V. задания на контрольную работу и методические указания по ее выполнению
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебной дисциплиной «Строительные материалы и изделия» предусматривается изучение строительных материалов и изделий, применяемых при строительстве зданий и сооружений.
По данной дисциплине предусматривается выполнение одной домашней контрольной работы, охватывающей все разделы примерной учебной программы.
Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий и лабораторных работ определяется учебным заведением исходя из профиля подготовки выпускника, контингента студентов (работающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующего учебного плана, согласованного с Управлением кадров и учебных заведений Госстроя России.
На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и дают разъяснения по выполнению контрольной работы.
Варианты контрольной работы составлены применительно к действующей примерной программе по дисциплине. Выполнение контрольной работы определяет степень усвоения студентами учебного материала и умение применять полученные знания при решении практических задач.
Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы.
Проведение практических занятий и лабораторных работ предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений по программе учебной дисциплины.
Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:
- ознакомление с примерным тематическим планом и методическими указаниями по темам;
- изучение программного материала по рекомендуемой литературе;
- составление ответов по вопросам самоконтроля, приведенным после каждой темы.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
о строении и свойствах строительных материалов;
знать:
основные свойства и область применения строительных материалов и изделий; правила их приемки и складирования; требования по экономичному расходованию;
уметь:
определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий; производить технически и экономически обоснованный выбор строительных материалов и изделий для конкретных условий использования.
При изучении материала необходимо соблюдать единство терминологии, обозначений, единиц измерения в соответствии с действующими ГОСТами и СНиПами.
II. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ темы | Темы |
Введение | |
Основные свойства строительных материалов | |
Древесные материалы | |
Природные каменные материалы | |
Керамические и стеклянные материалы | |
Металлические материалы и изделия | |
Минеральные вяжущие вещества | |
Строительные растворы | |
Бетоны | |
Железобетоны (сборный и монолитный) | |
Искусственные каменные материалы и изделия на основе | |
минеральных вяжущих веществ | |
Битумные и дегтевые вяжущие вещества и материалы на их | |
основе | |
Полимерные строительные материалы | |
Теплоизоляционные и акустические материалы | |
Лакокрасочные материалы |
III. ЛИТЕРАТУРА
Попов Л.Н. Строительные материалы и детали. — М.: Стройиз-дат, 1986.
Горчаков Г.И., Баженов Ю.М. Строительные материалы. — М.: Стройиздат, 1986.
Домакеев А.Г. Строительные материалы. — М.: Высшая школа, 1989.
Комар А.Г. Строительные материалы и изделия. — М.: Высшая школа, 1983.
Попов Л.Н. Лабораторный контроль строительных материалов и изделий.— М.: Стройиздат, 1986.
Попов Л.Н. Строительные материалы из минеральных отходов промышленности. — М.: РИО ВЗПИ, 1982.
Микульский В.Г. Строительные материалы. — М.: Ассоциация строительных вузов (АСВ), 1996.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Введение
При изучении темы особое внимание следует уделить вопросам классификации строительных материалов по назначению, составу, структуре и методам изготовления; необходимо ознакомиться с понятием о стандартизации строительных материалов.
Вопросы для самоконтроля
1. Значение изучаемой дисциплины в народном хозяйстве России.
2. Взаимосвязь дисциплины «Строительные материалы и изделия» с другими изучаемыми дисциплинами.
3. Классификация строительных материалов.
4. Государственные стандарты на строительные материалы.
Тема 1. Основные свойства строительных материалов
При изучении темы необходимо обратить внимание на общие свойства всех строительных материалов: плотность, пористость, прочность; рассмотреть каждое свойство материала и основные свойства материала в целом.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем различие между истинной и средней плотностью материала? j
2. Что такое морозостойкость и каковы методы ее определения?
3. Каков физический смысл теплопроводности, отчего она зависит и какова ее размерность?
4. Что такое огнестойкость и огнеупорность?
