Железнодорожный транспорт
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок. Эти преимущества делают железнодорожный транспорт универсальным для перевозки всех видов грузов в межрайонных и внутрирайонных сообщениях и пассажиров в пригородном, местном и дальнем сообщениях. Однако, учитывая большие капитальные вложения, затрачиваемые на постройку железных дорог, его использование наиболее эффективно при значительной концентрации грузовых и пассажирских потоков.
В развитии железнодорожного транспорта большое внимание уделялось не только строительству новых дорог, но и технической реконструкции. Россия занимает 3-е место в мире (86 тыс. км) по протяженности железных дорог общего пользования, уступая США и Канаде.
Полностью завершен перевод железных дорог на электровозную и тепловозную тягу. Это позволило значительно повысить вес и скорость подвижного состава, увеличить производительность труда и снизить себестоимость перевозок.
Одновременно продолжалась реконструкция железнодорожных путей – укладка рельсов тяжелых типов, строительство вторых путей. Совершенствовалась система управления движением. Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог сосредоточена в европейской части России. Она складывалась под влиянием географического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном морях, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. Современная железнодорожная сеть России тесно связана с железными дорогами новых независимых государств. Эти связи нельзя недооценивать.
В центральных районах образовалась радиально-кольцевая система транспортной сети. От Москвы железные дороги лучеобразно расходятся по 12 направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми линиями.
В Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожная сеть менее развита, ее конфигурация имеет широтное направление. В восточных районах основная Транссибирская магистраль проходит от Челябинска до Владивостока. Между Западной Сибирью и Уралом через Северный Казахстан проложены параллельные железнодорожные линии – Южно-Сибирская и Среднесибирская.
Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на важных направлениях транспортно-экономических связей Центра с Уралом, Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа с Поволжьем и Уралом; Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и Дальним Востоком.
На географию пассажирских перевозок наибольшее влияние оказывают размещение населения, расположение крупных экономических и культурных центров и транспортной сети, основных курортов, санаториев и туристических баз. По перевозкам пассажиров Россия занимает 3-е место в мире после Японии и Индии. Пассажирооборот составляет 15% пассажирооборота мира.
Основная масса пригородных пассажироперевозок приходится на зоны Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону и других городов. Наиболее высока их интенсивность в Центральном, Северо-Западном, Уральском районах. В восточных регионах пригородное железнодорожное сообщение развито слабо, за исключением Новосибирска и Владивостока.
Приоритетное направление развития железнодорожного транспорта – увеличение пропускной способности железных дорог за счет сооружения вторых и третьих путей, а также повышения провозной способности: увеличения массы поездов, использования вагонов повышенной грузоподъемности, повышения мощностей локомотивов.
К приоритетным направлениям интеграционных процессов относится участие стран Европы и Азии в совместном строительстве и реконструкции железных дорог, создании единой транспортной системы. Соединение Транссиба с Транскорейской железной дорогой позволит отправлять грузы из Южной Кореи в Европу. Россия загрузит мощности Транссибирской магистрали, которая способна за год принять и перевезти до 100 млн. тонн грузов.
Морской транспорт
Современный морской транспорт – важная составная часть транспортной системы России. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном обслуживании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Велико значение морского транспорта во внешней торговле России. На него приходится ½ в отправлении грузов и грузооборота в международном сообщении. Во внутренних морских транспортировках преобладает малый каботаж.
В стране осталось лишь четыре судостроительные верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге (Северная, Адмиралтейская и Балтийский завод). Флоту не хватает судов современных типов – литеровозов, контейнеровозов, судов комбинированного типа, морских паромов, судов с горизонтальной погрузкой и выгрузкой. Для перевозки поступающего импортного продовольствия и для экспорта грузов Россия
использует порты сопредельных государств – Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.
Основные морские бассейны отличаются друг от друга хозяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.
Азово-Черноморский бассейнобслуживает грузовые и пассажирские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с зарубежными странами. Больше половины перевозок приходится на внешнюю торговлю. В экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов – зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и оборудование, тропические фрукты и овощи, трубы для газопроводов.
Благодаря курортному положению бассейна большое развитие получили пассажирские перевозки (до 30 млн. человек в год). Наиболее значительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кавказа и Крыма.
В Балтийском бассейнегеографическое положение и хорошая обеспеченность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок. Малый каботаж невелик, в нем преобладают перевозки минеральных строительных материалов.
Самый крупный на Балтике российский порт – Санкт-Петербург, перерабатывающий 12 – 15 млн. тонн грузов в год. В отправлении преобладают древесина, нефтяные и химические грузы, металл, а в прибытии – зерно, сахар, металл, строительные материалы.
Санкт-Петербург – один из самых крупных на Балтике пассажирских портов, обслуживающий в основном иностранных туристов. Годовой пассажиропоток – 100 тысяч человек.
