Система гидроизоляции тоннелей открытого типа с ПВХ мембраной

1. Система гидроизоляции тоннелей открытого типа с ПВХ мембраной - student2.ru Внутренняя армированная конструкция

2. Крепежный элемент – ПВХ рондель ТЕХНОНИКОЛЬ

3. Разделительный слой – геотекстиль

4. Полимерная мембрана LOGIСROOF-T-SL

5. Разделительный слой – геотекстиль

6. Защитный и дренажный слой – PLANTER Geo

7. Дренажная труба

8. Гравийная засыпка

9. Грунт

Рис.19

Система гидроизоляции тоннелей открытого типа с ПВХ мембраной - student2.ru

Рис.20. Гидроизоляция

Вентиляция тоннелей.

При отсутствии в тоннеле движения воздуха его качество ухудшается за счет повышения влажности и поступле­ния из окружающих грунтов газов, про­никающих через обделку. Во время экс­плуатации тоннеля происходит загряз­нение воздуха продуктами сгорания топлива. Одновременно в тоннеле повыша­ется температура. Кроме того, в длин­ных глубоко заложенных тоннелях сле­дует учитывать повышенную темпера­туру окружающего грунтового масси­ва.

Для обеспечения нормальных усло­вий труда обслуживающего персонала, поездных и ремонтных бригад необхо­дима постоянная подача свежего на­ружного воздуха, уменьшающая влаж­ность в тоннеле, снижающая концент­рацию вредных примесей до допустимых пределов и поддерживающая температуру воздуха на уровне, определяемом санитарно-техническими требованиями.

Количество воздуха, которое необхо­димо подавать в тоннель (воздухооб­мен), определяют расчетом из условия разбавления до предельно допустимой концентрации (ПДК) окиси углерода, выделяющейся с выхлопными газами дизельных и карбюраторных двигате­лей, или из условия удаления тепловыде­лений.

Время нахождения транспортных средств в тоннеле определяют в зависи­мости от расчетной скорости их движе­ния по тоннелю.

Объем воздуха из условия удаления тепловыделений должен учитывать сред­несуточную интенсивность движения транспортных средств, а также накопле­ние и отдачу тепла грунтами, окружаю­щими тоннель (или уход тепла в более холодный грунт), и обеспечивать темпе­ратуру воздуха, удаляемого из тонне­ля, не выше 35 °С.

Искусственная вентиляция может быть осуществлена различными спосо­бами. В зависимости от направления движения воздуха, подаваемого в тон­нель, различают продольную, попереч­ную и полупоперечную системы венти­ляции.

5.1. Продольная вентиляция.

При про­дольной вентиляции воздуховодом слу­жит тоннель, вдоль которого перемеща­ется воздух. Эффективность продольной вентиля­ции в значительной степени зависит от направления и силы естественной тяги, а также от поршневого эффекта подвиж­ного состава. Для приспособления к этим факторам обычно применяют вен­тиляционные установки реверсивного типа, позволяющие изменять направле­ние подачи воздуха в соответствии с кон­кретной обстановкой в тоннеле.

Для усиления эффективности искус­ственной вентиляции наиболее целесооб­разна подача воздуха в тоннель в на­правлении движения подвижного соста­ва с использованием его поршневого эффекта. Однако в однопутных желез­нодорожных тоннелях с тепловозной тя­гой рекомендуется подавать воздух на­встречу поезду, в особенности при его движении на крутой подъем. При этом воздух с продуктами сгорания топлива удаляется от локомотива, и улучшаются условия работы локомотивной бригады.

По СНиП-11-44-78 скорость воздуш­ного потока в тоннеле не должна пре­вышать 6 м/с; это значение и ограничи­вает возможный объем проветривания.

Продольная вентиляция может быть осуществлена по одной из следующих схем.

1. Схема с вентиляционными шахтами. Сооружение специальных вентиляцион­ных шахт на трассе тоннеля, располо­женного на большой глубине, связано со значительными капиталовложениями. Поэтому для вентиляции используют стволы строительных шахт, заложенных с целью открытия дополнительных за­боев и ускорения строительства. При вы­боре расположения стволов учитывают удобства их последующего использова­ния как вентиляционных. Так, при на­личии одной шахты целесообразно рас­полагать ее на переломе продольного профиля тоннеля, где возможно скопле­ние вредных газов.

Глубокие шахтные стволы значитель­но увеличивают силу естественной тя­ги. Их оборудуют реверсивными вен­тиляционными установками, подающи­ми воздух в направлении, совпадающем с направлением естественной тяги, что способствует уменьшению эксплуатацион­ных расходов на вентиляцию.

При наличии нескольких стволов (рис. 3.) следует чередовать стволы с притоком и вытяжкой воздуха, распола­гая их таким образом, чтобы примыкаю­щие к шахте участки тоннеля имели по возможности одинаковые сопротивле­ния.

При выборе количества и диаметра шахтных стволов исходят из скоростей воздуха, не превышающих в тоннеле 6 м/с, в стволе 12 м/с. Кроме того, диа­метр ствола шахты, используемой в ка­честве строительной, должен быть дос­таточен для размещения устройств двух- клетьевого подъема (т. е. не менее 5 м). Вентилятор обозначают символом ͚ , стрелка указывает направление движе­ния воздуха.

Движение по тоннелю, вызывающее поршневой эффект, а также естественная тяга в значительной степени могут влиять на надежность шахтной вентиля­ции. На участках, где направление действия этих факторов совпадает с на­правлением воздушного потока, вен­тиляция усиливается, тогда как на дру­гих участках возможно значительное ослабление и даже изменение направле­ния воздушного потока.

При длинных тоннелях через ствол, ближайший к входному порталу шахты, нагнетают воздух до тех пор, пока поезд не пройдет ствол, а затем через него ве­дут вытяжку.

2. Схема с портальной установкой и закрытием выхода из тоннеля. Уст­ройство вентиляционных шахт дорого и не всегда технически выполнимо (на­пример. для глубоко расположенных тоннелей). В этих случаях применяют вентиляционные установки, размещае­мые у порталов .

При открытом портале воздух, нагне­таемый через вентиляционный канал, расположенный под углом к оси тонне­ля, выходит наружу, а при работе вен­тиляторов на вытяжку в основном про­исходит засасывание свежего воздуха через портал, в то время как в тоннеле воздух движется недостаточно интен­сивно. Поэтому входы в тоннель снаб­жают занавесами, состоящими из вер­тикальных стальных рам. на которые натянут брезент. Рамы уравновешены и перемещаются по роликам в направля­ющих.

Система гидроизоляции тоннелей открытого типа с ПВХ мембраной - student2.ru

Рис.21. Схема продольной вентиляции с портальном установкой и закрытием выхода из тоннеля.

3. Схема с портальной установкой и открытыми входами (система Саккардо). При интенсивном движении, требующем постоянно открытых входов, у порталов устраивают вентиляционные установки, вдувающие воздух в тоннель с большой скоростью через охватывающую сече­ние тоннеля узкую щель, расположен­ную под острым углом к его оси. При этом воздух в тоннеле приводится в движение за счет скоростного напора и одновременно через ближайший портал подсасывается свежий воздух.

Наши рекомендации