Не вреди никому своими мыслями, словами или делами.

Мы порождаем карму четырьмя способами:

1) своими мыслями;

2) своими словами;

3) действиями, которые мы совершаем сами;

4) действиями, к которым мы вынуждаем других людей.

1 «Различение», или «распознание» (санскр. вивека), — важное понятие индийской философии: способность отличать незримый дух от зримого мира, реальность от иллюзии. Иногда как синоним используется слово «мудрость».— Прим. ред.

2 Карма — действие, поступок.

26 Парамханс Свами Махешварананда

Иначе говоря, все, что мы когда-либо подумали, сказали или сделали или чему послужили причиной, — это карма.

После смерти физическое тело остается на Земле и распадается; первоэлементы отделяются друг от друга и возвращаются к своему истоку. Мы снова оказываемся на астральном плане как бестелесные, духовные существа, поскольку наши «тонкие оболочки» — астральное, ментальное и каузальное (причинное) тела — продолжают свое суще­ствование. В них остаются жить все наши чувства, знания и память. Главное, что мы утрачиваем после смерти, — это крия-шакти1, способ­ность действовать. Только в физическом теле мы способны поступать хорошо или дурно. После смерти мы уже ничего не можем сделать. Все, чем мы владели на Земле, все наши чины и звания больше не имеют никакого значения. На какой уровень Космоса мы попадем, зависит только от нашей кармы.

Существует три вида кармы:

• санъчита-карма,

• прарабдха-карма,

• криямана-карма.

Сан ьчита-карма2— это карма, накопленная во всех предыдущих жизнях. Было бы невозможно изжить всю накопленную нами карму за одну жизнь. Поэтому при каждом рождении вступает в действие лишь малая часть саньчита-кармы.

Прарабдха-карма3— это «созревшая» часть накопленной кармы, которая проявляется в виде определенной проблемы в данной жизни.

Криямана-карма4— это все то, что мы порождаем в нашей сегод­няшней жизни. Эта карма вливается в саньчита-карму и тем самым формирует наше будущее.

Если мы посадим в землю яблочное зернышко, то, естественно, из него вырастет яблоня. Мы можем ожидать от этого дерева только уро-

1 Крия — дело, действие; шакти — сила.

2 Санъчита — накопленное.

3 Прарабдха — начавшееся.

4 Криямана — созданное.

Скрытые силы человека 27

жая яблок, и уж никак не других плодов. Так и семена наших действий всегда приводят к предсказуемым результатам.

Закон кармы гласит, что те энергетические вибрации, которые воз­никают при каждом действии, рано или поздно возвращаются к поро­дившему их источнику либо с равной интенсивностью качеств, либо с еще более сильной — вследствие вмешательства других воздействий. Наши поступки — это семена нашей будущей судьбы. Поэтому все, что с нами происходит, — лишь плоды нашего собственного прошлого. Когда мы думаем и поступаем негативно, то усиливаем в нашей судьбе действие факторов, приносящих несчастье. Позитивные мысли и дела, соответственно, способствуют привлечению в нашу жизнь счастливых событий.

Есть два вида неблагоприятных деяний: совершаемые неосознанно и совершаемые сознательно, по зрелом размышлении. Вне всякого сомнения, вторые гораздо тяжелее. Тот, кто совершает ошибку по неведению, не навлекает на себя столь тяжелой кармы, как тот, кто намеренно причиняет вред и боль. Но страдания, которые мы причи­няем ненамеренно и неосознанно, тоже порождают соответствующий кармический эффект. Это как действие яда: он отравляет, даже если мы приняли его по ошибке.

Великий мудрец и поэт Шри Тулсидас1 говорил:

Наша судьба предначертана задолго до того, как на свет появляется тело.

Как земледелец, который, прежде чем собрать урожай, сперва воз­делывает свое поле, так и мы сначала «посеяли» нашу судьбу и по определенному плану создали те условия, в которых она могла бы реализоваться.

Но если судьба задается подобным образом, есть ли вообще смысл в наших усилиях? Может, мы просто куклы-марионетки в руках неот­вратимого рока? Вовсе нет! Мы можем приложить усилия и изменить предначертанный курс. Это можно сравнить с мишенью, в которую уже выпущена стрела. Траекторию ее полета можно предсказать, но только при том условии, что в полете она не подвергнется влиянию новых сил,

1 Шри Тулсидас (1487-1623) — автор эпической поэмы «Рамачаритаманаса» («Священное озеро деяний Рамы»).

