Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных
ОДЕССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИЕКТУРЫ
Кафедра проектирования, строительства и эксплуатации
Автомобильных дорог
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По дисциплине
ПЛАНИРОВАНИЕ ГОРОДОВ И ТРАНСПОРТ
На тему
«Разработка генерального плана настройки жилого квартала»
К практическим занятиям и курсовой работе
Часть I
Для студентов направления 0921 «Строительство»
Форма обучения дневная и заочная
ОДЕССА – 2011
УДК 711+711.533
«УТВЕРЖДЕНО»
Ученым сонетом ФГТС
протокол № 7 от 3 марта 2011 року
СОСТАВИТЕЛИ: проф. Мишутин А.В.
доцент Поливанов А.А.
доцент Черная Л. В.
ассистент Дудник Л.В.
к.т.н. ассистент Гапоненко Е. А.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: к.т.н., доцент Буренин А.И., доцент кафедры Архитектурных конструкций Греков А.С., заведующий отделом Глав УАГ.
Методические указания для индивидуальной и самостоятельной работы студентов очной и заочной формы обучения предназначены для проведения практических занятий и разработки курсовой работы по дисциплине «Планирование городов и транспорт»
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА ВЫПУСК: зав.кафедрой проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог проф. Мишутин А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ.....................................................................................................5
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ...............................6
Тема 1. Разработка ситуационного плана.
Функциональное зонирование городских территорий.....................................6
Тема 2. Проектирование улиц, дорог, проездов и
внутриквартальных площадок ........................................................................9
Тема 3. Разработка генерального плана
гражданского здания с учетом нормативных требований............................12
Тема 4. Построение рельефа в горизонталях по
заданному уклону..........................................................................................15
Тема 5. Горизонтальная и вертикальная привязка здания на
конкретной геоподосновы...............................................................................21
Тема 6. Вертикальное планирование участка
Оформление схемы организации рельефа.................................................... 24
Тема 7. Построение поперечного профиля улицы по одинаковым
отметкам поверхности земли............................................................................27
Тема 8. Разработка вертикальной планировки участка методом
проектных горизонталей......................................................................................... 31
Тема 9. Обеспечение условий безопасности движения транспорта и
пешеходов при пересечении перекрестка улиц.
Построение треугольника видимости...............................................................38
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................43
Приложение А Категории территорий за их пригодностью для
разнообразных видов строительства .............................................................44
Табл. А.1. Характеристика естественных условий территории по
пригодности для жилищного строительства ................................................. 44
Табл. А.2 Характеристика естественных условий территории по
пригодности для промышленного строительства...........................................46
Табл. А.3. Характеристика естественных условий территорий
по пригодности для размещения коммунально складских зон..........................49
Табл. А.4.Характеристика естественных условий территории
по пригодности для размещения садов и парков...........................................51
Рис. А.5 Украина. Градостроительное районирование на основании
природно географических и инженерно-строительных условий..................53
Рис. А.6 - Украина. Климатические зоны.....................................................54
Приложение Б................................................................................................55
Табл. Б.1 Условные графические изображения территорий которые проектируются и их пределов……………………………………………………..55
Табл. Б.2 - Условны графические изображения на чертежах
Генплана и транспорта....................................................................................56
Табл. Б.З - Расстояния до подземных инженерных сетей................................59
Табл. Б.4 - Размещение гаражей и открытых автостоянок
индивидуального автотранспорта....................................................................61
Рис. Б.5 - Перекладка подземных инженерных сетей
при реконструкции квартала. Пример...........................................................62
Приложение В.................................................................................................63
Табл. В. 1 - Категории улиц и дорог..........................................................63
Табл. В.2 - Допустимые уклоны и радиусы вертикальных
кривых при проектировании проектных линий продольного
профиля улиц ...........................................................................................65
Приложение Г...........................................................................................66
Черт. Г. 1 - Реконструкция исторической части города.
Привязка здания торгового центра на топогеоподоснове.................................66
Рис. Г.2 - Реконструкция квартала. Привязка жилого
здания на сложном рельефе........................................................................67
Приложение Д..........................................................................................68
Элементарные задачи вертикальной планировки……………………….............68
Дополнение Е............................................................................................72
Черт. Е. 1 - Пример графического оформления
чертежа организации рельефа......................................................................72
Приложение Ж.........................................................................................73
Черт. Ж. 1 - Реконструкция квартала. Пример вертикальной
планировки участка жилого здания...........................................................73
Приложение И.........................................................................................74
Табл. И. 1 -Технико-экономические показатели генплана
гражданского здания.................................................................................74
Приложение К...........................................................................................75
Черт. К. 1- Пример оформления основной надписи (штампа)...................75
Рис. К. 2 -Пример оформления индивидуального задания (КР)...................76
Литература............................................................................................................77
ВСТУПЛЕНИЕ
Данные «Методические указания...» составлены на основе учебной Программы нормативной дисциплины «Планирование городов и транспорт» и являют собой основную методическую помощь для студентов при выполнении курсовой работы «Разработка генерального плана застройки жилого квартала».
