Технология модульного обучения

Устойчивая тенденция усиления гуманистической составляющей образовательного процесса в последние годы связана с широким применением технологий, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения, активизировать познавательную деятельность, помогают учащимся легче усваивать учебный материал, стимулируют их к повседневной работе над учебным материалом, создают условия для творческого развития и самовыражения личности. К таким современным технологиям относится технология модульного обучения.

Цель технологии модульного обучения — создать условия выбора для полного овладения содержанием образовательных программ в разной последовательности, разном объеме и темпе через отдельные и независимые учебные модули с учетом индивидуальных интересов и возможностей субъектов образовательного процесса.

В чем же принципиальное отличие модульного обучения от других видов обучения?

1. Сущность модульного обучения состоит в том, чтобы организовать учебную деятельность в соответствии с модульной учебной программой. В рамках модульного обучения содержание образования представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся «банком» информации и методическим руководством по его усвоению.

2. Модульное обучение предусматривает возможность выбора Уровня и направления освоения учебной программы. При этом смещаются акценты в деятельности педагога с информационной и контрольно-оценочной к информационно-ориентирующей и консультативно-координирующей.

3. Взаимодействие педагога и обучающегося в учебном процессе осуществляется на принципиально иной основе — в рамках работы над Учебным модулем. Каждая встреча требует подготовленности и педагога, и учеников для работы с заданиями в рамках конкретного учебного модуля.

4. Природа модульного обучения базируется на неизбежном со-1 блюдении паритета субъект-субъектных отношений между учителем Г и учениками, преподавателем и студентами в учебном процессе. Поэтому допускается и приветствуется инициатива консультации или встречи и со стороны ученика.

5. Модульное обучение неразрывно связано с рейтинговой системой контроля учебных достижений по ходу освоения модулей.

В качестве основных принципов,на которые опираются в ходе разработки технологии модульного обучения, П.А. Юцявичене называет следующие:

• принцип модульности (обучение строится по модулям);

• структуризации содержания обучения (деление материала на небольшие обособленные элементы);

• опоры на методы деятельности участников учебного процесса (формирование оперативных и действенных знаний);

• динамичности (свободное изменение содержания модуля);

• гибкости (приспособление содержания и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых);

• осознанной перспективы (понимание целей учения);

• паритетности (субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающегося);

• разносторонности методического консультирования.

Важным признается принцип цельности, который, с одной стороны, предполагает структуризацию содержания обучения на обособленные, логически завершенные элементы — модули, с другой стороны, должна быть обеспечена полнота и логичность построения единиц учебного материала в виде модулей, совокупность которых раскрывает специфику учебной программы и содержание учебного курса.

В ходе реализации технологии необходимо опираться на специфику организации модульного обучения.Главное средство модульного обучения — модульная образовательная программа, состоящая из учебного плана и его модулей. Подготовка модульной образовательной программы — трудоемкая работа, требующая от разработчиков научно-предметной и психолого-педагогической компетентности.

На уровне учебной дисциплины модуляция обучения представляет собой разбивку его содержания на относительно самостоятельные, независимые друг от друга составляющие — модули. Учебный модуль — это единица содержания, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью на уровне учебного плана или учебной программы, определяющая логику организации процесса его освоения. Она раскрывает следующее:

• содержание в рамках учебного курса;

• цели;

• ожидаемые результаты (знания, навыки, компетенции);

• технологическое «оснащение» и методическое обеспечение процесса его освоения;

• организационные формы и виды деятельности, необходимые для организации процесса его освоения;

• виды и формы контроля, специфику и критерии оценки результатов его освоения.

Каждый модуль имеет базовый и вариативный компоненты, разные уровни освоения, сопровождается комплектом методических материалов. Методическая часть включает совокупность заданий, в которую входят вопросы и задачи для усвоения темы, задания на отработку умений, темы исследований и учебных проектов, сценарии ситуаций для обсуждения, список рекомендуемой литературы.

