Бродский Ю. А. Соловки. Двадцать лет особого назначения 1920–1939. М. 2002
Немирович – Данченко В.И. Соловки. Воспоминания и рассказы из поездки с богомольцами. М., 2000. (Первое издание 1875).
4. Соловецкий православный календарь на 1995 – 2005 гг. Издания Соловецкого Спасо– Преображенского ставропигиального мужского монастыря .
5. История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря. Товарищество Северного Мореходства, 2001. Репринт. изд.СПб., 1899.
6. Летописец Соловецкий …, 1–е изд., М., 1833. 3–е изд., М., 1853.
7. Житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев. Под ред. С. В. Минеевой, Курган, 1995.
7а. Минеева С. В. Рукописная традиция жития преподобных Зосимы и Савватия соловецких (XVI-XVIII вв.) М., 2001.
8. Путеводитель по Соловецким островам. СПб., 1900.
9. Досифей II (Немчинов), архимандрит. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1836.
Чудинова И.А. День Соловецкого клирошанина. Сб. “Наследие монастырской культуры”. Вып. 3. С. 93. СПб. 1998.
11. Максимов С.В. Год на Севере. Архангельск, 1985.
Архитектурно–художественные памятники Соловецких островов. Под общей ред. Д.С. Лихачёва. М., “Искусство”, 1980.
13. Лев Лебедев “Москва патриаршая” М. 1995.
14. Зызыкин М. В. Строитель Святой Руси. В сб. "Патриарх Никон. Протопоп Аввакум". М., Новатор, 1997, с. 217–237.
15. История Русской Церкви. М.В. Толстой. Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1991.
16. Кедров С. Авраамий Палицын. М. 1880.
17. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев Посад. 1909.
18. Макарий (Булгаков), митр. Московский. История русской церкви. Кн. VII., Т. 12 М., 1996.
19. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт–Петербургский и Ладожский. Патриарх Никон. В сб. "Патриарх Никон протопоп Аввакум". М., Новатор, 1997, с. 395–404.
Материалы для истории раскола. Под ред. Субботина Н. И.
Семен Денисов. История об отцах и страдальцах Соловецких. М. 2002.
22. Игнатий (Семенов), архиепископ Воронежский. Истина Святой Соловецкой обители против неправды челобитной, называемой Соловецкой, о вере. СПб. 1844.[214]
23. Юрий Крижанич. Опровержение Соловецкой челобитной, писанное им в Сибири. 1675. ОР ГИМ Син. 889. Издано А. Башкировым ЧОИДР. 1893. Кн.2. Отд.2, с.I–XI, 81–167.
24. ЖМП. 1971. № 6. С. 5–7; Поместный Собор Русской Православной Церкви 30 мая — 2 июля 1971 года: Документы, материалы, хроника. М., 1972. С. 129–131.
25. Мелетий, архимандрит. Историческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1881.
Подвиги Соловецкой обители. Изд. 10, СПб. 1902.
27. Житие и чудеса преподобных Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев. Издание Соловецкой обители, 2001.
Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. М., 1991.
29. Севастьянова С. К. Преподобный Елеазар, основатель Свято–Троицкого Анзерского скита. СПб. 2001.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Соловецкий цветник. Духовный собеседник. 2000. №1, 2.
31. Фёдоров П. Ф. Соловки. Архангельск. 2003. (Кронштадт, 1889).
32. Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский. Мурманск. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002 г.
33. Буров В. А. Головленкова тюрьма Соловецкого монастыря. СПб., 2000.
34. Борис Ширяев. Неугасимая лампада. Сретенский монастырь, 1998.
35. С.Л.О.Н. О.Г.П.У фотоальбом СПб. 2004.
36. Чирков Ю.И. А было всё так. М., 1991.
37. Волков О.В. Погружение во тьму. Любое издание.
38. Игумен Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Т. 4.
39. Виноградов Н. Обозрение христианских древностей Музея С.О.К. Отдел II. Заповедник Б. Заяцкого острова (деревянная Андреевская церковь). Соловки 1927.
Скопин В.В. На Соловецких островах. М., “Искусство”, 1991.
41. Соловецкий монастырь. Изд. Лето. М., 2000.
42. А.Я. Мартынов. Археологические памятники Соловецких островов. Архангельск, 1983?
Пришвин М.М. За волшебным колобком. М. 1984. С.194–212.
44. Столяров В.П. Анзер и его святыни. Соловецкий монастырь. 2001.
45. Известие о рождении и о воспитании и о житии Святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. в сб. "Патриарх Никон, протопоп Аввакум". М., Новатор, 1997, с. 13–106.
