OSHO Gibberish Meditation / Медитация Ошо Джиббериш

Джиббериш – один из самых искусных способов очищения ума. Это катарсическая техника, в которой поощряются экспрессивные звуки и движения тела, после чего следует глубокое слияние или тихое расслабление.

Инструкции

Медитация длится 30 минут и состоит из двух стадий. Вторая стадия представлена в двух вариантах – вы можете выбирать тот, который больше подходит вам в каждом конкретном случае.

Первая стадия: 15 минут

В одиночестве или в группе закройте глаза и начинайте произносить все, что требует выражения внутри вас, – все, что вы всегда хотели сказать и не могли из-за общественных норм, образования, культуры. Делайте это тотально, энергично. Все, что движется в вашем уме, – выбрасывайте это. Но избегайте известного вам языка. Говорите по-китайски, если не знаете его, или по-японски, если он вам неизвестен. Не говорите по-немецки, если знаете этот язык. Выбросьте все свое безумие в виде белиберды, тарабарщины, звуков, жестов. Просто позвольте себе все, что приходит вам на ум, не заботясь о рациональности, разумности, значении, смысле – точно так же, как птицы. Впервые почувствуйте свободу – ту свободу, которая есть у всех птиц.

Ум всегда мыслит в словах. Джиббериш помогает разорвать этот шаблон постоянной вербализации. Пусть вас не волнует, арабский это, иврит или китайский, вам дозволено говорить на любом незнакомом вам языке. Но избегайте известных языков, потому что известный язык не даст вам выбросить все безумие наружу. Не подавляя своих мыслей, вы можете выбросить их – при помощи джиббериша. И подобным образом позвольте вашему телу быть экспрессивным. Будьте искренними, делайте все по-настоящему. Просто сойдите с ума.

Вторая стадия: 15 минут – вариант 1

Лягте на живот и почувствуйте, что вы словно сливаетесь с землей. С каждым выдохом чувствуйте под собой землю, чувствуйте, что сливаетесь с ней.

Вторая стадия: 15 минут – вариант 2

Расслабьтесь в тишине – сидя с закрытыми глазами наблюдайте свое внутреннее небо.

Примечание. Чтобы лучше понять, что такое джиббериш, посмотрите раздел «Терапия Ошо „Не-ум“» в главе 10 и раздел «Джиббериш» в главе 9.

Я имею дело с современным человеком, и он самое беспокойное существо из всех, когда-либо существовавших на Земле. Тем не менее люди могут стать спокойными, нужно просто позволить им выбросить свое безумие, сумасшествие, тогда они успокоятся сами собой.

Каждый человек должен научиться джибберишу. Мир станет разумнее, если вы сможете просто сидеть в своей комнате и в течение часа разговаривать, ни к кому конкретно не обращаясь. Сначала это будет выглядеть безумно. Так и есть! Но это принесет вам облегчение, позволит выпустить пар, жар, и спустя час вы будете чувствовать себя невероятно спокойно.

Было бы бесчеловечно вываливать свою тарабарщину на других людей, потому что вы на самом деле можете это сделать. И тогда у них будут неприятности: все, что вы наговорите им, продолжит потом греметь у них в голове, они будут вынуждены искать кого-то другого, и так далее. Решаемая проблема превращается в мировую проблему! Вас уже может не быть, но тот джиббериш, который вы вылили на головы других людей, будет продолжаться многие века. И этому нет конца, невозможно положить этому конец.

Если вы хотите выбросить свой мусор, пожалуйста, помните, что вываливать его на людей нельзя. У людей уже есть свой мусор, и это будет уже слишком, не добавляйте.

Вы можете пойти к реке и поговорить с рекой. Река не будет вас слушать, поэтому проблем не возникнет. Вы можете подойти к дереву и поговорить с ним, можете поговорить со звездами, со стенами – это все совершенно прекрасно. И если вам покажется, что это совершенно безумно, тогда записывайте все: заведите дневник и пишите в нем все, что хотите.

