Какие направл-я иннов-го развития характерны для миров. эк-ки в соврем. усл-ях.
Хайтеграция означ развитие и интенсивн. обмен высокими технологиями. Катализатором экон. разв-я стали изобр-я и ноу-хау технологич. хар-ра
Сервизация отраж. падение доли экон. активн. насел-я в произв-й сфере вследствие широк. автоматиз-ции и компьютеризации произв-х процессов, роста произв-ти труда.
Софтизация хар-ся ускорен. развитием нематер-х факторов произв-ва во всех сферах деят-ти.
В каких организациях, как правило, осуществляются научные исследования и разработки: учреждения, научно-производственные (практические) центры и опытные производства Национальной академии наук Беларуси; научно-исследовательские институты, научно-исследовательские части, исследовательские центры при вузах; отраслевые научно- исследовательские, проектно-конструкторские, проектно- технологические организации и опытные производства; внутрифирменные научные организации, конструкторские, технологические, опытно- экспериментальные подразделения и лаборатории в составе производственных предприятий различных организационно- правовых форм и форм собственности; вневедомственные научные организации частной или смешной форм собственности, создаваемые на коммерческой основе в виде малых инновационных фирм (технопарки, бизнес-инкубаторы, венчурные фирмы).
Охарактеризуйте основные функции управления в научно- технической сфере: прогнозирование - ожидаемая вероятностная оценка развития объекта управления в будущем; планирование- разработка системы мер, направленных на достижение поставленных целей с конкретизацией необходимых ресурсов, результатов научно- технической деятельности и сроков их получения; организация- функция, направленная на создание необходимых условий для решения поставленных задач и достижения целей научно- технической деятельности; координация заключается в обеспечении согласованности субъектов инновационной деятельности при выполнении проектов, установления взаимосвязей между отдельными исполнителями и подразделениями организации; мотивация - целенаправленный комплекс мероприятий по стимулированию деятельности коллектива или отдельного исполнителя, направленный на достижение поставленных целей; коммуникация- деятельность по сбору, обработке и обмену информацией как внутри организации, так и ее внешней средой; контроль и учет обеспечивает количественную и качественную оценку интеллектуального труда и учета результатов деятельности организации; регулирование как управленческая функция заключается в выработке мер воздействия на инновационную восприимчивость организации и механизма использования государственных и рыночных регуляторов; маркетинг как функция управления призван обеспечить выполнение научных исследований и разработок в соответствии с требованиями и спросом рынка, организацию и продвижение инноваций на отечественный и зарубежные рынки.
Под структурой управления понимается количество ступеней и состав звеньев управления, их взаимосвязь и соподчиненность.
Назовите и охарактеризуйте основные типы организационно- управленческих структур:
Линейная- исполнитель подчиняется и получает указания только от одного руководителя. Каждое структурное подразделение возглавляет руководитель, который единолично осуществляет все управленческие функции. Линейная структура эффективна для малых инновационных организация.
Функциональная(классическая) структура управления предполагает наличие у руководителя заместителей с жестким разделением функций и обязанностей (заместителя по науке, экономике, маркетингу, по социальным вопросам, по производству) и создание специальных подразделений, выполняющих соответствующие функции: организация и выполнение научных исследований, маркетинговые исследования, решение финансово- экономических вопросов, социальное развитие, производственная деятельность. Функциональная структура относительно проста и успешно применяется в средних и крупных фирмах и организациях, однако они слабо ориентирована на нововведения.
Линейно- функциональная (штабная) структура включает линейные подразделения. Осуществляющие основные функции управления и специализированные функциональные подразделения при линейных руководителях и не обладающим правом принятия решений. К числу штабных подразделений относятся службы анализа и планирования, управления качеством, юридическая, материально- технического обеспечения, информации, патентно- лицензионной работы, маркетинга. Преимущества штабной структуры – специализация персонала функциональных подразделений, что позволяет линейным руководителям освободиться от глубокого анализа ряда проблем и на основе информации, полученной от штабных служб, осуществляющих подготовку решений, сосредоточиться на выработке стратегии. Такие структуры управления были характерны для периода индустриализации экономики страны.
