Тема 9. Логика, стиль и язык законов
Логика, стиль и язык закона как основополагающие начала законотворчества.
Понятие логики закона. Основные логические требования к закону. Их значение. Последствия их несоблюдения. Логика закона как фактор, определяющий работу законодателя.
Понятие стиля. Стиль законодательства как важнейший элемент системы техники законотворчества. Принципы, определяющие стиль законодательного текста. Признаки стиля законодательного текста. Характеристика директивности, официальности и других особенностей стиля текстов нормативных правовых актов. Значение стиля законодательства. Его роль в процессе создания и изменения нормативных правовых актов.
Понятие языка закона. Юридическая терминология, ее значение для законотворчества. Профессиональная правовая терминология и обиходный язык.
Язык нормативных правовых актов. Профессионализация законодательного языка, ее роль в эффективности законотворческого процесса. Возможность использования обиходного языка в тексте нормативных правовых актов. Ясность, точность, краткость и полнота как основные требования к языку закона. Терминологическое единообразие. Культура языка законодательства. Другие требования к языку закона. Способы обеспечения выполнения требований к языку закона.
Международно-правовая терминология. Проблема перевода профессиональных юридических терминов на другие языки. Необходимость единообразия терминологии национального законодательства и терминологии международного публичного права и международного частного права.
Тема 10. Структура нормативного правового акта
Основные структурные составляющие нормативного правового акта. Правила составления статей, глав, разделов закона. Части. Специфика структуры подзаконного нормативного правового акта. Значение внутренней системы нормативного правового акта. Основные правила формулирования статей, пунктов, глав, разделов и частей нормативного правового акта.
Смысловая система нормативного правового акта. Его содержание. Основные части нормативного правового акта. Наименование акта, его значение. Преамбула. Дефиниции. Нормативные предписания. Санкции. Заключительные и переходные положения. Правила очередности изложения предписаний.
Тема 11. Правила создания текста нормативного правового акта
Основные виды предписаний. Общие и специальные предписания. Способы их изложения в статьях законодательных актов. Абстрактный и казуальный способ, их использование. Прямой, отсылочный и бланкетный методы. Преимущества и недостатки каждого из методов. Случаи целесообразного применения.
Правила оформления ссылок и отсылок. Отличия ссылок от отсылок. Значение ссылок. Случаи их применения. Способы обозначения акта-респондента. Текст ссылки.
Методология внесения изменений в нормативные правовые акты. Правила внесения изменений в законодательные акты. Особенности изменяющихся нормативных правовых актов.
Технические правила отмены нормативных правовых актов.
Тема 12. Систематизация нормативных правовых актов
Понятие систематизации законодательства. Цели систематизации. Виды систематизации. Результаты систематизации. Роль систематизации законодательства в процессе правового регулирования общественных отношений. Причины необходимости периодических систематизации действующего законодательства в правовых системах, входящих в романо-германскую правовую семью.
Инкорпорация. Консолидация. Их роль в законотворчестве.
Понятие кодификации как вида систематизации законодательства. Особенности этого вида систематизации. Необходимость кодификации. Цели кодификации. Основные принципы проведения кодификации. Значение кодификации. Виды кодификаций.
Основные этапы кодификации законодательства. Технические приемы, используемые в ходе кодификации законодательства. Правила и принципы кодификации. Основные известные современной юридической науке методики кодификации, их преимущества и недостатки. Примеры кодификации законодательства*.
Особенности законодательных актов, создаваемых в результате кодификации. Формы таких актов. Их особенности. Структура кодексов. Проблема юридической силы кодексов и иных кодификационных нормативных правовых актов.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Чухвичев Д. В. Законодательная техника : учебное пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 240 с.
Дополнительная:
Законодательный процесс : научно-практическое пособие / под ред. Васильева Р.Ф. - М., 2000.
Иеринг Р. Юридическая техника. - М., 2008.
Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник. -М., 2007.
Пиголкин Е. С. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 2000.
Тихомиров Ю. А. (ред.) Законодательная техника : научно-практическое пособие. - М., 2000.
Чиркин В. Е. Законодательная власть. - М., 2008.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 21 июля
1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 10 октября
1995 г. «О референдуме Российской Федерации». Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1993 г. «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ».
Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г.
Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утв. Постановлением Совета Федерации от б февраля 1996 г.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Утв. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г.
Регламент Правительства Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
Экзамен - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к экзамену, так и сам экзамен -форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления. Подготовка к экзаменам для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени, поэтому мы рекомендуем все вопросы, выносимые на экзамен, разбить на три группы:
1) наиболее легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки. Для этой группы вопросов необходимо в обязательном порядке краткое повторение материала, иначе студент не сможет ответить на несложные вопросы билета;
2) сравнительно хорошо известные вопросы, в которых, однако, могут оставаться неясными отдельные стороны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к основной и дополнительной учебной литературе, а также к нормативным актам;
3) наиболее слабо изученные или сложные в теоретическом отношении вопросы, требующие большой самостоятельной работы, а в отдельных случаях консультации преподавателя.