46. Очерк жизни Никона, патриарха Московскаго, основателя Крестнаго монастыря. // Арх. епарх. вед. 1890, № 8.
47. Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. Исторические очерки о жизни и подвигах русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб., 1901.
Морозов С. Тогда на Анзерском острове. Товарищество Северного мореходства, 2000.
49. Никодим (Кононов), иеромонах. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании. СПб.: 1900.
Бродский Ю. А. Соловки. Двадцать лет особого назначения 1920–1939. М. 2002.
51. Русский паломник. Валаамское общество Америки. 1995. № 11 и 12.
52. Соловки: монастырь на островах. М. 2004.
[1] Переиздан Московской Синодальной Типографией в 1991 году
[2] В 2000 году установлен день памяти всех пострадавших за веру на Соловках - Собор Новомучеников и Исповедников Соловецких - 10/23 августа.
[3] Соловецкие острова или Соловки - группа островов в Белом море у входа в Онежскую губу. Самый крупный из них - Большой Соловецкий, его протяженность около 24 км с запада на восток и около 16 км с севера на юг, площадь – 219 кв. км. Второй по величине остров Анзер занимает 48 кв. км. На остальные острова: Большая Муксалма (9,8 кв. км), Малая Муксалма (1,2 кв. км), Большой и Малый Заяцкие (1,4 и 1,1 кв. км) и множество мелких островков, - приходится 5,6 % общей площади Соловецкого архипелага, которая составляет 283 кв. км. Существует несколько версий происхождения названия Соловки: в русском языке слово “соловый” означает туманный, на финском языке “suol” означает остров, а на новгородском диалекте “соловки” – барашки на волнах. Поморский сказ повествует, о том, что остров Соловецкий «из моря Белого встал для спасения людей» и назван был «по малой птице соловью» и жителей его звали соловьянами, но соловьи, однако, на Соловках не водятся [2, №1, 2002, с.62].
[4] В XVI веке дворик был мощен булыжным камнем. У стены палаты существовал лоток (канава) для отвода дождевой воды от цоколя здания. Двор имел заметную покатость от трапезной - к югу и от Никольской церкви - к северу, общий наклон шел в западную сторону. Толщина культурного слоя над мощением достигает 50-60 сантиметров, на отдельных участках — до метра.
[5] Гранитная плита со стилизованной надписью “Михаил Озеров” – грубая копия белокаменного надгробия XVI века, которое находится в фондах СГИАПМЗ. Подробное описание см. в статье В. А. Бурова (Российская археология, 2001, №2, с. 132-134).
[6] По выходе из Никольских ворот справа на берегу Святого озера видно белое здание кузницы XVII-XIX века. В нижнем ярусе располагались горны, вначале — 4, а в XIX веке — 8. В верхнем ярусе (пристроен в 1841 году) размещались кельи для проживания кузнецов и слесарей. В настоящее время здание передано Соловецкому монастырю. Здесь находится гостиница для паломниц. Слева первое здание по ул. И. Сивко - Никольский корпус, построенный по проекту архангельского губернского архитектора Вуколова для проживания трудников в 1896-1897 годы. Сейчас в этом здании жилой дом. Напротив, по правой стороне расположено деревянное здание Овощного (Лукового) корпуса XIX века. В нижнем этаже находилось овощехранилище, в верхнем проживали трудники, работавшие на монастырских огородах. Сейчас в нем также жилой дом. Далее по правой стороне монастырское училище для “безбрадых трудников”, построенное в 1860-1862 годы. Сейчас в первом ярусе размещаются почта, АТС, отделение Сбербанка, школьный спортзал. Второй этаж передан Соловецкому монастырю для паломнической гостиницы.
[7] Святое озеро - одно из средних по размерам озер Большого Соловецкого острова. Его площадь — 12 га. Дважды в год здесь совершается чин Великого водоосвящения: во время крестных ходов в Крещенский Сочельник и на само Крещение Господне — 6/19 января, а во время крестных ходов в воскресные и праздничные дни совершается чин малого освящения воды. Считается, что вода Святого озера целительна от многих недугов. Прежде, по прибытии на Соловки богомольцы совершали “цельбоносное купание в телесное здравие и душевное спасение” в специально оборудованных купальнях.
[8] В XVII веке Казначейский корпус был одноэтажным, в нем располагались кельи и больничные палаты. В XVIII веке больничные палаты были надстроены вторым этажом.
[9] “При том архимандрите Инокентии построена в Соловецком манастыре при брацкой болнице поземная каменная церковь во имя святителя Филиппа, митрополита Московскаго и всея России; освящена архимандритом Фирсом в 1690 году”[6, л.20 об].