В организациях, занимающихся разработкой новой продукции, имеющих собственные научные, конструкторские, технологические службы, функциональные подразделения, сформировалась матричная структура управления путем совмещения линейной и функциональной по вертикали и управлению программами по горизонтали. Матричная структура позволяет привлекать специалистов различных служб для работы над конкретным проектом, создавать оперативные группы по разработке и реализации проектных решений. Ее основные преимущества в более быстром достижении программных целей, ориентированных на потребности клиентов, гибкое использование профессиональных кадров. Оперативность маневрирования ресурсами при выполнении нескольких программ, усиление персональной ответственности руководителей программ, уменьшение стоимости работ и улучшение качества. К недостаткам этой структуры можно отнести сложность управляемости, возможность возникновения конфликтов между руководителями проектов и руководителями функциональных подразделений по кадровым и финансовым вопросам. Матричные структуры широко применяются в крупных зарубежных фирмах, в промышленных компаниях, имеющих развитую научную базу осуществляющих разработку и производство сложной наукоемкой продукции.
Суть программно- целевого управления состоит в создании на уровне организации временных целевых групп из ученых и ведущих специалиств для решения комплексных научных проблем, разработки проектов по сооружению крупных объектов, разработки и освоения новых видов продукции, решения конкретных организационных и технических вопросов.
Сформулируйте основные задачи и функции Национальной академии наук Беларуси:
Проводит анализ состояния и осуществляет прогнозирование тенденций развития науки и техники, экономики, социальной и правовой сферы, уровня технологий
Разрабатывает и утверждает в установленном порядке государственные программы фундаментальных и прикладных научных исследований, перспективные и ежегодные планы важнейших научно- исследовательских работ в Республике Беларусь и организует их выполнение
Создает научные и научно- технические советы, комитеты, комиссии по актуальным проблемам естественных, технических, гуманитарных и социальных наук и искусств
Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства
Определяет основные направления деятельности научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ведении академии наук
Обеспечивает подготовку научных и научно- педагогических работников высшей квалификации
Проводит фундаментальные и прикладные научные исследования и разработки
Анализирует уровень фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в научных организациях и учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования. Подготавливает предложения по повышению их эффективности
Проводит в установленном порядке научную экспертизу проектов важнейших нормативных правовых актов, научных, научно- технических и народнохозяйственных программ, инновационных проектов
Разрабатывает и представляет в установленном порядке проекты планов финансирования и материально- технического обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок, а также капитальных вложений на развитие научных организаций и иных юридических лиц, находящихся в ведении академии наук
Осуществляет международное научное и научно- техническое сотрудничество, развивает взаимовыгодные связи с академиями наук и другими научными организациями зарубежных стран, выполняет межгосударственные научные и научно- технические программы и проекты, участвует в деятельности международных научных и научно- технических организаций и ассоциаций
Содействует повышению научного уровня национальной системы образования, участвует в подготовке специалистов с высшим образованием и повышении квалификации профессорско- преподавательского состава учреждений, обеспечивающих получение высшего образования
Участвует в пропаганде и распространении научных знаний
Выступает в качестве учредителя коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе научных и по подготовке научных кадров высшей квалификации, учреждений образования со статусом университета, а также фондов
Создает в установленном порядке представительства академии наук
Участвует в хозяйственных обществах и товариществах, в том числе с иностранными инвестициями
Создает собственные и участвует в формировании государственных ресурсов научно- технической информации, ее распространении, в том числе в отечественных и международных информационных компьютерных сетях, разрабатывает предложения по правовому организационному и экономическому обеспечению развития системы научно- технической информации
Проводит научные сессии, конференции, школы, семинары и совещания, а также принимает участие в таких мероприятиях
Осуществляет другие функции в соответствии с законодательством
Поясните организационную структуру управления инновационной деятельностью и роль региональных органов управления инновационным развитием:Президент РБ: Национальное собрание РБ(комиссия по науке, научно- техническому прогрессу):Совет министров РБ(комиссия по вопросам государственной научно технической политики, комиссия по повышению конкурентоспособности экономики):НАН Беларуси, Минобразования (научные организации, учреждения, научно-практические центры), государственный комитет по науке и технологиям (национальный центр интеллектуальной собственности; РНТБ, Бел ИСА), министерства, Госкомитеты(отраслевые НИИ, проектно- конструкторские организации, центры),облисполкомы, Минский горисполком(малые и средние инновационные предприятия, инновационные центры, инновационные проекты СЭЗ).