Вам нужно выпускать пар, но он не должен проникать в кого-то другого, в противном случае вы проявите насилие. И если люди обучатся этой простой вещи, мир станет более разумным.

OSHO No-Mind / Медитация Ошо «Не-ум»

См. главу 10 «Медитационные терапевтические техники Ошо».

Избавление от мусора

Патанджали говорит: «Ум тоже становится спокойным при помощи чередования выдоха и задержки дыхания».

Всякий раз, когда вы чувствуете, что ум неспокоен – напряжен, встревожен, болтлив, взволнован, постоянно грезит наяву, – сделайте одну вещь: сначала глубоко выдохните. Всегда начинайте с выдоха. Выдохните так глубоко, как только сможете, выбросьте из себя весь воздух. Вместе с воздухом будет выброшено и настроение, потому что дыхание определяет все. Потом прогоните этот выдох как можно дальше от себя.

Сделайте максимальный выдох. Втяните живот и на несколько секунд задержите дыхание, не вдыхайте. Выпустите воздух и несколько секунд не вдыхайте. Затем позвольте телу сделать вдох. Вдохните глубоко – как можно глубже. Снова замрите на несколько секунд. Этот интервал должен быть таким же, каким он был после выдоха, – если вы задерживали его на три секунды, то и сейчас задержите дыхание на три секунды. Выдохните и задержите дыхание на три секунды, вдохните и задержите его на три секунды.

Но дыхание нужно выбрасывать до конца. Сделайте полный выдох и глубокий вдох, придерживайтесь ритма. Задержка – затем вдох, задержка – выдох. Задержка – вдох, задержка – выдох. Вы сразу же почувствуете, что у вас внутри что-то меняется. Прежнее настроение ушло, в вас воцарился новый климат.

Как перестать думать

Процесс мышления не остановить. Не то что он не останавливается, но он не может быть остановлен. Он останавливается сам по себе. Нужно понять это разграничение, в противном случае вы обезумеете, гоняясь за своим умом.

Не-ум не возникает как результат прекращения процесса мышления. Не-ум есть, когда нет мышления. Само усилие остановить мышление создает еще большее напряжение, оно породит конфликт, создаст в вас раскол. Внутри вы будете постоянно пребывать в состоянии смятения. Это не поможет.

И даже если вам удастся силой заставить ум остановиться на несколько мгновений, это вовсе не достижение – потому что эти несколько мгновений будут практически мертвыми, в них не будет жизни. Вы можете почувствовать определенную неподвижность, но не тишину, потому что вынужденная неподвижность – это не тишина. Под ней, глубоко в бессознательном, продолжает работать подавленный ум.

Итак, ум остановить невозможно. Но он останавливается – это определенно. Останавливается сам по себе.

Что же делать? Вопрос насущный. Наблюдайте, не пытайтесь его остановить. Нет никакой необходимости предпринимать против ума какие-то действия. Во-первых, кто будет это делать? Это будет ум, борющийся с самим собой. Вы поделите ум пополам: одна часть – собака сверху, пытающаяся быть боссом, старается убить вторую часть самой себя. Это абсурдно. Это глупая игра. Она может свести вас с ума. Не пытайтесь остановить ум или процесс мышления – просто наблюдайте его, давайте ему волю. Предоставьте ему полную свободу. Пусть несется так быстро, как ему хочется. Не пытайтесь каким-либо образом его контролировать. Просто будьте свидетелем. Это прекрасно.

Ум – один из самых прекрасных механизмов. Наука еще не создала ничего, что могло бы сравниться с ним. Ум все еще остается шедевром – такой сложный, такой невероятно мощный, с таким потенциалом. Наблюдайте его, наслаждайтесь им!

И не наблюдайте так, как будто он враг, потому что, если вы будете смотреть на ум как на врага, вы не сможете наблюдать. Вы уже полны предубеждений, вы уже настроены против. Вы уже решили, что с умом что-то не так – уже сделали вывод. И всегда, когда вы смотрите на кого-то как на врага, никогда не смотрите глубоко, никогда не смотрите ему в глаза. Вы избегаете.

