Программа курса «законодательная техника»

ПРОГРАММА КУРСА «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

по специальности 030501.65 Юриспруденция

• Учебная программа

• Вопросы для подготовки к экзамену

Москва 2009

Чухвичев Д. В.

Программа курса «Законодательная техника». -М. : МГЭИ, 2009.

Одобрено кафедрой теории государства и права. Про­токол заседания кафедры от 02 марта 2009 года № 8. Для студентов юридического факультета, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.

№ 1665

© Московский гуманитарно-экономический институт, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

Законодательная техника относится к числу прин­ципиально новых и в то же время важных учебных дис­циплин, преподаваемых на юридическом факультете МГЭИ. Овладение будущими юристами системой знаний о принципах и правилах законотворческого процесса, об основных технических правилах и приемах законотвор­чества является обязательным условием создания и эф­фективного совершенствования жизнеспособной системы законодательства. В процессе изучения курса студенты должны получить ясные представления о существующих приемах и средствах техники законодательства.

Цель изучения дисциплины состоит в познании роли законотворчества в процессе правоотношений, в получе­нии представления о правилах формулирования норма­тивных правовых актов и о формировании целостной системы законодательства, в усвоении знаний о единой целостной системе написания законов и подзаконных актов, а также их систематизации.

К числу основных задач учебного курса относятся:

- формирование, развитие и закрепление у обучае­мых нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, других качеств, требующихся юристу для грамотных действий в совре­менных условиях;

- уяснение студентами роли законодательного регу­лирования общественных отношений в жизни общества и необходимости подведения научной основы под про­цесс формирования системы законодательства;

- усвоение основных принципов, технических прие­мов и методов законотворчества;

- овладение достижениями ведущих отечественных и зарубежных юристов в сфере законотворческого процес­са и законодательной техники.

Данный учебный курс рассчитан на один семестр. По окончании его изучения студенты сдают экзамен. Усвое­ние учебной программы по курсу «Законодательная тех­ника» обеспечивается через использование богатого ар­сенала дидактических средств: лекций, семинарских за­нятий, тестирования, самостоятельной работы студента.

Последняя предполагает освоение теоретического мате­риала (учебников, научных монографий, статей по юри­дической тематике, опубликованных в газетах и журна­лах), изучение правовых документов в ходе подготовки к семинарским занятиям, подготовки научных сообще­ний, написания курсовой работы. Порядок проведения семинарских, практических и индивидуальных занятий детально разработан в соответствующих кафедральных планах и частных методиках. Предлагаемые планы се­минарских занятий содержат перечень основных вопро­сов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. Знание литературы и источников по теме не сле­дует строго ограничивать указанными изданиями, по­скольку на семинарах могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения и другие аспекты темы.

Самостоятельная работа студентов проводится с це­лью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполне­ния контрольных заданий. Данный вид учебных заня­тий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры на­учной организации учебной работы.

В результате изучения курса «Законодательная тех­ника» студенты должны уметь:

- творчески применять полученные в ходе изучения данного учебного курса знания для юридически пра­вильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего с точки зрения обеспечения соблюдения законода­тельства, а также основных прав и свобод личности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

- осуществлять законотворческое познание, опреде­лять необходимость законотворческого вмешательства, моделировать нормативное правовое воздействие на оп­ределенные правоотношения;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- создавать нормативные правовые акты;

- вносить изменения в нормативные правовые акты;

- обнаруживать несовершенства в действующих нор­мативных правовых актах и исправлять их;

- определять правовой характер законодательных ак­тов;

- устанавливать необходимость систематизации зако­нодательства и форму такой систематизации;

- проводить инкорпорацию, консолидацию и коди­фикацию действующего законодательства.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- понятие законодательства, особенности его места в системе правового регулирования;

- понятие, виды и формы нормативных правовых ак­тов;

- основные элементы системы законодательства, формы их взаимодействия;

- понятие и основные формы законотворческого про­цесса;

- основные принципы законотворческой деятельно­сти, правила создания, изменения и отмены норматив­ных правовых актов;

- этапы и стадии законотворческого процесса;

- основные приемы и способы законотворчества;

- правила, принципы, приемы и способы системати­зации действующего законодательства.