Функции и задачи региональных органов: разработка и реализация стратегии развития региона; исполнение мероприятий региональных научно- технических программ; обеспечение разработки и контроля исполнения бизнес- планов предприятий на территории региона; обеспечение выполнения и контроля за показателями инновационного развития региона; подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров для инновационной деятельности; информационное и идеологическое обеспечение инновационного развития региона.
Что такое наукоемкость и какие показатели свидетельствуют о наукоемкости отрасли:наукоемкость- показатель, характеризующий затраты на науку, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции. Иногда его представляют соотношением числа работников, занятых в научной деятельности, и всеми занятыми на производстве.
Обоснуйте критерии отнесения отрасли к наукоемкой:прогрессивность отрасли, ее способность определять стратегическое направление развития экономики в целом; более высокие темпы развития по сравнению с базовыми отраслями; ускоренный перелив инвестиций из одной отрасли в другую и рост занятых; качественно новые технологии, применяемые в производстве, организации, менеджменте, маркетинге наукоемкой продукции; комплексное влияние на развитие традиционных отраслей и сферы услуг в части трансфера новых технологий, замены производственного оборудования на более прогрессивное с целью снижения материало- и энергозатрат, повышения экологической защиты, улучшения условий труда и быта населения; высокая конкурентоспособность выпускаемой продукции, расширение сегмента наукоемкой продукции на мировом рынке; тесная зависимость от развития соответствующих научных направлений; информационный ресурс; динамичность наукоемких отраслей, зависимость от степени зрелости базовых технологий и фазы цикла развития отрасли.
Какие инновационные проекты можно отнести к высокотехнологичным:относят проекты в следующих областях: микроэлектроника, включая микропроцессорную технику, телекоммуникации, компьютерные технологии, фармацевтика, биотехнологии, в том числе основанные на генной инженерии, аэрокосмическая техника, лазерные технологии, автоматизация, роботизация и информатизация производства, наноэлектроника и фотоника, технологии получения и использования новых видов топлива и энергии, синтетических материалов.
Поясните критерии оценки высокотехнологичных производств:для оценки технологий- новизна, технический уровень и преимущества по сравнению с аналогами; для оценки продукции- технический уровень по сравнению с аналогами и патентная защищенность продукции.
Как классифицируют научно- технические организации по организационно- правовым формам и степени выполнения стадий инновационного цикла:
По организационно- правовому статусу: самостоятельные научные или научно- технические организации, обладающие правом юридического лица; научно- технические объединения, включающие научно0 исследовательские, конструкторско- технологические организации и опытные производства; научно-технические организации в составе других более крупных структур- предприятий ,вузов, структурных подразделений фирм.