[10] Лестница обновлена в 2002 году на средства норвежского банка.
[11] В летний период при большом стечении паломников святые мощи переносят в храм святителя Филиппа или в Спасо-Преображенский собор, в зависимости от того, где проходят богослужения.
[12] Аще – хотя, если.
[13] Эта икона была чудесным образом обретена в 1992 году. Ожидая возвращения мощей Преподобных на Соловки, решили покрасить дверь на паперти храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Когда стали счищать слой старой краски, обнаружилась живопись замечательной сохранности. Икона написана соловецким живописцем с множеством узнаваемых деталей: крест поставлен в срубе, так как вкопать его в каменистую почву невозможно; в руках у преподобного Германа деревянная лопата с металлическим краем; штормовое море также изображено натуралистично.
[14] И все подвижнически трудились для обители, стараясь единодушно.
[15] Об этом пожаре преподобные предупреждали старца Леонида, явившись ему в его пустынной келии в четырёх верстах от монастыря. Леонид поклонился им и принял от них благословение. Зосима сказал: “не бойся, брат и не ужасайся; мы много молили Всемилостиваго и Всещедраго Бога, но он не послушал нас, и, прогневавшись на это место, хотел вскоре наказать обитель огнем: имеющие власть в обители неправо поступают с братией, а братия всегда ропщут и терпения не имеют и этим наводят гнев Божий на обитель. Поди в монастырь и расскажи, что ты слышал от нас”. Поскольку исправления не последовало, в праздник Вознесения, поздно вечером, весь монастырь выгорел от молнии. Это посещение Божие послужило вразумительным уроком для обитателей монастыря[5, с.33].
[16] Филипповы садки для содержания пойманной морской рыбы.
[17] То есть все здания объединены в комплекс, что позволяло удобнее преодолевать суровость северного климата: во-первых, экономичнее обогревать здания; во-вторых, переходить из одного здания в другое, не выходя на открытый воздух.
[18] В открытом море.
[19] Сведения о нем сохранились в грамоте Иоанна Грозного игумену Варлааму с братией от 2 августа 1578 года: “а велели Михайлу... сделати острог около Соловецкого монастыря... и людей по острогу и по башням и по воротам расписать... А ты б, богомолец наш Варлаам, с Михайлом Озеровым делом острожным промышлял сообща, чтоб острог вскоре сделали, чтоб дал Бог Соловецкого монастыря от немецких людей уберечи”[4, 1998 г., с. 7]. Михаил был убит в стычке со шведами вблизи Кеми в 1579 году и похоронен у южной стены Спасо-Преображенского собора. Сохранилась белокаменная надгробная плита, которая находится в фондах Соловецкого музея. Могилу закрывает гранитная копия. Дата кончины, указанная на белокаменной плите (27 марта 1575 года), не совпадает с известной датой (начало 1579 года), когда был убит воевода Михаил Владимирович Озеров. В. А. Буров высказывает предположение, что надпись на плите и, соответственно, сама могила относится к другому представителю московского боярского рода Озеровых (Российская археология, №2, 2001, с. 132-134).
[20] Игумен Иаков - ученик святителя Филиппа: “игумен многотрудный, чудного стеноздания соградитель, зело подвижного жития”, правивший в монастыре 16 лет (1581—1597), собиратель и любитель книг. При нем сложилась традиция переписывания рукописей в самом монастыре; на некоторых рукописях сохранились пометы о том, что написаны они "по велению игумена Иакова". У него была и личная библиотека, некоторые из книг сохранили экслибрис игумена Иакова.
[21] «Сей Трифон, старец соловецкий, был уроженец поморского селения Неноксы. По смерти его, в уважение незабвенных трудов, записан он в синодик за вклад 50 рублей для всегдашнего поминовения, доколе обитель стоит»[9, с.86].
[22] некоторые из них впоследствии были забраны кирпичом.
[23] В кружок входили: постельничий (с 1655 года — окольничий) Федор Михайлович Ртищев, смоленский дворянин Симеон Потемкин, глава печатного двора князь А.М. Львов, игумен Макарьевского Желтоводского монастыря Иларион, игумен Московского Златоустовского монастыря Феоктист, настоятель Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, протопопы: костромской Даниил, муромский Логин, темниковский Даниил, юрьевский Аввакум. Из членов кружка особым расположением царя и царского духовника С. Вонифатьева пользовался Новоспасский архимандрит Никон - бывший постриженник Соловецкий (1636-1639гг.) и будущий митрополит Новгородский (1649-1652 гг.), а затем патриарх Московский и Всея Руси (1652-1666 гг.).
[24] Например, обычай преподносить мирянам святое причастие троекратно во образ Святой Троицы, упраздненный при патриархе Филарете.
