Укрепление земляного полотна и водоотводных сооружений и специальные геотехнические конструкции
6.64. Типы укрепления откосов земляного полотна и водоотводных сооружений должны отвечать требованиям работы укрепляемых сооружений, учитывать свойства грунтов, особенности погодно-климатических факторов, конструктивные особенности земляного полотна и обеспечивать возможность механизации работ и минимум приведенных затрат на строительство и эксплуатацию. При назначении вида укрепления следует разрабатывать варианты и учитывать условия и время производства работ по сооружению земляного полотна и его укреплению.
Подтопляемые откосы насыпей следует защищать от волнового воздействия соответствующими типами укреплений в зависимости от гидрологического режима реки или водоема.
При соответствующем технико-экономическом обосновании взамен укреплений допускается применять уположение откосов (пляжный откос). Крутизну устойчивого к водному воздействию откоса следует определять расчетом в зависимости от гидрологических и климатических условий и вида грунта насыпи. Ориентировочно крутизну пляжного откоса допускается принимать по табл. 26.
Таблица 26
Грунт откоса | Крутизна откоса при высоте волны без набега, м | |||||
0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | |
Песок мелкий | 1:5 | 1:7,5 | 1:10 | 1:15 | 1:20 | 1:25 |
Супесь легкая | 1:4 | 1:7 | 1:10 | 1:15 | 1:20 | 1:20 |
Суглинок, глина | 1:3 | 1:5 | 1:7,5 | 1:10 | 1:15 | 1:15 |
6.65. При технико-экономическом обосновании для укрепления откосов допускается использовать геотекстильные материалы. Геотекстильные прослойки при укреплении откосов выполняют роль покрытия, защищающего откос от эрозии, улучшающего развитие травяного покрова и армирующего дернину, ограждения, ограничивающего деформации грунта в поверхностной зоне откоса, обратного фильтра в креплениях подтопленных откосов сборными элементами или каменной наброской.
На геотекстильном полотне, выходящем на поверхность, необходимо устраивать защитное покрытие путем обработки органическим вяжущим (битумной эмульсией) с расходом 0,5 - 1,0 кг/м2. При необходимости существенного повышения жесткости и уменьшения водопроницаемости геотекстильного покрытия в креплениях водоотводных сооружений необходимо предусматривать двух-, трехразовую обработку геотекстильного полотна вяжущим с посыпкой песком.
6.66. Защитные и удерживающие сооружения, применяемые при возведении земляного полотна, следует проектировать индивидуально на основе специальных нормативных документов. При этом необходимо учитывать условия их строительства и эксплуатации.
ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ
7.1. Дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемому к дороге как транспортному сооружению. Эти требования надлежит обеспечивать выбором конструкции для дорожной одежды, соответствующих покрытий проезжей части, конструкции сопряжения проезжей части с обочинами и разделительной полосой и типов укреплений обочин, созданием ровной и шероховатой поверхности проезжей части и т.д.
7.2. Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия следует принимать исходя из транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состав автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
7.3. Дорожные одежды могут состоять из одного или несколько слоев. При наличии нескольких слоев дорожные одежды состоят из покрытия, основания и дополнительных слоев основания - морозозащитных, теплоизоляционных, дренирующих и др. (см. справочное приложение 7).
По сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств и по реакции на климатические воздействия дорожные одежды следует подразделять на одежды с жесткими покрытиями и слоями основания (условно далее - жесткие дорожные одежды) и на одежды с нежесткими покрытиями и слоями основания (нежесткие дорожные одежды).
7.4. Типы дорожных одежд, основные виды покрытий и область их применения приведены в табл. 27.
Таблица 27
Типы дорожных одежд | Основные виды покрытий | Категории дорог | Применяются в соответствии с пунктом |
Капитальные | Цементобетонные монолитные | I-IV | 7.8; 7.16; 7.33 |
Железобетонные или армобетонные сборные | I-IV | 7.10; 7.13 | |
Асфальтобетонные | I-IV | 7.34* | |
Облегченные | Асфальтобетонные | III, IV и на первой стадии двухстадийного строительства дорог II категории | 7.34* |
Дегтебетонные | 7.34* | ||
Из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими | IV и V | 7.34*; 7.36 | |
Переходные | Щебеночные и гравийные из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими | IV, V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог III категории | 7.46; 7.47 7.37-7.39; 7.41 |
Низшие | Из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками | V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог IV категории | 7.39; 7.41 |
7.5. Общая толщина дорожной одежды и толщины отдельных слоев должны обеспечивать прочность и морозоустойчивость всей конструкции.
7.6. При расчете дорожных одежд на прочность следует учитывать перспективную интенсивность движения автомобилей различным типов, которую следует приводить к интенсивности воздействия расчетной нагрузки на одну наиболее нагруженную полосу проезжей части.
К расчетным следует приводить только более легкие нагрузки. Приведение к расчетным более тяжелых нагрузок допускается для дорог IV категории при условии, что приводимая нагрузка превышает расчетную не более чем на 20 % и количество транспортных средств с такими нагрузками в составе грузового и автобусного потоков не более 5 %. В противном случае за расчетную следует принимать более тяжелую нагрузку или предусматривать регулирование ее пропуска в неблагоприятные периоды года.
Для автомобильных дорог с многополосной проезжей частью дорожную одежду всех полос движения следует проектировать на одинаковую наибольшую расчетную нагрузку.