Программа курса «законодательная техника»
ПРОГРАММА КУРСА «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
по специальности 030501.65 Юриспруденция
• Учебная программа
• Вопросы для подготовки к экзамену
Москва 2009
Чухвичев Д. В.
Программа курса «Законодательная техника». -М. : МГЭИ, 2009.
Одобрено кафедрой теории государства и права. Протокол заседания кафедры от 02 марта 2009 года № 8. Для студентов юридического факультета, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.
№ 1665
© Московский гуманитарно-экономический институт, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
Законодательная техника относится к числу принципиально новых и в то же время важных учебных дисциплин, преподаваемых на юридическом факультете МГЭИ. Овладение будущими юристами системой знаний о принципах и правилах законотворческого процесса, об основных технических правилах и приемах законотворчества является обязательным условием создания и эффективного совершенствования жизнеспособной системы законодательства. В процессе изучения курса студенты должны получить ясные представления о существующих приемах и средствах техники законодательства.
Цель изучения дисциплины состоит в познании роли законотворчества в процессе правоотношений, в получении представления о правилах формулирования нормативных правовых актов и о формировании целостной системы законодательства, в усвоении знаний о единой целостной системе написания законов и подзаконных актов, а также их систематизации.
К числу основных задач учебного курса относятся:
- формирование, развитие и закрепление у обучаемых нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, других качеств, требующихся юристу для грамотных действий в современных условиях;
- уяснение студентами роли законодательного регулирования общественных отношений в жизни общества и необходимости подведения научной основы под процесс формирования системы законодательства;
- усвоение основных принципов, технических приемов и методов законотворчества;
- овладение достижениями ведущих отечественных и зарубежных юристов в сфере законотворческого процесса и законодательной техники.
Данный учебный курс рассчитан на один семестр. По окончании его изучения студенты сдают экзамен. Усвоение учебной программы по курсу «Законодательная техника» обеспечивается через использование богатого арсенала дидактических средств: лекций, семинарских занятий, тестирования, самостоятельной работы студента.
Последняя предполагает освоение теоретического материала (учебников, научных монографий, статей по юридической тематике, опубликованных в газетах и журналах), изучение правовых документов в ходе подготовки к семинарским занятиям, подготовки научных сообщений, написания курсовой работы. Порядок проведения семинарских, практических и индивидуальных занятий детально разработан в соответствующих кафедральных планах и частных методиках. Предлагаемые планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. Знание литературы и источников по теме не следует строго ограничивать указанными изданиями, поскольку на семинарах могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения и другие аспекты темы.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполнения контрольных заданий. Данный вид учебных занятий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры научной организации учебной работы.
В результате изучения курса «Законодательная техника» студенты должны уметь:
- творчески применять полученные в ходе изучения данного учебного курса знания для юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего с точки зрения обеспечения соблюдения законодательства, а также основных прав и свобод личности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;
- осуществлять законотворческое познание, определять необходимость законотворческого вмешательства, моделировать нормативное правовое воздействие на определенные правоотношения;
- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- создавать нормативные правовые акты;
- вносить изменения в нормативные правовые акты;
- обнаруживать несовершенства в действующих нормативных правовых актах и исправлять их;
- определять правовой характер законодательных актов;
- устанавливать необходимость систематизации законодательства и форму такой систематизации;
- проводить инкорпорацию, консолидацию и кодификацию действующего законодательства.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- понятие законодательства, особенности его места в системе правового регулирования;
- понятие, виды и формы нормативных правовых актов;
- основные элементы системы законодательства, формы их взаимодействия;
- понятие и основные формы законотворческого процесса;
- основные принципы законотворческой деятельности, правила создания, изменения и отмены нормативных правовых актов;
- этапы и стадии законотворческого процесса;
- основные приемы и способы законотворчества;
- правила, принципы, приемы и способы систематизации действующего законодательства.
После изучения курса «Законодательная техника» студенты юридического факультета должны иметь представление:
- о понятии, месте и роли законодательной техники в системе правового регулирования и в механизме юридической техники;
- о сущности законотворческого процесса, о его целях и значении, о роли в нем отдельных субъектов;
- об основных стадиях законотворческого процесса, об их целях, правилах и этапах;
- об основных видах и формах нормативных правовых актов, о значении этих различий;
- о назначении различных видов и форм нормативных правовых актов, об их роли в законодательном регулировании;
- о логике, стиле и языке закона;
- о структуре и смысловой системе нормативных правовых актов;
- о систематизации законодательства, о его формах и значении в функционировании системы законодательства и всей правовой системы.
