Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных

ОДЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИЕКТУРЫ

Кафедра проектирования, строительства и эксплуатации

Автомобильных дорог

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По дисциплине

ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДОВ И ТРАНСПОРТ

На тему

«Разработка генерального плана настройки жилого квартала»

К практическим занятиям и курсовой работе

Часть I

Для студентов направления 0921 «Строительство»

Форма обучения дневная и заочная

ОДЕССА – 2011

УДК 711+711.533

«УТВЕРЖДЕНО»

Ученым сонетом ФГТС

протокол № 7 от 3 марта 2011 року

СОСТАВИТЕЛИ: проф. Мишутин А.В.

доцент Поливанов А.А.

доцент Черная Л. В.

ассистент Дудник Л.В.

к.т.н. ассистент Гапоненко Е. А.

РЕЦЕНЗЕНТЫ: к.т.н., доцент Буренин А.И., доцент кафедры Архитектурных конструкций Греков А.С., заведующий отделом Глав УАГ.

Методические указания для индивидуальной и самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения предназначены для проведения практических занятий и разработки курсовой работы по дисциплине «Планирование городов и транспорт»

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК: зав.кафедрой проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог проф. Мишутин А.В.

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ.....................................................................................................5

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ...............................6

Тема 1. Разработка ситуационного плана.

Функциональное зонирование городских территорий.....................................6

Тема 2. Проектирование улиц, дорог, проездов и

внутриквартальных площадок ........................................................................9

Тема 3. Разработка генерального плана

гражданского здания с учетом нормативных требований............................12

Тема 4. Построение рельефа в горизонталях по

заданному уклону..........................................................................................15

Тема 5. Горизонтальная и вертикальная привязка здания на

конкретной геоподосновы...............................................................................21

Тема 6. Вертикальное планирование участка

Оформление схемы организации рельефа.................................................... 24

Тема 7. Построение поперечного профиля улицы по одинаковым

отметкам поверхности земли............................................................................27

Тема 8. Разработка вертикальной планировки участка методом

проектных горизонталей......................................................................................... 31

Тема 9. Обеспечение условий безопасности движения транспорта и

пешеходов при пересечении перекрестка улиц.

Построение треугольника видимости...............................................................38

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................43

Приложение А Категории территорий за их пригодностью для

разнообразных видов строительства .............................................................44

Табл. А.1. Характеристика естественных условий территории по

пригодности для жилищного строительства ................................................. 44

Табл. А.2 Характеристика естественных условий территории по

пригодности для промышленного строительства...........................................46

Табл. А.3. Характеристика естественных условий территорий

по пригодности для размещения коммунально складских зон..........................49

Табл. А.4.Характеристика естественных условий территории

по пригодности для размещения садов и парков...........................................51

Рис. А.5 Украина. Градостроительное районирование на основании

природно географических и инженерно-строительных условий..................53

Рис. А.6 - Украина. Климатические зоны.....................................................54

Приложение Б................................................................................................55

Табл. Б.1 Условные графические изображения территорий которые проектируются и их пределов……………………………………………………..55

Табл. Б.2 - Условны графические изображения на чертежах

Генплана и транспорта....................................................................................56

Табл. Б.З - Расстояния до подземных инженерных сетей................................59

Табл. Б.4 - Размещение гаражей и открытых автостоянок

индивидуального автотранспорта....................................................................61

Рис. Б.5 - Перекладка подземных инженерных сетей

при реконструкции квартала. Пример...........................................................62

Приложение В.................................................................................................63

Табл. В. 1 - Категории улиц и дорог..........................................................63

Табл. В.2 - Допустимые уклоны и радиусы вертикальных

кривых при проектировании проектных линий продольного

профиля улиц ...........................................................................................65

Приложение Г...........................................................................................66

Черт. Г. 1 - Реконструкция исторической части города.

Привязка здания торгового центра на топогеоподоснове.................................66

Рис. Г.2 - Реконструкция квартала. Привязка жилого

здания на сложном рельефе........................................................................67

Приложение Д..........................................................................................68

Элементарные задачи вертикальной планировки……………………….............68

Дополнение Е............................................................................................72

Черт. Е. 1 - Пример графического оформления

чертежа организации рельефа......................................................................72

Приложение Ж.........................................................................................73

Черт. Ж. 1 - Реконструкция квартала. Пример вертикальной

планировки участка жилого здания...........................................................73

Приложение И.........................................................................................74

Табл. И. 1 -Технико-экономические показатели генплана

гражданского здания.................................................................................74

Приложение К...........................................................................................75

Черт. К. 1- Пример оформления основной надписи (штампа)...................75

Рис. К. 2 -Пример оформления индивидуального задания (КР)...................76

Литература............................................................................................................77

ВСТУПЛЕНИЕ

Данные «Методические указания...» составлены на основе учебной Программы нормативной дисциплины «Планирование городов и транспорт» и являют собой основную методическую помощь для студентов при выполнении курсовой работы «Разработка генерального плана застройки жилого квартала».