Модульная учебная программа — это система логически завершенных элементов содержания образования конкретной учебной дисциплины — учебных модулей. Структура модульной образовательной программы формируется путем решения следующих задач:

1) определение круга потенциальных потребителей модульной об­разовательной программы, анализ существующих родственных, близких по назначению образовательных программ и т.п.;

2) определение перечня компетенций, необходимых для освоения;

3) определение перечня модулей для модульной образовательной программы;

4) разработка недостающих модулей. Подготовка модулей включает в себя четыре этапа:

1) анализ учебного материала с точки зрения методической целе­сообразности его представления в модульном варианте;

2) постановка целей и определение планируемых результатов обучения, ориентированных на достижение этих целей, а также оценка возможностей реализации целей;

3) разработка дидактического материала в виде модулей, проектирование деятельности педагога и соответствующих «шагов учения», отвечающих возможностям обучающихся;

4) экспериментальная проверка созданной модульной программы с целью уточнения соответствия реальных достижений планируемым результатам и возможная коррекция содержания отдельных модулей.

Итак, модуль представляет собой относительно самостоятельную единицу образовательной программы, направленную на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций.

При организации работы по подготовке модульной программы Учебной дисциплины и организации занятий в рамках модульного обучения целесообразно руководствоваться следующими требованиями; название модуля должно быть сформулировано понятно и коротко; описана компетенция, формируемая в результате изучения модуля выделены и обоснованы уровни компетенции, соответствующие генезису ее развития; предусмотрен тест «на входе», позволяющий определить сформированность компетенции согласно выделенным уровням; прописаны способы актуализации личного опыта; продуманы; способы обсуждения и анализа актуализированного опыта; предусмотрены и прописаны теоретические знания, необходимые для развития компетенции, и обоснована форма, в которой они даются; предусмотрены способы «личного эксперимента» для применения и закрепления нового опыта, практические задачи; предусмотрен тест «на выходе» для проверки степени сформированное™ компетенции.

Затем следует ответить на следующие вопросы. Сколько модулей следует выделить в модульной программе по учебному курсу? Какие именно виды работ будут выполняться учениками или студентами в рамках модуля? Какие задания обязательны в каждом модуле? Какие формы контроля и оценки будут использоваться в каждом модуле? Сколько времени будет выделено на выполнение каждого задания? Какими учебными и методическими материалами будет обеспечен субъект образовательного процесса? Как будет организован контакт в рамках учебного модуля?

Рассмотрим возможные варианты ответов на поставленные вопросы.

Количество модулей в модульной программе зависит:

• от общей цели модульной программы;

• объема курса (если курс рассчитан на 32 часа, то целесообразно выделить не более трех модулей);

• содержания: все содержание разбивается на логически законченные части, ориентированные на достижение конкретной цели;

• количества часов, на которые рассчитан курс (например, один семестр в вузе — не более трех модулей, два семестра — четыре—шесть модулей).

Определение видов работы субъектов образовательного процесса по каждому модулю может варьироваться и определяться содержанием курса.

Примерные задания в рамках модуля.

Индивидуальная работа студента, оформляемая в виде аналитического текста, диктует ряд требований:

• объем (7—9 с.);

• тема для каждого студента (согласованная с преподавателем);

• четко обозначенные сроки сдачи конкретной работы (за три-четыре дня до презентации).

При оценке индивидуальной работы важным является соблюдеие студентами всех указанных требований. Во-первых, небольшой объем работы стимулирует студента не механически переносить текст из найденного им источника, а провести анализ материала. Во-вторых, определение темы индивидуальной работы для каждого студента и согласование ее с преподавателем понижают возможность использования уже готовых материалов (например, найденных в Интернете). В-третьих, соблюдение сроков требует от студента постоянной работы на протяжении всего семестра (работы, не сданные в срок без уважительной причины, к оценке не принимаются, что автоматически снижает общую оценку работы за семестр).

