Пример выполнения задания на тему
«ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ»
Определить: положение главных центральных осей и вычислить величины главных центральных моментов инерции.
Дано: Сечение (рис. 2.8) состоит из двутаврового профиля №30 (ГОСТ 8239-89) с площадью сечения S2 = 46,5 см2 и полосы 20×2 см
Рисунок 2.8
Решение:
1. Определяем координаты центра тяжести составного сечения в системе вспомогательных осей u и v (рис. 2.9).
Площадь сечения полосы: S1 = 40 см2;
Тогда: см;
см.
Рисунок 2.9.
2. Определяем осевые моменты инерции относительно вспомогательных центральных осей х0 у0, параллельных собственным главным центральным осям полосы и двутавра.
Момент инерции относительно оси х0:
,
где: – момент инерции полосы относительно оси х0;
– момент инерции двутавра относительно оси х0.
;
Осевой момент инерции полосы относительно оси х1,
см4;
Расстояние до центра тяжести полосы по оси у:
см;
см4;
;
Осевой момент инерции двутавра относительно оси х1,
см4 (по ГОСТ 8239–89);
Расстояние до центра тяжести двутавра по оси у:
см;
см4;
см4.
Момент инерции относительно оси у0:
;
где: – момент инерции полосы относительно оси у0;
– момент инерции двутавра относительно оси у0.
Осевой момент инерции полосы относительно оси у1,
см4;
Расстояние до центра тяжести полосы по оси х:
см;
см4;
;
Осевой момент инерции двутавра относительно оси у1,
см4 (по ГОСТ 8239–89);
Расстояние до центра тяжести полосы по оси х:
см;
см4;
см4.
3. Определим центробежный момент инерции сечения относительно осей х0, у0:
.
и , так как соответственно для полосы и двутавра оси х1 , у1, и х2, у2 являются главными осями
см4.
4. Определяем угол наклона главных центральных осей к вспомогательным центральным осям
;
0;
0,
0.
5. Определяем главные центральные моменты инерции
.
Так как > , а ось х составляет меньший угол с осью х0 , чем с осью у0 ,
то, очевидно
.
6. Показываем на чертеже положение главных осей инерции (рис. 2.10).
Рисунок 2.10.
СДВИГ И КРУЧЕНИЕ
Сдвигом называют такой вид напряженного состояния, когда на гранях элемента действуют только касательные напряжения. При этом на двух взаимно перпендикулярных площадках действуют равные по величине и обратные по знаку касательные напряжения. Этот закон называется законом парности или взаимности касательных напряжений и имеет силу как для одноосного, так и для объемного напряженного состояний. Деформации, возникающие при сдвиге, называют угловыми деформациями или углом сдвига. Опыты показывают, что между напряжениями и деформациями при сдвиге существует линейная зависимость, аналогичная закону Гука при растяжении. Поэтому закон Гука при сдвиге имеет вид , где - угловая деформация, а G - модуль сдвига.
Следует обратить внимание на то, что модуль продольной упругости, или модуль упругости первого рода Е и модуль упругости при сдвиге, или модуль упругости второго рода G для одного и того же материала связан через коэффициент Пуассона зависимостью . При расчетах на срез обычно принимают, что касательные напряжения распределены равномерно в поперечном сечении стержня и условие прочности на срез имеет вид
τ = F/S £ [τ], где F – внешняя поперечная сила.
Допускаемые напряжения на сдвиг (срез) составляют некоторую часть от допускаемых напряжений на растяжение. Рассчитывают на срез соединения заклепочные, болтовые, сварные, шпоночные и некоторые другие типы соединений.
При проведении прочностных расчетов на сдвиг (срез) необходимо научиться правильно определять площади среза для односрезных и многосрезных заклепок, а также для углового сварного шва, в котором срез происходит по биссекторной плоскости прямого угла поперечного сечения шва.
Если в поперечном сечении стержня действует крутящий момент МК , то стержень испытывает кручение. Необходимо, используя метод сечений, научиться строить эпюры крутящих моментов по длине стержня и определять возникающие касательные напряжения, которые определяются из соотношения τ = МК / WР, где WР - полярный момент сопротивления сечения кручению.
В поперечном сечении стержня касательные напряжения распределены неравномерно. Так, для стержня с круглым поперечным сечением касательные напряжения изменяются по линейному закону - от нуля на оси до максимального значения у поверхности. Так как сечения, расположенные у оси стержня, нагружены незначительно, то с целью экономии материала при кручении целесообразно использовать пустотелые профили. Крутящий момент в сечении скручиваемого стержня (вала) численно равен алгебраической сумме внешних скручивающих моментов, действующих по одну сторону от сечения.