Информационные блоки (разделы) «Методических указаний...» расположены в определенной логической последовательности, содержат в себе объяснение и примеры выполнения одной или несколько проектных процедур. Справочные материалы для работы выбраны из действующих нормативных источников и в виде отдельных дополнений размещены в конце методических указаний, после текстовой части.

Эффективность выполнения отдельных разделов курсовой работы с помощью «Методических указаний...» должна обеспечиваться целенаправленной самостоятельной работой студентов при организационной и методической поддержке преподавателей – руководителей проекта.

Пример выполнения курсовой работы приведен в Приложении «К1».

СОСТАВ ЗАДАНИЯ

Курсовая работа разрабатывается на листе формата А1 (594х841 мм). Состав чертежей, схема размещения их на листе и порядок разработки, следующие:

1. Ситуационный план, М 1:2000 (1:5000)

2. Роза ветров

3. Генеральный план, М 1:1000

4. Поперечный профиль, М 1:100 (1:200)

5. Продольный профиль, М 1:1000

6. Условные обозначения ситуационного плана

7. Условные обозначения генерального плана

8. Фрагмент - Построение проектных горизонталей на участке улицы с двойным уклоном, М 1:500

9. Фрагмент - Вынесение отметки угла квартала на пересечении красных линий, М, 1:1000

10. Фрагмент - Построение треугольника видимости, М, 1:1000

11. Фрагмент - Остановка городского транспорта М 1:500 (по варианту)

12. Таблица - Экспликация зданий и сооружений

13. Таблица - Технико - экономические показатели генерального плана.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РОБОТА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

Тема 1

Разработка ситуационного плана. Функциональное зонирование городских территорий.

Государственные строительные нормы Украины ДБН 360-92** «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений» распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений Украины.

Территория города по функциональному назначению и характеру использования подразделяется на:

- селитебную;

- производственную (в том числе внешнего транспорта);

- ландшафтно рекреационную.

Для определения местоположения участка генерального плана разрабатывают ситуационный план и строят розу ветров для данного поселения.

Ситуационный план выполняют в масштабе М 1:2000, 1:5000 (или 1:10000), на нем отображают размещение (существующее или проектное) территорий, их основные структурные элементы, территории соответственно с условными обозначениями (табл. Б1 Приложение Б).

Например, для селитебной территории: общегородской центр, ядро центра города, жилая застройка, озеленение территории общего пользования, селитебный район, жилой район, жилой квартал;

-для производственной территории: - промышленная зона, научно-производственная, коммунально-складская, зона внешнего транспорта и т.п.;

-для ландшафтно рекреационной территории: озелененная территория города (может быть общего, ограниченного пользования, специального назначения), курортная зона.

Размещение объектов, которые проектируются, необходимо выполнять соответственно с требованиями охраны окружающей среды. Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допустимо:

- на землях заповедников, заказников, водоохранных зон, и т.п.;

- на землях зеленых зон городов (кроме объектов, предназначенных для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства);

- в первых зонах санитарной охраны источников водоснабжения, курортов гидрометеорологических станций (кроме объектов, указанных в /1/);

- на земельных участках загрязненных органическими и радиоактивными отходами, в опасных зонах отвалов угольных шахт.

Санитарно-защитные разрывы между селитебной и ландшафтно - рекреационной зонами должны быть не менее 500 м, а при условиях реконструкции - не менее 100 метров.

Промышленные и сельскохозяйственные объекты, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, нужно располагать с подветренной стороны по отношению к селитебным территориям. В районах с выраженным ветровым режимом нужно учитывать повторяемость и скорость ветра.

Ветровую нагрузку на данной местности оценивают с помощью розы ветров (рис. 1). Данные для выполнения розы ветров принимаются по Дополнению 4 Строительная климатология и геофизика СНиП 2.01.01-82 «Направление и скорость ветра»

На ситуационном плане помечают участок генерального плана (см. рис. 2).

 
  Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных - student2.ru

Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных - student2.ru

Рис. 1. Роза ветров.

Рис. 2. Ситуационный план

Тема 2

Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных

Площадок

Сеть улиц и дорог в городе должна обеспечивать быстрые и безопасные транспортные развязки всех функциональных зон города.