28 Парамханс Свами Махешварананда

которые отклонят стрелу от курса или вообще направят в другую сто­рону. И хотя события нашей жизни действительно являются следствием наших предыдущих действий, мы, тем не менее, имеем возможность предотвратить или хотя бы ослабить удары судьбы благодаря нашему поведению в настоящее время.

Итак, мы в состоянии изменить ход нашей судьбы, но только в том случае, если мы для этого что-то делаем. И не просто «что-то», а нужные вещи в нужное время! С помощью благих дел, чистых мыслей, молитв, мантр и медитации мы можем «растворить» влияние нашей кармы, от которой мы страдаем в этой жизни, и таким образом постепенно раз­вернуть нашу судьбу в лучшую сторону. Помощь в этом нам оказывает духовный учитель. Он знает «формулу кармы» и понимает, в каком порядке наши прежние и нынешние поступки будут приносить свои плоды. Именно поэтому он может нам подсказать и показать, как мы можем частично или полностью изменить полет стрелы нашей кармы и спастись от тех страданий, которых можно избежать.

На что похожа карма? Никто не может ее ни потрогать, ни увидеть. Когда с нами происходят счастливые или несчастливые события, мы говорим, что нам «повезло» или «не повезло». Но на самом деле это наша собственная вибрация притянула к нам счастье или горе. Это она раскачивает нас из стороны в сторону, как лодку на волнах. Карма — это вибрация, которая окружает наш тонкий «феномен»1. Эта тонкая вибрация феномена не находит никаких препятствий в пространстве и сопровождает нас повсюду. Действие нашего феномена можно сравнить с динамо-машиной, которая генерирует два вида энергии: отрицатель­ную и положительную.

Положительные виды кармы — любовь, прощение, помощь, бес­корыстное служение, чтение мантр, молитва и медитация — порождают позитивную, целительную энергию, которая очищает и просветляет наш феномен. Если человеческая сущность наполнена только сиянием положительных и божественных качеств, его феномен весь заполнен светом. Такого человека называют «просветленным», или соединив­шимся с Богом, ибо Бог — это любовь, свет, гармония, знание, реаль­ность, истина и единство.

1 «Феномен» (нем. Phanomen) — это окружающее нас энергетическое «свечение»; общее про­явление нашей личности, сумма наших тонких оболочек-кош.

Скрытые силы человека 29

Негативные же мысли, слова и поступки, а также такие пагубные свойства, как гнев, ненависть, ревность, зависимость, страсть, жад­ность, фанатизм и эгоизм создают разрушительные энергии, кото­рые затемняют наш феномен. Мы порождаем отрицательную карму, потому что нам недостает знаний и ясного видения. Цель нашей жизни здесь, на Земле, — обрести правильное знание и новое, более глубокое видение. Если мы не воспользуемся этой возможностью и останемся пребывать в неведении, то после смерти нам снова при­дется возвращаться в этот мир в новом теле, чтобы очиститься от всей своей «темной» кармы.

Верим мы в это или нет, но перевоплощение души — это факт. Как люди, мы наделены возможностью быстрее двигаться к свету благо­даря наработке хорошей кармы. Поэтому мы не должны упускать тот драгоценный шанс, который нам дает человеческая жизнь! Мы путе­шественники, которые всего на одну короткую ночь остановились в гостинице «Земля». Скоро забрезжит новый день и нам опять нужно будет отправляться в дорогу. Мы ничего не сможем взять с собой; все останется здесь, кроме качества того, что мы делали.

Паньчакоша: пять оболочек

Человек — это не только видимая физическая форма; у нас есть еще четыре «тонких тела». Тела человека в Индии принято называть также «оболочками» (санскр. коша). Согласно учению йоги, всего у каждого человека пять кош:

аннамайя-коша — тело питания — физическое тело

пранамайя-коша — энергетическое тело л
маномайя-коша — ментальное тело > астральное тело

вигьянамайя-коша — тело интеллекта J

анандамайя-коша — тело блаженства — каузальное тело, или

тело причин

30 Парамханс Свами Махешварананда

В кошах хранятся все наши кармы (действия) и самскары (воспоми­нания и переживания). Они отгораживают индивидуальную душу от Вселенского «Я». Таким образом, освобождение — мокша — означает избавление атмы от ограничений кош. Чтобы ощутить свое единство с чем-либо, необходимо развить в себе качества, присущие тому, с чем мы хотим соединиться. Пока мы не избавимся от кош, пока мы сохраняем зависимость от нашего эго и продолжаем отождествлять себя со своим маленьким «я», мы не можем соединиться с Бесконечным.

