Программа самопознания и саморазвития

Цель развития Основные задачи Формы деятельности
Самопознание и самопонимание. Конструктивность преодоления кризисов Реалистично определить свои реальные и потенциальные возможности. Эмоционально-когнитивная саморегуляция в кризисных ситуациях Самоанализ, антиципация позитивного «Я-образа», роле­вой тренинг, рационально-эмотивный тренинг Э. Эллиса
Адекватная само­оценка, осознание «путей» самореали­зации Реалистично определять свои возможности и достижения самореализации в процессе обучения в вузе Самоанализ, когнитивно-пове­денческий тренинг, техники психосинтеза, гештальт-техники
«Я-образ» профессио- нала. Ответствен­ность за эффектив­ность обучения в вузе Адекватное самоопределение целей и средств достижения в развитии «Я-образа» профес­сионала   Самоанализ, когнитивно-поведенческий тренинг, техники психосинтеза, гештальт-техники  
Сотрудничество и толерантность в отношениях   Развитие готовности к сотрудничеству, пониманию другого и способности не испытывать негативные переживания по поводу несоответствия дру­гого субъективным ожиданиям   Самоанализ, коррекция системы отношений симптоматиче­скими и психодинамическими методами  

Технологические задачи и ожидаемые результаты выполнения программы следующие.

Технологические задачи

1. Активизировать самопознание и самопонимание.

2. Выявить причины: неготовности к личному росту; необходимо­сти личного роста.

3. Провести анализ индивидуальных «стратегий» личностного раз­вития.

4. Выделить основные характеристики самореализующегося чело­века.

5. Изучить содержание самооценки

6. Повысить уровень ответственности за обучение

Ожидаемый результат

1. Повышение уровня рефлексии и адекватности восприятия и понимания себя и других.

2. Осознание своих жизненных приоритетов и поведенческих стра­тегий их достижения.

3. Выявление потенциала самореализации и уровня саморегуля­ции.

4. Определение уровня сформированности качеств самореализующегося человека.

5. Осознание специфики влияния самооценки на систему отношений

6. Личностная ответственность профессионального развития.

Тема 1. Путьот самопознания к самопониманию.

Перед проведением практикума преподаватель сообщает студен­там о психологической трактовке понятий, которыми те будут пользо­ваться в процессе самоанализа и дискуссии. Необходимо показать ва­риативность трактовки понятия «самосознание» в зависимости от концептуальных позиций авторов. Именно разнообразие ракурсов вос­приятия и объяснения феноменологии самосознания позволяет учиты­вать его различные аспекты и составляющие. Объясняется, как формиру­ется самосознание и какие функции оно обеспечивает. Рассматриваются такие функциональные элементы самосознания, как образ самого себя («Я-образ») и самооценка, самопознание и самоотношение. Сообща­ется о методах, которыми обеспечивается бытийное и научное самопоз­нание; о продуктах самопознания — «Я-образе» и его специфических формах существования. Необходимо коротко ознакомить студентов с психологическими концепциями, в которых эти понятия приобрета­ли особое концептуальное содержание.

Преподаватель информирует студентов о закономерностях раз­вития самосознания, особенно в возрасте юности и ранней взрослости (в котором находится большинство из студентов). Он останавливает внимание на тех особенностях развития самосознания, которые ока­зывают как позитивное, так и негативное влияние на продуктивность и удовлетворенность человека своей жизнедеятельностью.

Далее проводится экспресс-диагностика готовности студентов к са­мопознанию посредством самоанализа. Уточняются принципы и нормы., функционирования группы личностного роста. Формулируется устав рабочей группы, смыслом которого является принятие групповой и лич­ной ответственности каждого за эффективность процесса личностного роста и самореализацию.

В качестве инструмента первичного самоанализа могут быть ис­пользованы психологические вопросники. Искренность в ответах на вопросы и тщательность самоанализа говорят о готовности личности психологически самосовершенствоваться.

Выполнение психологического тестирования является процессом добровольным, и студент волен от него отказаться. (Об этом препода­ватель должен сообщить студентам.) Однако предлагаемые вопросники, при тщательном их выполнении, обдумывании ответов и достаточ­ной честности, могут помочь студентам в уточнении собственного мнения по исследуемым вопросам.

Задание

Инструкция. Оцените приведенные ниже утверждения, исполь­зуя следующую шкалу.

Это утверждение истинно для меня:

1 = нет, практически никогда;

2 = да, иногда;

3 = да, в большинстве случаев;

4 = да, практически во всех случаях.

1. Я верю, что могу повлиять на свою жизнь посредством соб­ственного выбора.

2. Я прекрасно знаю, что я могу изменить, а что нет.

3. Я согласен прилагать усилия, связанные с самопознанием.

4. В моих силах изменить то, что не могут изменить окружающие.

5. Счастье и успех тесно переплетены с чувством социальной

взаимосвязанности.

6. Наша личность состоит из того, кем и чем мы были ранее, и из

того, кем мы надеемся стать.

7. Можно сказать, что в своем личностном развитии я совершен­ствую свои способности.

8. Я — активный студент.

9. Я хочу полностью включиться в процесс самопознания и са­моразвития.

10. Я хочу проверить себя, оценить себя честно и максимально объективно и определить те свои характеристики, которые следовало бы усовершенствовать.

Примечание. Выполнение заданий данного вопросника является частью настроя, установки на личностный рост. Поэтому целесообразно проводить этот опрос два-три раза с периодичностью в два-три месяца и сравнивать ответы.

Также будет полезно узнать мнение значимых, близких вам лю­дей о вас. Попросите кого-нибудь из близких вам людей ответить на эти вопросы относительно вас. Сравните и обсудите результаты.

Это исследование можно проводить в группе, где после индиви­дуальной работы все сравнивают свои ответы с ответами других и об­суждают результаты. Групповой процесс создает атмосферу сотрудни­чества в процессе личностного роста, а также принятие готовности быть искренним в самоанализе.

Для преподавателя, руководящего процессом личностного рост» очень важно донести до сознания студентов то, что они могут позитивно влиять на свою жизнь, могут противостоять негативным обстоятельствам, то, что у каждого есть выбор, но правильный выбор можно сде­лать, познав себя. Основная цель работы преподавателя — способство­вать развитию у студентов активной личностной позиции, способности не только реагировать на обстоятельства и их констатировать, но и при необходимости изменять их.

Практикум

Цель: развитие реалистичного восприятия и понимания себя и других.

Используются психологические методики: «20Я», «проективный рисунок: животного, цветка, дерева», сокращенный вариант «Т-Лири» и др.

1. Восприятие других через соотнесение других с собой (проек­тивный «Я-образ»).

2. Восприятие себя через соотнесение себя с другими (проектив­ный «Я-образ»).

3. Восприятие себя через восприятие себя другими людьми (зер­кальный «Я-образ»).

4. Восприятие себя через результаты собственной деятельности (профессионально-деятельностный «Я-образ»).

5. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний (эмоционально-оценочный «Я-образ»).

6. Восприятие себя через представление своих перспектив (пер­спективный «Я-образ»).

Примечание. Студенты могут выполнить рисунки, на которых бу­дут отражены хотя бы некоторые из заданных «ракурсов» «Я-образа», необходимых для комплексного самоанализа. При согласии студентов можно провести групповое обсуждение и коллективный анализ рисун­ков.

Наши рекомендации