По степени охвата стадий инновационного цикла выделяют: организации, специализирующиеся на фундаментальных и прикладных исследованиях; научные орнганизации,выполняющие прикладные исследования, конструкторско- технологические разработки, изготовление опытных образцов продукции и их освоение в производстве; проектно- конструкторские и технологические организации с опытным производством, разрабатывающие новые виды продукции и сопровождающие их освоение: научно- технические организации, осуществляющие фундаментальные и прикладные исследования, конструкторские разработки, изготовление опытных образцов и их освоение в производстве; научно- образовательные объединения, создаваемые по соглашению между вузом и научной организацией с целью привлечения работников научной организации к преподавательской деятельности и вовлечения преподавателей вузов к выполнению научных работ, научные организации, специализирующиеся на обслуживании сферы науки, органов гос управления, образования; инновационные ассоциации и научно- технологические парки, осущ практически все стадии инновационного цикла
Дайте определение инновационной стратегии и охарактеризуйте типы фирм, осуществляющих эти стратегии:
Фирмы-виоленты- фирмы с силовой стратегией, обладающие крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологий. Занимаются крупносерийным и массовым производством для широкого круга потребителей, предъявляющих. Средние запросы к качеству и удовлетворяющихся невысоким уровнем цен. Это позволяет обеспечивать высокую конкурентоспособность. Девиз: дешево, но прилично.
Фирмы- коммутанты действует на этапе падения выпуска продукции. Их научно- техническая политика состоит в выполнении небольших по объему индивидуальных запросов клиентов. Они обеспечивают своевременное выполнение заказов с учетом конструктивных и технологических особенностей изделий. Лозунг: вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы.
Фирмы –патиенты- работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды. Рекламы и других средств. Они выпускают высококачественные и дорогие товары для ограниченного круга потребителей. Их девиз: дорого, зато хорошо.
Фирмы- эксплерентов связана с созданием новых или с радикальным преобразованием старых сегментов рынка. Они совершенствованием технологий, организации и управления производством, продвижением инноваций на рынок. Преимущества эксплерентов обусловлены освоением принципиально новых высокорисковых инноваций, основанных на изобретениях, в высокотехнологичных отраслях.
В чем сущность и какие этапы включает техническая подготовка производства новой продукции:техническая подготовка преследует цель создание новой или совершенствование выпускаемой продукции на основе полученных результатов в процессе выполнения НИР,анализа достигнутого технологического уровня разработок, изучения патентной документации и требований рынка. 5 этапов: 1) техническое задание(определяется основное назначение, технические характеристики показатели качества технико- экономические требования, выполнение необходимых работ по разработке конструкторской документации и ее состав а также спец требования); 2) техническое предложение (принципиальное решение конструкторско- технологических задач, поставленных в техническом задании); 3) эскизный проект (содержит принципиальные конструктивные решения, дающие общее представление об устройстве и принципе работы изделия, его основные параметры и габаритные размеры); 4) технический проект (включает конструкторские документы, представляющие окончательные технические решения, которые дают полное представление об устройстве разрабатываемого изделия, размерной увязке узлов и деталей, технические требования на их изготовление.); 5) разработка рабочей документации (является конкретизацией технического проекта и включает разработку рабочих чертежей и других необходимых документов для изготовления опытного образца нового изделия.)
Что понимается под инноватикой? Область науки, изуч теорет и практич аспекты нововведений, вкл-я процессы, технологии, услуги, факторы, определ-ие успех нововвед-й, формы и методы стимул-я, инновац восприимчивость орг-ий, выраб-у инновац решений
Определите понятие «новшество, инновация, нововведение»:
инновация – нововведение как рез-т практич-го освоения новшества с целью получения экономического, научно-технич, соц, эколог или иного эффекта;
новшество – новый рез-т фундамент-х, прикладных исследов-й, разраб-к или эксперементальных работ в какой либо сфере деят-ти по повышению её эф-ти; нововведение – конечный рез-т научн, технич, изобретательск деят-ти, воплощённый в новых продуктах, технологиях, улугах, удовлет-ий потреб-ти рынка;
инвенция – идея, предлож-е, инициатива, кот после соотв-ей перераб-ки могут стать инновациями
Основы общей теории инноваций и мех-м их взаимодействия в разл сферах общ-ва были заложены:Н.Д.Кондратьев
Какие разновидности инноваций выделял Й.Шумпетер: 1.исп-е новой тех-ки, нов технолог процессов или нов рыночн обеспеч-я пр-ва (купля-продажа) 2.Внедрение продукции с нов св-ми. 3. Исп-е нового сырья 4. Изм-е в орг-и пр-ва и в его материал-технич обеспечении 5. Появление нов рынков сбыта
Теоретическая инноватика –науч направ-е, занимающ разраб-ой теорет основ и методологии инновац деят-ти, проблемами создания сложных технич систем на основе фунд-х знаний, изобрет-й и др науч рез-в.
