Ошо, сейчас на рынке предлагают множество устройств, обещая, что они приведут нас к состоянию медитации. Могут ли они на самом деле помочь?
Сейчас во всем мире разрабатывается огромное множество устройств, которые якобы могут подарить вам медитацию: «Просто воткните в уши наушники, расслабьтесь и в течение десяти минут вы погрузитесь в состояние медитации». Это полнейшая чушь.
Ум работает на одной волне, когда бодрствует, и на другой волне, когда видит сны. А в глубоком сне он работает на третьей волне. Но ни одна из них не соответствует медитации.
На протяжении тысячелетий мы называли медитацию турией , «четвертым». Когда вы выходите за пределы сна и при этом сохраняете осознанность, это и есть медитация. Это не какое-то переживание, это вы сами, ваша сущность.
Но все эти высокотехнологичные устройства при правильном применении чрезвычайно полезны. Они могут создавать в вашем мозге такие волны, которые позволят расслабиться до состояния, подобного полусну. Мысли исчезают, и наступает момент, когда все в вас безмолвствует. Это тот момент, когда волны соответствуют фазе глубокого сна. Вы не будете осознавать этот глубокий сон, но спустя десять минут, отключив устройство, заметите эффект: вы станете спокойными, тихими, умиротворенными. Никаких тревог, напряжения, жизнь покажется исполненной игры и радости. Возникнет такое чувство, будто бы вы приняли ванну изнутри. Все ваше существо станет спокойно и безмятежно.
Устройства действуют очень определенным образом, потому что не зависят ни от каких ваших действий. Это все равно что послушать музыку: вы чувствуете безмятежность, гармонию. Такие устройства приведут вас к третьему состоянию – глубокого сна, сна без сновидений.
Но если вы думаете, что это медитация, то ошибаетесь. Впрочем, это хороший опыт. Находясь в моменте глубокого сна и с самого начала сохраняя осознанность, вы, едва ум начнет менять волну, должны усилить бдительность, осознанность, наблюдение за происходящим. Тогда вы увидите, что ум постепенно засыпает. А если получилось увидеть, как засыпает ум, значит, тот, кто видит засыпающий ум, и есть ваша сущность. И в этом подлинная цель всей медитации.
Эти устройства не могут создать осознанность, ее должны создать вы. Но эти устройства, безусловно, могут за десять минут создать ту возможность, которой вы сами, возможно, не достигнете за годы усилий. Так что я не против таких высокотехнологичных инструментов, я за них. Просто мне бы хотелось, чтобы люди, распространяющие их по миру, знали, что делают хорошую работу, но она не полная.
Она будет завершена, только когда человек даже в глубочайшем безмолвии будет бдителен, словно негасимое маленькое пламя осознанности. Все исчезает, везде вокруг темнота, тишина и покой, но непоколебимое пламя осознанности остается.
При правильном применении такие устройства можно использовать, но нужно объяснить людям, что настоящей медитации не достичь с помощью устройства. Машина может обеспечить необходимые условия, в которых может возгореться пламя, но само это пламя создаете вы, а не она.
Поэтому я за подобные устройства, с одной стороны, а с другой – категорически против них, потому что многие, очень многие люди будут думать, что эти приборы вводят в медитацию.
Это и есть то, что нужно?
Ошо, проработав несколько лет с катарсическими техниками, я чувствую, что во мне возникает глубокая гармония, равновесие и центрированность. Но ты сказал, что, прежде чем войти в последнюю стадию просветления, человек переживает огромный хаос. Как мне узнать, закончена ли для меня катарсическая стадия?
Мне приходится наблюдать, как люди гонятся за молчанием, а когда оно приходит, не могут в него поверить. Это слишком хорошо, чтобы быть правдой, особенно для тех, кого всегда осуждали: они не могут поверить, что с ними такое происходит: «Невозможно! Это могло случиться с Буддой или Иисусом – но со мной? Нет, это невозможно». Они приходят ко мне; они так встревожены молчанием, тем, что оно бывает: «Это правда или я это воображаю?» Зачем беспокоиться? Даже если это игра воображения, молчание воображать лучше, чем гнев, секс, похоть.
И я тебе скажу: никто не может воображать молчание. Для воображения нужна какая-то форма, у молчания формы нет. Воображение – это мышление в образах, а у молчания нет образа. Ты не можешь его вообразить. Нет никакой возможности. Нельзя вообразить просветление, нельзя вообразить сатори, самадхи, и молчание тоже. Воображение нуждается в каком-то основании, в какой-то форме, а молчание бесформенно, неопределимо. Никто никогда не изображал его на картине, и никто не может это сделать. Никто никогда не высекал его статую и никогда не сможет.
Нельзя вообразить молчание. Ум играет в игры. Ум говорит: «Это воображение. Как такое возможно с тобой, ты так глуп – и к тебе приходит молчание? Должно быть, это твое воображение». Или: «Этот тип Ошо тебя загипнотизировал. Должно быть, ты так или иначе обманываешь себя». Не создавай подобных проблем. В жизни без того их достаточно. Когда приходит молчание, наслаждайся им, празднуй его. Это значит, что хаотические силы отброшены. Ум играет в последнюю игру. Он играет до конца – до самого-самого конца он продолжает играть. В последний момент, когда просветление вот-вот случится, – даже тогда ум играет в последнюю игру, потому что это его последняя битва.
Не беспокойся о том, реально это или нереально, придет ли за этим хаос или нет, потому что, думая таким образом, ты уже вносишь хаос. Сама твоя мысль может создать хаос, и тогда ум скажет: «Вот видишь, я же говорил».
