Человек как субъект деятельности. Виды и развитие человеческой деятельности.
Важнейшая функция психики – регуляция, управление поведением и деятельностьюживого существа. В её изучение внесли вклад отечественные ученые А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский.
Категория субъекта всегда связана с категорией объекта.
Рубинштейн характеризует эти две связанные стороны:
1) бытиё как объективная реальность, как объект осознания человека;
2) человек как субъект, как познающий, открывающий бытиё, осуществляющий его самосознание.
Познающий субъект или субъект научного познания всегда общественный субъект, осознающий своё бытиё в общественно-исторически сложившихся формах.
Леонтьев говорил, что противоположность между субъектом и объектом не абсолютна. Их противоположность порождается развитием, причём на всём его протяжении сохраняются взаимопереходы между ними, устраняющие их односторонность.
«Субъект» – сознательно действующее лицо, самосознание которого – это осознание себя как действующего лицав процессе его деятельности – практической и теоретической; субъекта деятельности сознания.
Характеристики субъекта.
1. Субъект предполагает наличие объекта.
2. Субъект общественен по форме, способам, средствам.
3. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации. Коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот.
4. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам.
5. Субъект индивидуальной деятельности – сознательно действующее лицо.
6. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, пристрастность.
7. Субъектность есть нерасторжимая ценность общения, деятельности, самосознания и бытия.
Деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он сознательно достигает поставленной им цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек действует так, а не иначе, часто не совпадает с тем, для чего он действует. В этом случае поведение человека импульсивно и управляется потребностями и эмоциями.
Под поведением в психологии понимают внешние появления психической деятельности человека.
К фактам поведения можно отнести:
1) отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
2) внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь);
3) действия, которые имеют определённый смысл;
4) поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Структура деятельности
Поступок – действие, выполняя которое, человек осознаёт его значение для других людей, т.е. его социальный смысл.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует её ход.
Деятельность – система действий, связанных в единое побуждающим её мотивом. Мотив, в данном случае – это то, ради чего осуществляется деятельность. Он определяет смысл того, что делает человек.
Действие – основная единица анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на достижение цели.
Действие имеет структуру: цель – мотив; способ – результат.
Различают действия (классификация): сенсорные (действия по восприятию объекта); моторные (двигательные действия); волевые, мыслительные, мнемонические (действия памяти); внешние предметные (действия направлены на изменение свойств внешнего мира); умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные);
центральные (мыслительные); моторные (двигательные).
Конкретный способ выполнения действия называется операцией. Характер используемых операций зависит от условий, в которых совершается действие и от опыта человека. Иногда операции мало осознаются, т.к. выполняются на автоматическом уровне.
Среди многообразия видов деятельности человека есть основные, обеспечивающие существование человека, формирование его как личности. К ним относят: общение, игр, учение, труд.
Общение – вид деятельности, направленной на обмен информации между общающимися людьми. Оно преследует также цели установления взаимопонимания, личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредованным. При непосредственном – люди находятся в прямых контактах друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются информацией, не пользуясь вспомогательными средствами. При опосредованном – прямых контактов между людьми нет. Обмен информацией идёт обмен информацией через других людей, через средства записи и воспроизведения (книги, газеты, телефон, Интернет и т.д.).
Игра – вид деятельности, результатом которого не становится производство конкретного продукта. У детей она носит развивающий характер. Игра может быть развлечением или спортивным состязанием. В последнее время появились деловые и ролевые игры, имеющие обучающий, учебно-тренировочный характер.
Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение знаний, умений, навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в образовательных учреждениях. Может носить характер самообразования. Оно служит средством психологического развития человека. Психология профессионального образования и будет предметом нашего изучения.
Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры.
Преобразование системы человеческой деятельности совпадает с историей социально-экономического развития общества. Люди новых поколений, включаясь в жизнь современного им общества, усваивали и развивали те виды деятельности, которые характерны для данного общества.
Педагоги и студенты как субъекты педагогической деятельности.
Характеристики субъекта.
8. Субъект предполагает наличие объекта.
9. Субъект общественен по форме, способам, средствам.
10. Общественный субъект имеет и конкретную, индивидуальную форму реализации. Коллективный субъект представлен в каждом индивиде и наоборот.
11. Сознательно регулируемая деятельность всегда субъектна, в ней он и формируется сам.
12. Субъект индивидуальной деятельности – сознательно действующее лицо.