После изучения курса «Законодательная техника» студенты юридического факультета должны иметь представление:

- о понятии, месте и роли законодательной техники в системе правового регулирования и в механизме юриди­ческой техники;

- о сущности законотворческого процесса, о его це­лях и значении, о роли в нем отдельных субъектов;

- об основных стадиях законотворческого процесса, об их целях, правилах и этапах;

- об основных видах и формах нормативных право­вых актов, о значении этих различий;

- о назначении различных видов и форм норматив­ных правовых актов, об их роли в законодательном ре­гулировании;

- о логике, стиле и языке закона;

- о структуре и смысловой системе нормативных правовых актов;

- о систематизации законодательства, о его формах и значении в функционировании системы законодательст­ва и всей правовой системы.

По данной дисциплине требования ГОС ВПО (2000 г.) не установлены.

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Законодательная техника как наука, как методология и как учебная дисциплина

Понятие законодательной техники. Предмет и метод законодательной техники как науки. Основные вопросы, изучаемые законодательной техникой. Основные науч­ные институты законодательной техники. Место законо­дательной техники в системе юридических наук. Роль законодательной техники как науки в функционирова­нии механизма правового регулирования.

Основные научные концепции в области законода­тельной техники. Зарубежные учения о законодательной технике. Труды зарубежных ученых (Г. Доле, А. Шнитцера, В. Гедемана, Г. Киндермана) о логике, стиле и языке закона. «Теория стиля права». Влияние общепра­вовых взглядов исследователей на теории о законода­тельной технике.

Тема законодательной техники в трудах отечествен­ных ученых. Особенности развития законодательной техники в отечественной правовой науке. Разработка темы законодательной техники советскими учеными. Современные учения российских правоведов о законода­тельной технике. Основные проблемы современной рос­сийской законодательной техники.

Законодательная техника как особая методология. Различные подходы к определению понятия законода­тельной техники. Основные элементы законодательной техники как методологии. Соотношение понятий «зако­нодательная техника» и «юридическая техника». Место и роль законодательной техники как методологии в со­временной системе правового регулирования.

Законодательная техника как особый правовой ин­ститут. Факторы, влияющие на развитие института пра­вовой техники. Место законодательной техники в систе­ме права. Проблемы правового регулирования законо­творчества в современной России.

Содержание учебного курса «Законодательная тех­ника»*. Его значение для формирования мировоззрения, политической и правовой культуры профессионального юриста*. Необходимость изучения известных приемов и методов законотворческого процесса. Проблема профес­сионализма участников законотворческого процесса. Не­обходимость наличия у них специальных знаний, опре­деленных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Последствия пренебрежения изучением законодательной техники.

Методология учебного курса «Законодательная тех­ника»*.

Тема 2. Законодательство

Понятие регулирования общественных отношений. Виды регуляции поведения людей*.

Понятие и соотношение социальных и технических норм*. Система социальных норм современного общест­ва. Классификация социальных норм в современном об­ществе (по способу установления, характеру обеспече­ния, форме выражения, способу воздействия)*. Взаимо­связь и взаимодействие норм права и других социаль­ных норм.

Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие, элементы. Нормативные правовые акты: понятие, виды, система. Норма права и статья нормативного правового акта*.

Понятие законодательства. Его место в системе регу­лирования общественных отношений. Особенности про­цесса законодательного регулирования общественных отношений. Преимущества нормативных правовых актов как источников права и условия реализации этих пре­имуществ. Значение законодательного регулирования в жизни общества.

Понятие нормативного правового акта. Место этого источника права в различных правовых системах. Виды нормативных правовых актов.

Понятие и основные признаки законов. Их виды. Ре­гулируемые законами общественные отношения. Формы законов. Соотношение законов с иными источниками права.