Однако, с другой стороны, без этих пяти кош нельзя существовать на земном плане. Без них мы просто не сможем здесь жить! Преодоление и избавление от кош — это в первую очередь всесторонний процесс очищения и развития сознания. Когда не останется больше никаких темных пятен, никаких «теней», тогда в самом конце нашей жизни растворится и астральное тело и искра души сольется с вечным, боже­ственным светом.

Аннамайя-коша — это физическое тело. На него воздействует пища, которую мы едим, а также окружающая среда и общество. Поэтому в йоге уделяется особое внимание позитивным и благожелательным отношениям между людьми, а также соблюдению саттвической1 диеты, имеющей большое значение для нашего физического и психического развития. Употребление мяса, алкоголя и наркотиков ослабляет нашу жизненную силу и наполняет нас отрицательными вибрациями. А при здоровом лакто-вегетарианском питании тело получает оптимальное качество энергии.

Пранамайя-коша — это слой тонкой космической энергии, которая пронизывает и окружает физическое тело. Это так называемая «аура», свечение, которое мы излучаем. Ирана — это тонкий вид «питания», столь же необходимый для жизни, как еда или питье. При каждом вдохе мы поглощаем не только кислород, но и прану. Все пищевые продукты снабжают нас не только питательными веществами, но и праной. Качество нашей праны прямо зависит как от внешних воз­действий, так и от наших собственных мыслей и эмоций и влияет на другие коши.

1 Саттвический — гармоничный, уравновешенный, чистый. Саттвическая диета — это рас­тительная пища, свежее молоко и молочные продукты.

Скрытые силы человека 31

Маномайя-коша,или оболочка ментальной энергии, еще шире и мощнее, чем пранамайя-коша. Ее диапазон бесконечен. Умом, мыслью можно проникнуть куда угодно без малейшей потери времени. Именно поэтому так трудно контролировать мысли.

Философия веданты1 утверждает:

МАНО МАТРАДЖАГАТ — Весь мир существует в твоем уме.

В сознании каждого индивида существуют неисчислимые уровни и миры. Каждая мысль, каждая идея и каждое чувство создают свой отдельный мир.

Только установив контроль над умом, можно управлять своей судьбой! Лучший способ совершенствовать ум — взращивать в себе хорошие мысли и качества. Выполнение предписаний ямы и ниямы2, осмысление, бескорыстие, практика молитв и мантр очищают наш кармический феномен.

Вигьяна-коша— это «тело интеллекта». Оно может быть ориен­тировано как позитивно, так и негативно. Это зависит от общества, в котором проходит наша жизнь, и чувственных впечатлений из нашего окружения. Данное тело формируют опыт, воспитание и образование, которые мы получаем в этой жизни. Можно сказать, что оно представ­ляет их общую сумму. Однако интеллект не всегда играет роль нашего лучшего советчика. Очень часто он глух к истине, а его суждения эго­истичны, поскольку идут на поводу у наших желаний.

Интеллект может быть как чрезвычайно полезным инструментом, так и большой помехой. Вот почему нужно опираться как на буддхи (рассудок), так и на вивеку (различение).

Анандамайя-коша— это «тело блаженства». Из всех пяти эта обо­лочка самая тонкая, но преодолеть ее труднее всего. Это потому, что стремление к исполнению наших желаний, к комфорту и удовольствиям служит для нас очень сильным фактором мотивации и выступает как определяющая сила.

1 Веданта — философское учение, которое обобщило и продолжило знания, содержащиеся в Ведах. Главным выразителем ведантических идей был Шри Шанкарачарья (VIII в. н. э.).

2 Яма и нияма — это десять этических принципов раджа-йоги: ненасилие, правдивость, несовершение воровства, воздержанность, нестяжательство, чистота, удовлетворенность имеющимся, дисциплина, изучение священных писаний, преданность Богу.



Парамханс Свами Махешварананда

Есть два типа радости:

• преходящее, ограниченное чувство эйфории и

• постоянное, безграничное чувство высшей радости.

Первое зависит от определенных условий, исполнения наших жела­ний и других благоприятных обстоятельств, второе же совершенно не зависит от каких-либо внешних факторов. Чувство постоянного удовлетворения и маха-ананда (бесконечное блаженство) снисходят на нас только тогда, когда мы сливаемся с нашим «Я»; все другие виды радости ограниченны и преходящи.

