Тема 3. Успех связан с личным творчеством.
Цель занятия — активировать готовность к проявлению гибкости в поиске способов решения задач, научиться использовать способность к творчеству для достижения успеха.
При проведении занятия по данной теме для преподавателя важно прежде всего показать, насколько творческий подход важен в самых разных сферах нашей жизни, и конкретизировать, как творчество помогает обучению в вузе. Каждый преподаватель знает о ситуациях, когда гибкое и приятно неожиданное решение позволяло разрешить, казалось бы, провальную ситуацию. Необходимость в нестандартных решениях возрастает с каждым днем, и в будущем успешными смогут быть те специалисты, которые будут демонстрировать способность по-новому (экономичнее, быстрее, красивее и функциональнее) достигать результата в теориях и практике. Поэтому будет весьма своевременно использовать период обучения в вузе для развития своих творческих способностей. Каждый человек обладает способностью создавать то, чего прежде не было. Один это делает для удовлетворения своих бытовых потребностей, другой — в масштабе общечеловеческих задач. Самое продуктивное вложение своих ресурсов, сил, времени — это поиск новых оригинальных решений для актуальных задач. Новаторство становится возможным, когда опыт прошлого сочетается с текущей информацией и работой воображения, заглядывающего в будущее.
Практикум
Задание 1.Уместно начать работу по данной теме с выполнения задания, аналогичного предыдущему. Попробуем создать установку на активное проявление творчества в решении тех задач, где «старые» методы не дают желаемого результата.
Итак, инструкцию самовнушений вы уже знаете. В соответствии с правильной (научной!) организацией этого процесса вы «введете» в сознание следующие «ключевые положения».
1. Если не срабатывает привычный способ решения задачи, я не трачу энергию на повторение, а ищу новый способ решения.
2. У меня есть способность смотреть на привычное под непривычным углом.
3. Мне хочется отыскать красивый способ решения задачи.
4. Я всегда получаю удовольствие от новых решений.
Отсутствие творческого, гибкого подхода к жизни — еще один тревожный признак самосаботажа. Далеко не все способны взглянуть на стандартную ситуацию нестандартно потому, что они этому не учились. У вас есть шанс не быть похожим на многих других, регулярно «воспроизводящих» свои неудачи. Известны политики и предприниматели, которые, несмотря на неэффективность своей деятельности, продолжают придерживаться старых методов. Не бойтесь новых методов! Всегда есть возможность найти еще более красивое решение!
Задание 2.Проведите наблюдение за тем, как наиболее успешные (с вашей точки зрения) люди проявляют гибкость в способах решения своих проблем.
1. Если хочешь освоить что-то новое, то обязательно поинтересуйся мнением людей, сведущих в этой области.
2. Можно даже представить себе, что вы на время вашего эксперимента станете двойником вашего эксперта. Это поможет вам понять, как именно им удается найти успешное решение.
3. Попросите хорошо знающих вас и постоянно наблюдающих вас (из тех, кому вы доверяете) людей сказать вам, не заметили ли они каких-либо позитивных изменений в вас. (Сообщать им то, что вы подражаете «знатоку», не обязательно).
4. Если позитивные изменения стали заметными, выделите те ситуации и задачи, в которых вам понадобится освоенная вами «роль» двойника эксперта. Попытайтесь не забыть эту роль. Не бойтесь, обращаясь к роли, вы не утратите свою индивидуальность, а только обучитесь поведенческой гибкости.
Задание 3.Для того чтобы эффективно обучаться у людей, владеющих гибкостью поведения, необходимо развитие наблюдательности. Целью следующего упражнения будет развитие этой способности.
Сначала проведем самовнушение.
1. Раньше я не замечал то, что замечаю и запоминаю сейчас.
2. Раньше я, как правило, видел только один способ решения и не тратил время на открытие более красивых способов.
Сейчас не начинаю действовать, если не владею не менее чем тремя вариантами решения.
3. Приняв решение, я незамедлительно стараюсь его реализовать.
4. Я готов идти на риск, потому что в результате я становлюсь более гибким и смелым.
5. Чтобы меняться к лучшему, необходимо проявлять любопытство к себе.
Теперь, когда ваше сознание готово воспринимать и действовать в режиме «наблюдательности», необходимо уточнить, что именно будет объектом, ваших наблюдений. Это может быть темой следующего обсуждения.
Задание 4.Наблюдение за тем, как гибкие люди задают правильные вопросы.
Умение задавать правильные вопросы — первый шаг в движении к успеху. Это признак корректного любопытства. Примером корректности может быть фраза: «...удобно ли будет собеседнику уточнить информацию, которая осталась неясной, сейчас или это можно будет сделать позже...» Конечно, приведенный пример следует перефразировать, и фраза будет иметь соответствие с ситуацией.
Если на занятиях в институте вы вдруг почувствуете, что запутались, не исключено, что и другие находятся в таком же положении, а потому все будут только рады, если вы корректно сформулируете свой вопрос. Безусловно, преподаватель вполне положительно отреагирует на такой вопрос, так как это означает, что студенты следят за объяснениями, а кроме того, это помогает преподавателю корректировать свои методы изложения материала.
Чтобы добиться успеха, крайне важно постоянно получать информацию по интересующему вас предмету. Учитесь задавать вопросы.