Понятие и виды подзаконных актов. Их связь с за­конами и место в системе законодательного регулирования социальных отношений и процессов. Сходство и различие законов и подзаконных актов. Их нераздели­мость.

Тема 3. Понятиеи общая характеристика законотворческого процесса

Понятие законотворческого процесса. Его роль в сис­теме правового регулирования общественных отноше­ний. Цели законотворческого процесса. Законотворчест­во как творческий созидательный процесс. Основные формы законотворческого процесса, их специфика и от­личия. Назначение различных форм законотворческого процесса.

Основные стадии законотворческого процесса. Зако­нотворческое познание. Законодательный процесс. Ана­лиз результатов законотворчества. Их основные функ­ции и значение в формировании механизма законода­тельства и в функционировании механизма правового регулирования.

Участники законотворческого процесса. Непосредст­венные участники законотворческого процесса. Их ви­ды, роль в формировании системы законодательства. Лица, способствующие их деятельности. Возможность участия в законотворчестве рядовых граждан. Особенно­сти правового статуса отдельных участников законо­творческого процесса. Место государственных служащих в законотворческом процессе.

Основные принципы законотворческого процесса. Их значение в достижении целей правового регулирования. Формы реализации этих принципов*.

Тема 5. Подготовка проекта нормативного правового акта

Понятие и значение процесса подготовки проектов нормативных правовых актов. Особенности подготовки законопроектов и проектов подзаконных актов.

Планирование законотворчества: значение, виды, участники. Планы законотворчества. Государственная организация законопроектной работы в современной России.

Концепции законопроектов. Их понятие и значение. Содержание концепции законопроекта. Дальнейшая судьба концепции законопроекта после окончания зако­нопроектной работы.

Организация работы по подготовке текста законо­проектов. Участники этой работы. Технология разработ­ки законопроектов.

Необходимость проведения экспертизы законопроек­тов. Понятие экспертизы законопроекта, его функцио­нальное назначение в процессе законотворчества. Виды экспертиз законопроектов. Требования, предъявляемые к экспертизе законопроектов. Виды экспертиз законо­проектов. Их содержание. Роль в обеспечении должного качества законов.

Порядок проведения экспертизы законопроектов. Эксперты. Экспертное заключение на законопроект. Нормативно-правовое регулирование отношений, возни­кающих в процессе проведения экспертизы законопро­ектов, и использования ее результатов.

Научная обоснованность законопроектов. Ее роль в законодательном процессе*.

Пути и формы обеспечения научной обоснованности в ходе законодательного процесса. Выявление факторов, снижающих позитивную направленность в законода­тельном процессе. Подготовка научно обоснованных ре­комендаций по его совершенствованию.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Чухвичев Д. В. Законодательная техника : учебное пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 240 с.

Дополнительная:

Законодательный процесс : научно-практическое по­собие / под ред. Васильева Р.Ф. - М., 2000.

Иеринг Р. Юридическая техника. - М., 2008.

Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник. -М., 2007.

Пиголкин Е. С. Законотворчество в Российской Фе­дерации. - М., 2000.

Тихомиров Ю. А. (ред.) Законодательная техника : научно-практическое пособие. - М., 2000.

Чиркин В. Е. Законодательная власть. - М., 2008.

Конституция Российской Федерации.

Федеральный конституционный закон от 21 июля

1994 г. «О Конституционном суде Российской Федера­ции».

Федеральный конституционный закон от 10 октября

1995 г. «О референдуме Российской Федерации». Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов, актов па­лат Федерального Собрания».

Указ Президента Российской Федерации от 24 янва­ря 1993 г. «О порядке деятельности центральных орга­нов федеральной исполнительной власти и Администра­ции Президента Российской Федерации по ведению за­конопроектных работ».

Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собра­ния Российской Федерации в законотворческом процес­се, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г.

Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утв. Постановлением Совета Федерации от б февраля 1996 г.

Регламент Государственной Думы Федерального Соб­рания Российской Федерации. Утв. Постановлением Го­сударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г.

