При расчётах током возбуждения двигателя пренебречь.
Определить:
-КПД двигателя при номинальной нагрузке;
-сопротивление пускового реостата R пуск, ограничивающего ток при пуске электродвигателя до значения I пуск=А*Iном,
-добавочное сопротивление в цепи якоря Rдоб, при котором двигатель в режиме противовключения при моменте нагрузки, равном Mном, развивает частоту вращения nном.
Рассчитать и построить в единой системе координат естественную и искусственную механические характеристики n(M) и зависимость тока от момента электродвигателя I(M) в пределах нагрузки от M=2M до M= -2Mном. для условий номинальной частоты вращения якоря при номинальном моменте и при ослаблении поля, когда n=1,3*nном. при номинальном моменте.
Выбор варианта
Номер варианта соответствует двум последним цифрам шифра.
Контрольные задания по двигателям постоянного тока Таблица 2
Величины | Варианты контрольного задания | ||||||||||||||
Uном,B P2 ном,кВт nном,об\мин Iном, А | 2,5 | 2,5 14,2 | 3,7 | 4,5 | 5,6 | 5,8 | |||||||||
Коэффициент А | 1,1 | 1,1 | 1,1 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,4 | 1,5 | 1,6 | 1,7 | 1,8 | 1,9 |
Продолжение таблицы
Величины | Варианты контрольного задания | ||||||||||||||
Uном,B P2 ном,кВт nном,об\мин Iном, А | 2,5 | 2,5 14,2 | 3,7 | 4,5 | 5,6 | 5,8 | |||||||||
Коэффициент А | 2,1 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,2 | 2,2 | 2,3 | 2,3 | 2,4 | 2,4 | 2,5 | 2,5 | 2,6 | 2,6 | 2,7 |
Типовые задачи с решениями
Задача 1.
Понижающий трехфазный трансформатор типа ТМ-106 с номинальной мощностью S1 ном=10кВА и номинальными линейными напряжениями U1ном=6кВ и U2лном=230 В, при частоте f=50Гц имеет следующие данные:
-мощность холостого хода P0=0,105 кВт,
-мощность короткого замыкания Pк=0,335 кВт,
-напряжение короткого замыкания Uк=5,5%.
Обмотки трансформатора соединены по схеме “звезда”.
Определить при номинальной нагрузке :
- токи I1ном в первичной и I ном во вторичной обмотках при cos φн=0,8,
-реактивное и активное ΔUa падения напряжения при коротком замыкании,
-вторичное U2 напряжение при нагрузке, в 10 раз большей номинальной , ,
-КПД при номинальной нагрузке и .
-вторичное U2 напряжение при нагрузке, в 10 раз меньшей номинальной , и том же коэффициенте мощности.
Решение.
Ток в первичной обмотке трансформатора в номинальном режиме:
Пренебрегая потерями мощности в трансформаторе и током холостого хода ток во вторичной обмотке:
Падение напряжения короткого замыкания: активное
,
индуктивное .
Процентное изменение напряжения при нагрузке, в 10 раз большей номинальной:
где - коэффициент нагрузки трансформатора.
Вторичное фазное падение напряжения при заданных условиях:
откуда U2ф=133-0,55*133=133-73=60 В, где U2фном – номинальное фазное напряжение вторичной обмотки трансформатора:
КПД трансформатора для заданных условий при номинальной нагрузке:
КПД при нагрузке, в 10 раз меньшей номинальной :
Вторичное линейное напряжение при десятикратной перегрузке:
.
Задача 2.
Электродвигатель постоянного тока параллельного возбуждения имеет номинальные:
-полезную мощность на валу P2 ном=23 кВт,
-питающее напряжение U ном=220В,
-частоту вращения nном =600 об/мин,
-ток, потребляемый из сети, Iном=120 A,
-продолжительность включения ПВном=25%.
Рассчитать и построить:
-КПД двигателя при номинальной нагрузке,
-естественную механическую характеристику n(M),
-зависимость тока от момента электродвигателя I(M) в пределах нагрузки от M=2Mном до M ном ,
-определить сопротивление пускового реостата Rp, ограничивающего ток при пуске двигателя до значения 2Iном. ,
-рассчитать добавочное сопротивление Rд в цепи якоря в режиме противовключения при моменте нагрузки 2Mном , если двигатель развивает частоту вращения nном.