Наблюдать ум означает смотреть на него с глубокой любовью, с глубоким уважением, почтением – это подарок существования. В самом уме нет ничего дурного. Это прекрасный процесс, как и другие процессы. Если плывущие по небу облака прекрасны – почему не могут быть прекрасны мысли, плывущие по внутреннему небосклону? Река, несущая свои воды к океану, прекрасна – так почему не этот поток мыслей, несущихся неизвестно откуда и куда? Разве он не прекрасен?

Смотрите с глубоким почтением. Не будьте борцом, будьте влюбленным. Наблюдайте тонкие нюансы ума – его внезапные повороты, прекрасные повороты, неожиданные прыжки и скачки, игры, в которые продолжает играть ум, узоры из грез, которые он плетет, воображение, память, тысячу и одну проекцию, которые он создает. Наблюдайте! Стоя там, отстраненно, на расстоянии, не вовлекаясь. И постепенно вы начнете чувствовать…

Чем глубже становится ваше наблюдение, тем глубже становится осознанность. Возникают промежутки, интервалы. Одна мысль уходит, а вторая еще не пришла – и вот промежуток. Одно облако исчезло из виду, второе еще не пришло – промежуток.

В эти промежутки вы впервые получите проблески не-ума, почувствуете вкус не-ума. Назовите это вкусом дзен, дао или йоги. В эти короткие интервалы внезапно небо становится ясным и светит солнце. Вдруг весь мир наполняется тайной, потому что отброшены все барьеры. Ваши глаза больше не заслоняет экран. Вы видите ясно, проникаете в суть вещей. Все существование становится прозрачным.

Сначала это будут только редкие моменты, их будет мало, и они будут далеко друг от друга. Но они дадут вам проблески того, что такое самадхи. Маленькие озерца молчания – они будут приходить и уходить. Но теперь вы знаете, что вы на верном пути, – и снова начинаете наблюдать.

Когда мимо проходит мысль, вы наблюдаете ее, когда случается интервал, вы наблюдаете его. Облака прекрасны, солнечный свет тоже прекрасен. Теперь вы не выбираете. Теперь в вашем уме нет фиксации, вы не говорите: «Мне бы хотелось, чтобы были только интервалы». Это глупо – потому что, как только вы стали привязанными, захотели, чтобы были только интервалы, это означает, что вы снова замыслили что-то против мышления. И тогда эти интервалы исчезнут. Они случаются, только когда вы стоите в стороне, где-то очень далеко. Они случаются, их невозможно вызвать. Они случаются – вы не можете заставить их случаться. Они спонтанны.

Продолжайте наблюдать. Пусть мысли приходят и уходят – пусть идут куда хотят. Нет ничего плохого! Не пытайтесь манипулировать, задавать направление. Путь мысли движутся совершенно свободно. И тогда будут возникать большие интервалы. Вам, как благословения, будут даны мини-сатори. Иногда будут проходить минуты и не появится ни одной мысли, никакого движения – полная тишина, ничем не нарушенная.

Глава 23

Работа с чувствами

Понаблюдайте, как ртутный столбик ваших эмоций поднимается и опускается. Понаблюдайте, когда он поднимается и когда опускается. Один человек поливает вас грязью, другой вешает вам на шею венок из цветов. Понаблюдайте внутренние колебания. Когда оскорбления и венки не вызывают у вас никакого беспокойства и ртутный столбик остается на одном уровне, знайте, что вы сбалансированы.

Преувеличивайте

Всю жизнь во всем вы доходили до определенного предела. Если вы злились, то доходили только до некой границы. Если грустили, тоже доходили до одной и той же границы. Если были счастливы – то же самое. Существует тонкая линия, которую вы никогда не переступали. Все доходит до нее и останавливается. Это происходит почти автоматически: едва достигнув этой линии, вы немедленно выключаетесь. Всех этому учили: вам разрешается столько-то злости, но не более этого, потому что сверх этого может быть опасно. Вам позволено столько-то счастья, но не более, потому что иначе от счастья можно сойти с ума. Вам разрешается только ограниченное количество грусти, но не больше, потому что все, что свыше этого, может привести к самоубийству.