Прикладная инноватика – заним-ся проблемами прогнозир-я, планир-я, орг-и, мотив-и и коммерц-ии рез-в инновац деят-и
Общепризнанными условиями экономич развития явл 4 основных фактора: природн рес-сы, трудовые, капитал, знания (ур-нь образ-я, технологии, науч-технич ур-нь продукции, мен-т, методы ведения бизенса)
В чём сущность экзогенных и эндогенных моделей развития соц-эконом систем? Экзогенная (внешняя) модель предполог изменение технолог уклада, формир-е инновац среды, бюджетн-е финанс-е целевых научно-исслед программ, заимствован лучшего зарубеж опыта, привлеч-е инвестиций, приобрет-е лицензий на новые технологии, предоставление налог льгот орг-м, осущ-юю инновац деят-ть.
Эндогенная (внутренняя) модель базир-ся на исп-ии собств ср-в орг-и для выполни след-й и разраб-к, на коммерциализ-ии их рез-в, на разв-ии внутрифирмен науки т обуч кадров передовым методам работы, на создании системы стратег план-я, на формирован и использ-и патентных портфелей и зарубежн патентовании натб перспектив изобрет, на развитии систем корпорат упр-я интеллект собств-ю, на налажив-ии технолог кооперации
Инновационный процесс –процесс преобразования научн знания в нововведение или товар, вкл этапы науч исслед-ий, проектно-конструкт или технолог разраб-к, маркетинга, пр-ва и реализации на рынке
Модели инновационного процесса: 1. Линейная (50-60 гг 20 века) – определяющая роль НИОКР. 2. Линейно-последовательная (1960-1980) с упором на потребности рынка. 3. Сопряжённая/интерактивная (1970-1980) – 1ое+2ое с акцентом на взаимосвязь технолог возможностей и потребностей рынка 4. Японская модель передового опыта (с сер 80х годов и по наст время) – параллельная деят-ть интегриров-х групп, внешние горизонт и вертикальн связи 5. Пятое покол-е получ развитие в 90х годах, основано на использов информац-х и коммникац-х технол-й для обеспеч-я внутр и внеш связей орг-и. 6. Шестое поколение – нематериал активы как гл рес-с орг-и, гибкость орг стр-ры, мобильность рес-в, вовлечённость высшего рук-ва в инновац процесс ч/з сисму мотивации, стратегия интеграции с конкурентами
Три фазы инновационного процесса (Марков): 1. Научная- фундаментальные исслед-я, прикладные иссл-я, опытно конструкт разраб-ки, созд образцов новых продуктов и процессов 2. Производственная фаза - технолог подготовка пр-ва и первичное освоение инновации в пр-ве, расширение пр-ва, стабилизация пр-ва, стагнация пр-ва 3. Эксплутационная фаза- первичное исп потреб-м новшества, расширение потребления, массов исп-е, последоват вывод из употребл в связи с несоотв хар-к продукции изменившимся требованиям рынка
В соответствии с рекоменд ЮНЕСКО науч- технич деят-ть как объект статистики охватывает 3 её вида: а)науч иссл-я и разраб-киб)науч-техн образ-е и подгот-ку кадровв)науч-техн услуги
В основе экономич роста лежат 2 процесса: 1) смен технолог укладов, способств созд-ю пр-в новых товаров или повыш эф-ти пр-ва ранее освоеных тов-в 2) рост масштабов пр-ва на основе потенциалов уже сложившихся в стране технолог укладов