По данной дисциплине требования ГОС ВПО (2000 г.) не установлены.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Законодательная техника как наука, как методология и как учебная дисциплина
Понятие законодательной техники. Предмет и метод законодательной техники как науки. Основные вопросы, изучаемые законодательной техникой. Основные научные институты законодательной техники. Место законодательной техники в системе юридических наук. Роль законодательной техники как науки в функционировании механизма правового регулирования.
Основные научные концепции в области законодательной техники. Зарубежные учения о законодательной технике. Труды зарубежных ученых (Г. Доле, А. Шнитцера, В. Гедемана, Г. Киндермана) о логике, стиле и языке закона. «Теория стиля права». Влияние общеправовых взглядов исследователей на теории о законодательной технике.
Тема законодательной техники в трудах отечественных ученых. Особенности развития законодательной техники в отечественной правовой науке. Разработка темы законодательной техники советскими учеными. Современные учения российских правоведов о законодательной технике. Основные проблемы современной российской законодательной техники.
Законодательная техника как особая методология. Различные подходы к определению понятия законодательной техники. Основные элементы законодательной техники как методологии. Соотношение понятий «законодательная техника» и «юридическая техника». Место и роль законодательной техники как методологии в современной системе правового регулирования.
Законодательная техника как особый правовой институт. Факторы, влияющие на развитие института правовой техники. Место законодательной техники в системе права. Проблемы правового регулирования законотворчества в современной России.
Содержание учебного курса «Законодательная техника»*. Его значение для формирования мировоззрения, политической и правовой культуры профессионального юриста*. Необходимость изучения известных приемов и методов законотворческого процесса. Проблема профессионализма участников законотворческого процесса. Необходимость наличия у них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Последствия пренебрежения изучением законодательной техники.
Методология учебного курса «Законодательная техника»*.
Тема 2. Законодательство
Понятие регулирования общественных отношений. Виды регуляции поведения людей*.
Понятие и соотношение социальных и технических норм*. Система социальных норм современного общества. Классификация социальных норм в современном обществе (по способу установления, характеру обеспечения, форме выражения, способу воздействия)*. Взаимосвязь и взаимодействие норм права и других социальных норм.
Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие, элементы. Нормативные правовые акты: понятие, виды, система. Норма права и статья нормативного правового акта*.
Понятие законодательства. Его место в системе регулирования общественных отношений. Особенности процесса законодательного регулирования общественных отношений. Преимущества нормативных правовых актов как источников права и условия реализации этих преимуществ. Значение законодательного регулирования в жизни общества.
Понятие нормативного правового акта. Место этого источника права в различных правовых системах. Виды нормативных правовых актов.
Понятие и основные признаки законов. Их виды. Регулируемые законами общественные отношения. Формы законов. Соотношение законов с иными источниками права.
Понятие и виды подзаконных актов. Их связь с законами и место в системе законодательного регулирования социальных отношений и процессов. Сходство и различие законов и подзаконных актов. Их неразделимость.
Тема 3. Понятиеи общая характеристика законотворческого процесса
Понятие законотворческого процесса. Его роль в системе правового регулирования общественных отношений. Цели законотворческого процесса. Законотворчество как творческий созидательный процесс. Основные формы законотворческого процесса, их специфика и отличия. Назначение различных форм законотворческого процесса.
Основные стадии законотворческого процесса. Законотворческое познание. Законодательный процесс. Анализ результатов законотворчества. Их основные функции и значение в формировании механизма законодательства и в функционировании механизма правового регулирования.
Участники законотворческого процесса. Непосредственные участники законотворческого процесса. Их виды, роль в формировании системы законодательства. Лица, способствующие их деятельности. Возможность участия в законотворчестве рядовых граждан. Особенности правового статуса отдельных участников законотворческого процесса. Место государственных служащих в законотворческом процессе.
Основные принципы законотворческого процесса. Их значение в достижении целей правового регулирования. Формы реализации этих принципов*.
Тема 5. Подготовка проекта нормативного правового акта
Понятие и значение процесса подготовки проектов нормативных правовых актов. Особенности подготовки законопроектов и проектов подзаконных актов.
Планирование законотворчества: значение, виды, участники. Планы законотворчества. Государственная организация законопроектной работы в современной России.