Информационные блоки (разделы) «Методических указаний...» расположены в определенной логической последовательности, содержат в себе объяснение и примеры выполнения одной или несколько проектных процедур. Справочные материалы для работы выбраны из действующих нормативных источников и в виде отдельных дополнений размещены в конце методических указаний, после текстовой части.
Эффективность выполнения отдельных разделов курсовой работы с помощью «Методических указаний...» должна обеспечиваться целенаправленной самостоятельной работой студентов при организационной и методической поддержке преподавателей – руководителей проекта.
Пример выполнения курсовой работы приведен в Приложении «К1».
СОСТАВ ЗАДАНИЯ
Курсовая работа разрабатывается на листе формата А1 (594х841 мм). Состав чертежей, схема размещения их на листе и порядок разработки, следующие:
1. Ситуационный план, М 1:2000 (1:5000)
2. Роза ветров
3. Генеральный план, М 1:1000
4. Поперечный профиль, М 1:100 (1:200)
5. Продольный профиль, М 1:1000
6. Условные обозначения ситуационного плана
7. Условные обозначения генерального плана
8. Фрагмент - Построение проектных горизонталей на участке улицы с двойным уклоном, М 1:500
9. Фрагмент - Вынесение отметки угла квартала на пересечении красных линий, М, 1:1000
10. Фрагмент - Построение треугольника видимости, М, 1:1000
11. Фрагмент - Остановка городского транспорта М 1:500 (по варианту)
12. Таблица - Экспликация зданий и сооружений
13. Таблица - Технико - экономические показатели генерального плана.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РОБОТА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
Тема 1
Разработка ситуационного плана. Функциональное зонирование городских территорий.
Государственные строительные нормы Украины ДБН 360-92** «Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений» распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений Украины.
Территория города по функциональному назначению и характеру использования подразделяется на:
- селитебную;
- производственную (в том числе внешнего транспорта);
- ландшафтно рекреационную.
Для определения местоположения участка генерального плана разрабатывают ситуационный план и строят розу ветров для данного поселения.
Ситуационный план выполняют в масштабе М 1:2000, 1:5000 (или 1:10000), на нем отображают размещение (существующее или проектное) территорий, их основные структурные элементы, территории соответственно с условными обозначениями (табл. Б1 Приложение Б).
Например, для селитебной территории: общегородской центр, ядро центра города, жилая застройка, озеленение территории общего пользования, селитебный район, жилой район, жилой квартал;
-для производственной территории: - промышленная зона, научно-производственная, коммунально-складская, зона внешнего транспорта и т.п.;
-для ландшафтно рекреационной территории: озелененная территория города (может быть общего, ограниченного пользования, специального назначения), курортная зона.
Размещение объектов, которые проектируются, необходимо выполнять соответственно с требованиями охраны окружающей среды. Размещение зданий, сооружений и коммуникаций не допустимо:
- на землях заповедников, заказников, водоохранных зон, и т.п.;
- на землях зеленых зон городов (кроме объектов, предназначенных для отдыха, спорта или обслуживания пригородного лесного хозяйства);
- в первых зонах санитарной охраны источников водоснабжения, курортов гидрометеорологических станций (кроме объектов, указанных в /1/);
- на земельных участках загрязненных органическими и радиоактивными отходами, в опасных зонах отвалов угольных шахт.
Санитарно-защитные разрывы между селитебной и ландшафтно - рекреационной зонами должны быть не менее 500 м, а при условиях реконструкции - не менее 100 метров.
Промышленные и сельскохозяйственные объекты, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха, нужно располагать с подветренной стороны по отношению к селитебным территориям. В районах с выраженным ветровым режимом нужно учитывать повторяемость и скорость ветра.
Ветровую нагрузку на данной местности оценивают с помощью розы ветров (рис. 1). Данные для выполнения розы ветров принимаются по Дополнению 4 Строительная климатология и геофизика СНиП 2.01.01-82 «Направление и скорость ветра»
На ситуационном плане помечают участок генерального плана (см. рис. 2).
Рис. 1. Роза ветров.
Рис. 2. Ситуационный план
Тема 2
Проектирование улиц, дорог, проездов и внутриквартальных
Площадок
Сеть улиц и дорог в городе должна обеспечивать быстрые и безопасные транспортные развязки всех функциональных зон города.