Рассчитать и построить искусственную механическую характеристику двигателя параллельного возбуждения, если при номинальном моменте нагрузки на валу он должен развивать частоту вращения n=1,3 nном.
Потерями энергии возбуждения электродвигателя пренебречь, сопротив-ления якоря принять равным Rя=0,05*Uном/Iном Ом.
Предварительно определим некоторые дополнительные параметры.
Мощность, потребляемая двигателем из сети в номинальном режиме
P1 =IНОМ*UНОМ=120*220=26400 Вт=26,4 кВт.
Сумма потерь мощности в номинальном режиме
ΣP=P1-Pном=26,4-23=3,4 кВт.
Сопротивление цепи якоря
Rя=0,05* Uном/ Iном=0,05*230/120=0,096 Ом.
Потери мощности в сопротивлении якоря при номинальном режиме:
Pm=I2*R=1202*0.096=1382,4=1,38кВт.
Потери мощности холостого хода
P0=ΣP-Pm=3,4-1,38=2,02 кВт.
КПД двигателя при номинальной нагрузке
η =P2/P1=23/26,4=0,87.
Естественная механическая характеристика строится на основе выражения
ω =U/k*Φ-(Ra/(k2*Φ2))*M или n=n0-Δn .
Значение Δn пропорционально величине момента в предположении независимости
величины потока от нагрузки. Для номинального режима Δn=0.05. Отсюда
n0=nном(1-0,05)=600/(1-0,05)=632 об/мин.
Таким образом, требуемая зависимость строится по выражению:
n=n0-Δн*М/Мн,
где
Δн- изменение частоты вращения при номинальном режиме;
М- текущее значение момента вращения (отрицателен в генераторном режиме).
Зависимость тока от момента строится с учетом изменения КПД при изменении момента. Задавшись током, определим потери мощности в якорной обмотке. Так для тока вблизи точи двойного номинального момента имеем
I=2*I=2*120=240 A. Pm=I2*Ra=2402*0,096=5530 Вт=5,53 кВт.
Сумма потерь в этом режиме равна сумме постоянных (P0) и переменных (Pm)
ΣP=P0+Pm=2,02+5,53= 7,55 кВт.
Полная подведенная мощность
P1=U*I=220*240= 52800 Вт=52,8 кВт.
Полезная мощность
Р2=Р1- ΣP =52,8-7,55=45,25 кВт.
Пренебрегая небольшой неточностью, считаем момент для пропорциональ-ного мощности изменения частоты вращения
М=Мн*Р2/Р2н=Мн*45,25/26,4=Мн*1,71.
Как видим, двукратное увеличение тока не привело к пропорциональному увеличению момента.
Аналогично ведется расчет для других точек.
Величина сопротивления пускового реостата для условия двойного номинального тока при пуске рассчитывается на основании уравнения напряжения двигателя
U=Ea-Ia*(Ra+Rd) при условии, что противо-ЭДС двигателя при пуске равна нулю. Разрешив относительно Rd, получим
Rd=U/(2*Iном)-Ra=220/(2*120)-0,096=0,82 Ом.
Добавочное сопротивление в цепи якоря в режиме противовключения при двойном номинальном моменте нагрузки определим на основании преобразо-ванного уравнения механической характеристики.
Для номинального режима можно записать
nном.=n0-Ra*Mn /K,
где k- постоянная, зависящая от конструкции машины и магнитного потока (по обозначениям механической характеристики k2*Φ2).
Разрешив уравнение относительно k, получим:
K=Ra*Mn/(n0-nном)=0,096*Mn/(632-600)=0.003*Mn.
Для режима противовключения с номинальной частотой вращения и двойным моментом нагрузки условие равновесия системы запишется в следующем виде:
-nном=n0-(Ra+Rp)*2*Mn/K= n0-(Ra+Rp)*2*Mn/(0.003*Mn)= n0-(Ra+Rp)*2/0.003
где Rp-добавочное сопротивление противовключения в цепи якоря.
Разрешив уравнение относительно Rp, получим
Rp=(nном+n0)/(2*0.003)-Ra=(600+632)/(2*0,003)-0,096=1,752 Ом.
Этот режим может быть использован для экстренного электрического торможения при отказе других видов торможения. Проблема особенно актуальна для транспорта с электрической тягой.