Земли водного фонда классифицируются по основаниям:
ЗК РФ, Статья 90. Земли транспорта
Земли транспорта - земли, которые используются или предназначены для обеспечения деят-ти организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, ФЗми и законами субъектов РФ.
В целях создания условий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляется резервирование земель. В отношении земель автомобильного транспорта применяется постановление Правительства РФ от 30 июня 1999 г. № 718 «О резервировании земельных участков для строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог общего пользования».
На этих землях устанавливается особый режим землепользования, и строительство любых объектов производится в установленном порядке по решению уполномоченных органов.
Правовой режим прежде всего зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций.
В России различаются такие основные виды транспорта, как автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный, водный.
Функционирование транспортных систем в РФ регулируется законодательством о транспорте, которое формируется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и местном уровне.
Данными нормативными актами могут быть определены
· особенности использования земель транспорта
· правовой режим охранных зон.
ЖД-транспорт
Земли железнодорожного транспорта— земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деят-ти организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений, сооружений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе участки, расположенные на полосах отвода железных дорог и в охранных зонах (ст. 2 ФЗ от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»).
Полоса отвода железных дорог (полоса отвода) — земельные участки, прилегающие к ж/д путям, участки, предназначенные для размещения ж/д станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль ж/д путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов ж/д транспорта.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется постановлением Правительства РФ от 12 октября 2006 г. № 611.
Образование участков в границах полосы отвода железных дорог и упорядочение границ земельных участков, расположенных в границах полосы отвода, производится в рамках соответствующего проекта территориального землеустройства.
Обязанность по обеспечению подготовки проекта землеустройства возложена на владельца инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования или владельца ж/д пути необщего пользования либо организацию, осуществляющую строительство инфраструктуры ж/д транспорта общего или необщего пользования.
Свободные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель ж/д транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юр лицам оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных ФЗми.
Пользователям в пределах полосы отвода не разрешается размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость ж/д пути и создающих угрозу безопасности движения, а также в местах расположения водопроводных и канализационных сетей, водозаборных сооружений и других инженерных коммуникаций строительство и размещение каких-либо зданий и сооружений, проведение с/х работ.
Размещение инженерных коммуникаций линий электропередачи, связи, магистральных газо-, нефтепроводов и других линейных сооружений в границах полосы отвода допускается только по согласованию с владельцем инфраструктуры ж/д транспорта общего пользования или ж/д пути необщего пользования либо организацией, осуществляющей строительство инфраструктуры ж/д транспорта общего или необщего пользования.
Указанные организации обязаны не допускать в местах прилегания границ полосы отвода к с/х угодьям разрастание сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительности и в местах прилегания к лесным массивам скопление сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а также обязаны обеспечить отделение границы полосы отвода от опушки естественного леса противопожарной опашкой или минерализованной-полосой.
В составе земель ж/д транспорта выделяют и охранные зоныв целях обеспечения безопасности населения, работников ж/д транспорта, пассажиров и нормальной эксплуатации ж/д путей и других объектов ж/д транспорта.
Участки, расположенные вдоль полосы отвода, могут быть включены в границы охранной зоны в случае прохождения ж/д путей в местах, подверженных снежным обвалам (лавинам), оползням, размывам, селевым потокам, оврагообразованию, карстообразованию и иным опасным геологическим воздействиям; в районах подвижных песков; по лесам, выполняющим функции защитных лесонасаждений, в том числе по лесам в проймах рек и вдоль поверхностных водных объектов; по лесам, где сплошная вырубка древостоя может отразиться на устойчивости склонов гор и холмов и привести к образованию оползней, осыпей, оврагов или вызвать появление селевых потоков и снежных обвалов (лавин), повлиять на сохранность, устойчивость и прочность ж/д путей. В границах охранных зон могут быть установлены запреты или ограничения на выпас скота, распашку земель и др.
Решение о включении участка (его части) в границы охранной зоны принимается Федеральным агентством ж/д транспорта (его территориальный орган) по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.
Авто-транспорт
Земли автомобильного транспорта могут предоставляться для:
• размещения автомобильных дорог;
• размещения объектов дорожного сервиса, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деят-ти, стационарных постов органов внутренних дел;
• установления полос отвода автомобильных дорог.
Автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муницип собственности, а также в собственности физ или юр лиц.
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
· дороги федерального значения;
· дороги регионального или межмуниципального значения;
· дороги местного значения;
· частные автомобильные дороги.
В зависимости от вида разрешенного использования автомобильные дороги подразделяются на
· общего пользования
для движения транспортных средств неограниченного круга лиц
· необщего пользования
дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнит органов гос власти, местных администраций, физ или юр лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для гос или муницип нужд.
