование содержания указанных оценочных средств необходимо начать с выделения основных компетенций из всего набора, владение которыми будет проверяться на итоговом экзамене. Затем — выделение тех учебных модулей (ОУМ), в рамках которых формировались эти компетенции. ОУМ — это учебная дисциплина из образовательной программы, ее раздел или тема, содержание которых непосредственно формирует в ходе подготовки студентов их способность (готовность) отвечать тем или иным требованиям, предъявляемым к ним из материалов ТЭК. Наиболее типичным вариантом будет наличие ряда основных модулей, относящихся к различным дисциплинам, но формирующих одну и ту же интегральную компетенцию выпускника, включенную в качестве требования к нему в ТЭК.
2.2. Для каждой компетенции как требования ТЭК следует сформулировать контрольное задание, опираясь на содержание выделенных учебных модулей, по результатам выполнения которого можно судить о степени овладения требуемой компетенцией и, следовательно, о соответствии экзаменуемого тому или иному предъявляемому требованию. На базе одной компетенции может быть предложено несколько заданий. Учитывая наличие основных модулей, относящихся к одному требованию-компетенции, возможна формулировка задания, исходящего одновременно из материалов нескольких модулей. Такое задание формулируют, как правило, в виде междисциплинарной (комплексной) задачи, для решения которой необходимо освоение соответствующих основных модулей.
Соотношение моно- и междисциплинарных заданий (задач) может быть одним из аргументов при решении вопроса о проведении монодисциплинарного, полидисциплинарного или междисциплинарного итогового экзамена. В полидисциплинарном экзамене каждое из предложенных заданий опирается лишь на одну дисциплину, но среди вопросов или отдельных задач могут быть такие, которые относятся к другим дисциплинам. Междисциплинарный экзамен предполагает отбор заданий, выполнение которого потребует знаний и умений из различных учебных дисциплин. Возможно, что итоговый экзамен может носить смешанный характер, т.е. выпускнику могут быть одновременно предложены и монодисциплинарные задания, и задания междисциплинарного характера.
2.3. Следующий шаг — это формирование конкретных экзаменационных заданий, предъявляемых экзаменующимся (экзаменационных билетов). На этом этапе предстоит сформировать необходимое количество заданий (не менее числа экзаменуемых), в состав каждого из которых входит несколько заданий (задач) из полученного на предыдущем этапе массива. Прежде чем приступить к этой работе, необходимо установить процедуру проведения итогового экзамена (нормативный срок выполнения выпускником задания, предъявляемого на итоговом экзамене, учебно-методические, технические и эргономические условия его проведения и др.).
Основная методическая трудность данного этапа — это необходимость обеспечения во время проведения экзамена высокой значимости каждого задания для решения задачи соответствия. С этих позиций значимость задания должна заранее быть определена числом способов выполнения задания и элементами, по которым можно судить о степени владения определенным видом компетенции, представленной в ГОС. Учитывая это, следует отбирать или формулировать только такие задания, которые соотносимы с наиболее значимыми требованиями-компетенциями. Процедуру установления значимости (веса) компетенций рекомендуется проводить с помощью экспертов, причем отдельно для каждого вида профессиональной деятельности специалиста. Одновременно, имея значения веса каждой компетенции, а следовательно, и представление о весе каждого задания, следует формировать задания с равной или близкой суммой весов входящих в него элементов.
2.4. На заключительной стадии формирования содержания оценочных материалов для проведения итогового экзамена необходимо установить критерии (критерий), по которым можно судить о соответствии или несоответствии выпускника требованиям ГОС.
Учитывая, что готовность выпускника к профессиональной деятельности является основной целью образовательной программы, предлагается считать выпускника соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он в ходе итогового экзамена демонстрирует владение компетенциями, свидетельствующими о его готовности (способности) решать задачи основных видов профессиональной деятельности в типовых ситуациях без погрешностей принципиального характера.