5. Что такое прочность материала и чем она характеризуется?
6. Что такое упругость, пластичность и хрупкость? Приведите примеры упругих, пластичных и хрупких материалов.
7. Что такое твердость и каковы методы ее определения?
Т е м а 2. Древесные материалы
При изучении темы следует обратить внимание на важность сохранения лесных массивов для охраны среды обитания, необходимость экономии в расходовании лесных материалов.
Необходимо уяснить понятия: строения, состава, порока, свойств древесины, их связь со строением и зависимость свойств от влажности и других факторов.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите структурные элементы древесины, видимые невооруженным глазом и под микроскопом.
2. Назовите древесные породы, применяемые в строительстве.
3. Каковы важнейшие физико-механические свойства древесины?
4. Перечислите основные пороки древесины.
5. Назовите способы защиты древесины от гниения и поражения насекомыми.
6. Какие вещества применяются в качестве антипиринов?
7. Какие виды пиломатериалов вы знаете?
8. Перечислите основные изделия, детали и конструкции из древесины, применяемые в современном строительстве.
Т е м а 3. Природные каменные материалы
При изучении темы особое внимание следует обратить на условия образования породы (материала), состав, строение, свойства, область и особенность применения. Уделить внимание методам оценки свойств, обработки и укладки материалов и изделий в различных частях здания и при разных эксплуатационных условиях.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое горная порода?
2. Дайте определение минерала.
3. Приведите классификацию горных пород в зависимости от условий образования.
4. Назовите свойства и область применения следующих (изверженных) горных пород: гранита, лабрадорита, базальта, вулканического туфа.
5. Каковы условия образования и где применяют следующие осадочные горные породы: песок, известняк, мел?
6. Назовите основные метаморфические горные породы, охарактеризуйте их свойства и укажите для каких целей их применяют.
7. Изложите методы добычи и обработки природных материалов.
8. Назовите основные виды природных каменных материалов и изделий, применяемых в строительстве.
9. В чем причина разрушения природных каменных материалов в сооружениях? Какие методы следует применять для их защиты?
Т е м а 4. Керамические и стеклянные материалы
При изучении темы необходимо систематизировать многочисленные виды керамических изделий по общепринятым классификационным признакам — пористости черепка и назначению. Следует рассмотреть вопросы, относящиеся к сырьевым материалам и основам принципов керамической технологии.
Особое внимание следует обратить на стеклокристаллические материалы, которые по свойствам могут заменить во многих конструкциях даже металлы.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляют собой керамические материалы и изделия?
2. Какие материалы применяют в качестве сырья для изготовления керамических материалов?
3. Приведите классификацию керамических материалов и изделий.
4. Кратко изложите общую технологическую схему производства керамических изделий.
5. Какими показателями характеризуется качество керамического кирпича и где в строительстве его применяют?
6. Назовите эффективные стеновые керамические материалы.
7. Перечислите основные керамические изделия для наружной облицовки зданий и сооружений.
8. Какие керамические изделия применяют для внутренней облицовки стен и полов и какие требования предъявляют к их качеству?
9. Перечислите виды санитарно-технической керамики?
10. Что такое керамзит и где его применяют?
11. Какие существуют керамические огнеупорные материалы, каковы их свойства и для каких целей их применяют?
12. Из каких сырьевых материалов изготавливают стекло?
13. Каковы основные технические свойства стекла?
14. Что представляет собой листовое стекло и какие его разновидности применяют в строительстве?
15. Перечислите изделия, изготавливаемые из стекла. Укажите, где их применяют.
16. Что такое ситаллы и шлакоситаллы, каковы их свойства?
Т е м а 5. Металлические материалы и изделия
При изучении темы необходимо знать основы производства металлов и их свойства, показать связь структуры металлов со свойствами, обосновать теоретически и показать практическую ценность обработки металлов; особое внимание уделить наиболее прогрессивным методам обработки металлов давлением (прокатка, волочение, ковка, штамповка, литье).
