Техника запоминания посредством повторений

Инструкция.В процессе повторных чтений текста не должно быть одинаковых повторений. Читая материал заново, применяйте все но­вые и новые способы его смысловой переработки. Например, по оче­реди используйте способы освоенной ранее смысловой проработки текста. Каждый раз должен быть совсем новый взгляд на материал, новое его прочтение, т.е. повторение без повторения. При повторении следует чередовать восприятие материала с активными попытками его тут же мысленно воспроизвести.

Примечание. Обычно при обучении требуется три-четыре раза прочитать учебный текст. Однако последовательность действий «вос­приятие текста — мысленный пересказ — повторное восприятие — пе­ресказ» обеспечивает заметно более высокий результат, чем четырех­кратное чтение. Такой метод работы с информацией особенно эффективен при коллективной подготовке студентов к экзамену, так как воспроизведение приобретает реальный смысл тогда, когда оно обращено к другому человеку, который по ходу вносит свои корректи­вы, и дело двигается быстро и весело.

Задание.Проведите эксперимент, в котором будет выявлена эф­фективность последовательного чередования восприятия информации и воспроизведения, а также будет найден оптимальный временной ре­жим повторений.

Как правило, учебная дисциплина по учебному расписанию быва­ет один раз в неделю. У вас есть возможность провести исследование того, как оптимально использовать время перед следующим занятием для наиболее качественного освоения пройденного материала. Итак, при условии, что к тексту вы будете возвращаться четыре раза, организуйте четыре варианта повторений.

1. Все повторения сделать в тот же день после занятия.

Примечание. Ученые считают, что если новая информация в тече­ние 24 ч после ее восприятия не была воспроизведена в памяти, то она перестает быть актуальной для сознания и «перемещается» в труднодо­ступные для воспроизведения «отделы» долговременной памяти. По­этому информацию необходимо повторить в течение указанного срока. Однако нецелесообразно повторять ее несколько рез, так как каждое повторение должно отражать уровень осмысления информации.

2. Все повторения сделать перед следующим занятием.

Примечание. Так как прошло достаточно много времени, инфор­мация, будучи после ее восприятия неосознанной, будет воспринимать­ся как почти новая, и потребуется гораздо больше усилий для ее изу­чения.

3. Воспроизвести в памяти информацию в тот же день, когда вы о лей узнали, затем вернуться к ней по истечении двух-трех дней, снова прочитав и выделив то, что осталось без внимания при прошлом озна­комлении с информацией. И дважды проработать информацию с чте­нием и повторением за два дня и за день до очередного занятия.

Примечание. При таком графике изучения нового материала есть возможность провести с информацией различные технические приемы, способствующие ее лучшему усвоению: выделение ключевых слов, «перекодирование», включение информации в систему освоенных зна­ний и, главное, осознание ее целесообразности в теоретическом и прак­тическом смысле.

4. В два-три дня после ознакомления с информацией активно с ней поработать в чтении и воспроизведении, используя те приемы, которые вы освоили ранее. Затем через пару дней снова прочитать информацию и выделить при повторении то, что ранее не было включено в память. И, наконец, накануне занятия снова необходимо ознакомиться с текстом, но с целью классификации того, что стало уже вашим знанием, и того, что вы воспринимаете как по-прежнему незнакомую информацию. При вос­произведении сосредоточиться только на этой информации, найдя ей место в уже сложившемся информационном ряду.

Примечание. Такой график изучения нового материала, как пока­зали многочисленные психологические исследования, является опти­мальным. Именно он обеспечивает наиболее точное и прочное освоение

материала.

Подведите итог собственному эксперименту и введите в свой «ин­струментарий работы с информацией» тот способ проработки нового материала, который оказался для вас наиболее приемлемым.

Примечание. Снаучной точки зрения, это варианты (3) и (4). Во­обще, между повторениями должны быть достаточные для «внутрен­ней» проработки информации интервалы, тогда более эффективно «прирастает» осознание информации. Если же повторения идут друг за другом, то происходит процесс выделения наиболее существенного в информации, т.е. происходит выделение информационных блоков и «уплотняется» объем информации. Старайтесь избегать традиционных для студентов ошибок. Материал не воспроизводится в памяти сразу после знакомства с ним. Повторения материала превращаются в озна­комление с ним, так как проводятся накануне экзамена. Повторения осуществляются механически, без постановки конкретной задачи при каждом повторении.

Таким образом, подводя итог практикуму по развитию навыков эффективной организации процесса запоминания учебной информации, следует отметить, что целесообразно по возможности продолжать тренировать свои когнитивные способности с помощью специальных приемов смысловой проработки информации и правильной организации работы с ней.

Техника развития научного мышления

При развитии возможностей памяти мы опирались на деятельностный подход; эффективность запоминания была связана с тем, насколь­ко активно мы включали наше мышление в работу с информацией. Та­ким образом, в процессе развития памяти мы тренировали мышление.

Мыслительные операции с информацией позволят развить гиб­кость, продуктивность, активность мышления и сформируют готов­ность к самостоятельному творчеству в науке и ее прикладных обла­стях.