Лишь обретение гъяны (мудрости) может помочь нам освободиться от анандамайя-коши. Бхакти (преданность Богу) приближает нас к этой цели; но сделать последний шаг можно только через постижение истины. Лишь в этом случае возможно достижение состояния мокши (освобождения).

Пять тел, которые окутывают дживатму, можно сравнить с луковой шелухой — ни химический, ни физический анализ этих оболочек не определит «сущность» самого лука.

Подобную аналогию можно провести и с нашей индивидуальностью. Когда мы смотрим на свое тело, мы говорим: «Это мое тело; это моя рука и нога, моя голова...» Когда мы глубже погружаемся в себя, то различаем свои мысли и чувства. Но мы все еще говорим: «Это мои мысли, мой опыт...» и тому подобное. На самом же деле они принадлежат нам, но не являются нами. По-видимому, «Я» — это нечто другое. Тело, мысли, эмоции и интеллектуальные знания — всего лишь шелуха, окутываю­щая ядро нашего бытия. Мы сможем ощутить это ядро только в том случае, если углубимся в себя и проникнем сквозь многочисленные покровы, скрывающие его.

Скрытые силы человека 33

Антахкараны: внутренние психические функции

Теперь мы поговорим о неизменных психических функциях-антахкаранах, без которых невозможно следовать по пути духовного развития. Их также называют «внутренними чувствами» — антара-индриями. Они управляют всеми психическими и мыслительными процессами; с их помощью мы можем чувствовать, думать, понимать и распознавать.

Выделяют четыре антахкараны1:

• манас — ум;

• буддхи — интеллект, разум;

• читта — сознание;

• ахамкара — эго.

Манас(ум) — это сфера желаний, чувств и мыслей. Он связующее звено между подсознанием и сознанием. В своих «кладовых памяти» он хранит все впечатления и ощущения внешнего мира и при необхо­димости снова извлекает их на свет.

Ум не оценивает и не выбирает, а, подобно видеокамере или магнито­фону, без разбора фиксирует все наши впечатления. Буддхи (интеллект) производит оценку, сортирует и решает, что войдет в сферу нашего сознания, а что опять отправится в подсознание. На основе импульса-команды, которую посылает интеллект-буддхи, ум-манас выполняет соответствующее действие.

Ум постоянно активен — когда мы бодрствуем и когда спим. Мы не можем остановить свой ум, но можем им управлять. Если сознательным позитивным мышлением и повторением мантр мы очистим свой ум, тем самым искоренив его низкие наклонности, сквозь него сможет проникнуть свет божественного «Я».

1 Антахкараны часто объединяют, и тогда говорят об антахкаране в единственном числе. — Прим. ред.

34 Парамханс Свами Махешварананда

Буддхи(интеллект) обрабатывает, координирует и сортирует ощу­щения, поступающие от органов чувств. Он решает, какие из них нам пригодятся в дальнейшем. У буддхи есть два аспекта — эгоистический и бескорыстный. Первый находится под контролем нашего эго и наших слабостей. А бескорыстный, безличный аспект выносит суждения и принимает решения на основе этических аксиом. Он называется вивека. Вивека — это «масло», которое взбивается из «сливок» буддхи. Благодаря вивеке мы способны различать истинное и ложное, правиль­ное и неправильное, хорошее и плохое. Вивека дает нам знание о том, что реальность материального мира относительна, и направляет наши устремления к Абсолютному и Вечному.

Развитие нашего интеллекта идет двумя разными путями. Во-пер­вых — на основе всего того, чему мы научились, начиная с детских лет. Это логические знания, которые помогают нам решать задачи повседневной жизни. Во-вторых, интеллект формируется посредством анализа, размышления, концентрации (дхарана) и медитации (дхьяна). Именно отсюда берут начало мудрость и способность к различению (вивека).

В связи с этим часто задают интересный вопрос: «Кто или что влияет на наше ментальное состояние?» Это производная от нашего интеллекта или, наоборот, наше внутреннее состояние влияет на образ мышления?

Верно первое. Интеллект порождает ментальное состояние. Но ино­гда возникают ситуации, когда он утрачивает свое господство. Тогда мы теряем контроль над нашими мыслями и эмоциями — как, напри­мер, при вспышке гнева. Как часто, будучи не в состоянии совладать с нашими чувствами, мы говорим или делаем то, о чем потом горько сожалеем! Вот почему развитие вивеки чрезвычайно важно не только для нашей мирской жизни, но и для жизни духовной.