В зависимости от транспортного назначения улицы и дороги распределяют на категории (табл. В1, дополнение В).
Городские улицы и дороги выделяют из территории застройки. Границы, которые отделяют территорию улиц и дорог от территории застройки, называются красными линиями.
Ширину улиц и дорог следует определять с учетом их категорий и в зависимости от расчетной интенсивности движения транспорта и пешеходов, типа застройки, рельефа местности, требований охраны окружающей естественной среды, размещения подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, и в пределах красных линий принимать, м:
магистральные дороги 50-90 м
магистральные улицы:
общегородского значения 50-80 м
районного значения 40-50 м
улицы местного значения (жилищные) 15-35 м
поселковые и сельские улицы (дороги) 15-25 м
Основные элементы улиц:
-проезжая часть;
-тротуары;
-полосы зеленых насаждений.
Проезжая часть улицы должна обеспечивать возможность движения транспорта в двух направлениях и должна иметь не менее двух полос движения (внутреквартальные проезды могут быть однополосные), см. табл. В1 приложение В.
Тротуары, предназначены для пешеходов, размещают, как правило, с обеих сторон проезжей части, ширина их принимается кратной 0,75 м (ширина движения для одного пешехода) в зависимости от интенсивности пешеходного движения.
Полосы зеленых насаждений на улицах отделяют тротуары от проезжей части, а так же разделяют полосы проезжей части разных направлений.
Расстояние от края основной проезжей части магистральных улиц и дорог к линии регуляции жилищной застройки следует принимать не меньше чем 50 метров, а при применении шумозащитных устройств не менее 25 метров.
Обычно проектируют улично дорожную сетку микрорайона с учетом требований нормативных документов, максимально сохраняя естественный рельеф на остальной территории.
Сетка внутремикрорайонных (внутриквартальных) проездов должна обеспечивать:
-удобный подъезд и подход к зданиям и сооружениям, связь с городскими улицами;
-соблюдение санитарно-гигиенических требований;
-соблюдение противопожарных требований.
Въезды на территорию микрорайонов и кварталов и сквозные проезды . должны предусматриваться на расстоянии не больше 300 метров один от другого.
Протяжность внутремикрорайонных проездов должна быть минимальной. Для исключения транзитного движения автотранспорта в середине квартала проезды проектируют тупиковыми с оборудованием через каждых 100 метров разворотных площадок шириной 6 метров и длиной 15 метров.
Тупиковые проезды протяжностью не более 150 метров допустимо совмещать с тротуаром и принимать шириной не менее 3,5 метра с разворотными площадками 12 х 12 метров или кольцевыми объездами с радиусом по оси проезда не менее 10 метров (см. рис. 3).
Проезды, которые ведут к жилым зданиям и пешеходные дороги следует размещать не ближе 5 метров от стен жилых и общественных зданий.
К жилым зданиям высотой 9 этажей и более и общественным высотой 5 этажей и более должны быть предусмотренные проезды шириной 3,5 метра с двух продольных сторон многосекционных домов и со всех сторон односекционных домов для проезда пожарных машин.
Радиусы закругления проезжей части по краю тротуаров - не менее 12 метров. Поперечный уклон проездов - 0,02. Поперечный профиль - одно или двускатный, выпуклый. Продольные уклоны принимают согласно естественному рельефу, но не менее 0,004 (для асфальтовых покрытий) и не больше максимально допустимых уклонов (табл. В2, дополнение В). Для пешеходного движения в середине микрорайона, как правило, используют тротуары шириной 1,5 метра, а также грунтово-щебеночные дорожки через участки зеленых насаждений.
Тротуары на внутреквартальных проездах устраивают только со стороны входа в дом. Поперечное сечение тротуаров и проезжей части подъездов к зданию - односкатный, с поперечным уклоном 0,020. Высота бортового камню тротуара - 150 мм.
При проектировании застройки необходимо предусматривать устройство следующих площадок:
-детских для игр из расчета 0,7 кв. м на чел.,
-отдыха старшего населения - 0,2 кв. м/чел;
- занятий физкультурой 0,3 кв. м/чел,
- хозяйственных целей - 0,3 кв. м/чел;
-выгуливание собак - 0,3 кв. м/чел;
-стоянки автомобилей - 0,8 кв. м/чел.
Наименьшее расстояние их к окнам домов соответственно - 12, 10, 10, 40, 20 и 40 метров. Стоянки для автомобилей размещают согласно табл. БЗ дополнению Б.
Тема 3
Разработка генерального плана гражданского здания с учетом