Другой высокомеханизированный порт Балтийского бассейна – Выборг. Его грузооборот составляют местные строительные материалы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага.
Через порт Калининград экспортируются уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно, некоторые виды оборудования.
Дальневосточный морской бассейнимеет важное народнохозяйственное значение для развития экономических связей приморских районов Дальнего Востока. К Дальневосточному бассейну относят Берингово, Охотское, Японское моря, а также восточную часть Северного морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).
Главная особенность Дальневосточного бассейна – многочисленные внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Основные грузовые потоки формируются в портах Приморья и идут на Камчатку, Сахалин и в Магаданскую область. Более 80% заграничных перевозок приходится на Японию.
Дальневосточный бассейн занимает 2-е место в России по перевозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выделяются регулярные грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а также местные пассажирские линии: Владивосток – Петропавловск-Камчатский, Владивосток - Корсаков, Владивосток - Холмск, Владивосток - Анадырь – порт Провидения. Особое место занимают международные пассажирские линии: Находка – Япония, Находка – Гонконг.
Большое экономическое значение для региона имеет морская железнодорожная переправа Ванино – Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахалином и материковой частью.
Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, Находка, Восточный, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом.
Владивосток находится в бухте Золотой Рог и является базой снабжения портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сектора Арктики. В экспорте преобладают лес, уголь, нефтяные грузы, в импорте – зерно, сахар, металлы.
Находка – торговый порт международного значения. Основные грузопотоки направляются в арктические районы и на Камчатку. Через порт проходят обработку нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, крабовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис.
Порт Ванино расположен в одноименной бухте Татарского залива. Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования, продовольственных товаров, комбикорма и др.) с железной дороги на морские суда с последующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в районы побережья Охотского моря.
Холмск – крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перерабатывают экспортно-импортные и каботажные грузы.
Магадан – порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомобильного транспорта дальние районы Магаданской области и Республики Саха (Якутия). Порт в основном (90% грузооборота) принимает нефтепродукты, уголь, оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, металл, продовольственные товары.
Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бухте Авачинской губы. Через этот порт направляется основной грузопоток на Камчатку и обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы, продовольствие, предметы массового спроса, машины и т. д.
Северный бассейн– район наиболее быстрого роста морских перевозок. На морской флот Северного бассейна возложены задачи транспортного обслуживания территории Крайнего Севера, арктических островов и обеспечение внешнеторговых связей. Среди грузов выделяются: руда, строительные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металлы, оборудование, машины, потребительские и продовольственные товары.
Важнейшим портом бассейна является Мурманск. Это незамерзающий западный порт Северного морского пути. Основной грузооборот Мурманска приходится на заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт.
Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины. Экспортируется в основном лес и лесоматериалы, в импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные пассажирские перевозки до 40 тыс. человек в год.
Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим развитием перевозок в Арктике. Разработаны крупномасштабные проекты ускоренного развития российского торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной системы перевозок.
Речной транспорт
Речной транспорт играет заметную роль во внутрирайонных и межрайонных перевозках страны. Преимущество речного транспорта заключается в том, что он использует естественные пути, на обустройство которых требуется меньше капитальных затрат, чем на строительство железных дорог.
Главные недостатки речного транспорта – сезонный характер, ограниченность использования, обусловленная конфигурацией речной сети, низкая скорость движения.
Со строительством каскада гидроузлов в глубоководные магистрали превратились Волга, Кама. Межбассейновые соединения Беломоро-Балтийское, Московско-Волжское, Волго-Донское, Волго-Балтийское составляют Единую глубоководную систему (ЕГС) общей протяженностью 6,3 тыс. км.
При росте внутренних водных перевозок на востоке страны по-прежнему ведущие позиции удерживает Волго-Камский бассейн, на реки которого приходится более половины перевозок грузов и пассажиров речного транспорта. Первое место по объему перевозок в этом бассейне заняли строительные материалы (60%). Их транспортировка идет в обоих направлениях и носит в основном внутрирайонный характер.
Кама с притоками Белой и Вяткой имеет важное значение в транспортных связях Урала с Поволжьем, Центром, Северо-Западом. По Каме вниз перевозятся в основном лес, нефть, зерно, минеральные строительные материалы, химические грузы; в обратном направлении – соль, цемент, уголь. Вверх по Каме грузопоток значительно меньше.
Волго-Донской канал увеличил перевозки массовых грузов по Волге. Из районов, прилегающих к Дону, по Волге везут уголь, зерно, бахчевые, минеральные строительные материалы, промышленную продукцию, а из пунктов Волго-Камского бассейна на Дон – лес, цемент, руду, химическую продукцию.