Вопросы для самоконтроля
1. Изложите классификацию металлов.
2. В чем заключается доменный процесс получения чугуна?
3. Назовите способы производства стали.
4. Какие виды строительных изделий изготавливают из чугуна методом литья?
5. Какие марки сталей вы знаете и по каким признакам их разделяют?
6. Дайте определение углеродистой стали, назовите ее свойства и область применения в строительстве.
7. Какие профили сталей изготавливают прокаткой, где в строительстве их применяют?
8. Какие виды арматурной стали используют для железобетона?
9. Перечислите виды коррозии металлов. Какие меры защиты стали от коррозии чаще всего используют в строительстве?
10. Перечислите и кратко охарактеризуйте специальные виды тяжелых бетонов?
11. Какие пористые заполнители применяют для приготовления легкого бетона?
12. Охарактеризуйте основные свойства и укажите область применения легких бетонов на пористых заполнителях.
13. Каковы свойства и назначение газобетона?
Т е м а 9. Железобетоны (сборный и монолитный)
При изучении темы особое внимание следует обратить на различие свойств бетонных и железобетонных конструкций, а также рассмотреть предварительно напряженные железобетонные конструкции.
Вопросы для самоконтроля
1. Вчем преимущество сборных железобетонных изделий по сравнению с монолитными?
2. Перечислите основные виды сборных железобетонных изделий, применяемых для жилищного и промышленного строительства.
3. Назовите основные технологические процессы изготовления железобетонных изделий.
4. Как армируют сборные железобетонные изделия?
5. Кратко изложите процесс формирования железобетонных изделий.
6. Каковы особенности складывания различных сборных железобетонных изделий?
Тема 10. Искусственные каменные материалы и изделия на основе минеральных вяжущих веществ
При изучении темы необходимо сравнить силикатные изделия с керамическими и железобетонными, указать на отрицательные свойства, вытекающие из строения и состава; обратить внимание на технологию и короткие сроки изготавливания изделий на основе гипса, подчеркнуть положительные и отрицательные свойства этих изделий; осмыслить применение асбестоцементных изделий с точки зрения экономики и опасности их для здоровья человека.
Вопросы для самоконтроля
1. Из каких материалов изготавливают силикатный кирпич, каковы его свойства и область применения?
2. Изложите технологию производства гипсобетонных панелей. Для каких целей их используют?
3. Что представляют собой гипсовые облицовочные листы?
4. Из каких исходных материалов изготавливают асбестоцементные изделия и каковы их свойства?
5. Назовите основные виды асбестоцементных изделий и укажите, где их применяют.
6. Где в строительстве применяют фибролит?
Т е м а 11. Битумные и дегтевые вяжущие вещества и материалы на их основе
При изучении темы следует уделить внимание получению битума и дегтя; провести связь состава вещества и материала: битумных и дегтевых вяжущих; особое внимание обратить на вязкость, пластичность, теплостойкость.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое битум, каковы его свойства и область применения?
2. Как получают и где применяют асфальтовые растворы и бетоны?
3. Что представляет собой рубероид, каковы его марки и для каких целей в строительстве его используют?
4. Что такое толь и где его применяют?
5. Какие бывают виды кровельных мастик?
6. Охарактеризуйте следующие материалы: рулонный гидроизол, металлоизол, стеклоизол. Укажите область их использования.
7. Для каких целей предназначены герметизирующие материалы? Какие их разновидности вы знаете?
Т е м а 12. Полимерные строительные материалы
При изучении темы необходимо обратить внимание на взаимосвязь состава строения материала с его свойствами и рациональной
областью применения; особое внимание заострить на преимуществах пластмасс перед традиционными материалами с точки зрения производительности труда и индустриализации строительства.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляют собой пластмассы?
2. Перечислите основные компоненты, входящие в состав пластмасс. Укажите их название.
