Тысячи спонтанных бесед Ошо, известных как «Беседы Ошо», доступны в различных форматах.
Глава 10
OSHO Evening Meeting Meditation / Медитация Ошо «Вечерняя встреча»
Это прекрасное событие – каждый вечер вы продвигаетесь немного глубже в свою буддовость. Оглядите эту пустоту внутри себя. Вернувшись из внутреннего путешествия, вы должны помнить о ней двадцать четыре часа в сутки.
Как упоминалось в предыдущей главе, беседы Ошо воздействуют на аудиторию как медитация. Так было при его жизни, так происходит и после нее. Воздействие одинаково на всех слушателей – и непосредственно присутствующих, и находящихся на расстоянии, в любой точке мира.
Кульминацией ежедневных бесед Ошо стало создание и совершенствование расширенной медитации «Вечерняя встреча», которой посвящена эта глава. Эта медитация имеет множество аспектов, для которых более всего подойдет определение «мистические». Она адресована всем, кто исследует путь и методы Ошо, и проводится в 7 часов вечера по местному времени. Так как земной шар вращается, в любой момент в какой-то точке Земли проводится эта медитация. Кто медитирует, где, в одиночестве или с кем-то – все это неважно, главное – эта медитация непрерывно передается по цепочке, и любой, кому она интересна, может принять в ней участие.
Об уникальном значении «Вечерней встречи» свидетельствует тот факт, что по просьбе Ошо на время ее проведения все прочие программы на его Медитационном курорте и в Ошо-центрах по всему миру полностью останавливаются, и каждый должен присутствовать на ней.
Эта медитация включает в себя:
1) специальную музыку, которая оповещает о переходе к каждой следующей стадии и энергетически поддерживает каждую из них;
2) беседу Ошо;
3) Джиббериш и технику «Отпускание».
Инструкции
Продолжительность медитации «Вечерняя встреча» зависит от продолжительности выбранной беседы Ошо. Первая стадия танца-празднования должна завершаться ровно в 7 часов вечера.
Когда медитация проводится в полном формате, она включает в себя следующие этапы:
1) танец-празднование: 10–20 минут, окончание в 7 часов вечера;
2) классическая индийская музыка и молчание: 10 минут;
3) беседа Ошо: 40 минут или больше;
4) Джиббериш, молчание и отпускание: 10–15 минут;
5) празднование: 2–5 минут.
Танец-празднование
Медитация начинается с энергичной музыки для тотального танца и празднования. Происходит бурное празднование, энергия поднимается и усиливается до предельной точки, это сопровождается ощущением максимального наслаждения. Глаза можете оставить открытыми или закройте, будьте только сами с собой. Танец трижды или четырежды прерывается громким криком «Ошо», при этом руки нужно поднять вверх «к звездам, как указание на их стремление к высшему сознанию».
Ошо называет слово «Ошо» «хорошим звуком», он говорит, что этот звук «создает хорошую тишину». «Это не мое имя. Это просто исцеляющий звук, – объясняет Ошо. – Он бьет словно меч. Все зависит от того, с какой силой, с каким рвением, с какой тотальностью вы его выкрикиваете. Звук нужен лишь для того, чтобы достичь безмолвия. Будете произносить его с прохладцей – тогда упустите. Он должен быть точно как рык льва, который исходит из живота. Этот звук не слетает с языка, не исходит из глотки или сердца. Он ударяет точно в область чуть ниже пупка – на два дюйма ниже, если быть точным. Вам нужно понаблюдать. Всякий раз, делая это, следите за тем, откуда он исходит, – это ваш путь для входа внутрь. Этот звук расчищает путь, он создает проход в забытых землях, прокладывает для вас прямую дорогу. Он соединяет вас с самими собой».
Чем более тотально вы участвуете в наращивании энергии, тем глубже будет ваше молчание в следующей части медитации. Празднование достигает своей кульминации в 7 часов, когда три раза выкрикивается «Ошо».
Классическая индийская музыка и молчание
Сразу после кульминации празднования, то есть после трех выкриков «Ошо», сядьте в абсолютной тишине, с закрытыми глазами. Десять минут будет звучать индийская музыка, внезапно прерываясь паузами. Эта стадия завершается тремя громкими ударами в барабан.
Беседа Ошо
Во время беседы (в аудио– или видеозаписи) продолжайте сидеть молча, с закрытыми или открытыми глазами. (В главе 9 об этой части медитации говорится более подробно.)
