Диагностика (контроль) качества результатов обучения
Диагностика– это контроль в учебном процессе. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определённых целями исследований.
Диагностирование в педагогике включает контроль, проверку, оценивание, накопление данных по процессам обучения и воспитания, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.
Контролирование, оценивание знаний, умений, навыков обучаемых является составной частью диагностики.
Контроль знаний составляют процессы выявления, измерения, учета и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Главная задача контроля – проверка знаний, умений и навыков; определение уровня достижения требований с целью восполнения и пробелов в их подготовке; организация повторения и включение новых знаний в дополнение к уже усвоенным. Контроль способствует решению задач формирования личности учащегося, управления их познавательной деятельностью.
Проверка знаний – составляет компонент контроля знаний. Основной дидактической функцией проверки является обеспечение обратной связи между преподавателем и студентом, получение педагогом информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Кроме проверки контроль содержит оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. В ведомостях успеваемости оценки фиксируются в виде отметок. Основой для оценивания успеваемости обучающегося являются итоги контроля. Каждому оценочному суждению при контроле приписывается определенный балл, показатель.Балл – это приписанное оценочному суждению значение.
Функция оценки состоит не только в констатации уровня обученности. Оценка – средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность – это инструмент педагога. Под влиянием объективной оценки у студента создаётся адекватная самооценка, критическое отношение к своим знаниям.
Функции контроля:
1. Управляющая функция – это получение в процессе контроля информации о ходе и результатах учебной деятельности и педагогическая реакция на нее: это корректировка содержания, форм, методов организации учебно-воспитательного процесса и управление учебно-познавательной деятельностью.
2. Оценочная (проверочная) функция – получение сведений об исходном уровне знаний и умений учащихся, оценка результатов обучения, достигнутых на определенном этапе, оценка общего уровня развития учащихся.
3. Обучающая функция.
4. Контролирующая функция.
5. Воспитывающая функция.
6. Развивающая функция – развитие в процессе контроля самостоятельности, глубины, критичности мышления, общих учебных умений и навыков.
Требования, предъявляемые к контролю:
1. Объективность контроля – должна исключаться предвзятость и субъективное отношение педагога к учащимся.
2. Регулярность контроля – он должен проводиться систематически на разных этапах обучения.
3. Всесторонность контроля – проверка теоретических и практических знаний, охватывающая все разделы программы.
4. Индивидуальность контроля – предусматривает личностно-ориентированный подход при контроле к каждому обучаемому.
5. Дифференцируемость контроля – учитывает специфику дисциплины, отдельных ее разделов, нивелирует недостатки какого-либо одного метода контроля.
6. Единство требований к результатам контроля.
7. Целенаправленность контроля – он должен проводиться по заранее намеченной системе на всех этапах процесса обучения.
8. Мобильность – быстрое получение обратной связи от результатов контроля, использование разных его методов и приемов.
Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости):
1) Объективность – заключается в научно-обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, адекватном установленным критериям оценивания знаний, умений, навыков.
2) Систематичность – необходимость проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний до их практического применения.
3) Наглядность (гласность) – проведение открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Это требует оглашения и мотивации оценок, объявления результатов оценок, их обсуждения и анализа с участием заинтересованных людей, составления планов ликвидации пробелов в обучении.
Диагностировать, контролировать, проверять, оценивать знания, умения обучающихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.
Главными результатами педагогической деятельности являются:
· обученность – это способность студента применять усвоенные знания для выполнения конкретного учебного задания и достигать определённого темпа деятельности;
· воспитанность – показатель сформированности отношений студентов к окружающему миру. Он реализуется в их социальной деятельности, в умственных и практических действиях при решении общественных задач, в отношениях с людьми (коллегами) в соответствии с социальными нормами общества.