[25] Так архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Дионисий был осужден, как еретик, за попытку исправить в русском Требнике молитву в чине великого освящения воды: “Освяти воду сию Духом Святым и огнем”. Он исключил слова “и огнем”. [16, .170; 17, с. 39] Лишь патриарх иерусалимский Феофан, поставлявший патриарха Филарета, смог убедить русских, что слова “и огнем” действительно ошибка.
[26] 27 января 1649 года прибывший в Москву патриарх иерусалимский Паисий заявил на приёме у государя: “Пресвятая Троица… да сподобит вас восприяти превысочайший престол великого царя Костантина… да будеши новый Моисей, да освободиши нас от пленения” [17, с. 44].
[27] После Флорентийской церковной унии (1439) и захвата Константинополя турками (1453) русские считали, что истинное христианство осталось только на Руси. Все, что исходило от живших под бусурманским игом греков, считалось подозрительным и ложным. Греческие богослужебные книги, например, по словам уже упоминавшегося Арсения Суханова, были исполнены “латинских ересей”. Наиболее рельефно идея исключительности Руси, как хранительницы православия и наследницы Византии, была выражена в начале XVI века в писаниях старца Филофея о Москве — Третьем Риме.
[28] Особенно близкий друг. Так именовал патриарха Никона сам царь Алексей Михайлович.
[29] В частности, это означало, что монастырские власти, рядовые монахи и население монастырских вотчин по всем гражданским и уголовным делам должны были судиться светским судом. В результате (помимо моральных издержек) монастырь нес серьезный материальный урон, лишаясь судебных пошлин — одной из крупных и постоянных статей дохода
[30] Он явно сочувствовал противникам исправления книг. Когда протопоп Иоанн Неронов с тремя духовными детьми бежал 10 августа 1655 года из Кандалакшского монастыря, Илия с честью принял их в монастыре, трапезовал с ними и снабдил всем необходимым на дорогу. “Страдальче, одолевай биемый!” - сказал он ему на прощание. Патриарх Никон, узнав об этом, запретил архимандрита Илию к священнослужению.
[31] Собор принял сделанные патриархом Никоном исправления в богослужебных книгах и обрядах; постановил правило о неподсудности духовенства мирским судьям; изрек строгий суд на нарушителей уставов церкви; умолил царя и пастырей устроить училища для духовного просвещения; отстоял даже позицию патриарха Никона в его споре с царем об ограничении царской власти в делах церковных: в результате споров было определено, что “царь имеет преимущество в политических делах, а патриарх в церковных”.
[32] Постриженик Соловецкого монастыря (до 1640 г.). В 1644-1653 годах был книгохранителем. В 1653 г. поставлен строителем подворья в Вологде, но вскоре был наречен братией в архимандриты Соловецкого монастыря вместо неугодного Илии, но неожиданно поставлен был настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря, то есть духовным советником царя Алексея Михайловича. С 1660 года находился на покое в Соловецком монастыре и вместе со старцем Герасимом Фирсовым составлял партию враждебную архимндриту Варфоломею, на которого в 1666 году старец Герасим с князем Михайлом Львовым и с братией написали донос, прося назначить в архимандриты Никанора. В 1667 году отправился в Москву вместе с архимандритом Сергием, чтобы ходатайствовать за Соловецких старцев. На соборе он изъявил раскаяние в заблуждении и обещал стоять за истину, так что на соборе предполагали даже поручить ему заведование духовными делами в Соловецком монастыре “во еже увещевати Соловецкие отцы к покорению патриарху и к принятию новоисправленных книг”. Однако, на самом деле, Никанор намеревался усилить смуту. Возвращаясь в монастырь вместе с бывшим настоятелем Варфоломеем и вновь назначенным Иосифом, он послал братии письмо, в котором призывал “Иосифа в архимандриты не принимать и под благословение к нему не ходить” [20, с. 99-100].
[33] Хотя впервые его подпись появляется только под четвертой челобитной.
[34] Сергий оставался в монастыре с 4 по 11 октября 1666 года. Причем у кельи, в которой он проживал, был выставлен караул. Сопровождавших Сергия стрельцов тоже взяли под стражу, и они имели все основания опасаться за свои жизни: караульщики рассуждали вслух, что неплохо бы тех стрельцов “побить каменьем” — “посланы де они от антихриста прельщати нас”.