Читта(сознание) формирует основу нашего восприятия и понима­ния. Как и буддхи, она обуславливается жизненным опытом; наши про­шлые переживания, воспитание, культурные традиции и образование накладывают отпечаток на наши ощущения, суждения и оценки. Читта определяет основные тенденции и «окраску» нашей психики.

Ахамкара(эго) дословно означает «я делаю». Все наши чувства, ощущения, представления и желания неразрывно связаны с ахамкарой.

Скрытые силы человека 35

Эго — это тот внутренний авторитет, который создает иллюзию нашей автономности по отношению к остальным, существующим независимо от нас индивидов. Из этого мы естественно делаем вывод, что тот внешний мир, с которым мы сталкиваемся, это также независимая от нас, отдельная реальность. Однако ведантическая философия, которая является и философией йоги, учит нас видеть единство (Бога) за много­образием внешних проявлений.

И только приняв эту реальность не только умом, но и внутренним сознанием, мы способны преодолеть барьер, воздвигнутый эго, и обре­сти единство с атмой. Следующая мантра, в которой мы передаем свои действия в руки Бога, помогает нам обрести подобный образ мысли:

НАХАМ КАРТА ПРАБХУ ДЙП КАРТА МАХАПРАБХУ ДЙП КАРТА ХИ КЕВАЛАМ

Это делаю не я. Это Бог делает через меня. Единственный, кто всё делает,— это Бог.

Мала, викшепа, аварана:

три препятствия на пути духовного развития

Существует три болезни, которые часто поражают антахкарану, пре­пятствуя нашему духовному развитию. Это

• мала1 — грязь в прямом и переносном смысле;

• викшепа — внутреннее и внешнее беспокойство, которое нас мучает;

• аварана — покров «неведения», который окутывает наше созна­ние.

1 Не путать с мала — молитвенными четками; в последнем слове два долгих звука «а».



Парамханс Свами Махешварананда

Это можно проиллюстрировать с помощью такой аллегории: монета лежит на дне миски с водой. Если вода в ней грязная (мала), взболтанная (викшепа), а сверху миска еще и накрыта тканью (аварана), то мы не сможем увидеть монету. Любые шаги, предпринятые по отдельности, также не приведут к успеху. Если мы уберем лишь ткань, нашему взору помешают колебания воды. И даже если волнение уляжется, мы все равно не сможем рассмотреть монету в грязной и мутной воде. Что же делать? Необходимо устранить все три помехи. Сначала нужно снять ткань, затем процедить и очистить воду и, наконец, успокоить волнение. После этого можно увидеть монету и достать ее из миски.

Мала— это наши нечистые мысли. Они омрачают и затемняют наш ум. Ошибочно думать, что никто не может прочесть наши мысли. Мы сами совершенно точно знаем, о чем именно мы думаем. Право на «свободу мысли» дано нам при рождении, но не следует забывать, что каждая мысль и каждый поступок возвращаются к нам в виде кармы.

Легко устранить грязь снаружи, но внутренняя нечистота кроется в глубинах нашего сознания, и от нее избавиться уже не так просто. Чтобы очистить тело, нам хватит и часа. Чтобы очистить сознание, может потребоваться несколько жизней.

Викшепа— это волнения, которые порождены как внешними обсто­ятельствами, так и внутренними причинами. Мы можем защитить и оградить себя от таких внешних раздражителей, как шум, жара или холод, но значительно труднее отражать атаки изнутри в виде страхов и комплексов. Нервозность, беспокойство и раздражение — вот те внутренние нарушители спокойствия, которые возмущают наш ум и блокируют наше развитие до тех пор, пока мы не установим их истин­ную причину.

Аварана— это покров неведения, который притупляет наш ум. За этой вуалью скрыта причина того, что мы не можем распознать, кто мы есть на самом деле. В качестве примера можно привести такую притчу:

М

аленького львенка бросила на произвол судьбы мать-львица, и он прибился к стаду коз. Они вскормили его своим молоком и воспита­ли. Львенок искренне считал, что он такой же, как они. Он блеял, как козы,

Скрытые силы человека 37

и вместе с ними ел траву. Однажды на их пастбище появился настоящий дикий лев. Все в стаде, в том числе и молодой львенок, полагавший себя козленком, пустились наутек. Лев очень удивился, увидев соплеменника, который вел себя как парнокопытное, и решил рассмотреть его поближе. Он догнал и схватил львенка, и тот начал жалобно блеять: «Не убивай меня, отпусти, я всего лишь маленький, слабенький козлик». Большой лев зарычал в ответ: «Что за чепуху городишь! Ты не козел, а такой же лев, как я!» Но львенок не верил ни единому его слову и продолжал свои при­читания. В конце концов лев взял его за загривок, поднес к яме с водой и сказал: «Посмотри на свое отражение и скажи, на кого ты похож: на меня или на коз?» Только тут львенок окончательно осознал свое заблуждение и с тех пор всегда вел себя только как настоящий лев.