Концепции законопроектов. Их понятие и значение. Содержание концепции законопроекта. Дальнейшая судьба концепции законопроекта после окончания законопроектной работы.
Организация работы по подготовке текста законопроектов. Участники этой работы. Технология разработки законопроектов.
Необходимость проведения экспертизы законопроектов. Понятие экспертизы законопроекта, его функциональное назначение в процессе законотворчества. Виды экспертиз законопроектов. Требования, предъявляемые к экспертизе законопроектов. Виды экспертиз законопроектов. Их содержание. Роль в обеспечении должного качества законов.
Порядок проведения экспертизы законопроектов. Эксперты. Экспертное заключение на законопроект. Нормативно-правовое регулирование отношений, возникающих в процессе проведения экспертизы законопроектов, и использования ее результатов.
Научная обоснованность законопроектов. Ее роль в законодательном процессе*.
Пути и формы обеспечения научной обоснованности в ходе законодательного процесса. Выявление факторов, снижающих позитивную направленность в законодательном процессе. Подготовка научно обоснованных рекомендаций по его совершенствованию.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
Чухвичев Д. В. Законодательная техника : учебное пособие. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 240 с.
Дополнительная:
Законодательный процесс : научно-практическое пособие / под ред. Васильева Р.Ф. - М., 2000.
Иеринг Р. Юридическая техника. - М., 2008.
Кашанина Т. В. Юридическая техника : учебник. -М., 2007.
Пиголкин Е. С. Законотворчество в Российской Федерации. - М., 2000.
Тихомиров Ю. А. (ред.) Законодательная техника : научно-практическое пособие. - М., 2000.
Чиркин В. Е. Законодательная власть. - М., 2008.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон от 21 июля
1994 г. «О Конституционном суде Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 10 октября
1995 г. «О референдуме Российской Федерации». Федеральный закон от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».
Указ Президента Российской Федерации от 24 января 1993 г. «О порядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и Администрации Президента Российской Федерации по ведению законопроектных работ».
Положение о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г.
Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Утв. Постановлением Совета Федерации от б февраля 1996 г.
Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Утв. Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г.
Регламент Правительства Российской Федерации. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2000 г. «О совершенствовании законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации».
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ
Экзамен - важный этап в учебном процессе, имеющий целью проверку знаний, выявление умений применять полученные знания к решению практических задач. Как подготовка к экзамену, так и сам экзамен -форма активизации и систематизации полученных знаний, их углубления и закрепления. Подготовка к экзаменам для студентов, особенно заочной формы обучения, всегда осложняется дефицитом времени, поэтому мы рекомендуем все вопросы, выносимые на экзамен, разбить на три группы:
1) наиболее легкие вопросы, не требующие детальной углубленной проработки. Для этой группы вопросов необходимо в обязательном порядке краткое повторение материала, иначе студент не сможет ответить на несложные вопросы билета;
2) сравнительно хорошо известные вопросы, в которых, однако, могут оставаться неясными отдельные стороны и аспекты. Для этой группы вопросов необходимо более глубокое повторение материала, обращение к основной и дополнительной учебной литературе, а также к нормативным актам;
3) наиболее слабо изученные или сложные в теоретическом отношении вопросы, требующие большой самостоятельной работы, а в отдельных случаях консультации преподавателя.
При составлении списка вопросов для подготовки к экзамену мы стремились к тому, чтобы третья группа вопросов не превышала 10-20%, вторая - 30-35%, первая группа составляла около 50-55% из общего числа. Мы рекомендуем начинать подготовку с первой группы вопросов, что позволит более быстро и качественно подготовиться к экзамену.
В ответ на экзамене целесообразно включить следующие структурные элементы:
• краткую характеристику исторического аспекта рассматриваемого вопроса;
• анализ содержания вопроса, его развитие в правовой литературе и в законодательстве;
• анализ различных подходов к данному вопросу;
• значение вопроса для решения теоретических и практических проблем в современных условиях развития государственности и законодательства в России.
В ходе экзамена студент должен быть готов к ответу на дополнительные вопросы, к решению задач в рамках проблематики билета. При подготовке к ответу на вопрос на экзамене можно использовать программу курса и, если это согласовано с преподавателем, нормативные источники.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет и методология учебного курса «Законодательная техника».
2. Значение законодательной техники как науки и как учебной дисциплины.
3. Норма права и статья закона: различия, взаимосвязь.
4. Понятие законодательной техники.