Подготовка групповой работы (письменной). Следует дополнительно определить, какие виды работы (разделы) готовит каждый студент, т.е. определить степень участия каждого участника. Целесообразно задания распределять равномерно, что позволит легче провести оценку выполнения задачи каждым студентом.

Тестирование (письменное, компьютерное): определяется круг вопросов, которые предложены в виде тестов.

Ролевая игра (заключительное занятие по всему курсу) предполагает установить:

• сроки подготовки сценария (после аналитической работы в малой группе сценарий корректирует преподаватель);

• распределение ролей внутри группы и в группе контрагента (зависит от содержания игры).

Презентация индивидуальной работы — предполагаются дискуссии или иные виды работ в зависимости от целей и содержания учебной дисциплины.

Формы контроля и оценки.

Контроль в модульном обучении проводится со следующими целями:

• активизации работы субъектов и заинтересованности в учебном процессе систематизации работы над изучаемым материалом;

• своевременного устранения непонимания отдельных вопросов, возникающих при изучении конкретного материала;

• оперативного руководства процессом усвоения учебного материала студентами;

• устранения нервозности и выборочного характера проверки

знаний на зачете или экзамене.

Этот пункт в подготовке модульного обучения является особенно важным и сложным, поскольку не всегда можно определить и задатьадекватный уровень оценки по каждому виду работы, выполняемой сту­дентом в ходе освоения модуля. Перечислим некоторые подходы, которые можно использовать при формировании системы оценок в рамках модульного обучения.

• За каждую работу в модуле начисляется определенное количество баллов и путем суммирования всех возможных оценок определяется максимальное количество баллов, которое студент может набрать за семестр (за все работы в рамках учебной дисциплины).

• В зависимости от сложности работы (самостоятельной или групповой) количество баллов может варьироваться: более сложные и трудоемкие работы оцениваются выше, менее сложные получают меньшее количество баллов.

• Каждая работа, которую студенту предстоит выполнить в рамках учебной дисциплины, может быть оценена от 0 баллов до того максимума, который определен для каждой конкретной работы. Критерий оценки — качество выполнения и соответствие требованиям, которые предъявлялись к работе изначально.

• Может быть использована система штрафов, например за задержку работы на один-два дня (на усмотрение преподавателя).

• В конце семестра определяется общая сумма баллов и принимается решение о допуске к экзамену, зачету. «Планка допуска» устанавливается и оговаривается заранее. Студент может набрать баллы за самостоятельную работу (индивидуальную, групповую), активную работу в аудитории, участие в ролевой игре, контрольные, тестовые задания, др.

Приведем пример выведения итоговой оценки за учебную дисциплину. Общая оценка по дисциплине определяется на дифференцированном зачете или экзамене с учетом весовых коэффициентов ki,присвоенных каждому модулю. Значения весовых коэффициентов определены с учетом объема часов и сложности учебного материала. Балл за дисциплину может определяться по формуле

балл=∑kiAi

i=1

гдеki - весовой коэффициент i-го модуля:

k1 = 0,2; k2= 0,2; k3=0,7; k4= 0,2; k5= 0,2 ; k6= 0,7; k7= 0,7;

∑ki=1

i=1

Ai— оценка, полученная за i-й модуль.

Время для освоения учебного модуля делится по учебным неделям. В начале работы составляется учебный календарный план, в котором определяются даты лекций, групповых занятий в аудитории, дни и время консультаций, даты и время отчета по самостоятельным работам. При выдаче очередного задания фиксируются даты согласования темы, предоставления работы преподавателю на проверку, отчета. Учебные и методические материалы:

• учебная литература по курсу (несколько базовых учебников, в которых излагаются основные положения);

• дополнительная рекомендуемая литература по каждому модулю (учебники, монографии, журналы, сайты);

• методические указания по каждому модулю;

• методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по каждому модулю (развернутое описание задания, формы контроля, вид и форма предоставления отчетного материала, рекомендуемая литература, количество баллов за каждый вид работы).