13. Субъектность определяется в системе отношений с другими людьми, это активность, пристрастность.
14. Субъектность есть нерасторжимая ценность общения, деятельности, самосознания и бытия.
Все эти характеристики проявляются в субъектах образовательного процесса.
Под педагогическим общением обычно понимают профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания). Оно имеет определенные педагогические функции и направлено (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся.
Различные новые подходы в педагогической практике (прежде всего педагогика сотрудничества) с психологической точки зрения связаны с переходом от системы «субъект-объект» к системе «субъект – субъект». В последнее время более актуальной становится 2-ая система. Педагог и студент – являются субъектами педагогического общения, между ними выстраиваются субъект – субъектные отношения.
Свойства педагогаподразделяютсяна специальныеиличностные.
Специальные свойства бывают:
– объективные (например, научно-теоретическая подготовка);
– субъективные (например, личностный талант, педагогические способности).
Личностные свойства – это нравственно-волевые качества.
Структура субъективных свойств педагога:
1) тип направленности личности;
2) уровень направленности личности;
3) компетентность.
Личность педагога как субъекта педагогического труда – может быть представлена с 2-х сторон:
– педагог как субъект педагогической деятельности;
– педагог как субъект педагогического общения.
Одним из главных требований, предъявляемых к педагогической профессии – это чёткость социальной и профессиональной позиции её представителей.
Преподаватель в ней выражает себя как субъект ПД.
Позиция преподавателя – это система интеллектуальных, волевых, эмоционально-оценочных отношений к миру, к профессионально-педагогической действительности. Они являются источниками его активности.
Социальная позиция преподавателя определяется требованиями, ожиданиями, возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, ценностных ориентаций, которые были сформулированы ещё в школе. В процессе профессиональной подготовки и работы на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение в ПД, к профессии преподавателя, к её целям и средствам. Мотивационно-ценностные отношения к ПД выражается в профессиональной направленности, составляющей ядро личности педагога.
Профессиональная позиция во многом определяется позицией социальной. Профессиональная позиция определяется внутренними, личными источниками активности – мотивами, переживаниями, целями педагогов, их ценностными ориентациями, мировоззрением, идеалами.
Решающим при выборе позиции педагога являются профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности его личности, характер, темперамент, тип гражданского поведения.
Часто педагог, четко осознавая, что он делает, не всегда может дать развёрнутый ответ, почему он поступает так или иначе. Иногда это происходит вопреки здравому смыслу и логике, иногда – интуитивно.
В структуре труда педагога выделяют следующие составляющие:
1) профессиональные, психологические, педагогические знания;
2) профессиональные, педагогические умения;
3) профессиональные, психологические позиции;
4) установки педагога, требуемые от него его профессией;
5) личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями.
Педагогическая деятельность – всегда совместная, а не индивидуальная. Это связано с тем, что в педагогическом процессе всегда присутствуют 2 активные стороны:
1. Педагог (преподаватель, учитель)
2. Студент, ученик.
Она совместна, так как почти всегда является «ансамблевой»: студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним, а с группой педагогов.
Критерием согласования их деятельности является взаимоСОдействие, направленное на достижение конечной цели – развития, обучения, воспитания личности учащегося.
Студенты – как субъекты учебной деятельности. Студенчество.
Студенчество – это особая социальная категория молодёжи, организационно объединённая институтами высшего образования.
Она характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые определяется правильностью профессионального выбора, адекватностью и полнотой представления студента о будущей профессии.
В социально – психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.
Студенчество – это социальная общность характеризующаяся наивысшей социальной активностью и гармоничной сочетаемостью интеллектуальной и социальной зрелости.
Учет этих особенностей студенчества лежит в основе отношения преподавателей к каждому студенту как к партнеру педагогического общения интересной для преподавателя личности.
Существенным показателем работы студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все ее виды и формы.
Студент, являясь представителем определенного возрастного периода развития, как субъект учебной деятельности на каждой образовательной ступени, характеризуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, особенностями учебной деятельности.
Перед преподавателями всегда возникает важная психолого – педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности. Это предполагает, прежде всего, необходимость обучить студента умению планировать, организовывать свою деятельность.
Для этого следует определить:
1. учебные действия, необходимые для успешной учебы;
2. программу их выполнения на конкретном учебном материале;
3. четкую организацию упражнений по их формированию.