При составлении списка вопросов для подготовки к экзамену мы стремились к тому, чтобы третья группа вопросов не превышала 10-20%, вторая - 30-35%, первая группа составляла около 50-55% из общего числа. Мы рекомендуем начинать подготовку с первой группы вопросов, что позволит более быстро и качественно подготовиться к экзамену.
В ответ на экзамене целесообразно включить следующие структурные элементы:
• краткую характеристику исторического аспекта рассматриваемого вопроса;
• анализ содержания вопроса, его развитие в правовой литературе и в законодательстве;
• анализ различных подходов к данному вопросу;
• значение вопроса для решения теоретических и практических проблем в современных условиях развития государственности и законодательства в России.
В ходе экзамена студент должен быть готов к ответу на дополнительные вопросы, к решению задач в рамках проблематики билета. При подготовке к ответу на вопрос на экзамене можно использовать программу курса и, если это согласовано с преподавателем, нормативные источники.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и методология учебного курса «Законодательная техника».
2. Значение законодательной техники как науки и как учебной дисциплины.
3. Норма права и статья закона: различия, взаимосвязь.
4. Понятие законодательной техники.
5. Роль законодательной техники в законотворческом процессе.
6. Научные учения о законодательной технике.
7. Разработка отечественными учеными техники законодательства .
8. Основные этапы законотворческого процесса.
9. Основные виды систематизации законодательства, их взаимосвязь.
10. Правила внесения изменений в нормативные правовые акты.
11. Систематизация законодательства как неотъемлемая часть законодательного процесса.
12. Понятие лоббизма. Его место в общественно-правовой жизни.
13. Основные принципы правовой культуры законодателя. Их роль в законотворчестве.
14. Основные формы законов.
15. Основные правила и технические приемы проведения кодификации законодательства.
16. Понятие и особенности закона как основного вида нормативного правового акта.
17. Понятие и значение законодательного процесса.
18. Система законодательства. Ее преимущества как инструмента правового регулирования и условия реализации этих преимуществ.
19. Понятие, содержание и виды экспертизы законопроектов.
20. Разделение предмета регулирования законов и подзаконных актов.
21. Основные принципы законотворческого процесса.
22. Процесс подготовки законопроектов: субъекты, этапы, принципы.
23. Понятие стиля законодательства. Принципы, определяющие стиль законодательства.
24. Законотворческое познание: понятие, значение, стадии, методы.
25. Понятие и основные формы проведения кодификации законодательства.
26. Основные этапы законотворческого процесса в России.
27. Факторы, обусловливающие необходимость систематизации законодательства.
28. Прогнозирование в законодательном процессе.
29. Перспективы и проблемы развития правовой техники в России.
30. Структура нормативного правового акта.
31. Особенности Конституции как главного нормативного правового акта страны.
32. Содержание правовой информации, необходимой для законотворчества.
33. Планирование законодательства: значение, виды, участники.
34. Понятие и основные требования логики нормативного правового акта.
35. Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с экспертизой законопроектов.
36. Концепция законопроекта: понятие, разработка, роль в законотворчестве.
37. Законодательная культура и профессионализм отечественных законодателей.
38. Издание подзаконных актов.
39. Основные формы лоббизма.
40. Исследование практики применения нормативных правовых актов.
41. Участие граждан в законотворчестве: понятие, значение, основные формы.
42. Место культуры законотворчества в системе правовой культуры. Роль культуры законотворчества в механизме правового регулирования общественных отношений.
43. Формы выражения общественного мнения о законопроектах.
44. Причины необходимости профессионализации языка закона.
45. Всенародное обсуждение законопроектов.
46. Известные технические методы создания текста нормативного правового акта.
47. Научная обоснованность законопроектов.
48. Нормативно-правовое регулирование лоббирования законопроектов. Зарубежный опыт.
49. Правила оформления ссылок в нормативных правовых актах.
50. Методы лоббирования законопроектов.
51. Концепция законопроекта: понятие, значение, содержание.
52. Понятие и значение информатизационного освещения законодательного процесса.
53. Основные правила внесения изменений в нормативный правовой акт.
54. Проблемы борьбы с криминализацией лоббирования законопроектов.
55. Регулятивная направленность нормативного правового акта.
56. Язык законотворчества и обиходный язык.
57. Логическое единство нормативного правового акта.
58. Понятие культуры законотворчества.
59. Логическая последовательность изложения нормативно-правовых предписаний в нормативном правовом акте.
60. Юридическая терминология.
61. Понятие и основные требования стиля закона.
62. Понятие законодательства и его значение в процессе правового регулирования.
63. Основные требования, предъявляемые к языку закона.
64. Участники законодательного процесса.
65. Понятие, значение и взаимосвязь логики, стиля и языка закона.
66. Декларативные положения нормативных правовых актов: понятие, значение, правила изложения.
67. Закон: понятие, особенности, место в системе законодательства.
68. Нормы-дефиниции нормативных правовых актов.
69. Смысловая система нормативного правового акта.
70. Виды предписаний, применяемые в нормативных правовых актах.
71. Понятие, виды и значение подзаконных нормативных правовых актов.
72. Основные структурные составляющие нормативных правовых актов.
73. Основные способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
74. Субъекты, обеспечивающие информатизационное обеспечение деятельности законодательных органов.
Литература:
Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб.пос. – М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2006. -240с.