Регламент Правительства Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 18 июня 1998 г.

Постановление Правительства Российской Федера­ции от 15 апреля 2000 г. «О совершенствовании законо­проектной деятельности Правительства Российской Фе­дерации».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ

Экзамен - важный этап в учебном процессе, имею­щий целью проверку знаний, выявление умений приме­нять полученные знания к решению практических за­дач. Как подготовка к экзамену, так и сам экзамен -форма активизации и систематизации полученных зна­ний, их углубления и закрепления. Подготовка к экза­менам для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени, поэтому мы ре­комендуем все вопросы, выносимые на экзамен, разбить на три группы:

1) наиболее легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки. Для этой группы вопросов не­обходимо в обязательном порядке краткое повторение материала, иначе студент не сможет ответить на не­сложные вопросы билета;

2) сравнительно хорошо известные вопросы, в кото­рых, однако, могут оставаться неясными отдельные сто­роны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к ос­новной и дополнительной учебной литературе, а также к нормативным актам;

3) наиболее слабо изученные или сложные в теорети­ческом отношении вопросы, требующие большой само­стоятельной работы, а в отдельных случаях консульта­ции преподавателя.

При составлении списка вопросов для подготовки к экзамену мы стремились к тому, чтобы третья группа вопросов не превышала 10-20%, вторая - 30-35%, пер­вая группа составляла около 50-55% из общего числа. Мы рекомендуем начинать подготовку с первой группы вопросов, что позволит более быстро и качественно под­готовиться к экзамену.

В ответ на экзамене целесообразно включить сле­дующие структурные элементы:

• краткую характеристику исторического аспекта рассматриваемого вопроса;

• анализ содержания вопроса, его развитие в право­вой литературе и в законодательстве;

• анализ различных подходов к данному вопросу;

• значение вопроса для решения теоретических и практических проблем в современных условиях разви­тия государственности и законодательства в России.

В ходе экзамена студент должен быть готов к ответу на дополнительные вопросы, к решению задач в рамках проблематики билета. При подготовке к ответу на во­прос на экзамене можно использовать программу курса и, если это согласовано с преподавателем, нормативные источники.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и методология учебного курса «Законода­тельная техника».

2. Значение законодательной техники как науки и как учебной дисциплины.

3. Норма права и статья закона: различия, взаимо­связь.

4. Понятие законодательной техники.

5. Роль законодательной техники в законотворческом процессе.

6. Научные учения о законодательной технике.

7. Разработка отечественными учеными техники за­конодательства .

8. Основные этапы законотворческого процесса.

9. Основные виды систематизации законодательства, их взаимосвязь.

10. Правила внесения изменений в нормативные пра­вовые акты.

11. Систематизация законодательства как неотъемле­мая часть законодательного процесса.

12. Понятие лоббизма. Его место в общественно-право­вой жизни.

13. Основные принципы правовой культуры законода­теля. Их роль в законотворчестве.

14. Основные формы законов.

15. Основные правила и технические приемы проведе­ния кодификации законодательства.

16. Понятие и особенности закона как основного вида нормативного правового акта.

17. Понятие и значение законодательного процесса.

18. Система законодательства. Ее преимущества как инструмента правового регулирования и условия реализации этих преимуществ.

19. Понятие, содержание и виды экспертизы законо­проектов.

20. Разделение предмета регулирования законов и под­законных актов.

21. Основные принципы законотворческого процесса.

22. Процесс подготовки законопроектов: субъекты, этапы, принципы.

23. Понятие стиля законодательства. Принципы, опре­деляющие стиль законодательства.

24. Законотворческое познание: понятие, значение, стадии, методы.

25. Понятие и основные формы проведения кодифика­ции законодательства.

26. Основные этапы законотворческого процесса в Рос­сии.

27. Факторы, обусловливающие необходимость систе­матизации законодательства.

28. Прогнозирование в законодательном процессе.

29. Перспективы и проблемы развития правовой тех­ники в России.

30. Структура нормативного правового акта.