Технологические уклады: первый (1785-1835)новые технологии в текстил пром-ти обраб-ке железа, строит-во каналов и испол-е энергии воды(ткацкий станок!!!)великобритан, франция, бельгия, германия, голландия, россия. Второй (1830-1890) паровой двигатель, пароходостроение, станкостр-е, ж/д транспорт, угольная пр-ть(паровой двиг-ль, механиз-я на их осное пр-х проц-в!!) великобр, франц, бельг, США, итал, авсро-венгр, голланд, россиия, швейцар третий(1880-1940) электр энергия, тяжёлое машиностр-е, двигатель внутр сгорания, неорганич химия, банк сис-ма, монополия и олигополия, тресты и картели (электродвиг-ль и прокат стали!!) герм, США, великобр, франц, бельг, голланд, россия, итал, швеция, канада, япония, испания четвёртый (1930-1990) энергетика с исп-м нефти и газа, автомобиле- и тракторостр-е, самолетостр-е, цветн металлург, полупроводн электроника, атомн энерг-ка, комич тех-ка, массов пр-во, конкуренц на рынке, транснацион корпорац, трансфер-технолог, разв науки и образов (двиг внутр сгоран и нефтехимия!!) США, зап европа, япония, СССР,австралия, бразил,китай, индия пятый (сер 80 г 20 века) микроэл-ка, нформатика, интернет, вычмсл тех-ка, программ обеспеч, биотехнолог, спутник связь, нетрадиц виды энергии, освоение космич простр-ва (гибкость пр-ва, межд интеграц на основе информ тех-й, инстит глобальн регулиров эконом акт-ти, полиценртич-ть миров эконом сис-мы, инстит ИС!!) сев америка, ЕС, япон, корея, СНГ и вос европа, китай, индия, индонезия, турц, бразил, мексик, австрал,аргентин, венессуэл шестой( от 2030 до 2090) достиж биотехнолог, искусств интеллект, космич тех-ка, тонкая химия, водородн топливо, нанотехнолог, интеллект-я пр-ва, глобализ эк-ки, един миров рынок тов-в, капит, труда, повыш ур-ня и кач-ва жизни, эколог безопас-ть
Классификация инноваций по разл признакам, виды:
1) в зав-ти от ур-я новизны: а)мировой (не имею аналогов)б) локальной(в масш страны, отрасли, пр-я, е применяя ранее в дан стране)
2) по назначению: продуктовые(пр-во и исп-е новых продуктов, матер-в, услуг), технологич(созд и примен-е нов технологий в разл отрслях пр-ва и областях человеч деят-ти), процессные(созд-е и функц-е новых орг-х стр-р),комплексные (сочетание разл инноваций)
3) по степени значимости: а) пионерные/базисные ( коренным образом измен-ие произв стр-ру, сис-му упр-я, технолог уклад и темпы эконом развития б) принципиально новые (качеств изм-е технолог сис-мы, смена поколений тех-ки, появлен нов отраслей пр-ва в) улучшающие ( усовершенств известн относит новых тех-й, объектов техники или прод-и г) простые/модификационные (частичн изм-е технико-эконом хар-к выпуск-й прод-и, тех-ки и технолог)
4) По отраслям народн хоз-ва: в сфере науки, образ-я, в соц сфере (культ-ра, иск-во, здравоохр-е), в материал пр-ве (пр-ть, стр-во, с/х)
5) По масштабам распространения: иннов-и транснацион команий, межотрасл, региональн, отрасл, в рамках орг-ии.
6)По происхождению: экзогенные и эндогенные.