Организация работы со студентами

При большом объеме самостоятельной и ограниченном количестве аудиторной работы необходимо организовать постоянный контакт студента и преподавателя. Для этого проводятся еженедельные консультации в определенные часы по графику. Для организации самостоятельной работы выдаются задания во время консультации либо по электронной почте. При наличии у преподавателя, ведущего занятия, собственного сайта могут быть использованы такие формы занятий, как конференции, что является весьма перспективным видом общения студента и преподавателя в рамках модульного обучения. Выполненные работы сдаются либо лично преподавателю, либо ла­боранту, который фиксирует в журнале дату поступления работы. Это важно для контроля своевременности сдачи при подведении итога. На каждого студента заводится лист учета (бумажный или электронный), в котором фиксируется его работа по курсу. Результаты выполнения работ обсуждаются на групповых занятиях в аудитории или на консультации, оценки выставляются в соответствии с разработанной Шкалой. Все материалы, включая письменные экзаменационные работы, формируют портфолио студента, которое хранится в учебном заведении и доступно потенциальному работодателю. Подобная систе-ма позволяет минимизировать возможные противоречия между студентом и преподавателем, учебным заведением и клиентами.

В основе реализации технологий модульного обучения педагоги Руководствуются следующими принципами:

• ориентация на развитие самостоятельной учебной деятельности и стимулирование познавательной активности;

• максимально эффективное использование учебного времени за счет методически обоснованного построения модулей и использования средств информационных технологий в обучении;

• ориентация на заранее заданный обязательный уровень учебных достижений;

• систематическая проверка уровня усвоения содержания обучения в ходе изучения модуля с приоритетной реализацией обучающей, стимулирующей и коррекционной функций контроля и оценки учебных достижений;

• обоснованное сочетание индивидуальной и групповой форм организации учебной деятельности.

Применение технологии модульного обучения способствует решению следующих задач:

• повышению самостоятельности студентов при освоении учебной программы;

• приобретению и закреплению навыков самостоятельного принятия решений;

• закреплению навыков оформления собственных аналитических текстов, презентации материала;

• формированию навыков инициирования контактов и встреч в образовательной среде по учебным проблемам;

• сочетанию оценки и самооценки, контроля и самоконтроля учебных достижений.

Для успешной реализации такой технологии необходимо обеспечить вариативность содержания, выбор условий и темпа работы с этим содержанием, разнообразие форм взаимодействия участников учебного процесса, создать условия для проявления самостоятельности в принятии решений об уровне и направлении освоения учебных модулей.

Литература

1. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая систе- ма // Высшее образование в России. М.,1999. С.121—125.

2. Блохин Н.В. Психологические основы модульного профессионал!»- но ориентированного обучения : метод, пособие / Н.В. Блохин, |И.В. Травин. Кострома, 2003.

3. Борисова Н.В., Гудков НА., Бугрин В.П., Кузов В.Б. Использование модульной системы обучения в профессиональной подготовке кад- ров // Персонал. 2000. Мв 1. С. 24-30.

4. Галочкин А.И., Базарное Н.Г., Маркин В.И., Касъко Н.С. Проблемно- модульная технология обучения. Структура и содержание модульных программ по курсу «Органическая химия». Барнаул, 2004.

5. Ермоленко В А., Данькин С.Е. Блочно-модульная система подготов­ки специалистов в профессиональном лицее. М., 2002.

6. Катышева И.Б. Модульная технология на уроках истории. Яро­славль, 2000.

7. Кукосян О.Г., Князева Г.Н. Концепция модульной технологии обу­чения в системе дополнительного профессионального образования : метод, пособие. Краснодар, 2001.

8. Муравьева А.А., Кузнецова Ю.Н., Червякова Т.Н. Организация мо­дульного обучения, основанная на компетенциях: пособие для пре­подавателей. М., 2005.

9. Третьяков П.И., Сенновскю И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997.

10. Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. 1995. № 2.

11. Юцявичене ПА. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.

Наши рекомендации