31. Особенности Конституции как главного норматив­ного правового акта страны.

32. Содержание правовой информации, необходимой для законотворчества.

33. Планирование законодательства: значение, виды, участники.

34. Понятие и основные требования логики норматив­ного правового акта.

35. Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с экспертизой законопроектов.

36. Концепция законопроекта: понятие, разработка, роль в законотворчестве.

37. Законодательная культура и профессионализм оте­чественных законодателей.

38. Издание подзаконных актов.

39. Основные формы лоббизма.

40. Исследование практики применения нормативных правовых актов.

41. Участие граждан в законотворчестве: понятие, зна­чение, основные формы.

42. Место культуры законотворчества в системе право­вой культуры. Роль культуры законотворчества в механизме правового регулирования общественных отношений.

43. Формы выражения общественного мнения о зако­нопроектах.

44. Причины необходимости профессионализации язы­ка закона.

45. Всенародное обсуждение законопроектов.

46. Известные технические методы создания текста нормативного правового акта.

47. Научная обоснованность законопроектов.

48. Нормативно-правовое регулирование лоббирования законопроектов. Зарубежный опыт.

49. Правила оформления ссылок в нормативных пра­вовых актах.

50. Методы лоббирования законопроектов.

51. Концепция законопроекта: понятие, значение, со­держание.

52. Понятие и значение информатизационного освеще­ния законодательного процесса.

53. Основные правила внесения изменений в норма­тивный правовой акт.

54. Проблемы борьбы с криминализацией лоббирова­ния законопроектов.

55. Регулятивная направленность нормативного право­вого акта.

56. Язык законотворчества и обиходный язык.

57. Логическое единство нормативного правового акта.

58. Понятие культуры законотворчества.

59. Логическая последовательность изложения норма­тивно-правовых предписаний в нормативном пра­вовом акте.

60. Юридическая терминология.

61. Понятие и основные требования стиля закона.

62. Понятие законодательства и его значение в процес­се правового регулирования.

63. Основные требования, предъявляемые к языку за­кона.

64. Участники законодательного процесса.

65. Понятие, значение и взаимосвязь логики, стиля и языка закона.

66. Декларативные положения нормативных правовых актов: понятие, значение, правила изложения.

67. Закон: понятие, особенности, место в системе зако­нодательства.

68. Нормы-дефиниции нормативных правовых актов.

69. Смысловая система нормативного правового акта.

70. Виды предписаний, применяемые в нормативных правовых актах.

71. Понятие, виды и значение подзаконных норматив­ных правовых актов.

72. Основные структурные составляющие нормативных правовых актов.

73. Основные способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.

74. Субъекты, обеспечивающие информатизационное обеспечение деятельности законодательных орга­нов.

Литература:

Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб.пос. – М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2006. -240с.

ПРОГРАММА КУРСА «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»

по специальности 030501.65 Юриспруденция

• Учебная программа

• Вопросы для подготовки к экзамену

Москва 2009

Чухвичев Д. В.

Программа курса «Законодательная техника». -М. : МГЭИ, 2009.

Одобрено кафедрой теории государства и права. Про­токол заседания кафедры от 02 марта 2009 года № 8. Для студентов юридического факультета, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.

№ 1665

© Московский гуманитарно-экономический институт, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ

Законодательная техника относится к числу прин­ципиально новых и в то же время важных учебных дис­циплин, преподаваемых на юридическом факультете МГЭИ. Овладение будущими юристами системой знаний о принципах и правилах законотворческого процесса, об основных технических правилах и приемах законотвор­чества является обязательным условием создания и эф­фективного совершенствования жизнеспособной системы законодательства. В процессе изучения курса студенты должны получить ясные представления о существующих приемах и средствах техники законодательства.

Цель изучения дисциплины состоит в познании роли законотворчества в процессе правоотношений, в получе­нии представления о правилах формулирования норма­тивных правовых актов и о формировании целостной системы законодательства, в усвоении знаний о единой целостной системе написания законов и подзаконных актов, а также их систематизации.