Итак, мы часто не только не замечаем того, что наше ложное пред­ставление о себе отлично от нашей истинной природы, но еще и упорно отрицаем этот факт, когда нам на него указывают.

Наше «Я» (атма) и есть Бог. Но здесь, на Западе, мы полагаем, что Бог где-то очень далеко, а мы — лишь слабые и грешные существа. Чтобы открыть в себе свое истинное «Я», нам нужно лишь заглянуть во вну­треннее зеркало нашей души. Но многие слишком страшатся этого и сознательно закрывают глаза. Нам суждено востребовать свое боже­ственное наследие. А мы вместо этого предпочитаем влачить нищее и жалкое существование. Вот еще одна история, которая послужит этому хорошей иллюстрацией:

П

ожилые и очень бедные супруги каждый день бродили по лесу, со­бирая хворост для очага. Однажды Господь Шива и Парвати тоже прогуливались неподалеку. Когда Парвати увидела эту убогую пару, она прониклась к ним чувством глубокого сострадания. Ее материнское сердце больно сжалось, и она разгневалась на Шиву за то, что тот не оказывал помощи этим достойным и благочестивым людям.

Парвати сказала ему с упреком:

— Воистину я не понимаю тебя! Ты швыряешь золото дурным людям, даже когда они отрекаются от тебя и смеются над тобой. А этих двоих, живущих в благочестии и преданности тебе, ты оставил в нужде и лише-



Парамханс Свами Махешварананда

ниях. Яви им свою милость, чтобы им больше не приходилось прозябать в нищете и они смогли спокойно дожить свой век.

— Ты не понимаешь, — отвечал ей Шиза. — Я бы с радостью им дал все, но они не смогут принять этого.

— С чего бы это? — покачала головой Парвати.

Шива сказал, что она может это проверить, и насыпал горку золотых слитков посреди тропинки, по которой должны были пройти старик со старухой. Затем они с Парвати спрятались за кустом, чтобы посмотреть, что будет дальше.

Старики медленно брели по лесу и вели неспешные беседы о том о сем. Вдруг старуха спросила:

— А как слепые находят в лесу дорогу? Ведь может так случиться, что когда-нибудь мы тоже ослепнем. А что, если попробовать, как это будет?

— Что ж, я не против, — отвечал ей старик. — Давай завяжем себе глаза. Я возьму палку, чтобы искать дорогу. А ты положи мне руку на плечо и иди сзади.

Сказано — сделано. И когда они приблизились к горке слитков, то не только ее не увидели, но и больно ушибли ноги;

— О, проклятье! — возопили они. — Какой дурак насыпал камней
прямо посреди тропинки, совсем не думая о том, что слепые люди тоже
здесь ходят и могут о них пораниться?

Вздохнув, Шива повернулся к Парвати:

— А теперь ты мне веришь? Так случалось всегда, когда я.хотел им
помочь. И я оставил всякие попытки облагодетельствовать этих двоих.

Как часто Бог милостиво кладет благоприятную возможность прямо «к нашим ногам», но мы этого не осознаем! Иногда мы просто поражены слепотой и в результате упускаем свой счастливый шанс в жизни. Именно это в данном случае и подразумевается под авараной: отвлечься в самый неподходящий момент или сдаться, когда до цели остался всего один шаг.

Аварана — это также наши сомнения и страхи, затаившееся внутри чувство одиночества и безнадежности, а еще предвзятость, нетерпи­мость, фанатизм... У авараны много форм, но все они мешают видеть единую реальность — Бога.

Скрытые силы человека



Как же можно миновать эти три камня преткновения и освободиться от малы, викшепы и авараны?

• Избавиться от ментального загрязнения (малы) можно с помощью сатсанга1, мантр и молитв.

• Противодействовать внутренней нестабильности (викшепе) можно с помощью позитивного мышления, релаксации, концен­трации и медитации.

• Завесу неведения (авараны) можно преодолеть, с верой и доверием следуя словам Учителя и священным писаниям, разрушая вну­тренние барьеры и предубеждения и открываясь новому опыту.

Есть простая и очень эффективная духовная практика, освобожда­ющая от малы, викшепы и авараны, которую любой человек может с легкостью выполнять в обычной жизни. Это анупасана.