3. Охарактеризуйте основные свойства пластмасс.
4. Назовите полимерные рулонные материалы, применяемые для покрытия полов.
5. Что такое стеклоплитки, каковы их свойства и для каких целей в строительстве их применяют?
6. Какими полимерными материалами облицовывают стены?
7. Какие погонажные изделия из полимеров используют в строительстве?
8. Назовите санитарно-технические изделия из пластических масс.
9. Какие виды мастик и клеев на основе синтетических смол применяют для крепления отделочных материалов?
Т е м а 13. Теплоизоляционные и акустические материалы
При изучении темы следует обратить внимание на техническую и экономическую целесообразность использования теплоизоляционных материалов в виде изделий; необходимо рассмотреть разницу между теплоизоляционными и акустическими материалами, особенности применения этих материалов в различных эксплуатационных условиях.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие материалы называют теплоизоляционными?
2. Назовите органические теплоизоляционные материалы и укажите область их применения.
3. Что такое фибролит, как его изготавливают и где используют?
4. Какие теплоизоляционные материалы получают на основе пластических масс, каковы их свойства и область применения?
5. Что такое минеральная вата, как ее получают и для каких целей используют в строительстве?
6. Назовите изделия из минеральной и стеклянной ваты, охарактеризуйте их свойства и укажите область применения.
7. Что такое пеностекло и каковы его свойства?
8. Что представляет собой вспученный перлит и для каких целей его применяют в строительстве?
9. Назовите теплоизоляционные материалы на основе асбеста, расскажите об их свойствах и области применения.
Т е м а 14. Лакокрасочные материалы
При изучении темы следует уяснить влияние на свойства покрытий каждого из компонентов, входящих в состав лакокрасочных материалов, процессы образования пленки на различных связующих, вид связующего как основу деления красок; особое внимание обратить на перспективность применения красок на основе полимерных связующих.
Вопросы для самоконтроля
1. Что представляют собой лакокрасочные составы и для каких целей их применяют?
2. Что такое пигменты и каковы их свойства?
3. Какие виды связующих веществ используют в лакокрасочных составах?
4. Дайте характеристику масляным краскам. Где их применяют?
5. Что такое эмали? Назовите область их применения.
6. Охарактеризуйте полимерцементные краски и укажите их использование.
7. Перечислите виды обоев, применяемых в строительстве.
V. ЗАДАНИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЮ
Контрольная работа состоит из 10 вариантов. Каждый вариант содержит две задачи и пять вопросов.
Номер варианта определяется последней цифрой учебного шифра студента.
При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие требования:
— в контрольную работу записывать контрольные вопросы и условия задач, после вопроса должен следовать ответ на него, содержание ответов должно быть четким и кратким;
— вычислениям должны предшествовать исходные формулы;
— для всех исходных и вычисленных величин должны указываться размерности;
— приводятся необходимые эскизы, схемы.
Пример типовой задачи по выбору состава тяжелого бетона для всех вариантов задания дается в справочнике Л.Н. Попова «Лабораторный контроль строительных материалов и изделий» на стр. 190— 193. Решение второй задачи контрольной работы для всех вариантов основано на соответствующей условию задачи теме в вышеуказанном справочнике, где имеются необходимые для расчета формулы и уравнения химических реакций.
На каждой странице оставляется поле шириной 3—4 см для замечаний проверяющего работу. За ответом на последний вопрос приводится список используемой литературы, указывается методическое пособие, по которому выполнялась работа, ставится подпись исполнителя и оставляется место для рецензии.
На обложке тетради указывается учебный шифр, наименование дисциплины, курс, отделение, индекс учебной группы; фамилия, имя и отчество исполнителя, точный почтовый адрес.
В установленные учебным графиком сроки студент направляет выполненную работу для проверки в учебное заведение.
После получения прорецензированной работы студенту необходимо исправить отмеченные ошибки, выполнить все указания преподавателя, повторить недостаточно усвоенный материал.