К числу основных задач учебного курса относятся:

- формирование, развитие и закрепление у обучае­мых нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, других качеств, требующихся юристу для грамотных действий в совре­менных условиях;

- уяснение студентами роли законодательного регу­лирования общественных отношений в жизни общества и необходимости подведения научной основы под про­цесс формирования системы законодательства;

- усвоение основных принципов, технических прие­мов и методов законотворчества;

- овладение достижениями ведущих отечественных и зарубежных юристов в сфере законотворческого процес­са и законодательной техники.

Данный учебный курс рассчитан на один семестр. По окончании его изучения студенты сдают экзамен. Усвое­ние учебной программы по курсу «Законодательная тех­ника» обеспечивается через использование богатого ар­сенала дидактических средств: лекций, семинарских за­нятий, тестирования, самостоятельной работы студента.

Последняя предполагает освоение теоретического мате­риала (учебников, научных монографий, статей по юри­дической тематике, опубликованных в газетах и журна­лах), изучение правовых документов в ходе подготовки к семинарским занятиям, подготовки научных сообще­ний, написания курсовой работы. Порядок проведения семинарских, практических и индивидуальных занятий детально разработан в соответствующих кафедральных планах и частных методиках. Предлагаемые планы се­минарских занятий содержат перечень основных вопро­сов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. Знание литературы и источников по теме не сле­дует строго ограничивать указанными изданиями, по­скольку на семинарах могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения и другие аспекты темы.

Самостоятельная работа студентов проводится с це­лью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполне­ния контрольных заданий. Данный вид учебных заня­тий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры на­учной организации учебной работы.

В результате изучения курса «Законодательная тех­ника» студенты должны уметь:

- творчески применять полученные в ходе изучения данного учебного курса знания для юридически пра­вильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего с точки зрения обеспечения соблюдения законода­тельства, а также основных прав и свобод личности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

- осуществлять законотворческое познание, опреде­лять необходимость законотворческого вмешательства, моделировать нормативное правовое воздействие на оп­ределенные правоотношения;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- создавать нормативные правовые акты;

- вносить изменения в нормативные правовые акты;

- обнаруживать несовершенства в действующих нор­мативных правовых актах и исправлять их;

- определять правовой характер законодательных ак­тов;

- устанавливать необходимость систематизации зако­нодательства и форму такой систематизации;

- проводить инкорпорацию, консолидацию и коди­фикацию действующего законодательства.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- понятие законодательства, особенности его места в системе правового регулирования;

- понятие, виды и формы нормативных правовых ак­тов;

- основные элементы системы законодательства, формы их взаимодействия;

- понятие и основные формы законотворческого про­цесса;

- основные принципы законотворческой деятельно­сти, правила создания, изменения и отмены норматив­ных правовых актов;

- этапы и стадии законотворческого процесса;

- основные приемы и способы законотворчества;

- правила, принципы, приемы и способы системати­зации действующего законодательства.

После изучения курса «Законодательная техника» студенты юридического факультета должны иметь представление:

- о понятии, месте и роли законодательной техники в системе правового регулирования и в механизме юриди­ческой техники;

- о сущности законотворческого процесса, о его це­лях и значении, о роли в нем отдельных субъектов;

- об основных стадиях законотворческого процесса, об их целях, правилах и этапах;

- об основных видах и формах нормативных право­вых актов, о значении этих различий;

- о назначении различных видов и форм норматив­ных правовых актов, об их роли в законодательном ре­гулировании;

- о логике, стиле и языке закона;

- о структуре и смысловой системе нормативных правовых актов;

- о систематизации законодательства, о его формах и значении в функционировании системы законодательст­ва и всей правовой системы.

По данной дисциплине требования ГОС ВПО (2000 г.) не установлены.

ПРОГРАММА КУРСА

Тема 1. Законодательная техника как наука, как методология и как учебная дисциплина

Понятие законодательной техники. Предмет и метод законодательной техники как науки. Основные вопросы, изучаемые законодательной техникой. Основные науч­ные институты законодательной техники. Место законо­дательной техники в системе юридических наук. Роль законодательной техники как науки в функционирова­нии механизма правового регулирования.