Ану означает «крошечная часть», «атомарная частица»; упасана — «следовать, выполнять, практиковать, начинать что-либо».

Анупасана— это «маленькая смелость», которая не требует затрат времени или денег, но при регулярном выполнении может принести неоценимую пользу. Она способствует духовному росту, развивает волю и уверенность в себе, очищает наше «внутреннее пространство» и предохраняет от внутренних и внешних раздражений.

Выполняйте хоть какую-нибудь практику, по собственному выбору, которая будет хоть чем-нибудь полезна для вас или ваших близких. Совсем не обязательно, чтобы это было нечто грандиозное; можно начать с малого.

• Избавьтесь от вредной привычки. Выпивайте меньше кофе или съедайте меньше сладостей.

• Начните создавать полезные привычки, способствующие духов­ному совершенствованию. Например, приучите себя произносить свою мантру хотя бы по пять раз после утреннего пробуждения, перед каждым приемом пищи и перед отходом ко сну.

1 Сатсанг — собрание духовного сообщества.



Парамханс Свами Махешварананда

• Делайте что-то полезное для живой природы. Подкармливайте птиц и лесную живность каждый раз, когда представится возмож­ность.

• В своей семье добровольно возьмитесь за какое-нибудь дело, от которого вы прежде уклонялись.

• Проявляйте больше любви и доброжелательности к сотрудникам. Подарите маленькую радость коллеге, на которого вы раньше не обращали внимания, и т. п.

Есть тысячи способов доставить удовольствие другим (и себе) малыми, но добрыми деяниями. Совершайте их с мыслью:

Это делаю не я. Это Бог делает через меня. Единственный, кто все делает,— это Бог.

Даже небольшое усилие приносит большие плоды по милости Божьей!

Не вреди никому своими мыслями, словами или делами. - student2.ru

Тритапас: три силы судьбы

В своей жизни мы порой страдаем от неблагоприятных обстоя­тельств, несчастных случаев и болезней, которые неожиданно обруши­ваются на нас без всякой видимой причины. На самом деле это влияние космических сил, которые лишают нас равновесия физически, психи­чески и духовно.

Как бы мы сами к этому ни относились, такие происшествия отнюдь не случайны: через них проявляется действие универсального закона кармы. (Как, впрочем, и через все другие события нашей жизни.) Причина всегда кроется в нашем собственном образе мыслей, наших действиях, словах и мыслях — в этой жизни или в предыдущих. Даже если у нас нет дурных намерений, к сожалению, слишком часто в наших действиях сказывается недостаток знаний и осознанности. Яд действует, даже если его мы выпили, не подозревая о пагубных последствиях. Точно так же мы рано или поздно ощутим на себе болезненное воздействие космического закона, который был неосознанно нами нарушен.

Три силы судьбы влияют на нас с самого рождения.

Это тритапас1:

• адхибхаутика,

• адхидайвика,

• адхъятмика.

Адхибхаутика— это разнообразные разрушительные воздействия внешнего мира, которые исходят от природы или живых существ. К ним относятся наши страдания от жары, холода, шума, таких явлений природы, как наводнения, ураганы и землетрясения, а также от напа­дения диких зверей, злоумышленников и т. п.

Адхидайвика— это беспокойство, которое доставляют астральные силы и существа. К примеру, они могут быть причиной непредвиденных несчастных случаев, психических расстройств, страхов и депрессии.

1 Три — три; тапас — букв, жар, в перен. смысле — аскетизм, дисциплина.

42 Парамханс Свами Махешварананда

Адхьятмика — это воздействия, которые идут с энергетического плана вибраций таттв (первоэлементов). Наряду со многим другим, они могут активизировать физические заболевания или нарушения психики1.

У нас есть возможность уменьшить воздействие адхибхаутики, при­няв меры предосторожности, укрепив стены, поставив замки и запоры и т. п. Но эти средства бессильны противостоять силам адхидайвики и адхьятмики. От них можно защититься только с помощью молитв, мантр и шатсампатти — шести сокровищ.

Шатсампатти: шесть сокровищ

Глубоко в нас таятся шесть необычайных способностей, которые помогают преодолевать влияния тритапаса и барьеры малы, викшепы и авараны. Что это за сокровища и как их отыскать? Чтобы овладеть ими, требуется напряженное самонаблюдение и тренировка сознания. Но сначала нужно осознать, что нам мешает увидеть этих наших вну­тренних друзей и помощников.