[35] [20, т.3, с.152-160] «Скаска соловецких иноков, поданная архимандриту Сергию 6 октября 1666 г». Подписана она за келаря Азария черным попом Леонтием, Саввы Чудотворца Сторожевского монастыря бывшим архимандритом Никонором, черным попом Геронтием и т. д. В ней впервые обсуждаются те исправления, о которых говорится в разосланном от собора 1666 года “Наставлении благочестия церковного” [20, т.2, с.120-144]. Далее во всех челобитных изложение мнимых отступлений от веры только слегка видоизменяется и дополняется. Писана эта сказка, очевидно, тем же Геронтием, выбранным для беседы с архимандритом Сергием.
[36] Последнюю жалобу подписал и Геронтий, хотя он прежде противником Варфоломея не был. Вскоре братия выбрали его казначеем самовольно, не бив челом царю.
[37] По современному летоисчислению это был сентябрь 1667 года, так как тогда год начинался в сентябре.
[38] В подчинении у Волохова находилось 100 сумских, 25 кемских да несколько московских стрельцов. Численность восставших была гораздо больше. 19 июля 1674 года (т.е. на седьмой год осады) вышедший из монастыря старец Пахомий показывал: “Братии всей в монастыре с 300 человек”. Осажденные имели серьезное преимущество в вооружении: в крепости имелось (по описи 1676 года) 65 пушек и 14 крепостных пищалей; ручниц и мушкетов — 637; карабинов — 27; пистолей — 25; сабель — 149; копий и бердышей — 334; луков — 74; самострелов 45; после взятия монастыря в оружейной службе было найдено также боевого запаса: олова — 10 фунтов; пуль свинцовых — 24 пуда 20 фунтов; ядер разных — 4.279 штук; свинца — 741 пуд 20 фунтов; пороху — 397 пудов 20 фунтов; продовольствия в амбарах обнаружено: ржи, пшеницы, ячменя и овса — 5.477 четвертей (» 701 тонна: 1 четверть — 8 пудов, т.е. » 128 кг); муки — 1.430 четвертей (» 183 тонны); круп разных — 136 четвертей (» 17,5 тонны); коровьего масла — 99 пудов 20 фунтов; меду — 20 пудов; толокно, солод, горох и проч.
[39] Приверженцы ереси Капитона Даниловского, отрицавшего институт священства, некоторые таинства и проповедовавшего изуверский аскетизм.
[40] Т.е. из Поволжья.
[41] В марте 1669 года Азарий организовал сожжение новопечатных служебников. В сентябре того же года попал в плен.
[42] Один из наиболее яростных противников молитвы за царя.
[43] “Говорил про Великого Государя неистовые слова”.
[44] “Даже молебен на том пел, что за Великого Государя Бога не молить”.
[45] В 1674 году в монастыре было 200 братии и 300 бельцов, а с начала осады умерло и убито 33 человека.
[46] Иеромонахи Митрофан и Амвросий вышли через бойницу Никольской башни, где Иудка, духовный сын Амвросия, стоял на карауле.
[47] Пострижен 37 лет назад, новоисправленные книги и обряды принимает, за что его 16 недель морили голодом в тюрьме.
[48] Пострижен и поставлен в иеромонахи 17 лет назад.
[49] Пострижен 20 лет назад.
[50] Из Москвы было прислано 100 пудов пороху, 300 ядер и проч. Прибыло также 157 стрельцов с Двины и Великого Устюга. Однако Мещеринов продолжал жаловаться на малолюдство. С 4 июня по 22 октября 1675 года воевода потерял 32 человека убитыми и 80 ранеными. В стрелецком отряде было 50 больных да 72 человека “старых и малых”, а также неспособных к воинскому промыслу. Мещеринов писал: “А на караулы, Государь, и на работу ходят 895 человек”. Этого было совершенно не достаточно для успешного ведения осадных работ, тем более для штурма. Сколько-нибудь полных данных о потерях восставших до момента падения монастыря нет.
[51] Церковно-историческая критика произведения Денисова, изобразившего мятежников кроткими страдальцами за истинную веру, приведена в истории Соловецкого монастыря [5, с. 108-112].
[52] Имеется в виду, что армяне также придерживались двуперстного крестного знамения.
[53] В октябре месяце 7176 года от сотворения мира или в 1668 году от Рождества Христова.
[54] Текст этой челобитной приведен в [20, т.4, ч.1, с.1] “Суздальского соборного попа Никиты Константиновича Добрынина (Пустосвята) челобитная царю Алексею Михайловичу на книгу “Скрижаль” и новоисправленные церковные книги”. По собственным Никитиным словам он составлял свою челобитную семь лет и давал другим читать выписки из неё.