Предоставление участков для автомобильных дорог осуществляетсяразличными органами в зависимости от формы собственности на земельный участок и значения автомобильной дороги.
Полоса отвода автомобильных дорог предназначена для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на ней располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (заправки, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции техобслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств).
Земельные участки в границах полосы отвода могут предоставляться гражданам или юр лицам для размещения таких объектов.
В границах полосы отвода, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ, запрещаются:
1) выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса;
2) размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса;
3) распашка участков, покос травы, осуществление рубок и повреждение лесных насаждений и иных многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта, за исключением работ по содержанию полосы отвода автомобильной дороги или ремонту автомобильной дороги, ее участков;
4) выпас животных, а также их прогон через дороги вне специально установленных мест, согласованных с владельцами дорог;
5) установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения;
6) установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деят-ти.
Для создания необходимых условий использования дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог— территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
Придорожные полосы не устанавливаются для автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.
Ширина каждой придорожной полосы устанавливается в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития.
Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деят-ти, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца дороги.
Установление границ полос отвода дорог и границ придорожных полос дорог, их использование осуществляются в соответствии с ФЗ от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», других ФЗ и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.»
Водо-транспорт
Земли морского, внутреннего водного транспорта- участки, предоставленные в целях обеспечения деят-ти организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта.
Для объектов водного транспорта могут предоставляться участки для:
1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
2) размещения портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
3) выделения береговой полосы.
Береговая полоса внутренних водных путей - выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территории населенных пунктов.
Береговая полоса - полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования шириной 20 м. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 м.
Организации внутреннего водного транспорта вправе использовать береговую полосу безвозмездно для работ, связанных с судоходством. Особые условия пользования береговой полосой устанавливаются Правительством РФ (ч. 1 ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ определяет, какими правами обладают бассейновые органы гос управления на внутреннем водном транспорте. В частности, они вправе пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений, сооружений для этих целей в порядке, установленном законодательством РФ; устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования; осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования и др.
Воздушный-транспорт
Земельные участки воздушного транспорта -предоставляются в целях обеспечения деят-ти организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта (аэродромов, аэропортов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос).
Согласно нормам Воздушного кодекса РФ строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов, комплексов зданий, сооружений, коммуникаций, наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения и других объектов должны быть согласованы с соответствующими органами исполнит власти субъектов РФ.
Размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнич и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома и осуществляется в соответствии с воздушным законодательством.
Размещение линий связи и линий электропередачи, сооружений различного назначения в зоне действия систем посадки, вблизи объектов радиолокации и радионавигации, предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, и размещение радиоизлучаемых объектов должны согласовываться с уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также с федеральными органами исполнит власти в соответствии с ведомственной принадлежностью юр лиц, осуществляющих права владения или пользования системами посадки, объектами радиолокации и радионавигации.
Для обеспечения безопасности взлета, посадки и других маневров воздушных судов устанавливаются охранные зоны, к которым относятся приаэродромные территории и входящие в них полосы воздушных подходов.
Проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, с/х и иных объектов в пределах приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здания граждан и деят-ть юр лиц по согласованию с собственниками аэродромов (ст. 46 Воздушного кодекса РФ).
В полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне воздушных проходов — менее 15 км от контрольной точки аэродрома запрещается размещать места выбросов пищевых отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.
Для исключения возможного вредного воздействия на здоровье людей и на деят-ть организаций для каждого аэродрома устанавливается зона ограничения жилищно-гражданского, культурно-бытового и промышленного строительства, границы которой сообщаются органом исполнит власти РФ для учета при планировании, строительстве и развитии городов и других населенных пунктов, а также при строительстве и реконструкции промышленных, с/х и иных объектов.
Трубопроводы
Земли трубопроводного транспорта- участки, предоставленные для размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, а также объектов, необходимых для их эксплуатации.
Материалы о расположении и заглублении трубопроводов передаются органами местного самоуправления и наносятся на районные карты землепользовании.
Участки, где пролегают подземные трубопроводы, используются в соответствии с требованиями безопасности.
Охранные зоны устанавливаются:
· вдоль трасс трубопроводов — на расстоянии 25 м или 100 м (в зависимости от вида добываемого нефтегазового ресурса) от оси трубопровода с каждой стороны;
· вдоль трасс многониточных трубопроводов — от осей крайних трубопроводов;
· вокруг емкостей для хранения (разгазирования) конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов — на расстоянии 50 м от границ этих объектов.