У нас внутри есть четыре недруга, которые чинят нам препятствия:

• кама — страсть,

• кродха — гнев,

• моха — заблуждения,

• лобха — жадность.

Моха служит фундаментом для камы, кродхи и лобхи. Главная при­чина наших ментальных, психических или физических страданий и

1 Силы судьбы, оказывающие влияние на людей, можно распознать и интерпретировать с помощью астрологии и хиромантии. Это не только линии на ладонях рук, по которым спе­циалист определяет, какие силы судьбы приведены в действие и активно влияют на человека, но также и множество других характеристик, как-то: морщины на лбу и щеках, вокруг глаз и рта, линии на подошвах стоп, форма носа, а также походка, осанка и другие качества тела. Все эти знаки были изучены йогами в медитациях и получили названиератна — «драгоценные камни» тела.

Скрытые силы человека



наших привязанностей — это наши ложные представления, заблужде­ния, иллюзии. Именно в них лежит причина депрессии, страха, ревности и тоски. Привязанность всегда связана со страхом. Даже в моменты счастья мы испытываем страх потерять то, в чем мы, по нашему мне­нию, нуждаемся для счастья. Усилия защитить и приумножить то, что мы считаем своей собственностью, укрепляют и подпитывают наши страсти и желания. А страх потери приводит к вспышкам гнева, рев­ности и враждебности.

Естественно, нам нужно заботиться о своем имуществе и ухаживать за ним. Конечно же, нам следует любить и проявлять заботу о детях, близких и друзьях. Но при этом очень важно уважать их свободу, не ставить никого в зависимость от себя и самим не становиться зависи­мым от кого-либо. Привязанность подобна паутине, которая душит нас и мешает двигаться. Пожалуйста, не поймите меня превратно! Я совсем не имею в виду, что нам не следует владеть вещами или что мы должны покинуть семьи и друзей. Совсем наоборот! Я всем сердцем желаю всем и каждому благополучной и счастливой жизни — но не нужно забывать, что после смерти мы не сможем взять с собой ни копейки и что все земные отношения временны.

Практикуя йогу и следуя этическим принципам, мы можем очистить четыре антахкараны (ум, интеллект, сознание и эго), преодолеть лож­ные привязанности и другие качества, упомянутые выше, и преобразо­вать их деструктивную энергию в конструктивную. И тогда, должным образом подготовленные, мы можем приступить к извлечению на свет шатсампатти, или шести сокровищ1.

Вот эти сокровища:

• шама,

• дама,

• шраддха,

• титикша,

• упарати,

• самадхана.

1 Шатсампатти — это один из четырех принципов гьяна-йоги. Остальные три принципа — это вивека (различение реального и нереального), вайрагья (отсутствие желаний, отрешен­ность) и мумукштва (стремление к освобождению).



Парамханс Свами Махешварананда

Шалла— это внутреннее молчание и спокойствие. Мы достигаем его, когда отвращаем ум и чувства1 от суеты внешнего мира и сосредото­чиваем их на внутреннем «Я».

Дамаозначает самоконтроль. Если мы управляем своими чувствами, мыслями и эмоциями с помощью интеллекта (буддхи), чтобы они не неслись наобум, как дикие кони, то можем избежать опрометчивых действий и уберечься от проблем и страданий в будущем.

Шраддха— это доверие. Доверие совершенно необходимо и для духовных, и для сугубо мирских отношений. Где отсутствует дове­рие, там вырастает сомнение, которое постепенно разрушает любовь. Сомнение похоже на песок в салате. Салат, в котором крупицы песка смешаны с овощами, несъедобен, как бы аппетитно он при этом ни выглядел. Поэтому устраните свои сомнения и начните доверять.

Кому следует доверять? Себе — в первую очередь! Многие люди поте­ряли уверенность в себе. Через открытие своих внутренних сокровищ вы снова обретаете уверенность в себе.

Следующее. Верьте в свой путь и свою цель, чтобы ничто и никто не смогли вас поколебать или разубедить. Путь к совершенству требует безусловного доверия. Если вы решили стать на этот путь, не допускайте, чтобы трудности лишили вас уверенности в своих силах. Проявите глубокую решимость в достижении намеченного и скажите себе с внутренней убежденностью: «Я сделаю это». Не думайте: «Я попыта­юсь» — вы вредите себе подобными мыслями. Смело используйте все те возможности, которые предлагает вам судьба, и складывайте плоды ваших усилий в Божьи руки.

Наконец, полностью доверяйте своему Учителю. Если вы постоянно пребы

Наши рекомендации