5. Роль законодательной техники в законотворческом процессе.
6. Научные учения о законодательной технике.
7. Разработка отечественными учеными техники законодательства .
8. Основные этапы законотворческого процесса.
9. Основные виды систематизации законодательства, их взаимосвязь.
10. Правила внесения изменений в нормативные правовые акты.
11. Систематизация законодательства как неотъемлемая часть законодательного процесса.
12. Понятие лоббизма. Его место в общественно-правовой жизни.
13. Основные принципы правовой культуры законодателя. Их роль в законотворчестве.
14. Основные формы законов.
15. Основные правила и технические приемы проведения кодификации законодательства.
16. Понятие и особенности закона как основного вида нормативного правового акта.
17. Понятие и значение законодательного процесса.
18. Система законодательства. Ее преимущества как инструмента правового регулирования и условия реализации этих преимуществ.
19. Понятие, содержание и виды экспертизы законопроектов.
20. Разделение предмета регулирования законов и подзаконных актов.
21. Основные принципы законотворческого процесса.
22. Процесс подготовки законопроектов: субъекты, этапы, принципы.
23. Понятие стиля законодательства. Принципы, определяющие стиль законодательства.
24. Законотворческое познание: понятие, значение, стадии, методы.
25. Понятие и основные формы проведения кодификации законодательства.
26. Основные этапы законотворческого процесса в России.
27. Факторы, обусловливающие необходимость систематизации законодательства.
28. Прогнозирование в законодательном процессе.
29. Перспективы и проблемы развития правовой техники в России.
30. Структура нормативного правового акта.
31. Особенности Конституции как главного нормативного правового акта страны.
32. Содержание правовой информации, необходимой для законотворчества.
33. Планирование законодательства: значение, виды, участники.
34. Понятие и основные требования логики нормативного правового акта.
35. Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с экспертизой законопроектов.
36. Концепция законопроекта: понятие, разработка, роль в законотворчестве.
37. Законодательная культура и профессионализм отечественных законодателей.
38. Издание подзаконных актов.
39. Основные формы лоббизма.
40. Исследование практики применения нормативных правовых актов.
41. Участие граждан в законотворчестве: понятие, значение, основные формы.
42. Место культуры законотворчества в системе правовой культуры. Роль культуры законотворчества в механизме правового регулирования общественных отношений.
43. Формы выражения общественного мнения о законопроектах.
44. Причины необходимости профессионализации языка закона.
45. Всенародное обсуждение законопроектов.
46. Известные технические методы создания текста нормативного правового акта.
47. Научная обоснованность законопроектов.
48. Нормативно-правовое регулирование лоббирования законопроектов. Зарубежный опыт.
49. Правила оформления ссылок в нормативных правовых актах.
50. Методы лоббирования законопроектов.
51. Концепция законопроекта: понятие, значение, содержание.
52. Понятие и значение информатизационного освещения законодательного процесса.
53. Основные правила внесения изменений в нормативный правовой акт.
54. Проблемы борьбы с криминализацией лоббирования законопроектов.
55. Регулятивная направленность нормативного правового акта.
56. Язык законотворчества и обиходный язык.
57. Логическое единство нормативного правового акта.
58. Понятие культуры законотворчества.
59. Логическая последовательность изложения нормативно-правовых предписаний в нормативном правовом акте.
60. Юридическая терминология.
61. Понятие и основные требования стиля закона.
62. Понятие законодательства и его значение в процессе правового регулирования.
63. Основные требования, предъявляемые к языку закона.
64. Участники законодательного процесса.
65. Понятие, значение и взаимосвязь логики, стиля и языка закона.
66. Декларативные положения нормативных правовых актов: понятие, значение, правила изложения.
67. Закон: понятие, особенности, место в системе законодательства.
68. Нормы-дефиниции нормативных правовых актов.
69. Смысловая система нормативного правового акта.
70. Виды предписаний, применяемые в нормативных правовых актах.
71. Понятие, виды и значение подзаконных нормативных правовых актов.
72. Основные структурные составляющие нормативных правовых актов.
73. Основные способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
74. Субъекты, обеспечивающие информатизационное обеспечение деятельности законодательных органов.
Литература:
Чухвичев Д.В. Законодательная техника: Учеб.пос. – М.: ЮНИТИ, Закон и право, 2006. -240с.
ПРОГРАММА КУРСА «ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА»
по специальности 030501.65 Юриспруденция
• Учебная программа
• Вопросы для подготовки к экзамену
Москва 2009
Чухвичев Д. В.