На территориях охранных зон при хозяйственном использовании этих земельных участков не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации-собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
53. Правовой режим земель лесного фонда.
· ЗК РФ
· Лесной кодекс РФ - регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений
Поскольку использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены, лесопользование юридически связано с землепользованием.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Если леса располагаются на землях иных категорий, например с/х назначения, то на них распространяется правовой режим земель конкретной категории и нормы, предусматривающие правила использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Земли лесного фонда:
Лесные земли:
а) земли, покрытые лесной растительностью;
б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие);
Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги и др).
НЮАНС
Лесное законодательство выделяют особую группу лесов, которые не входят в понятие лесного фонда, но составляют особую категорию, близкую по правовому режиму к лесному фонду. К этой группе, официально именуемой лесами, не входящими к лесной фонд, входят леса, расположенные на землях обороны и городских поселений (городские леса).
Помимо лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, лесное законодательство выделяет третью особую лесную категорию: древесно-кустарниковая растительность.
Лесное законодательство разделило понятие леса как единой системы на 2 составляющие:
· лесные насаждения
· лесной участок - земельный участок, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и гос кадастрового учета.
Лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности.
Право собственности на лесные участки, расположенные на других категориях земель, определяется в соответствии с ЗК РФ, т.е. может принадлежать субъектам РФ, муницип образованиям, гражданам и юр лицам.
Ст. 3 ЛК РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на:
- имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков;
- имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений.
Участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте (п. 5 ст. 27 ЗК РФ). Такие участки не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных ФЗми.
Участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве:
- постоянного (бессрочного) пользования
предоставляются только гос или муницип учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деят-ти (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ).
- ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут)
лесной сервитут регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ.
- аренды
предоставляются гражданам и юр лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ.
- безвозмездного срочного пользования.
участки, находящиеся в гос или муницип собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деят-ти.
ЛК РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на:
- эксплуатационные (выделяются только в составе земель лесного фонда)
Это леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
- резервные (выделяются только в составе земель лесного фонда)
Это леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам.
- защитные (могут выделяться в других категориях земель). Категории защитных лесов перечислены в ст. 102 ЛК РФ.
В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деят-ти, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.
Отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и установление их границ осуществляются органами гос власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков и установление их границ осуществляются органами гос власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
Государственное управление в сфере лесных отношений – деят-ть гос органов по обеспечению рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов:
· общее гос управление
осуществляется гос органами исполнительной власти: Президентом РФ, Правительством РФ, органами исполнит власти субъектов РФ. Некоторые функции управления могут осуществляться органами местного самоуправления.
· специальное (ведомственное) гос управление
осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и находящимися в его ведении Федеральным агентством лесного хозяйства и Федеральной службой в сфере природопользования.
Основными функциями гос управления лесными отношениями являются:
- распределение и перераспределение лесов между лесопользователями;
- планирование в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;
- гос инвентаризация лесов;
- гос лесной реестр;
- гос кадастровый учет лесных участков;
- гос регистрация прав на лесные участки и сделок с ними;
- гос лесной контроль и надзор;
- лесоустройство;
- воспроизводство лесов и лесоразведение;
- охрана и защита лесов.
Гос регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в соответствии с ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О гос регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Перевод земель/участков лесного фонда, занятых защитными лесами, за исключением земель/участков лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны в земли других категорий разрешается в случае:
1) организации особо охраняемых природных территорий;
2) установления или изменения черты поселения;
3) размещения объектов гос или муницип значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Перевод земель/участков лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства РФ в случае размещения аэродромов.
Независимо от формы публичной собственности на леса граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в них и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной и санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами.
54. Правовой режим земель водного фонда.
Водный объект представляет собой земли, покрытые водами, что обусловливает особенности правового режима земель водного фонда.
Водный фонд - совокупность водных объектов в пределах территории РФ.
Водные объекты - природные или искусственные водоемы, водотоки и иные объекты, постоянное или временное сосредоточение вод в которых характеризуется определенным уровнем, расходом и объемом воды (водным режимом). Это вся вода, находящаяся в водных объектах.
Все водные объекты в зависимости от их водного режима, физико-географических, морфометрических (количественные характеристики рельефа суши и дна) и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
Правовой режим подземных вод регулируется законодательством о недрах.
Единый водный объект:
- поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта).
- подземные воды и вмещающие их горные породы.
Земли водного фонда классифицируются по основаниям:
· техническим (занятые сооружениями или свободные от них)
Это земли покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, и занятые гидротехнич и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
· форме собственности (гос, субъектов РФ; муницип; частная)
· по условиям доступа (объекты общего (гос и муницип собственность) и обособленного пользования)
Участники водных отношений - РФ, ее субъекты, муницип образования и водопользователи (граждане и юр лица).
