Портфолио - технология накопления

И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ__________

Термин «портфолио» (от франц. porter — носить + лат. In folio — в размер листа), некогда употреблявшийся в бизнесе, политике, дея­тельности специалистов по кадрам, модельных агентствах, в среде ху­дожников, журналистов, активно используется в школьной и вузов­ской образовательной практике, поскольку не зависит напрямую от предметного содержания.

Портфолио представляет собой технологию работы с результата­ми учебно-познавательной деятельности школьников или студентов, которая может использоваться для демонстрации, анализа и оценки образовательных результатов, развития рефлексии, повышения уровня осознания, понимания и самооценки результатов образовательной деятельности. По мере работы с портфолио более выраженными становятся такие компоненты образовательной деятельности, как обработка и структурирование информации, формируются навыки отбора содержания, самооценки и самопрезентации.

Технология портфолио выполняет функцию информационно, поиска, систематизации информации, подготовки материалов для сем здания учебно-методического пособия, изучения нового научного на­правления, освоения инновационных подходов к чему-либо, подготовки материалов к печати и т.д. По мнению ряда специалистов, портфолио _ может стать одним из способов формирования ключевой компетентности — «самоменеджмента» и объектом оценки владения. То есть портфолио — это еще и форма оценивания, которая позволяет коренным? образом изменить философию определения, оценивания и измерения результатов образовательной деятельности. Педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что субъект не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме, данному предмету, в интеграции качественной оценки и, наконец, в перено­се педагогического акцента с оценки на самооценку.

В то же время портфолио — своего рода «индивидуальная папка», в которой зафиксированы личные достижения субъекта образовательной деятельности. Как набор работ обучающихся портфолио связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфолио может включать набор оценочных листов, листов наблюдений, фрагмен­тов дневников, «бортовых журналов», видеофрагменты, проекты и пла­ны выступлений. Портфолио планируется заранее и создается в течение достаточно продолжительного периода (четверть, семестр, год и более). В данном значении портфолио дает возможность его автору продемонстрировать те результаты образовательной деятельности, которые он считает наиболее значимыми для оценки своей компетенции, позволя­ет увидеть не только результаты деятельности, но и прогресс по сравне­нию с предыдущими результатами.

Если о портфолио школьника написано и сказано уже немало, то портфолио учителя, администратора, образовательного учреждения — это пока еще новая область в сфере образования. Уже созданы разра­ботки электронных портфолио учителя, по аналогии с которыми может быть разработано портфолио студента, магистранта, аспиранта, препо­давателя вуза. Форма портфолио уже включена в аттестационную дея­тельность учителя и администратора образовательного учреждения. Перспективным представляется такое направление, как применение пор-фолио в системе повышения квалификации и переподготовки работ-ликов образования.

В зависимости от того, какова цель портфолио, оно может быть либо краткосрочным, либо длительным, либо постоянным. Портфолио может быть создано в электронном виде или на бумажных носителях.

Наряду с учебным в образовательной практике используют и дру­гие разновидности портфолио.

Портфолио достижений суммирует результаты работы по кон­кретному блоку учебного материала.

Рефлексивное портфолио основано на анализе и оценке субъек­том целей, хода и результатов своей учебной работы, особенностей ра­боты с источниками информации, ощущений, впечатлений и т.д. (мо­жет быть связано с отдельной проблемой).

Проблемно ориентированное портфолио отражает цели, процесс, результат решения конкретной проблемы (учебной, научной, профес­сиональной, социальной).

Портфолио развития навыков гуманитарного мышления отража­ет работу на уровне анализа — оценивания — сравнения.

Компонентами портфолио могут стать самостоятельные работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты груп­повой работы, черновики, схемы, алгоритмы решения учебных задач, проекты, творческие работы, аудио- и видеоматериалы, таблицы, ан­кеты и результаты их обработки, отчеты об интервью, вопросы, днев­ники наблюдения, письма, глоссарий, грамоты, сертификаты, знаки достижений и т.д.

Цельприменения технологии — научить отбирать, систематизи­ровать и анализировать информацию по выбранной теме, работать с различными источниками информации; на уровне учебной дисцип­лины — прослеживать динамику отношения школьника или студен­та к учебной дисциплине, процесса освоения учебной программы и учебных достижений.

При использовании такой технологии важно учитывать следу­ющее:

• нет четкого списка наименований и количества пунктов, кото­рые необходимо включать в учебное портфолио; это полностью зависит от автора;

• есть примерный перечень, из которого можно выбрать те или иные пункты. Поощряются новые элементы;

• состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей.

Желательно, чтобы учебное портфолио включало по крайней мег три обязательных элемента:

1) сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, пред назначения и краткого описания портфолио;

2) содержание (или оглавление) портфолио с перечислением I основных элементов;

3) самоанализ и взгляд в будущее.

Наши рекомендации