Задания

1. Целью данного упражнения будет развитие способности к син­тезу информации. Содержанием упражнения будет составление но­вого информационного блока из той информации, содержание кото­рой хорошо известно. Наиболее простым вариантом этого упражнения будет связывание понятий в смысловую цепочку. Возьмем пример из области психологии. Используем в нашем упражнении следующие слова: «онтогенез», «психоанализ», «индивид». Попробуем сформу­лировать фразу: «Более глубокое знание о влиянии особенностей он­тогенеза на психофизиологию индивида представлено в психоанали­тической концепции».

Данное упражнение может быть хорошим способом эффективно организовать свой досуг. Это может быть игрой сокурсников и сорев­нованием групп студентов на семинарских занятиях. Данная игра раз­вивает способность быстро устанавливать разнообразные, иногда весь­ма полезные для научного поиска, связи, опосредования между понятиями, смысловыми категориями, явлениями. Из разнородных элементов синтезируется содержание, отражающее специфику ваше­го мышления.

2. Цель упражнения — развитие способности отыскивать научную и практическую целесообразность в сравнении различных понятий, концепций, теоретических подходов. Например, можно начать с поиска об­щего в каких-либо словах, например: «содержание» и «влияние». На­чать можно с самого простого: эти слова — существительные среднего рода, оба отражают результат процесса, действия. Так, при действии, направленном на сохранение, накопление чего-либо, формируется со­держание, а при этом данные действия могут быть обозначены как влияния. Данные рассуждения имеют «левополушарную» специфику. По­пробуем составить обобщающий образ по правополушарному типу ра­боты с информацией. Возможно, что «влияние» какого-либо фактора на ситуацию изменило ее «содержание». И при этом желательно пред­ставить развитие ситуации под влиянием.

Далее свои опыты можно распространить на поиск общего в кон­цепциях. Придумайте свои примеры.

Также можно выделять различия и множество других принципов, по которым проводят парное сравнение информационных единиц.

Упражнение может быть использовано как задание для подготов­ки и проведения лекций в форме дискуссии, конструктивных споров, проблемно ориентированных семинаров и др.

3. Цель упражнения — в развитии способностей анализа инфор­мации и обобщения результатов анализа. (Данное упражнение очень необходимо для всех, кто уже имел опыт эмпирической деятельности, результаты которой нужно проанализировать, а затем на основе выяв­ленных закономерностей подготовить обобщения.) Начнем с того, что поучимся исключать лишнее. Как правило, любое эмпирическое иссле­дование дает исследователю гораздо больше информации, чем то, что может быть использовано для проверки его гипотезы. Однако чем точ­нее и корректнее организован эксперимент, тем меньше в результатах информации, не имеющей значения в соответствии с задачами иссле­дования.

Проведите практикум по анализу эмпирической информации и вы­явлению в ней тех данных, которые следовало бы исключить при подго­товке обобщений и выводов.

4. Цель упражнения — поиск аналогов в фактах из одной научной дисциплины или при сравнении разных дисциплин в сфере одной на­уки, в которой вы получаете профессиональное образование. Так, на­пример, можно сказать, что в некоторых прикладных психологических дисциплинах их концептуальные обоснования были следствием прак­тической деятельности (психоанализ как теория вырос из поиска эф­фективных методов психотерапии нервно-психических расстройств, теория «Я-концепции» — из практикумов по развитию индивидуаль­ных особенностей личности, способствующих его самоактуализации). Можно найти и другие аналогии как в психологии, так в других извес­тных вам науках. Поиск аналогий проводится в соответствии с корот­ким алгоритмом операций: а) констатация того, в чем состоял резуль­тат (продукт) какого-либо процесса; б) попытка доказать аналогию процессов; в) попытка доказать аналогию продуктов (результатов).

Попытайтесь на практике применять правила научного мышления. Не торопитесь с вынесением суждений. Развивайте свою способное рационально оценивать противоречивые утверждения. Стремитесь и пользовать вероятностные оценки и учитывать фактор неопределенно ти. Используйте эвристические приемы:

• метод от противного;

• исключение лишних данных;

• оценка надежности источника информации.

Литература

1. АйзенкГ. Проверьте свои способности. СПб., 1994. С. 105—122.

2. Блихер В.М., Крук И.В. Психологическая диагностика. Киев : Здо­ровье, 1986.

3. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьни­ка // Вопросы психологии. 1995. № 1. С. 41—45.

4. Стандартизованный набор диагностических нейропсихологических методик / под ред. Л.И. Вассермана. Л., 1987.

5. Клацки Р. Память человека. М., 1978. С. 113-128.

6. Петанова ЕМ. Психологическая коррекция функций внимания, па­мяти, пространственного мышления у больных, перенесших инсульт, в процессе их реабилитации. Дис. ... канд. психол. наук. Л., 1991.

7. Петанова Е.И. Тренинговое развитие когнитивных процессов: учеб, пособие. СПбГУ, 2000.

8. Якунин В.А. Психология управления учебно-познавательной деятель­ностью студентов : учеб, пособие. Л., 1986.

Наши рекомендации