Основные научные концепции в области законода­тельной техники. Зарубежные учения о законодательной технике. Труды зарубежных ученых (Г. Доле, А. Шнитцера, В. Гедемана, Г. Киндермана) о логике, стиле и языке закона. «Теория стиля права». Влияние общепра­вовых взглядов исследователей на теории о законода­тельной технике.

Тема законодательной техники в трудах отечествен­ных ученых. Особенности развития законодательной техники в отечественной правовой науке. Разработка темы законодательной техники советскими учеными. Современные учения российских правоведов о законода­тельной технике. Основные проблемы современной рос­сийской законодательной техники.

Законодательная техника как особая методология. Различные подходы к определению понятия законода­тельной техники. Основные элементы законодательной техники как методологии. Соотношение понятий «зако­нодательная техника» и «юридическая техника». Место и роль законодательной техники как методологии в со­временной системе правового регулирования.

Законодательная техника как особый правовой ин­ститут. Факторы, влияющие на развитие института пра­вовой техники. Место законодательной техники в систе­ме права. Проблемы правового регулирования законо­творчества в современной России.

Содержание учебного курса «Законодательная тех­ника»*. Его значение для формирования мировоззрения, политической и правовой культуры профессионального юриста*. Необходимость изучения известных приемов и методов законотворческого процесса. Проблема профес­сионализма участников законотворческого процесса. Не­обходимость наличия у них специальных знаний, опре­деленных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Последствия пренебрежения изучением законодательной техники.

Методология учебного курса «Законодательная тех­ника»*.

Тема 2. Законодательство

Понятие регулирования общественных отношений. Виды регуляции поведения людей*.

Понятие и соотношение социальных и технических норм*. Система социальных норм современного общест­ва. Классификация социальных норм в современном об­ществе (по способу установления, характеру обеспече­ния, форме выражения, способу воздействия)*. Взаимо­связь и взаимодействие норм права и других социаль­ных норм.

Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие, элементы. Нормативные правовые акты: понятие, виды, система. Норма права и статья нормативного правового акта*.

Понятие законодательства. Его место в системе регу­лирования общественных отношений. Особенности про­цесса законодательного регулирования общественных отношений. Преимущества нормативных правовых актов как источников права и условия реализации этих пре­имуществ. Значение законодательного регулирования в жизни общества.

Понятие нормативного правового акта. Место этого источника права в различных правовых системах. Виды нормативных правовых актов.

Понятие и основные признаки законов. Их виды. Ре­гулируемые законами общественные отношения. Формы законов. Соотношение законов с иными источниками права.

Понятие и виды подзаконных актов. Их связь с за­конами и место в системе законодательного регулирования социальных отношений и процессов. Сходство и различие законов и подзаконных актов. Их нераздели­мость.

Тема 3. Понятиеи общая характеристика законотворческого процесса

Понятие законотворческого процесса. Его роль в сис­теме правового регулирования общественных отноше­ний. Цели законотворческого процесса. Законотворчест­во как творческий созидательный процесс. Основные формы законотворческого процесса, их специфика и от­личия. Назначение различных форм законотворческого процесса.

Основные стадии законотворческого процесса. Зако­нотворческое познание. Законодательный процесс. Ана­лиз результатов законотворчества. Их основные функ­ции и значение в формировании механизма законода­тельства и в функционировании механизма правового регулирования.

Участники законотворческого процесса. Непосредст­венные участники законотворческого процесса. Их ви­ды, роль в формировании системы законодательства. Лица, способствующие их деятельности. Возможность участия в законотворчестве рядовых граждан. Особенно­сти правового статуса отдельных участников законо­творческого процесса. Место государственных служащих в законотворческом процессе.

Основные принципы законотворческого процесса. Их значение в достижении целей правового регулирования. Формы реализации этих принципов*.

Наши рекомендации