Производства на формирование цены строительной продукции

Особенности строительной продукции и строительного производства Особенности ценообразования в строительстве
· Индивидуальный характер объектов · На каждый объект цена определяется индивидуальным расчетом
· Зависимость, архитектурно-планировочных и конструктивных решений объектов от климатических и природно-географических условий строительства; · Цены на строительную продукцию районированы (изменяются по территориальным районам)
· Многодельность и многооперационность производства · Трудоемкость определения цены объекта строительства, определение затрат по каждому виду работ
· Большое число участников строительства (субподрядчиков, смежников) · Необходимость составления сметных расчетов по каждому виду или комплексу работ
· Длительный технологический цикл · Необходимость корректировки (индексации) цен по времени

В составе рабочей документации разрабатываются строительные чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ, спецификации на оборудование, проект производства строительно-монтажных работ. Эти проектные решения являются основой определения стоимости строительства объекта.

Основополагающие принципы ценообразования в строительстве могут быть определены следующим образом:

1. Первый принцип: цена строительной продукции должна отражать реальное соотношение спроса и предложения на строительном рынке. Это означает, что цена должна формироваться в результате открытой конкурентной борьбы строительных организаций и с учетом реальной конъюнктуры рынка, учитывающей рыночные цены на строительные ресурсы: материалы и конструкции, машины и механизмы, рабочую силу. Этот принцип не распространяется на проекты, финансируемые в рамках государственного или муниципального заказа, стоимость работ по которым не может определяться как свободная рыночная цена, а должна быть обоснована на основе нормативного метода и нормативных сметных цен на ресурсы (см. принцип 3).

2. Второй принцип: основные субъекты взаимоотношений на строительном рынке – инвестор (заказчик) и подрядчик – являются равноправными партнерами при заключении подрядного договора. Договор подряда является основным правовым документом, регулирующим взаимоотношения заказчика и подрядчика в процессе строительства, которые должны строиться на основе экономической самостоятельности и независимости заказчика и подрядчика, их волеизъявления в рамках правового регулирования.

При осуществлении нового строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, ремонта действующих предприятий, зданий и сооружений предметом договора подряда может быть строительство и ввод в действие производственных мощностей и объектов, производство отдельных видов и комплексов строительно-монтажных и пусконаладочных работ, выполнение проектных, изыскательских, научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ. Также может заключаться единый проектно-строительный договор на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию производственных мощностей и объектов.

3. Третий принцип: в основе определения цены лежит сметно-нормативный метод, предполагающий использование системы сметных нормативов. На основе сметных нормативов, определяющих нормативную потребность в ресурсах, необходимых для выполнения соответствующего вида работ (затраты труда, расход основных строительных материалов и конструкций, затраты времени работы машин и механизмов), и проектных данных о физических объемах строительных работ определяется общая потребность в ресурсах, для выполнения строительно-монтажных работ по объекту. Далее, используя нормативные цены строительных ресурсов или их реальную рыночную стоимость, можно определить стоимость строительства объекта.

Сметно-нормативный метод допускает использование двух подходов: элементного и укрупненного.

При элементном подходе сметная стоимость строительства определяется с использованием элементных сметных норм и рассчитывается следующим образом:

Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru , (1)

где Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru – норма расхода Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru -ого вида ресурса на Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru -ый вид работ, натуральные ед.;

Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru – объем Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru -ого вида работ, натуральные ед.;

Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru – цена Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru –ого вида ресурса, руб./натуральные ед;

Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru – накладные расходы, руб.;

Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru – плановые накопления, руб.

Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru – прочие расходы, руб.

При укрупненном подходе сметная стоимость строительства определяется с использованием укрупненных сметных норм и может быть рассчитана по одной из следующих формул:

Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru , (2)

Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru , (3)

где Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru – укрупненные сметные нормы на Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru -ый вид работ, руб.;

Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru – укрупненные показатели стоимости строительства Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru -го вида работ, руб.

Отличие показателей Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru и Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru заключается в полноте учета затрат – укрупненные показатели стоимости строительства учитывают накладные расходы и плановые накопления в расчете на единицу Производства на формирование цены строительной продукции - student2.ru -ого вида работ. Укрупненные показатели также могут приниматься не на отдельные виды работ, а на единичный измеритель потребительских характеристик объекта, например, на 1 кв.м. жилья, 1 км трубопровода и т.д.

Сметные нормативы определяются по специальным сборникам, образующим сметно-нормативную базу.

4. Четвертый принцип: подрядные торги – основной экономический механизм формирования и оптимизации цены на строительную продукцию. Подрядные торги представляют собой конкурс на размещение заказа (подряда) на выполнение строительно-монтажных работ. Мировая практика показала высокую эффективность конкурсной формы размещения строительных подрядов, при которой за счет соревновательности строительных организаций-претендентов обеспечивается снижение стоимости и сокращение сроков строительства, что повышает эффективность инвестиций.

Составление сметной документации по объектам, задание на проектирование которых выделено после 01.01.212, должно производиться в соответствии с Инструкцией о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Минстройархитектуры РБ от 18.11.2011 №51.

Сметная стоимость строительства объекта на дату начала разработки сметной документации определяется на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и цен на ресурсы на дату начала разработки сметной документации согласно мониторингу и (или) укрупненных нормативов стоимости единицы площади (объема, мощности) объекта, стоимости объектов-аналогов. Порядок определения стоимости строительства объекта по укрупненным нормативам стоимости единицы площади (объема, мощности) объекта и стоимости объектов-аналогов устанавливает Минстройархитектуры РБ.

Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются на отдельные виды работ, предусмотренные проектной документацией, и включают:

- нормы затрат труда рабочих и машинистов в человеко-часах;

- нормы времени эксплуатации машин и механизмов в машино-часах;

- нормы расхода материалов, изделий и конструкций в физических единицах измерения и их стоимостное выражение;

- другие расходы, относимые на строительство объекта.