Незачтенные контрольные работы подлежат повторному выполнению.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант 1
Вопросы
1. Каково значение увеличения производства строительных материалов в капитальном строительстве?
2. Что представляют собой ситаллы и шлакоситаллы? Каковы их свойства и где их целесообразно применять?
3. Какие добавки применяют при производстве пуццоланового портландцемента? Каковы свойства этого цемента и где его применяют?
4. Что представляют собой фибролитовые плиты, каковы их свойства и для каких целей их применяют?
5. Что такое стеклопластики, каковы их свойства и область применения?
Задачи
1. Масса образца камня в сухом состоянии — 100 г. При насыщении его водой масса камня увеличилась до 118 г. Определить среднюю плотность, массовое водопоглощение и пористость камня, если его объемное водопоглощение и пористость камня равна 2,5 г/см3.
2. Рассчитать состав бетонной смеси по массе и расход материалов на замес бетоносмесителя вместимостью 1200 л. При следующих данных: бетон класса В15 (марка 200), подвижность бетонной смеси 8 см, активность шлакопортландцемента — 420 кгс/см2, наибольшая крупность гравия — 40 мм. Характеристика исходных данных приведена в приложении.
Вариант 2
Вопросы
1. Перечислите основные свойства гранита, мрамора, известняка и вулканического туфа, указав, для каких целей в строительстве применяют эти материалы.
2. Опишите способы, обеспечивающие механическое упрочнение арматурной стали.
3. Каковы свойства воздушной извести и где в строительстве она применяется?
4. Перечислите виды строительных растворов, опишите методы определения качества и применяемые приборы.
5. Каково значение пигментов, связующих и растворителей в красочных растворах?
Задачи
1. Рассчитать расход глины (по массе и объему), необходимый для изготовления 30 000 шт. кирпичей, при следующих данных: средняя плотность кирпича — 1760 кг/м3, средняя плотность сырой глины в карьере — 1640 кг/м3, ее влажность — 15 %; при обжиге сырца в печи потеря при прокаливании составляет 8 % от массы сухой глины.
2. Рассчитать производственный состав бетонной смеси по массе и вычислить расход материалов на замес бетоносмесителя с вместимостью барабана 1200 л при следующих данных: бетон класса ВЗО (марка 400), подвижность бетонной смеси — 4 см, активность портландцемента — 560 кгс/см2, песок речной, наибольшая крупность гранитного щебня — 20 мм. Характеристика исходных материалов приведена в приложении.
Вариант 3
Вопросы
1. В чем заключается экономическая эффективность применения в строительстве местных строительных материалов?
2. Назовите изделия из стекла и укажите область их применения в строительстве, выполните их рисунки.
3. Перечислите виды легких бетонов на пористых заполнителях, опишите их свойства и область применения.
4. Перечислите основные асбестоцементные изделия, укажите область применения и выполните их рисунки.
5. Опишите свойства и область применения изделий из минеральной ваты, выполните их рисунки.
Задачи
1. Определить количество полуводного гипса, полученного после термической обработки в варочном котле 15 т гипсового камня. Относительная атомная масса кальция (Са) — 40, серы (S) — 32, кислорода (О) — 16 и водорода (Н) — 1.
2. Рассчитать производственный состав бетонной смеси по массе и объему, вычислить коэффициент выхода бетонной смеси при следующих данных: бетон класса В25 (марка 300), подвижность бетонной смеси — 2 см, активность портландцемента — 480 кгс/см2, песок речной, наибольшая крупность заполнителя (гранитный щебень) — 40 мм. Характеристика исходных материалов приведена в приложении.
Вариант 4
Вопросы
1. Что такое прочность материала? Как ее определяют? Приведите значение предела прочности при сжатии для известняков, гранита, бетона, кирпича и стали. Какие разновидности облицовочной керамики применяют в строительстве и каковы требования к качеству?
