Пневматические системы мусороудаления
В настоящее время очень актуален вопрос о пневматических системах сбора и транспортировки отходов среди организаций, связанных с «мусорной» деятельностью. Пневматические системы сбора и транспортировки отходов также принято называть «вакуумные системы мусороудаления» (Vacuum waste disposal systems). Данная система представляет собой (в упрощенном виде) конструкцию, состоящую из трубы, по которой происходит передвижение бытовых отходов за счет воздушного потока, создаваемого вентиляторами высокой мощности. Двигаясь по трубе, отходы попадают в сборник (контейнер), затем транспортируются либо на место утилизации, либо на мусороперерабатывающую станцию в зависимости от конкретно поставленной задачи. Пневматические системы транспортирования отходов, или, как их еще называют, вакуумные системы мусороудаления (Vacuum waste disposal system), помогают устранить эти проблемы, собирая отходы с помощью воздушного потока через подземный трубопровод, подобно пылесосу. Мусор через загрузочные посты засасывается в систему отводящих труб за счет создаваемого в них разрежения и движется в воздушном потоке к месту накопления. Дополнительные усовершенствования позволяют осуществлять раздельный сбор отходов при использовании одного трубопровода.
ак правило, система вакуумного удаления отходов состоит из приемных постов, системы трубопроводов, воздушных турбин, циклона (для отделения отходов от воздуха), система очистки воздуха, разделитель отходов, система управления).
Система для многоэтажных зданий состоит из нескольких вертикальных мусоропроводов, соединенных в единую сеть трубопроводом для пневматической транспортировки отходов в центральную станцию сбора. Отходы через загрузочный люк падают в отсек временного хранения над разгрузочным клапаном внизу каждого мусоропровода. По мере заполнения система управления открывает поочередно все разгрузочные клапаны в автоматическом режиме и включает воздушные насосы. Отходы доставляются в центральную станцию сбора потоком воздуха, где отходы попадают в накопитель (обычно это компактор, где отходы уплотняются в 4-9 раз). Очищенный воздух выпускается наружу. Накопительный контейнер вывозится грузовиками с системой крюкового захвата "мультилифт".
Впервые в нашей стране пневмотранспорт начали разрабатывать еще в 1975 г., затем через 8 лет данную систему внедрили в один из районов г. Ленинграда. С помощью системы осуществлялась транспортировка отходов от места сбора до мусороперерабатывающего завода на расстоянии 11 км.
Такая система транспортировки отходов имеет ряд значительных преимуществ. Во-первых, это снижение шума мусоровозов около жилых зданий, а также отсутствие неприятных запахов от разбросанных отходов. Такая проблема довольно часто встречается среди жилых дворов с многоэтажными домами, в которых используется подъездный трубопровод для выброса отходов.
Во-вторых, внедрение данной системы достаточно четко показало снижение затрат на топливо и автотранспортную технику в 2 раза. Также снизился сам путь транспортировки ТБО, были полностью автоматизированы погрузочные и разгрузочные операции, ликвидировался ручной труд, заметно улучшилось состояние окружающей воздушной среды.
Внедрение данной системы позволяет улучшить комфорт проживания, поскольку сами трубопроводы можно укладывать под землей и жители не будут акцентировать свое внимание на металлических контейнерах и разбросанном мусоре. Обеспечивается удобство пользования, а также обслуживание данных конструкций. Дополнительные разработки позволяют даже обеспечить раздельный сбор отходов при использовании одного трубопровода.
Но внедрение в использование данной системы несет за собой ряд трудностей. Во-первых, это сложность перепроектировки уже существующей системы сбора мусора, т.к. процесс прокладки подземного трубопровода к жилым домам, а также перераспределение плана работы мусорных компаний является весьма долгим и трудоемким. Также имеется значительная экономическая зависимость, поскольку для реализации работы данной технологии необходимы достаточно большие капиталовложения и некоторый период времени для выявления экономической выгоды и удобства использования данной системы.