Вас этому научили, и вокруг вас и всех людей – Великая Китайская стена. Вы никогда не выходите за ее пределы. Это все ваше пространство, вся ваша свобода, поэтому, когда вы начинаете чувствовать радость, счастье, эта Китайская стена встает на вашем пути. А значит, вы должны осознавать ее.

Начните с одного эксперимента, он чрезвычайно полезен. Он называется метод преувеличения. Это один из древнейших тибетских методов медитации. Если вам грустно, закройте глаза и преувеличьте грусть. Идите в нее как можно глубже, выйдите за установленные пределы. Если вам хочется стонать и рыдать – пожалуйста. Если вам хочется кататься по полу – делайте это, главное – выходите за привычные пределы, туда, где вы никогда не были.

Преувеличивайте, потому что этот предел, эти постоянные границы, в которых вы жили, стали настолько обыденными, что, пока вы не выйдете за них, вы никогда не станете осознанными – они часть вашего привычного ума. Из-за этих границ вы, злясь, никогда этого не осознаете, пока не выйдете за них. Только тогда это вдруг достигнет вашей осознанности, потому что произойдет нечто такое, чего никогда раньше не случалось.

Проделайте такое с грустью, со злостью, с ревностью – с любым чувством, которые вы сейчас испытываете, а особенно со счастьем. Когда вы чувствуете себя счастливым, не верьте в ограничения. Просто пойдите и вырвитесь из ограничений: танцуйте, пойте, бегайте – не скупитесь. Как только вы научитесь переходить границы, переступать пределы, вы окажетесь в совершенно ином мире. Тогда вы поймете, как много упускали в жизни.

Примите вызов

С грустью, отчаянием, злостью, безнадежностью, тревогой, смятением, горем связана единственная проблема, и состоит она в том, что вы хотите от них избавиться. Это единственное препятствие.

Вам придется с ними жить. Вы не можете просто сбежать. Они – та самая ситуация, в которой жизнь должна расти и становиться цельной. Это вызовы, которые бросает жизнь. Примите их. Они завуалированные благословения. Если вы хотите от них сбежать, если хотите как-то от них избавиться, возникает проблема – потому что, желая от чего-то избавиться, вы никогда не смотрите на это прямо, непосредственно. А раз вы что-то осуждаете, оно начинает прятаться от вас, перемещается глубже в бессознательное, скрывается в самом темном уголке вашего существа, где вы не можете его найти. Оно переходит в подвал вашего существа и прячется там. И, конечно, чем глубже оно уходит, тем больше проблем создает – потому что тогда оно начинает действовать из неведомых уголков вашего существа, и вы совершенно беспомощны.

Поэтому, прежде всего, никогда не подавляйте. Что бы это ни было, это есть. Примите его, и пусть оно приходит – пусть встанет перед вами. Но просто сказать «Не подавляйте» недостаточно. С вашего позволения я бы сказал: «Подружитесь с ним». Вам грустно? Подружитесь с грустью, почувствуйте к ней сострадание. У грусти тоже есть суть. Примите ее, обнимите, посидите с ней, подержите ее за руку. Будьте дружелюбны. Любите ее. Грусть прекрасна. В ней нет ничего плохого. Кто сказал вам, что грустить – это плохо? На самом деле лишь грусть дарит глубину. Смех поверхностен, счастье не проникает глубже вашей кожи. Грусть доходит до самых костей, до мозга костей. Ничто не проникает так же глубоко, как грусть.

Поэтому не переживайте. Останьтесь с грустью, и она приведет вас к вашему сокровенному центру. Вы можете прокатиться на ней и узнать нечто новое о своем существе, то, чего никогда не знали. Это может открыться только в состоянии грусти, оно никогда не откроется в состоянии счастья. Темнота так же хороша, темнота так же имеет божественную природу. Не только день принадлежит Богу, но и ночь. Я называю такой подход религиозным.

Наши рекомендации