Водопользователь-гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд либо для осуществления предпринимательской деят-ти. Для собственных нужд вправе свободно использовать водные объекты, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ.
Водопользователь-юр лицо вправе использовать водный объект только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено Водным кодексом РФ.
Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным гос органом управления использованием и охраной водного фонда.
Общее водопользование - использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств. Может осуществляться гражданами и юр лицами без получения лицензии на водопользование.
Продажа, залог и другие сделки, которые могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются.
Земли водного фонда -земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнич сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
· Могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, с/х, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетич, транспортных и иных гос или муницип нужд при соблюдении установленных требований.
Для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.
Устанавливается гос собственность на водные объекты (Ст. 34 Водного кодекса).
Все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муницип собственности, собственности граждан и юрлиц, являются гос собственностью.
В федеральной собственности находятся:
– поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ;
– подземные водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов РФ;
– водные объекты, расположенные на территории одного субъекта РФ, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности федеральных энергетич систем, федерального транспорта и иных гос нужд, реализация которых отнесена к полномочиям РФ;
— водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
— трансграничные (пограничные) водные объекты;
— внутренние морские воды;
— территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль);
— водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий;
— водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения;
— иные особо охраняемые водные объекты федерального значения.
В собственности субъектов РФ могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены на территории соответствующего субъекта РФ и не отнесенные к федеральной собственности.
Обособленные водные объекты, принадлежащие на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муницип образованиям, являются муниципальной собственностью. В муницип собственности находятся водные объекты, предназначенные для муницип нужд. От имени муницип образований права собственника осуществляют соответствующие органы местного самоуправления.
В собственности граждан и юр лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) – небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством РФ.
Водные объекты, находящиеся в частной собственности физ и юр лиц, могут быть общедоступными по решению собственника данного водного объекта. Это правило выводится из п. 1 ст. 262 ГК РФ, в силу которого, если участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Лица, не являющиеся собственниками, могут иметь права на водные объекты:
- право долгосрочного пользования;
- право краткосрочного пользования;
- право ограниченного пользования (водный сервитут).
НЮАНС
Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не установлено Водным кодексом.
Водные объекты, находящиеся в гос собственности, предоставляются гражданам и юр лицам в долгосрочное и краткосрочное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологич состояния водных объектов. Право краткосрочного водопользования устанавливается на срок до 3 лет, а право долгосрочного водопользования – от 3 до 25 лет.
Право ограниченного пользования водным объектом выступает в двух видах: публичного и частного водных сервитутов.
Статья 8 ВК РФ установила прямой запрет на отчуждение водных объектов без отчуждения участков, в границах которых они расположены. Такие участки разделу не подлежат, если в результате их раздела требуется раздел водного объекта. Законодательство четко установило, что в этом случае идет речь о прудах и обводненных карьерах, так как только данные водные объекты могут быть объектами гражданско-правовых сделок.
Не допускается приватизация (она же отчуждение из гос и муницип собственности) земельных участков в случаях (п. 4 ст. 28 ЗК РФ):
- изъятия земельных участков из оборота;
- ограничения участков в обороте, за исключением случаев, установленных ФЗми;
- установленного ФЗ запрета на приватизацию участков;
- резервирования земель для гос или муницип нужд.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования (согласно п. 8 ст. 27 ЗК РФ, введенному ФЗ от 3 июня 2006 г. "О введении в действие Водного кодекса РФ" N 73-ФЗ, в ред. ФЗ от 19 июня 2007 г. "О внесении изменений в статьи 16 и 19 Водного кодекса РФ и ст. 27 ЗК РФ" N 102-ФЗ).
Ограничены в обороте, а следовательно, не подлежат приватизации без установления такого разрешения на уровне федерального закона находящиеся в гос или муницип собственности земельные участки (ст. 27 ЗК РФ):
- в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в гос или муницип собственности (пп. 3 п. 5 в ред. ФЗ от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ);
- расположенные под объектами гидротехнических сооружений (пп. 10 п. 5);
- в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (пп. 14 п. 5 введен ФЗ от 19.06.2007 N 102-ФЗ).
Земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, на основании пп. 10 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность в соответствии с п. 2 ст. 27 ЗК РФ, за исключением случаев, установленных ФЗми. ФЗ от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" предполагает возможным нахождение гидротехнических сооружений в собственности РФ, субъектов РФ, муницип образований, физ или юр лиц независимо от организационно-правовой формы. Следова