[55] Н.И. Костомаров о нем пишет: «В то время, когда киевские монахи приносили с собою в Москву свою церковную ученость, с узкими схоластическими взглядами и отжившими свое время предрассудками, в области умственного труда в России явился человек с светлою головою, превосходивший современников широтою взгляда, основательностью образования и многосторонними сведениями. Это был Юрий Крижанич (1617-1683).» Родом хорват, он, владея в совершенстве, кроме своего родного языка, немецким, латинским, итальянским, греческим и русским, получил, по-видимому, наилучшее в то время богословское и юридическое образование в Риме и занимался проблемой унии применительно к своему отечеству. Изучая долгое время историю церкви и составив даже «Всеобщую библиотеку схизматиков», он пришел, наконец, ко взглядам, которые по своей высоте расходились с узкими воззрениями как сторонников римской пропаганды, так и их противников. Крижанич уразумел, что вековой спор между восточной и западной церковью проистекает не из самой религии, а из мирских политических причин, из соперничества двух древних народов — греков и римлян - за земную власть, за титулы. Таким образом, вопрос о разделении церквей есть исключительно вопрос греков и римлян, а к славянам не должен относиться. Нечего им мешаться в чужую распрю. Славяне не должны из-за них чинить раздора между собою и защищать чужие привилегии, чужую верховную власть, а должны знать единое царство духовное, единую церковь, не имеющую рубежей, распространениую во всем свете. Крижанич пришел к убеждению, что весь славянский мир должен сделаться единым обществом, единым народом. Он, между прочим, оставил после себя грамматику особого им созданного всеславянского языка, называя его «русским» потому, что Русь есть корень всего славянства. Он поступил на службу к Русскому царю в 1659 году. 20 января 1661 года Крижанича по неизвестной причине сослали в Тобольск, но не в качестве опального, а с тем, чтоб быть у государевых дел, у каких пристойно. Ему положили жалованья семь рублей с полтиною в месяц. Крижанич пробыл в ссылке шестнадцать лет, не терял присутствия духа и написал там самые замечательные свои сочинения. По смерти царя Алексея Михайловича, 5 марта 1676 года, Крижанич, получив царское прощение, возвратился в Москву и был назначен в Посольский приказ переводчиком. В 1678 он уехал из России с датским посольством Ф. фон Габеля. Вскоре он принял монашество в доминиканском монастыре в Вильно, где занимался составлением на латинском языке "Истории Сибири" - пособия для миссионерской деятельности доминиканцев. В 1682 году Крижанич был направлен в Рим, однако по пути задержан в Варшаве и оставлен в качестве священника в армии польского короля Яна Собеского. В 1683 Юрий Крижанич был убит в битве с турками под Веной.
[56] Встреча была характерная: Аввакум, возвращаясь из Даурии в Москву через Тобольск, хотел видеть Крижанича. Крижанич, войдя к нему, сказал: «Благослови, отче!» Аввакум закричал ему: «Не подходи, скажи: какой ты веры?» Крижанич отвечал: «Я верую во все то, во что верует Святая Апостольская Церковь, и священническое благословение принимаю в честь. О вере готов объясняться перед архиереем, а перед тобою, который сам подвергся сомнению в вере, мне широко говорить нечего. Если не хочешь благословить, благословит Бог, а ты оставайся с Богом».
[57] “Жезл правления”, М. Печатный двор. 1667.
[58] В память о своем спасении Петр поставил на берегу Унской губы, против стоянки яхты, полуторасаженный крест, на котором собственноручно вырезал (почему-то на голландском наречии): “Сей крест делал шкипер Петр в лето Христово 1694”. По одной из версий этот крест в последствии сохранялся в соборном храме г. Архангельска. Исследование о судьбе петровского креста собраны в статье В. Н. Абрамовского: Ставрографический сборник. Кн. 1. М. 2001. С. 316-324.
[59] Так как прежде Петра коронованные особы не посещали Соловецкий монастырь, архимандрит Фирс с братией запрашивали владыку Афанасия: “Егда будет пришествие во обитель” царя, и “каковым чином ему Великому Государю сретенье учинить, и в каком облачении”. Афанасий ответил подробной инструкцией: “Егда пришествие Великого Государя к вам будет, и из Заяцкого острова к вам пойдет, тогда во обители учинить благовест в большой колокол, а егда приближатися учнет ко обители, тогда звонить во весь большой звон; егда же приидет на пристань монастырскую, тогда вам архимандриту со освященным собором в праздничном священном одеянии и со кресты всебратственно встретить Его Царское Величество вне монастырских святых врат, и поднесть ему к целованию святый напрестольный крест; а в церковь егда он Великий Государь приидет, тогда читать ектения и отпуст молебные, а по отпусте поднесть Его Царскому Величеству к целованию святой крест, а по целовании покропить его святой водою. Сицев чин заповедахом вам по церковному обычаю исполнити” [9, c.251].