Большое значение в развитии перевозок имеют воднотранспортные связи с Северо-Западным районом и зарубежными странами Балтийского моря через Волго-Балтийский водный путь. По Волго-Балту в южном направлении отправляют лес, руду, апатитовый концентрат, строительные материалы, а на север – нефтепродукты, зерно, уголь, соль, химические грузы.
В Волго-Камском бассейне сконцентрированы и основные пассажирские потоки. Здесь действуют много транзитных, местных, пригородных и внутригородских линий. Речные пассажирские суда широко используются для организации отдыха и туризма. Наиболее протяженные транзитные линии: Москва - Ростов, Москва - Астрахань, Москва - Уфа.
В Волго-Камском бассейне находятся крупные речные порты: Волгоград, Нижний Новгород, Москва, Ярославль, Пермь, Астрахань, Казань и др.
Реки издавна служили важными транспортными коммуникациями Северного и Северо-Западного экономических районов. На Европейском Севере по перевозкам грузов выделяются реки Северная Двина с притоками Вычегдой и Сухоной, Мезень, Печора, а на Северо-Западе – Беломоро-Балтийский канал, Свирь, Нева.
По северным рекам идет мощный поток леса, нефтяных и минеральных строительных грузов, а также уголь и зерно. Главные порты – Архангельск, Котлас, Нарьян-Мар, Мезень, Печора.
Северо-Западный речной бассейн обеспечивает транспортировку в южном направлении апатитного концентрата с Кольского полуострова, железной руды и леса из Карелии, а в обратном направлении – нефтепродуктов, зерна, соли и промышленных товаров. Перевалочными пунктами для грузов служат Санкт-Петербург, Волхов, Петрозаводск.
Из Санкт-Петербурга в Москву и на верхнюю Волгу организованы регулярные пассажирские линии, а туристические маршруты протянулись от городов Санкт-Петербурга и Петрозаводска по Волге, Каме, Дону к островам Валаам, Кижи и Соловецким.
На востоке страны 1-е место по объему перевозок занимает Западная Сибирь с ее основным Обь-Иртышским бассейном. Рост речных перевозок бассейна вызван освоением нефтяных и газовых ресурсов, а также новых лесных массивов. Из перевалочных транспортных узлов (Омск, Тобольск, Новосибирск) по рекам Оби и Иртышу поступают трубы и буровое оборудование, строительные материалы, уголь, промышленные и продовольственные товары в районы нефтегазовых промыслов Тюменской области. В глубинные районы Сибири осуществляется также доставка грузов по Северному морскому пути с перевалкой в устьях Оби, Пура, Таза на речные суда.
На Оби наряду со старыми портами Новосибирском и Барнаулом большое значение имеют порты, возникшие в связи с образованием промышленных центров: Сургут, Салехард, Обь, Лабытнанги.
Енисей связывает южные районы Восточной Сибири с Заполярьем. Лесные перевозки составляют 2/3 грузооборота Енисея. По реке транспортируются также зерно, каменный уголь, нефтепродукты и минеральные строительные материалы. На верхнем Енисее, от Минусинска до Красноярска, преобладает грузовой поток вниз, и главное место в нем занимают хлебные грузы.
На Лене регулярное судоходство существует от порта Осетрово до ее дельты. По Лене, кроме внутренних грузов, перевозятся грузы, поступающие с железной дороги от Осетрово и из бухты Тикси, куда они завозятся по Северному морскому пути. В структуре грузоперевозок Ленского бассейна 2/3 составляют сухогрузы (минеральные строительные материалы и уголь), остальное – нефть и лес. Основная масса грузов следует по Лене сверху вниз. Для судоходства используется ряд притоков Лены – Витим, Алдан, Олёкма и Вилюй. Грузовые операции проходят в портах: Якутск, Витим, Киренск, Осетрово.
На Дальнем Востоке транспортное значение имеют Амур и его притоки Зея и Бурея. Основные грузы, перевозимые по Амуру: зерно, соль, рыба, лес, нефть, металл, уголь; направление – восточное вниз по реке. Наиболее крупные порты: Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и Николаевск-на-Амуре.
В восточных районах в условиях недостаточной обеспеченности сухопутными коммуникациями речной транспорт играет важную роль и в перевозках пассажиров. На крупных реках действуют местные, внутригородские, пригородные и туристические линии.
Дальнейшее развитие речного транспорта связано с улучшением судоходных условий на внутренних водных путях; совершенствованием портового хозяйства; продолжением навигации; увеличением пропускной способности водных путей; расширением смешанных железнодорожно-водных перевозок судами типа «река – море». Имеются предложения о создании международного водного транспортного коридора «Волга – Дон – Дунай» с выходом на морские линии Каспия. Открытие этого маршрута даст возможность ежегодно перевозить до 15 млн. тонн грузов.