Программа курса «Законодательная техника». -М. : МГЭИ, 2009.
Одобрено кафедрой теории государства и права. Протокол заседания кафедры от 02 марта 2009 года № 8. Для студентов юридического факультета, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.
№ 1665
© Московский гуманитарно-экономический институт, 2009
ПРЕДИСЛОВИЕ
Законодательная техника относится к числу принципиально новых и в то же время важных учебных дисциплин, преподаваемых на юридическом факультете МГЭИ. Овладение будущими юристами системой знаний о принципах и правилах законотворческого процесса, об основных технических правилах и приемах законотворчества является обязательным условием создания и эффективного совершенствования жизнеспособной системы законодательства. В процессе изучения курса студенты должны получить ясные представления о существующих приемах и средствах техники законодательства.
Цель изучения дисциплины состоит в познании роли законотворчества в процессе правоотношений, в получении представления о правилах формулирования нормативных правовых актов и о формировании целостной системы законодательства, в усвоении знаний о единой целостной системе написания законов и подзаконных актов, а также их систематизации.
К числу основных задач учебного курса относятся:
- формирование, развитие и закрепление у обучаемых нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, других качеств, требующихся юристу для грамотных действий в современных условиях;
- уяснение студентами роли законодательного регулирования общественных отношений в жизни общества и необходимости подведения научной основы под процесс формирования системы законодательства;
- усвоение основных принципов, технических приемов и методов законотворчества;
- овладение достижениями ведущих отечественных и зарубежных юристов в сфере законотворческого процесса и законодательной техники.
Данный учебный курс рассчитан на один семестр. По окончании его изучения студенты сдают экзамен. Усвоение учебной программы по курсу «Законодательная техника» обеспечивается через использование богатого арсенала дидактических средств: лекций, семинарских занятий, тестирования, самостоятельной работы студента.
Последняя предполагает освоение теоретического материала (учебников, научных монографий, статей по юридической тематике, опубликованных в газетах и журналах), изучение правовых документов в ходе подготовки к семинарским занятиям, подготовки научных сообщений, написания курсовой работы. Порядок проведения семинарских, практических и индивидуальных занятий детально разработан в соответствующих кафедральных планах и частных методиках. Предлагаемые планы семинарских занятий содержат перечень основных вопросов по темам, изучаемым в рамках данного учебного курса. Знание литературы и источников по теме не следует строго ограничивать указанными изданиями, поскольку на семинарах могут рассматриваться и быть предметом учебного обсуждения и другие аспекты темы.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью закрепления и углубления полученных знаний, подготовки к предстоящим учебным занятиям, а также изучения дополнительных тем и литературы, выполнения контрольных заданий. Данный вид учебных занятий будет способствовать формированию и развитию у студентов самостоятельности, творчества и культуры научной организации учебной работы.
В результате изучения курса «Законодательная техника» студенты должны уметь:
- творчески применять полученные в ходе изучения данного учебного курса знания для юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего с точки зрения обеспечения соблюдения законодательства, а также основных прав и свобод личности в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;
- осуществлять законотворческое познание, определять необходимость законотворческого вмешательства, моделировать нормативное правовое воздействие на определенные правоотношения;
- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- создавать нормативные правовые акты;
- вносить изменения в нормативные правовые акты;
- обнаруживать несовершенства в действующих нормативных правовых актах и исправлять их;
- определять правовой характер законодательных актов;
- устанавливать необходимость систематизации законодательства и форму такой систематизации;
- проводить инкорпорацию, консолидацию и кодификацию действующего законодательства.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:
- понятие законодательства, особенности его места в системе правового регулирования;
- понятие, виды и формы нормативных правовых актов;
- основные элементы системы законодательства, формы их взаимодействия;
- понятие и основные формы законотворческого процесса;
- основные принципы законотворческой деятельности, правила создания, изменения и отмены нормативных правовых актов;
- этапы и стадии законотворческого процесса;
- основные приемы и способы законотворчества;
- правила, принципы, приемы и способы систематизации действующего законодательства.
