Программа самопознания и саморазвития
Цель развития | Основные задачи | Формы деятельности |
Самопознание и самопонимание. Конструктивность преодоления кризисов | Реалистично определить свои реальные и потенциальные возможности. Эмоционально-когнитивная саморегуляция в кризисных ситуациях | Самоанализ, антиципация позитивного «Я-образа», ролевой тренинг, рационально-эмотивный тренинг Э. Эллиса |
Адекватная самооценка, осознание «путей» самореализации | Реалистично определять свои возможности и достижения самореализации в процессе обучения в вузе | Самоанализ, когнитивно-поведенческий тренинг, техники психосинтеза, гештальт-техники |
«Я-образ» профессио- нала. Ответственность за эффективность обучения в вузе | Адекватное самоопределение целей и средств достижения в развитии «Я-образа» профессионала | Самоанализ, когнитивно-поведенческий тренинг, техники психосинтеза, гештальт-техники |
Сотрудничество и толерантность в отношениях | Развитие готовности к сотрудничеству, пониманию другого и способности не испытывать негативные переживания по поводу несоответствия другого субъективным ожиданиям | Самоанализ, коррекция системы отношений симптоматическими и психодинамическими методами |
Технологические задачи и ожидаемые результаты выполнения программы следующие.
Технологические задачи
1. Активизировать самопознание и самопонимание.
2. Выявить причины: неготовности к личному росту; необходимости личного роста.
3. Провести анализ индивидуальных «стратегий» личностного развития.
4. Выделить основные характеристики самореализующегося человека.
5. Изучить содержание самооценки
6. Повысить уровень ответственности за обучение
Ожидаемый результат
1. Повышение уровня рефлексии и адекватности восприятия и понимания себя и других.
2. Осознание своих жизненных приоритетов и поведенческих стратегий их достижения.
3. Выявление потенциала самореализации и уровня саморегуляции.
4. Определение уровня сформированности качеств самореализующегося человека.
5. Осознание специфики влияния самооценки на систему отношений
6. Личностная ответственность профессионального развития.
Тема 1. Путьот самопознания к самопониманию.
Перед проведением практикума преподаватель сообщает студентам о психологической трактовке понятий, которыми те будут пользоваться в процессе самоанализа и дискуссии. Необходимо показать вариативность трактовки понятия «самосознание» в зависимости от концептуальных позиций авторов. Именно разнообразие ракурсов восприятия и объяснения феноменологии самосознания позволяет учитывать его различные аспекты и составляющие. Объясняется, как формируется самосознание и какие функции оно обеспечивает. Рассматриваются такие функциональные элементы самосознания, как образ самого себя («Я-образ») и самооценка, самопознание и самоотношение. Сообщается о методах, которыми обеспечивается бытийное и научное самопознание; о продуктах самопознания — «Я-образе» и его специфических формах существования. Необходимо коротко ознакомить студентов с психологическими концепциями, в которых эти понятия приобретали особое концептуальное содержание.
Преподаватель информирует студентов о закономерностях развития самосознания, особенно в возрасте юности и ранней взрослости (в котором находится большинство из студентов). Он останавливает внимание на тех особенностях развития самосознания, которые оказывают как позитивное, так и негативное влияние на продуктивность и удовлетворенность человека своей жизнедеятельностью.
Далее проводится экспресс-диагностика готовности студентов к самопознанию посредством самоанализа. Уточняются принципы и нормы., функционирования группы личностного роста. Формулируется устав рабочей группы, смыслом которого является принятие групповой и личной ответственности каждого за эффективность процесса личностного роста и самореализацию.
В качестве инструмента первичного самоанализа могут быть использованы психологические вопросники. Искренность в ответах на вопросы и тщательность самоанализа говорят о готовности личности психологически самосовершенствоваться.
Выполнение психологического тестирования является процессом добровольным, и студент волен от него отказаться. (Об этом преподаватель должен сообщить студентам.) Однако предлагаемые вопросники, при тщательном их выполнении, обдумывании ответов и достаточной честности, могут помочь студентам в уточнении собственного мнения по исследуемым вопросам.
Задание
Инструкция. Оцените приведенные ниже утверждения, используя следующую шкалу.
Это утверждение истинно для меня:
1 = нет, практически никогда;
2 = да, иногда;
3 = да, в большинстве случаев;
4 = да, практически во всех случаях.
1. Я верю, что могу повлиять на свою жизнь посредством собственного выбора.
2. Я прекрасно знаю, что я могу изменить, а что нет.
3. Я согласен прилагать усилия, связанные с самопознанием.
4. В моих силах изменить то, что не могут изменить окружающие.
5. Счастье и успех тесно переплетены с чувством социальной
взаимосвязанности.
6. Наша личность состоит из того, кем и чем мы были ранее, и из
того, кем мы надеемся стать.
7. Можно сказать, что в своем личностном развитии я совершенствую свои способности.
8. Я — активный студент.
9. Я хочу полностью включиться в процесс самопознания и саморазвития.
10. Я хочу проверить себя, оценить себя честно и максимально объективно и определить те свои характеристики, которые следовало бы усовершенствовать.
Примечание. Выполнение заданий данного вопросника является частью настроя, установки на личностный рост. Поэтому целесообразно проводить этот опрос два-три раза с периодичностью в два-три месяца и сравнивать ответы.
Также будет полезно узнать мнение значимых, близких вам людей о вас. Попросите кого-нибудь из близких вам людей ответить на эти вопросы относительно вас. Сравните и обсудите результаты.
Это исследование можно проводить в группе, где после индивидуальной работы все сравнивают свои ответы с ответами других и обсуждают результаты. Групповой процесс создает атмосферу сотрудничества в процессе личностного роста, а также принятие готовности быть искренним в самоанализе.
Для преподавателя, руководящего процессом личностного рост» очень важно донести до сознания студентов то, что они могут позитивно влиять на свою жизнь, могут противостоять негативным обстоятельствам, то, что у каждого есть выбор, но правильный выбор можно сделать, познав себя. Основная цель работы преподавателя — способствовать развитию у студентов активной личностной позиции, способности не только реагировать на обстоятельства и их констатировать, но и при необходимости изменять их.
Практикум
Цель: развитие реалистичного восприятия и понимания себя и других.
Используются психологические методики: «20Я», «проективный рисунок: животного, цветка, дерева», сокращенный вариант «Т-Лири» и др.
1. Восприятие других через соотнесение других с собой (проективный «Я-образ»).
2. Восприятие себя через соотнесение себя с другими (проективный «Я-образ»).
3. Восприятие себя через восприятие себя другими людьми (зеркальный «Я-образ»).
4. Восприятие себя через результаты собственной деятельности (профессионально-деятельностный «Я-образ»).
5. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний (эмоционально-оценочный «Я-образ»).
6. Восприятие себя через представление своих перспектив (перспективный «Я-образ»).
Примечание. Студенты могут выполнить рисунки, на которых будут отражены хотя бы некоторые из заданных «ракурсов» «Я-образа», необходимых для комплексного самоанализа. При согласии студентов можно провести групповое обсуждение и коллективный анализ рисунков.