Я говорю не для того, чтобы чему-то научить, я говорю, чтобы что-то создать. Это не лекции. Это просто уловки для того, чтобы вы пришли в состояние тишины, потому что, если вам сказать стать безмолвными без каких-либо усилий, вам будет трудно.
Именно так говорят своим ученикам учителя дзен: «Будьте тихими, но не делайте никаких усилий». Так человека ставят в очень трудное положение: «Не делать усилий и молчать». Теперь, если он будет совершать какие-то усилия, то окажется неправ – а быть в молчании без усилий невозможно. Если бы можно было находиться в молчании, не прилагая к этому никаких усилий, то не было бы никакой необходимости в мастере, не нужно было бы учить медитации. Люди становились бы безмолвными безо всяких усилий.
Я максимально глубоко погружался в практики дзен. Они работают уже почти четырнадцать веков, со времен Бодхидхармы. Это одно из величайших человеческих сообществ в мире, полностью преданное только медитации. Больше нет ни одного эксперимента, который бы длился столь долго. Тем не менее мастеров дзен не так уж и много.
Да, в дзен больше мастеров, чем в любом другом течении в мире, но все равно их очень мало в сравнении с количеством людей, которые над этим трудятся. Я искал базовую ошибку. И она вот в чем: эти мастера дзен говорили правильные вещи, но говорили их неправильно. Я заставляю вас осознавать тишину, безо всяких усилий с вашей стороны. Мое говорение поначалу служит стратегией для того, чтобы создать в вас тишину.
Глядя на меня, вы видите меня, то есть ваше сознание однонаправленно – в мою сторону. Если же вы изменитесь… Вы можете сделать это прямо сейчас, и это будет хорошо – если вы поймете, что смотрите на меня, когда ваши глаза направлены в мою сторону. Если вы по-настоящему направлены на меня, вы забываете себя. Это забывание. А теперь сделайте свое сознание двунаправленным. Смотрите на меня и в то же самое время смотрите на себя. Смотрите на то, на что смотрите, и смотрите на того, кто смотрит, – пусть будет наблюдаемое и наблюдающий.
Когда вы слушаете меня, слушайте и всегда осознавайте также и слушающего. Нужно слушать говорящего и при этом слушать слушающего. Тогда ваше сознание станет двунаправленным. Пока же это дорога с односторонним движением: вы смотрите на меня и не смотрите на себя. Это похоже на забывание себя.
Когда вы смотрите на меня и одновременно обретаете способность смотреть на себя, в этот момент случается само-осознание. Будда называет его самьяк смрити , Кабир называет его сурати , Гурджиев называет его самовспоминанием . Но все это одно и то же.
Искусство слушать основано на погружении ума в молчание, когда ум не вмешивается и просто позволяет прийти всему, что к вам приходит. Я не говорю, что вы должны с этим соглашаться. Слушать не значит соглашаться, так же как не значит не соглашаться. Искусство слушать – это чистое слушание, подлинное, ничем не нарушенное. И как только вы услышали, наступает момент, когда вы либо соглашаетесь, либо нет. Но сначала нужно услышать.
Если вы слушаете что-то истинное, тогда вопрос несогласия не возникает. Если же услышанное – неправда, естественно, вы вынуждены с этим не согласиться. Но ваше согласие или несогласие должны возникать не из ума, полного предубеждений, но из свободного от предубеждений сердца. Слушание идет от сердца, а слух – из ума, он очень поверхностный. И оттого, что сердце находится глубже, любое слово, которое проникает в вас, сначала встречается с умом. Прежде чем оно достигнет сердца, ум основательно его переработает.
Если вы способны слушать, вам больше ничего не нужно делать. В этом безмолвии вы безо всякого внутреннего спора сможете увидеть, что верно, а что нет. Верное моментально наполняет вас радостью, а ложное сразу же погружает вас в печаль и безразличие. Это совсем иное разграничение, чем ментальный диалог: «Это верно, это неверно». На каком основании ваш ум может говорить: «Это верно»? На основании предубеждений, ранее сформированных идей.
Но у сердца нет готовых идей. Оно просто ясно видит. У него есть глаза, но нет идей. У него есть ясность, но нет предрассудков.
Шраян означает «слушать», а шравака означает «слушающий», тот, кто способен слушать в том смысле, как я определил слушание, тот, которому больше ничего не нужно делать, достаточно просто слушать.
Искусство слушать – простейший способ трансформации.
В конце беседы Ошо, прежде чем перейти к следующей стадии медитации, несколько раз вызывает смех аудитории.