[60] До 1611 года русская крепость Орешек, а после 1702 - Шлиссельбург.
[61] Петр заметил, что “никогда так приятно и сытно не кушивал”, на что архимандрит Фирс отвечал, что это от того, что еда готовится по благословению, с молитвой, и кропится святой водой.
[62] По приказу царя два фрегата — “Курьер” и “Святой Дух” — были подняты на берег. За десять дней эти суда волоком протащили по так называемой “Государевой дороге” до города Повенца и спустили на воды Онежского озера. Следом за кораблями 160-верстный путь прошли Петр со свитой и сопровождавшая их гвардия. “Государева дорога” — лесная просека с гатями в болотистых местах — имела длину до 160 верст при ширине в три сажени. Была построена в великой спешке летом 1702 года крестьянами соловецких вотчин под руководством сержанта Преображенского полка Михайлы Щепотева. После 1702 года на дороге содержанием соловецких же крестьян были учреждены почтовые станции, новопроложенным трактом с Севера в Прибалтику проходили войска и провозились военные грузы. По окончании Северной войны дорога была за ненадобностью заброшена и заросла лесом. Трасса “государевой дороги” во многом совпадает с трассой Беломоро-Балтийского канала (1931-1932 годы).
[63] 11 октября 1702 года после двухнедельной артиллерийской бомбардировки и штурма шведский гарнизон Нотебурга капитулировал. Петр переименовал крепость, основанную в XIV веке новгородцами, в Шлиссельбург, сиречь, по немецки, — “ключ-город”. Весной следующего 1703 года этим ключом отомкнули замок, запиравший устье Невы, — шведскую крепость Ниеншанц. С овладением оной Россия получила выход в Балтийское море.
16 мая 1703 года на болоте в устье Невы был повелением царя заложен город Санкт-Петербург — “северный парадиз” Петра, стоивший жизни тысячам русских крестьян и ставший впоследствии столицей Российской Империи.
[64] Высочайшим указом 1715 г. предписано было производить архимандритов в главные монастыри из иеромонахов Александро-Невской лавры, в которой все монашествующие хорошо известны государю.
[65] Крымская война началась в октябре 1853 года, когда Россия объявила войну Турции. Великобритания и Франция, поддерживавшие Турцию и подстрекавшие ее к войне, стремились ослабить Россию, развязать себе руки на Ближнем Востоке и на Балканах, закрепиться на территории Закавказья. Наполеон III хотел также упрочения недавно провозглашенной империи.
[66] Он же привез указ Святейшего Синода об эвакуации из монастыря драгоценностей и библиотеки. В конце мая на гребном судне “Александр Невский” 26 ящиков и 4 бочки с драгоценностями и 16 ящиков с рукописными и старопечатными книгами были доставлены в Сийский монастырь. После Крымской войны эвакуированное имущество было возвращено на Соловки, библиотека же была перевезена в Казанскую духовную академию. В 1928 году ее перевезли в Ленинград. Ныне соловецкая библиотека хранится в Государственной публичной библиотеке им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
[67] Весной 1854 года в монастыре находилось 200 монахов, послушников и штатных служителей и 370 вольнонаемных и трудников. В монастырской тюрьме числилось 25 арестантов, которых охраняли 50 инвалидов.
[68] Оставной коллежский асессор Петр Соколов, 60-ти лет, бывший в монастыре на богомолье, по собственной инициативе взялся за приведение в оборонительное состояние монастырских укреплений. Послушник отставной лейб-гвардии унтер-офицер Николай Крылов сам попросил зачислить его во вторичную службу в соловецкую команду. Так же поступили отставной гренадер Петр Сергеев и многие другие.
[69] Калибр в эпоху гладкоствольной артиллерии выражался весом ядер (сферических сплошных снарядов) — каменных, а впоследствии чугунных, — соответствовавших диаметру канала. Так, четырехфунтовая пушка имела внутренний диаметр ствола ок. 85,6 мм.
[70] Эскадра состояла из десяти боевых кораблей: трех пароходов, трех парусных фрегатов, одного брига, одной шхуны и двух парусных тендеров.
[71] Двинским Баром называлась отмель поперек устья Северной Двины, совершенно непреодолимая из-за малых глубин для крупных военных кораблей.
[72] 10 июля 1854 года в донесении Святейшему Синоду настоятель писал: “Все бесчеловечные усилия неприятеля, клонившиеся к тому, чтобы совершенно нанести разрушение ей (обители) своими страшными снарядами, остались посрамленными и пристыженными”. Наиболее серьезно пострадала Архангельская гостиница, насквозь продырявленая ядрами; Онуфриевская кладбищенская церковь (пробита стена); Никольская церковь (проломлен купол). В целом же повреждения были столь незначительными, что Александр обещал Синоду исправить их в течение нескольких часов.