2. Что представляет собой глиноземистый цемент, каковы его свойства и область применения?
3. Что такое гидроизол, изол, из чего они изготавливаются, каковы их свойства и область применения?
4. Перечислите и охарактеризуйте полимерные материалы, применяемые в отделке внутренних стен зданий.
Задачи
1. Определить количество сухой извести-пушонки, полученной при гашении Ют негашеной извести, имеющей активность (содержание СаО — 85 %). В расчете необходимо принять относительную атомную массу кальция (Са) — 40, кислорода (О) — 16 и водорода (Н) — 1.
2. Рассчитать расход материалов (цемента и заполнителей), нужных для бетонирования массивных фундаментов общим объемом 200 м3. Бетон класса В10 (марка 150). Для приготовления бетонной смеси использованы: шлакопортландцемент активностью 340 кгс/см2, песок речной, известняковый щебень наибольшей крупностью 40 мм. Характеристика исходных материалов приведена в приложении.
Вариант 5
Вопросы
1. Что такое морозостойкость и каковы методы ее определения? Какие требования по морозостойкости предъявляют к керамическим стеновым и облицовочным материалам?
2. Что представляют собой пустотелые стеклянные блоки? Укажите область применения.
3. Что представляет собой строительный гипс и где его целесообразно применять?
4. Кратко опишите методы испытания бетона в конструкциях без их разрушения.
5. Охарактеризуйте акустические изделия «акмигран» и «акминит».
Задачи
1. Определить количество негашеной комовой извести, полученной при полном обжиге 100 т чистого известняка. Относительная атомная масса кальция (Са) — 40, кислорода (О) — 16, углерода (С) — 12.
2. Рассчитать расход материалов (цемента и заполнителей), нужных для бетонирования плит, балок и колонн среднего сечения общим объемом 1000 м3. Бетон класса В25 (марка 300). Для приготовления бетонной смеси использованы: портландцемент активностью 480 кгс/см2, песок речной, гранитный щебень наибольшей крупностью 20 мм. Характеристика исходных материалов приведена в приложении.
Вариант 6
Вопросы
1. Что такое морозостойкость и каковы методы ее определения? Какие требования по морозостойкости предъявляют к керамическим стеновым и облицовочным материалам?
2. Что представляют собой пустотелые стеклянные блоки? Укажите область применения.
3. Что представляет собой строительный гипс и где его целесообразно применять?
4. Кратко опишите методы испытания бетона в конструкциях без их разрушения.
5. Охарактеризуйте акустические изделия «акмигран» и «акми-нит».
Задачи
1. Определить коэффициент размягчения плотного известняка, если прочность его образца-куба в сухом состоянии — 120 МПа, а в насыщенном водой состоянии — 105 МПа. Сделать вывод о водостойкости данного материала.
2. Рассчитать производственный состав бетонной смеси по массе и вычислить расход материалов на замес бетоносмесителя с вместимостью барабана 425 л при следующих данных: бетон класса В10 (марка 150). Подвижность бетонной смеси — 4 см, активность шла-копортландцемента — 340 кгс/см2, песок речной, наибольшая крупность заполнителя (известняковый щебень) — 40 мм. Характеристика исходных материалов приведена в приложении.
Вариант 7
Вопросы
1. Перечислите разновидности паркета и выполните рисунки отдельных его видов, указав размер.
2. По каким признакам классифицируется стальная арматура для железобетона? Представьте рисунки и укажите марки стержневой арматуры.
3. Из каких материалов изготавливают силикатный кирпич, каковы его свойства и где его применяют?
4. Охарактеризовать следующие рулонные гидроизоляционные материалы: рубероид, пергамин, изол.
5. Какова роль связующих в красочных составах?
Задачи
1. Определить пористость горной породы, если известно, что ее водопоглощение по объему в 1,7 раза больше водопоглощения по массе, а истинная плотность твердого вещества равна 2,6 г/см3.