Методические рекомендации для преподавателя
Рекомендуется практическую работу студентов «сопровождать» проведением дискуссии на тему «Творческое мышление — основа поведенческой гибкости». Целесообразно познакомить студентов с литературой по проблеме развития творчества и совместно выполнить упражнения, в которых, с одной стороны, проводится экспресс-диагностика уровня креативности, а с другой — открываются механизмы развития гибкости мышления.
Также необходимо сообщить студентам о роли установки в «алгоритме» реализации намерений, т.е. в том, как организуется процесс деятельности и как установка влияет на восприятие результатов.
Тема 4. Психологические защиты — способ достижения «видимости» своего успеха.
Под психологическими защитами понимают совокупность психических процессов, обеспечивающих охрану психики и личности от влияния негативных и опасных внешних и внутренних импульсов. Также защиты служат для поддержания стабильной позитивной самооценки.
Цель занятия — выявление содержания и уровня активности индивидуальных защитных механизмов.
Задание
1. Выделение наиболее значимых фактов вашего студенческого опыта.
Отвечайте на вопросы как можно более непринужденно и полно поскольку это упражнение носит конфиденциальный характер.
1. Какие события из вашего студенческого опыта доставляют или доставляли вам наибольшую радость?
2. Какие события из вашего студенческого опыта доставляют или доставили вам наибольшие огорчения?
3. Какое занятие привлекает вас в наибольшей степени?
4. Какое занятие для вас наименее приятно?
2. Рассмотрение ваших текущих взаимоотношений и то, как они связаны с вашими отношениями с близкими (родителями).
а) Вспомните двух мужчин и двух женщин, которые вам нравятся или которых вы любите больше всего в вашей жизни, исключая родителей.
Опишите положительные и отрицательные стороны каждого из них.
Обратите внимание на имеющиеся сходства и различия в ваших списках, поразмышляйте над ними. Существуют ли некоторые черты, общие в тех людях, которых вы вспомнили?
б) Составьте список положительных и отрицательных черт характера ваших родителей.
в) Сравните и сопоставьте список характерных черт ваших родителей с характеристиками людей, имеющих для вас большое значение. )
3. Рассмотрение особенностей вашего «имиджа».
Составьте список вашей любимой одежды, драгоценностей или другого имущества, т.е. вещей, которые, как вы считаете, наиболее точно отражают вашу личность. Выберите из этого набора что-либо, что вы надеваете, когда идете учиться. Обходитесь без этого предмета не- 1 сколько дней и заметьте свою реакцию на его отсутствие. Выполняет ли элемент одежды функцию «защиты»? Что именно вы защищаете?
4. Изучение чувства власти над окружающим миром и способности им управлять.
Где и когда вы ощущали себя беспомощным? Как это было? Есть ( ли какие-то области жизни, в которых вы и сейчас чувствуете себе так? Как вы можете это изменить?
Приведите пример, когда вы искали личного превосходства вместо конструктивного самоусовершенствования. Каковы были результаты? Как вы себя чувствовали?
Представьте, что вам дана власть над другими. Что бы вы стали делать? Как реальная власть могла бы подействовать на вашу жизнь? Стало бы у вас больше или меньше друзей? Были бы вы счастливее или несчастнее и в чем бы это проявилось?
5. Изучение того, способны ли вы к сотрудничеству на практике.
Чтобы лучше уяснить, насколько в вас развито стремление к сотрудничеству и социальный интерес, попробуйте в течение одной недели уделять столько времени, сколько вы сможете, помощи другим людям. Ведите запись своего поведения и своих ощущений. Примите решение не отказываться от исполнения любых разумных просьб, даже если придется потратить часть ценного для вас времени, энергию и деньги. Не просто ждите, пока вас попросят, но активно ищите возможность предложить свою помощь другим. В конце недели проверьте свои впечатления. Как другие люди реагировали на ваши действия? Что вы чувствовали, помогая другим? Что вы узнали, выполняя это упражнение?
6. Выявление интрапсихических защит. (Такие защиты приводят к предъявлению нереалистических требований.)
Следующие вопросы помогут вам объяснить смысл вашего поведения:
• Можете вы вспомнить случай, когда просили что-то нереалистичное и огорчались, потому что не получали того, что хотели?
• Вспоминаете вы случай, когда согласились сделать что-то, чего вы на самом деле не могли сделать?
• Отзывались вы критически о другом человеке из-за того, что он не отвечал вашим собственным стандартам и понятиям о том, что хорошо и плохо?
• Вспоминается вам случай, когда ваша гордость была сильно задета?
Способы коррекции защит
1. Понизить значимость травмирующего фактора, впоследствии осознавать этот факт по-другому.
2. Повысить самооценку, чтобы на уровне ее значимости травмирующий факт был менее важным.
3. Понизить значимость неудачных поступков и действий, т.е. изменить систему ценностей так, чтобы недостижимое перестало быть зоной фиксации внимания.
Практикум
Вспомните событие, которое было или остается для вас источником психологической «травматизации». Определите масштаб травмирующего события в соотношении его с главными жизненными ценностями. Если осознать сам факт несоизмеримости высокого напряжения и незначительности события, то напряжение разряжается. Попытайтесь увидеть в травмирующем событии что-то смешное. Смена оценки посредством юмора снижает напряжение. «Разрядке» нервно-психического напряжения помогает снижение инерционности системы ценностей. (Например, порой самая несгибаемая позиция — результат «паралича» личности.) Упреждение беспомощности и смягчение страха достигаются повышением самооценки. Проведите наблюдение и зафиксируйте свои достижения в дневнике.