[73] Сей норвежец, случайно оказавшийся на Соловках, по свидетельству архим. Александра, “удивительно смелое производил стреляние в судно неприятеля”. Впоследствии А. Гардер перешел в Православие.
[74] Потерпев конфузию под стенами монастыря, англичане разграбили церковь святого апостола Андрея на Заяцком острове; 8 июля напали на деревню Лямца (в 65 верстах от г. Онеги), где застрелили двух быков, восемь баранов и несколько кур; 9 июля разбойничали на Кий-острове, где сожгли здание Онежской портовой таможни и еще несколько домов, а потом ограбили Крестный монастырь; 11 июля сожгли село Пушлахту, жители которого оказали врагу сопротивление, убив пятерых матросов и нескольких ранив; 20 июля высадились в Кандалакше, где реквизировали у местных жителей все молоко и яйца, три пуда семги, прочую провизию, повыдергали на огородах репу; в тот же день в селе Кереть спалили амбар крестьянина Старикова, винный подвал и соляной склад; 22 июля в селе Ковда утащили два колокола, взамен оставили один, тоже краденый, реквизировали 40 овец, 35 кур, разный сельскохозяйственный инвентарь, деньги из церковной кружки и выручку винной лавки. В конце навигации была разорена Кола.
[75] Это много. Для сравнения: во время великой и шумной Полтавской баталии, учиненной Петром I и Карлом XII 27 июня 1709 года, русская артиллерия выпустила 1471 снаряд (у шведов пушек при себе не оказалось).
[76] В 1858 году, при сооружении Царской колокольни, ядра и осколки были сложены в виде пирамиды под колоколом “Благовестником”.
[77] Это было последнее 96-фунтовое ядро, выпущенное англичанами 7 июля. Едва икона приняла означенное узвление, как канонада стихла. На следующее лето, а именно 10 июля 1855 года малярный старец Григорий да послушник Василий Чудинов, осматривая крышу Спасо-Преображенского собора на предмет ремонта, обнаружили за иконой неразорвавшуюся гранату 26-фунтового калибра. Граната была вполне исправна и, если бы разорвалась, “то могла бы разрушить икону и всю стену храма”. Однако этого не случилось, что являло “бывшее великое заступление Царицы Небесной о Соловецкой обители, не допустившей причинить пагубу оной гранатою”.
[78] Архимандрит Александр.
[79] Обелиски при входе в Сухой док имеют в основании постаменты прямоугольной формы. На постаментах — усеченные пирамиды, ранее венчавшиеся крестами. На обелисках имеются надписи:
— на северном: “Гавань сия начата строить по дозволению Святейшего Правительствующего Синода при архимандрите Димитрии с братиею в апреле 1843 года, а окончена работа 1846 года сентября 26 числа” (надпись сделана на западной стороне постамента). Обелиск установлен во второй половине XIX века.
— на южном: “Главнокомандующий эскадрою в Белом море Английского флота капитан Эрасмус Омманей учинил нападение на Соловецкую обитель на 2-х фрегатах Бриск и Миранда в 1854 году июля 6 и 7 числ, перед тем требовал сдачи монастыря и команды. Настоятель архим. Александр отказался исполнить требование неприятеля. Июля 6-го в 5 часов пополудни бомбардировал с одного парохода с западной стороны час. 7-го июля открыл канонаду с 8 часов утра с обоих пароходов ядрами и бомбами 36-ти и 96 фун. и палил с юга через это место без умолку 9 часов, во 2 часу один пароход отделился за Песий остров и стрелял с западной стороны до Благовеста вечернего. Несмотря на десятичасовое в оба дня бомбардирование монастыря убитых и раненых не было не только людей бывших в крестном ходу вокруг монастыря и по послушаниям, но и малых чаек, во дворе между коими падали ядра. Только деревянная гостиница Архангельская была как решето избита навылет каменными ядрами, но возгорания не было нигде. О! Вера Святая наша Вера! О! Великое ходатайство и заступление пред Богом Соловецких Чудотворцев о своей обители. Гоподь допустил напасть на монастырь, да являются дела Божии на нем, Россия узрела дивное милосердие Божие и чудный Покров от Знамения Пресвятыя Богородицы, Царству Русскому. С нами Бог! Разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог, услышите до последних земли, яко с нами Бог. Аминь. Видеша вси концы земли спасение Бога нашего, яко дивная сотвори Господь”.
[80] Сфера с крестом - знак царской власти.