В зависимости от транспортного назначения улицы и дороги распределяют на категории (табл. В1, дополнение В).

Городские улицы и дороги выделяют из территории застройки. Границы, которые отделяют территорию улиц и дорог от территории застройки, называются красными линиями.

Ширину улиц и дорог следует определять с учетом их категорий и в зависимости от расчетной интенсивности движения транспорта и пешеходов, типа застройки, рельефа местности, требований охраны окружающей естественной среды, размещения подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, и в пределах красных линий принимать, м:

магистральные дороги 50-90 м

магистральные улицы:

общегородского значения 50-80 м

районного значения 40-50 м

улицы местного значения (жилищные) 15-35 м

поселковые и сельские улицы (дороги) 15-25 м

Основные элементы улиц:

-проезжая часть;

-тротуары;

-полосы зеленых насаждений.

Проезжая часть улицы должна обеспечивать возможность движения транспорта в двух направлениях и должна иметь не менее двух полос движения (внутреквартальные проезды могут быть однополосные), см. табл. В1 приложение В.

Тротуары, предназначены для пешеходов, размещают, как правило, с обеих сторон проезжей части, ширина их принимается кратной 0,75 м (ширина движения для одного пешехода) в зависимости от интенсивности пешеходного движения.

Полосы зеленых насаждений на улицах отделяют тротуары от проезжей части, а так же разделяют полосы проезжей части разных направлений.

Расстояние от края основной проезжей части магистральных улиц и дорог к линии регуляции жилищной застройки следует принимать не меньше чем 50 метров, а при применении шумозащитных устройств не менее 25 метров.

Обычно проектируют улично дорожную сетку микрорайона с учетом требований нормативных документов, максимально сохраняя естественный рельеф на остальной территории.

Сетка внутремикрорайонных (внутриквартальных) проездов должна обеспечивать:

-удобный подъезд и подход к зданиям и сооружениям, связь с городскими улицами;

-соблюдение санитарно-гигиенических требований;

-соблюдение противопожарных требований.

Въезды на территорию микрорайонов и кварталов и сквозные проезды . должны предусматриваться на расстоянии не больше 300 метров один от другого.

Протяжность внутремикрорайонных проездов должна быть минимальной. Для исключения транзитного движения автотранспорта в середине квартала проезды проектируют тупиковыми с оборудованием через каждых 100 метров разворотных площадок шириной 6 метров и длиной 15 метров.

Тупиковые проезды протяжностью не более 150 метров допустимо совмещать с тротуаром и принимать шириной не менее 3,5 метра с разворотными площадками 12 х 12 метров или кольцевыми объездами с радиусом по оси проезда не менее 10 метров (см. рис. 3).

Проезды, которые ведут к жилым зданиям и пешеходные дороги следует размещать не ближе 5 метров от стен жилых и общественных зданий.

К жилым зданиям высотой 9 этажей и более и общественным высотой 5 этажей и более должны быть предусмотренные проезды шириной 3,5 метра с двух продольных сторон многосекционных домов и со всех сторон односекционных домов для проезда пожарных машин.

Радиусы закругления проезжей части по краю тротуаров - не менее 12 метров. Поперечный уклон проездов - 0,02. Поперечный профиль - одно или двускатный, выпуклый. Продольные уклоны принимают согласно естественному рельефу, но не менее 0,004 (для асфальтовых покрытий) и не больше максимально допустимых уклонов (табл. В2, дополнение В). Для пешеходного движения в середине микрорайона, как правило, используют тротуары шириной 1,5 метра, а также грунтово-щебеночные дорожки через участки зеленых насаждений.

Тротуары на внутреквартальных проездах устраивают только со стороны входа в дом. Поперечное сечение тротуаров и проезжей части подъездов к зданию - односкатный, с поперечным уклоном 0,020. Высота бортового камню тротуара - 150 мм.

При проектировании застройки необходимо предусматривать устройство следующих площадок:

-детских для игр из расчета 0,7 кв. м на чел.,

-отдыха старшего населения - 0,2 кв. м/чел;

- занятий физкультурой 0,3 кв. м/чел,

- хозяйственных целей - 0,3 кв. м/чел;

-выгуливание собак - 0,3 кв. м/чел;

-стоянки автомобилей - 0,8 кв. м/чел.

Наименьшее расстояние их к окнам домов соответственно - 12, 10, 10, 40, 20 и 40 метров. Стоянки для автомобилей размещают согласно табл. БЗ дополнению Б.

 
  Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных - student2.ru

Тема 3

Разработка генерального плана гражданского здания с учетом

Наши рекомендации