Локальные сметы (локальные сметные расчеты) составляются по форме согласно приложению 1 к Инструкции №51 и включает в себя сметную стоимость ресурсов, цены на которые определяются в следующем порядке:

- цена 1 чел.-ч.Определяется по данным Национального статистического комитета РБ о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате по строительству на 1-е число месяца, предшествующего дате разработки сметы, в среднем по республике (за исключением г. Минска) и нормативному рабочему времени 170 ч в месяц, для строительства в г. Минске – по среднемесячной заработной плате для г. Минска. Данная среднемесячная заработная плата принимается как заработная плата рабочего 4-го разряда;

- цена 1 маш.-чопределяется на основании цен, рассчитывается по перечню машин и механизмов, приведенных в нормативах расхода ресурсов, с учетом данных мониторинга. Стоимость 1 маш.-ч машин и механизмов, отсутствующих в перечне нормативов расхода ресурсов, определяется расчетным путем;

- цена материалов определяется на основании текущих цен с учетом данных мониторинга . при отсутствии данных мониторинга по ценам на материальные ресурсы – по текущим ценам производителя материалов на территории республики, а в случае отсутствия производителя – поставщика материалов.

Транспортные расходы, включая заготовительно-складские расходы, определяются от стоимости материалов по процентной норме;

- стоимость оборудования, мебели, инвентаря определяется на основании спецификаций, входящих в состав проектной документации, исходных данных заказчика, в т. ч. Содержащих текущие цены, включающих отпускную цену с учетом стоимости запасных частей и средств на тару и упаковку. В стоимость оборудования включаются расходы, связанные с приобретением , хранением и транспортировкой, на основании данных о расстоянии перевозок и соответствующих тарифах. При отсутствии данных о расстоянии перевозок и тарифах расходы, связанные с приобретением, хранением и транспортировкой, определяются в размере 2 % от стоимости оборудования.

При этом спецификации на мебель, инвентарь и принадлежности разрабатываются в соответствии с действующим, утвержденными в установленном порядке нормами, в т. ч. Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами, и должны предусматривать мебель, инвентарь и принадлежности, соответствующие функциональному назначению объекта;

- стоимость материалов и оборудования, поставляемых по контрактам из-за пределов РБ, определяется исходя из контрактной цены с приведением в текущие цены по курсам иностранных валют, устанавливаемых Нацбанком РБ.

Определение расходов по доставке материалов, оборудования, мебели, инвентаря, поставляемых по контрактам из-за пределов РБ, в случае, когда контрактом предусмотрена доставка его до государственной границы, от государственной границы до строительной площадки производится в установленном порядке, как и для оборудования, производимого в РБ;

- общехозяйственные и общепроизводственные расходы определяются по процентной норме, утверждаемой Минстройархитектуры РБ в установленном порядке, от заработной платы рабочих и машинистов, рассчитанной исходя из стоимости человеко-часа, определенного в соответствии с положениями Инструкции №51;

- плановая прибыль определяется по процентной норме, утвердаемой Минстройархитектуры РБ в установленном порядке, от заработной платы рабочих и машинистов, расчитанной исходя их стоимости человека-часа, определенного в соответствии с положениями Инструкции №51.

Объемы работ при составлении локальных смет (локальных сметных расчетов) определяются на основании проектной документации или дефектного акта и технической части сборников нормативов расхода ресурсов.

Стоимость выполнения отдельных видов работ, нормы на которые отсутствуют в сборниках нормативов расхода ресурсов, определяется на основании индивидуальных норм расхода ресурсов по форме согласно приложению 2 к Инструкции №51, разработка которых осуществляется в составе проектной документации.

Нормы накладных расходов и плановых накоплений определены по ресурсно-сметным нормам РСН 8.01.105-2007, утвержденным приказом Министерства Архитектуры и строительства РБ №404 от 10.12.2007 г. Для городского строительства в г. Могилеве (код зоны – 1) накладные расходы приняты на общестроительные работы в размере 135,6%, плановые накопления –167,1 % к сумме сметных величин основной заработной платы и заработной платы рабочих, занятых эксплуатацией машин и механизмов, монтаж металлоконструкций – НР – 115,3%, ПН-167,6%.

. Нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений принимаются на основании данных Сборника ресурсно-сметных норм на строительство временных зданий и сооружений РСН 8.01.102-2007. Временные здания и сооружения приняты в размере 11,1% к сумме сметных величин основной заработной платы рабочих и заработной платы машинистов в составе затрат на эксплуатацию машин и механизмов. Перечень и нормы затрат на удорожание работ в зимнем периоде принимаются на основании данных Сборника ресурсно-сметных норм на дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время РСН 8.01 103-2007.

Прочие лимитированные затраты, начисляются в соответствии с РСН 8.01.105-2007:

- затраты, связанные с введением прогрессивно возрастающих расценок и повышенных тарифных ставок рабочих за увеличение производства продукции – п.38.2 Инструкции – 10%;

- затраты, связанные с повышением тарифной ставки при переводе на контрактную форму найма – п.38.3 Инструкции – 25%;

- затраты, связанные с выплатами стимулирующего характера – п.38.4 Инструкции – 30%;

- затраты, связанные с выплатами стимулирующего характера инженерно-техническим и линейным работникам – п.38.6 Инструкции – 10.6%;

- затраты, связанные с отчислениями на социальное страхование – п.38.9 Инструкции – 34%;

- поправка, учитывающая дополнительные транспортные затраты при перевозке материалов, изделий и конструкций на расстояние сверх учтенных в сметных ценах – п.38.10 Инструкции – 3,5%.

Наши рекомендации