Ниже данного порогового значения, которое в действующей балльной системе оценок соответствует оценке в 3 балла из 5 или меньше 60 баллов из 100, лежит область несоответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО, что влечет за собой неприсвоение ему квалификации, соответствующей данной образовательной программе. Над этим значением уровень подготовки выпускника может быть оценен баллами (4 или 5 или от 60 до 80 или от 80 до 100). Для повышения уровня объективности при принятии решения о присвоении квалификации специалиста с высшим образованием (бакалавр, специалист, магистр) можно с большей конкретностью установить пороговое значение для оценки как задания в целом, так и каждого входящего в задание вопроса и задачи. С этой целью возможно, например, описать принципиально значимые элементы ответа, отсутствие которых есть «погрешность принципиального характера».
3. Вторая задача основного этапа — формирование оценочных материалов для решения задачи соответствия по итогам выпускной квалификационной работы.
3.1. Начинать формирование такого рода оценочных материалов для конкретного направления подготовки бакалавра (магистра) или специальности необходимо с четкого соотнесения тем предлагаемых выпускникам дипломных работ (проектов), аттестационных работ бакалавра или тем магистерских диссертаций с основными видами и задачами будущей профессиональной деятельности, указанными в ГОС. Это позволит уже на этой стадии организации выпускной квалификационной работы уточнить основание оценки каждого выпускника на ГАК.
Затем следует сопоставить структуру квалификационной работы с требованиями-компетенциями, составляющими набор ТКР. Необходимо, чтобы поставленные перед выпускником в задании на выпускную квалификационную работу цели и задачи в максимально возможной степени отражали формулировки этих требований в терминах компетентного подхода.
3.2. Следующий шаг — это разработка методических документов для каждого из субъектов, имеющих право, согласно Положению об итоговой государственной аттестации выпускников вузов Российской Федерации, оценивать выполнение выпускником квалификационной работы. К ним относятся:
• руководитель студента, выполнявшего выпускную квалификационную работу;
• рецензент;
• члены государственной аттестационной комиссии (ГАК), участвующие в процедуре защиты выпускником квалификационной работы.
Методические документы для руководителя должны включать форму отзыва и по необходимости методические указания по ее заполнению. Основная структура отзыва — это упорядоченное перечисление компетенций выпускника, выявленных в ходе его работы над заданием. Особое внимание руководителя следует обратить на необходимость оценить соответствие выпускника требованиям к его профессионально-личностным характеристикам.
Методические документы для рецензента должны включать структуру (или форму) отзыва и по необходимости пояснения к заданной структуре, а также принятые критерии оценки соответствия. При этом рецензент должен сосредоточить внимание на качестве выполненной работы. В связи с этим необходимо предложить рецензенту дать прямую оценку выполненной выпускником работы требованиям ГОС. Для этого целесообразно в специальной памятке рецензенту привести требования-компетенции, составляющие основу ТКР.
Методические документы для членов ГАК, участвующих в процедуре защиты квалификационной работы, включая ее председателя, могут содержать рекомендуемую форму оценочного листа и необходимые пояснения к ней (для каждого члена ГАК), а также полный текст ГОС ВПО по соответствующему направлению или специальности (один на комиссию). Структура формы оценочного листа должна содержать поле требований-компетенций к выпускнику, которые могут быть проверены в ходе защиты выпускной работы. В пояснении необходимо привести критерий оценки соответствия. Целесообразно установить его тождественным или максимально близким к критерию, принятому на итоговом экзамене. Главная причина, определяющая эту близость, единство основания оценки — готовность к профессиональной деятельности через владение определенным набором компетенций.
С целью дальнейшего совершенствования оценочных материалов для итоговой государственной аттестации выпускников на соответствие требованиям ГОС целесообразно использовать:
• опросные листы выпускников предыдущих лет для получения оценки с их стороны качества полученной подготовки с позиций соответствия требованиям-компетенциям ГОС ВПО;
• опросные листы и механизм проведения и обработки материалов (в том числе с использованием современных информационных технологий) для руководителей организаций и учреждений, где работают молодые специалисты, об уровне владения компетенциями, позволяющие судить о «внешней» оценке соответствия этого уровня требованиям к нему, изложенным в основной образовательной программе вуза.