После изучения курса «Законодательная техника» студенты юридического факультета должны иметь представление:
- о понятии, месте и роли законодательной техники в системе правового регулирования и в механизме юридической техники;
- о сущности законотворческого процесса, о его целях и значении, о роли в нем отдельных субъектов;
- об основных стадиях законотворческого процесса, об их целях, правилах и этапах;
- об основных видах и формах нормативных правовых актов, о значении этих различий;
- о назначении различных видов и форм нормативных правовых актов, об их роли в законодательном регулировании;
- о логике, стиле и языке закона;
- о структуре и смысловой системе нормативных правовых актов;
- о систематизации законодательства, о его формах и значении в функционировании системы законодательства и всей правовой системы.
По данной дисциплине требования ГОС ВПО (2000 г.) не установлены.
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Законодательная техника как наука, как методология и как учебная дисциплина
Понятие законодательной техники. Предмет и метод законодательной техники как науки. Основные вопросы, изучаемые законодательной техникой. Основные научные институты законодательной техники. Место законодательной техники в системе юридических наук. Роль законодательной техники как науки в функционировании механизма правового регулирования.
Основные научные концепции в области законодательной техники. Зарубежные учения о законодательной технике. Труды зарубежных ученых (Г. Доле, А. Шнитцера, В. Гедемана, Г. Киндермана) о логике, стиле и языке закона. «Теория стиля права». Влияние общеправовых взглядов исследователей на теории о законодательной технике.
Тема законодательной техники в трудах отечественных ученых. Особенности развития законодательной техники в отечественной правовой науке. Разработка темы законодательной техники советскими учеными. Современные учения российских правоведов о законодательной технике. Основные проблемы современной российской законодательной техники.
Законодательная техника как особая методология. Различные подходы к определению понятия законодательной техники. Основные элементы законодательной техники как методологии. Соотношение понятий «законодательная техника» и «юридическая техника». Место и роль законодательной техники как методологии в современной системе правового регулирования.
Законодательная техника как особый правовой институт. Факторы, влияющие на развитие института правовой техники. Место законодательной техники в системе права. Проблемы правового регулирования законотворчества в современной России.
Содержание учебного курса «Законодательная техника»*. Его значение для формирования мировоззрения, политической и правовой культуры профессионального юриста*. Необходимость изучения известных приемов и методов законотворческого процесса. Проблема профессионализма участников законотворческого процесса. Необходимость наличия у них специальных знаний, определенных навыков овладения искусством формирования и формулирования законодательных актов. Последствия пренебрежения изучением законодательной техники.
Методология учебного курса «Законодательная техника»*.
Тема 2. Законодательство
Понятие регулирования общественных отношений. Виды регуляции поведения людей*.
Понятие и соотношение социальных и технических норм*. Система социальных норм современного общества. Классификация социальных норм в современном обществе (по способу установления, характеру обеспечения, форме выражения, способу воздействия)*. Взаимосвязь и взаимодействие норм права и других социальных норм.
Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие, элементы. Нормативные правовые акты: понятие, виды, система. Норма права и статья нормативного правового акта*.
Понятие законодательства. Его место в системе регулирования общественных отношений. Особенности процесса законодательного регулирования общественных отношений. Преимущества нормативных правовых актов как источников права и условия реализации этих преимуществ. Значение законодательного регулирования в жизни общества.
Понятие нормативного правового акта. Место этого источника права в различных правовых системах. Виды нормативных правовых актов.
Понятие и основные признаки законов. Их виды. Регулируемые законами общественные отношения. Формы законов. Соотношение законов с иными источниками права.
Понятие и виды подзаконных актов. Их связь с законами и место в системе законодательного регулирования социальных отношений и процессов. Сходство и различие законов и подзаконных актов. Их неразделимость.
Тема 3. Понятиеи общая характеристика законотворческого процесса
Понятие законотворческого процесса. Его роль в системе правового регулирования общественных отношений. Цели законотворческого процесса. Законотворчество как творческий созидательный процесс. Основные формы законотворческого процесса, их специфика и отличия. Назначение различных форм законотворческого процесса.
Основные стадии законотворческого процесса. Законотворческое познание. Законодательный процесс. Анализ результатов законотворчества. Их основные функции и значение в формировании механизма законодательства и в функционировании механизма правового регулирования.
Участники законотворческого процесса. Непосредственные участники законотворческого процесса. Их виды, роль в формировании системы законодательства. Лица, способствующие их деятельности. Возможность участия в законотворчестве рядовых граждан. Особенности правового статуса отдельных участников законотворческого процесса. Место государственных служащих в законотворческом процессе.
Основные принципы законотворческого процесса. Их значение в достижении целей правового регулирования. Формы реализации этих принципов*.