2. Рассчитать расход материалов (цемента и заполнителей), нужных для бетонирования массивных фундаментов общим объемом 300 м3. Бетон класса В15 (марка 200). Для приготовления бетонной смеси использованы: шлакопортландцемент активностью 360 кгс/см2, песок речной, известняковый щебень наибольшей крупностью 40 мм. Характеристика исходных материалов приведена в приложении.
Вариант 8
Вопросы
1. Изложить сущность работ по флюатированию камня крем-нийорганическими соединениями.
2. Перечислите и кратко охарактеризуйте изделия, изготовленные способом литья и широко применяемые в строительстве. Приведите рисунки некоторых изделий из чугуна.
3. Чем объясняется коррозия затвердевшего цементного камня в минерализованных водах?
4. Перечислите, кратко охарактеризуйте и укажите область применения герметизирующих материалов.
5. Укажите роль пигментов в красочных составах.
Задачи
1. Определить по объему и по массе количество известкового теста влажностью 50 %, полученного из 80 т извести-кипелки, имеющей активность 85 %. Средняя плотность теста — 1400 кг/м3. В расчете необходимо принять относительную массу кальция (Са) — 40, кислорода (О) — 16 и водорода (Н) — 1.
2. Рассчитать производственный состав бетонной смеси по массе и объему при следующих данных: бетон класса В25 (марка 300), подвижность бетонной смеси — 3 см, активность портландцемента — 460 кгс/см2, наибольшая крупность гранитного щебня — 20 мм. Характеристика исходных материалов приведена в приложении.
Вариант 9
Вопросы
1. Что такое теплопроводность материалов? Каково ее значение при выборе материалов для ограждающих конструкций зданий?
2. Что представляет собой стеклопрофилит и где его применяют? Представьте его рисунки.
3. Каковы свойства воздушной извести и где в строительстве она применяется?
4. Перечислите основные асбестоцементные изделия и укажите область их применения. Выполните рисунки изделий.
5. Что такое минеральная вата, как ее получают, каковы ее свойства и какие изделия из нее изготавливают?
Задачи
1. Масса сухого образца ракушечника равна 580 г. После насыщения его водой масса увеличивается до 720 г. Найти пористость, массовое и объемное водопоглощение ракушечника, если истинная плотность — 2,4 г/см3, а объем образца — 460 см3.
2. Рассчитать расход материалов (цемента и заполнителей), нужных для бетонирования массивньк фундаментов общим объемом 500 м3. Бетон класса В15 (марка 200). Для приготовления смеси использованы: шлакопортландцемент активностью 380 кгс/см2, песок речной, гравий наибольшей крупностью 40 мм. Характеристика исходных материалов приведена в приложении.
Вариант 10
Вопросы
1. Какие изверженные горные породы применяют в строительстве и каковы их основные свойства?
2. Опишите способы защиты древесины от гниения и возгорания.
3. Каковы свойства воздушной извести и где в строительстве она применяется?
4. Что представляет собой асфальтобетон; каковы его свойства и область применения?
5. Перечислите теплоизоляционные и звукоизоляционные материалы на основе полимеров и укажите их свойства.
Задачи
1. Определить расход глины по массе и объему, необходимый для изготовления 4000 шт. керамического кирпича при следующих данных: средняя плотность кирпича — 1750 кг/м3, средняя плотность сырой глины — 1650 кг/м3, влажность глины — 12 %. При обжиге сырца в печи потеря при прокаливании составляет 8 % от массы сухой глины.
2. Рассчитать производственный состав бетонной смеси по массе и вычислить расход материалов на замес бетоносмесителя с вместимостью барабана 1200 л при следующих данных: бетон класса В25 (марка 300), подвижность бетонной смеси — 4 см, активность портландцемента — 520 кгс/см2, песок речной, наибольшая крупность гранитного щебня — 40 мм. Характеристика исходных материалов приведена в приложении.
ПРИЛОЖЕНИЕ