7) по причинам возникновения: стратегические (конкурентн преим-ва на рынке), адаптивные (выживание орг-и в измен-ся внешн усл-х).
8)По эф-ти реализации инноваций:экономич, социал, экологич, интегральн эф-ть.
9) В зав-ти от степени исп-я научн знаний: снован на фундамент научн зн-х,на науч исслед-х с огранич областью применения, на сущ-х нучн зн-х, на исп-и одного прод-та в разл отраслях,на побочн рез-х крупн программ, на уже изв-ой технологии.
10) Увязка с отдельн сферами деят-ти:технич, технолог, орг-управл, экономич, торгов, социальн
Ю.В. Яковец: Эпохальные инновации(раз в несколько столетий, переход к новому технолог или эконом способу пр-ва, социокульт строю, очередн мир цивилизации),
базисные(радикальн изм-я в технолог базе и сп-х орг-и пр-ва,госуд-правов и социокульт строя,духовн жизни),
улучшающие(разв и модификац базисн инноваций, их распр-е в разн сферах с учётом их специфики),
микроинновации(улучш отд-х парам-в выпуск прод-и, исп-ой технологии,эконом, соц и полит систем)
Псевдоинновации ( Г.Менш):ложные пути человеч изобретат-т и предприимч-ти, направл на частич улучш устаревшей в своей основе общ сис-м и инст-в
Антиинновации – те нововведения, кот носят реакцион хар-р, означ шаг назад в сфере деят-ти чел-ка
инновац деят-ть (задача): представл комплекс взаимосвяз-х м/у собой действий от рожд-я идеи и созд-я новшества до его коммерциализации
основными задачами,кот решаются в рез-те маркетинговых исследований явл: 1. Всесторон изуч-е рынка, спроса, треб-й к технич, эстетич, эргономич, и иным требов-м потреб-ей в отношен определ вида товара или услуги 2. Оценка собств воз-ей в решен проблем, выдвиг потребителем 3. Воздействе на науч-ислед и произв деят-ть, вкл созд-е изобрет,правов охрану, выполн рзработок и сроки освоен нов тов-в 4. Формирование спроса потреб-й на инновации, ОИС, тов-ы и услуг 5. Опред ценовой политики 6. Опред-е эффек-ти информ-рекламной деят-ти 7. Обеспеч устойч реал-и тов-в, продажи лизензий на науч-технич разраб-ки и ОИС
сущность циклов экономич развития Кондратьева, Жюгляра, Китчина: Кондратьев устновил сущ-е длинных волн или больш циклов конънктуры длит-ю 50—60 лет: перед началом подъёма происходили глубокие изм-я в тех-ке пр-ва за счёт появл-я принцип-но новых изобр-й и открытий, на основе кот созданы радикальн нововведения. В трудах Жюгляра были отмечены циклы длит-ю 8-10 лет, кот Кондратьев обозначил как ср-е циклы в 9 лет. Китчин выявил короткие колебания (малые циклы) длит-ю 3-3,5 года. Кондратьев: повышательная волна больш цикла связана с радик изм-ми в проивод-х силах общ-ва
сущность инновационного потенциала и его показатели:
Под инновационным потенциалом поним-сясов-ть имеющихся матер-технич, интеллект, кадровых, информ, финанс и иных рес-в, необх-х для успешного осущ-я инновац деяти.
Научно-технич потенциал орг-и отражают след показатели:
1. новизнасозд-х и исп-х технологий, технич реш-й выпуск прод-и (обеспеч наличием патентно-правов охраны прод-в(устр-ва, вещ-ва, биотехнолог объекты) и способов (процессы, приёмы, методы), созданных в рез-те инновац деят-ти
2. Квалификационный ур-нь сотр-в,характериз долей докторов и кандидатов наук в общей числ-ти спец-в
3. Опыт инновационной деят-ти, оценивающ-я сложностью выполн-х разраб-к, значим-ю науч-техн проектов, масштабами их применения