Ум способен к самореализации. Сначала он дает тебе семя, потом оно прорастает, и ум говорит: «Смотри, я же предупреждал, что ты обманут». Хаос пришел, и он был вызван этой мыслью. Так зачем беспокоиться, придет ли еще хаос или нет? В это самое мгновение ты в молчании – почему бы это не праздновать? И я тебе скажу: если ты празднуешь молчание, оно растет.
В этом мире сознания ничто так не помогает, как празднование. Праздновать – все равно что поливать растение. Озабоченность прямо противоположна празднованию – это как обрубать корни. Радуйся! Танцуй со своим молчанием. Есть это мгновение – и достаточно. Зачем просить большего? Завтра позаботится о себе. Мгновение – это очень много, так почему его не проживать, не праздновать, не делиться им, не наслаждаться? Пусть оно станет песней, танцем, поэзией, пусть оно будет творческим. Пусть твое молчание будет творческим, делай с ним что-нибудь.
Теперь доступны миллионы вещей, потому что нет ничего более творческого, чем молчание. Нет надобности становиться великим художником, всемирно знаменитым – Пикассо. Нет надобности становиться Генри Муром. Не надо становиться великим поэтом. Эти мечты о величии принадлежат уму, не молчанию. По-своему, как бы ни было мало твое умение, рисуй. По-своему, как умеешь, напиши хайку, спой песню, потанцуй немного – празднуй, и ты найдешь, что следующее мгновение приносит еще больше молчания. Тогда ты узнаешь, что чем больше ты празднуешь, тем больше тебе дается, чем больше делишься, тем сильнее становится твоя способность получать – с каждым мгновением она растет, растет. Следующее мгновение всегда рождается из этого мгновения, так зачем о нем беспокоиться? Если это мгновение безмолвно, как следующее может быть хаосом? Откуда оно возьмется? Оно родится из этого мгновения. Если я счастлив в это мгновение, как я могу быть несчастлив в следующее?
Если ты хочешь, чтобы следующее мгновение было несчастным, тебе придется стать несчастным в это мгновение, потому что из несчастья рождается несчастье, а счастье порождает счастье. Все, что ты хочешь пожать в следующее мгновение, тебе придется посеять сейчас. Если ты впустишь в себя тревогу и начнешь думать, что придет хаос, он придет, ты уже вызвал его. Теперь тебе предстоит собрать его урожай – он уже здесь. Не придется даже ждать следующего мгновения, хаос уже есть.
Запомни эту действительно странную вещь: когда ты печален, ты никогда не думаешь, что это тебе только кажется. Я никогда не сталкивался с человеком, который был бы печален и говорил мне, что, может быть, это ему только кажется. Печаль совершенно реальна. Но счастье? Между тем тотчас же что-то становится не так, и ты начинаешь думать: «Может быть, это мне кажется». Когда ты напряжен, тебе никогда не приходит мысль, что это только кажется. Если подумаешь, что напряжение и тревога тебе только кажутся, они исчезнут. А если ты будешь думать, что молчание и счастье тебе всего лишь кажутся, не станет их.
Что бы вы ни принимали как реальность становится реальным. Что бы ни принимали как нереальное становится таковым. Ты создаешь весь мир вокруг себя, помни это. Так редко можно достичь момента счастья, блаженства – не трать его впустую на обдумывание. Но если ничего не делать, может появиться беспокойство. Если ты ничего не делаешь – не танцуешь, не поешь, не делишься, – есть такая вероятность. Сама энергия, которая могла бы быть творческой, создает беспокойство. Она начинает создавать внутри новое напряжение.
Энергия должна быть творческой. Если ты не используешь ее для счастья, та же самая энергия будет использоваться для несчастья. И у тебя уже есть такие глубоко укоренившиеся привычки быть несчастливым, что энергия течет очень свободно и естественно. Счастье – это дорога в гору.
Таким образом, в течение нескольких дней нужно быть в постоянной осознанности, и как только случится момент, пусть он охватит тебя, приобретет над тобой власть. Наслаждайся им тотально – как может следующее мгновение быть другим? Как оно станет другим? Откуда оно придет?
Твое время создается внутри тебя. Твое время – не мое. Параллельных времен столько же, сколько умов. Одного времени не существует. Если бы было только одно время, все было бы трудно. Тогда среди всего несчастного человечества никто не мог бы стать буддой, потому что мы все принадлежали бы к одному и тому же времени. Нет, время не одно и то же.
Мое время приходит из меня – это мое творчество. Если это мгновение красиво, следующее рождается еще более красивым – это мое время. Если это мгновение для тебя печально, тогда из тебя родится еще более печальное мгновение – это твое время. Существуют миллионы параллельных линий времени. И лишь немногие люди существуют без времени – те, кто достиг не-ума. Для них нет времени, потому что они не думают о прошлом – оно ушло, о нем думают только глупцы. Если что-то прошло, оно прошло.
Есть буддистская мантра: «Гате, гате, пара гате – сваха», то есть «Прошло, прошло, прошло бесследно, гори огнем». Прошлое прошло, будущее еще не наступило. Зачем о нем беспокоиться? Когда придет – увидим. Ты сможешь его встретить, зачем о нем беспокоиться? Прошедшее прошло, непришедшее еще не пришло. Остается только этот момент, чистый, сильный в своей энергии. Проживай его! Если это молчание, будь благодарен. Если это блаженство, благодари существование, доверяй ему. И если сможешь доверять, оно будет расти. Если не доверяешь, ты уже отравил его.