Практическая часть задания

Практическая часть задания состоит из индивидуальных вопросов и индивидуальных задач, номера которых выбираются по коду студента. Примером персонального кода студента является номер зачётной книжки.

Вариант индивидуальных вопросов выбирается в соответствии с последней цифрой кода студента (таблица 1). Вариант индивидуальных задач выбирается по предпоследней цифре того же кода (таблица 2). Например, номер зачётной книжки АДб – 11 – 42 соответствует второму (2) варианту вопросов под номерами 2, 12, 22, 32 и четвёртому (4) варианту задач.

3.1 Индивидуальные вопросы

Индивидуальные вопросы затрагивают сравнительно узкие темы инженерно-гидрометеорологических изысканий и связанные с ними правила по охране труда и техники безопасности, а также правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Список вопросов

1. Назовите основные нормативные документы для инженерно-гидрологических изысканий.

2. На какие этапы разделены инженерно-гидрологические изыскания?

3. Назовите перечень работ, выполняемых в полевой период.

4. В чём необходимо убедиться перед использованием плавсредства (лодки)?

5. Какие условия требуется выполнять при загрузке лодки?

6. Какие правила следует соблюдать при посадке и высадке из лодки?

7. Какие правила следует соблюдать в период плавания лодки?

8. Что необходимо предусмотреть перед забрасыванием якоря?

9. Каковы основные правила техники безопасности при выполнении гидрометрических работ с лодки?

10. Каковы основные правила спасения утопающих с использованием плавсредств?

11. Как правильно подавать спасательный круг утопающему?

12. Как правильно транспортировать утопающего к берегу с использованием лодки?

13. Каковы основные правила спасения утопающих без использования плавсредств (вплавь)?

14. Назовите основные приёмы буксировки пострадавшего без использования плавсредств (вплавь)?

15. Что необходимо сделать перед проведением искусственного дыхания пострадавшему?

16. Описать способы искусственного дыхания.

17. Описать методику выполнения непрямого массажа сердца.

18. Описать методику оказания помощи при ранении пострадавшего.

19. Описать методику оказания помощи при солнечном и тепловом ударе.

20. Для чего предназначены водомерные посты?

21. Что понимают под нулём графика поста?

22. Перечислите характерные уровни воды в реке.

23. Что такое гидроствор?

24. Каковы конкретные требования для проведения гидрометрических работ?

25. Что называют урезом воды?

26. Что называют глубиной в реке?

27. Что такое изобаты?

28. Назовите приборы, с помощью которых измеряют глубину.

29. Что такое изотахи?

30. Назовите характерные скорости течения в реке.

31. Назовите приборы, предназначенные для измерения скорости течения.

32. Назовите достоинства и недостатки поплавкового метода.

33. Назовите достоинства и недостатки измерения скорости при помощи гидрометрической вертушки.

34. С какой целью вычерчивают траектории движения поплавков?

35. В чём заключается аналитический метод определения средней скорости?

36. В чём заключается графический метод определения средней скорости?

37. В чём заключается аналитический метод определения расхода воды с использованием скоростей, измеренных поплавками?

38. В чём заключается графический метод определения расхода воды с использованием скоростей, измеренных гидрометрической вертушкой?

39. Какой расход воды считается фиктивным расходом?

40. Какие гидравлические характеристики необходимо знать для вычисления коэффициента шероховатости русла?

В таблице 1 приведены номера индивидуальных вопросов.

Таблица 1

Номера вопросов по вариантам

В а р и а н т ы

Оформление каждого ответа контрольного задания должно начинаться с указания номера и полного текста вопроса. И только затем следует давать краткий, но чёткий и прямой ответ на поставленный вопрос. При ответе на вопросы используй те как основную [1,2], так и дополнительную литературу [1,2].

Индивидуальные задачи

Индивидуальные задачи составлены по данным следующих полевых гидрометрических работ:

– разбивка базиса и трёх гидростворов;

– замер глубин по створам;

– определение скорости течения реки при помощи поплавков.

Схема проведения гидрометрических работ представлена на рисунке. По результатам замеров студентам предлагается закончить выполнение камеральных работ и решить поставленные задачи. Расчётным принимается средний створ (II створ). Траектории движения поплавков, показанные на схеме, и засечённое время прохождения поплавка между створами дают возможность вычислить среднюю скорость поплавка при прохождении от первого до третьего створа.

При решении задач используйте основную литературу [1].

практическая часть задания - student2.ru

Рис. Схема участка гидрометрических работ

с траекториями движения поплавков

Перед студентами не ставится задача определения средней скорости поплавка практическая часть задания - student2.ru . Будем считать её предварительно вычисленной по формуле

практическая часть задания - student2.ru , (1)

где практическая часть задания - student2.ru и практическая часть задания - student2.ru – путь, пройденный поплавком между створами; практическая часть задания - student2.ru и практическая часть задания - student2.ru – время прохождения поплавка между створами.

Также будем считать предварительно вычисленными расстояния от базиса до промерных вертикалей и поплавков x по формуле

практическая часть задания - student2.ru , (2)

где l – расстояние от буссоли до створа или поплавка; α – угол между базисом и направлением на промерную вертикаль или поплавок.

Таким образом, в таблицу 2 для выполнения задания внесены следующие данные:

– расстояние от базиса до промерной вертикали;

– глубина на промерной вертикали;

– расстояние от базиса до поплавка;

– средняя скорость поплавка.

Задачи

1. По данным таблицы 2 построить эпюру скоростей и определить среднюю скорость движения воды в расчётном створе.

2. По данным таблицы 2 построить поперечный профиль расчётного створа и определить в нём расход любым методом.

3. Используя результаты решения предыдущих двух задач, определить коэффициент шероховатости русла с уклоном i = 0,00009. По числовому значению коэффициента описать поверхность русла.

Таблица 2

Задание к задачам по вариантам

Номер варианта Расстояние от базиса до промерной вертикали, м Глубина на промерной вертикали, м Расстояние от базиса до поплавка, м Средняя скорость поплавка, м/с Номер варианта Расстояние от базиса до промерной вертикали, м Глубина на промерной вертикали, м Расстояние от базиса до поплавка, м Средняя скорость поплавка, м/с
УВ 1,2 2,7 3,0 3,7 4,1 3,2 1,5 0,8 УВ 0,35 0,45 0,52 0,70 0,80 0,83 0,78 0,67 0,47 0,31 УВ 0,7 1,2 1,5 2,7 3,0 2,5 1,8 1,0 УВ 0,26 0,32 0,37 0,56 0,54 0,51 0,42 0,34 0,22 0,21
УВ 0,8 1,6 1,9 2,4 3,1 2,6 1,7 1,1 УВ 0,3 0,34 0,46 0,52 0,58 0,61 0,57 0,46 0,35 0,28 УВ 1,1 1,6 2,4 2,8 3,4 2,7 2,3 1,5 УВ 0,39 0,42 0,56 0,61 0,78 0,74 0,64 0,51 0,47 0,36

Продолжение табл. 2

УВ 1,0 1,3 1,9 2,4 3,6 3,1 2,8 1,5 УВ 0,28 0,41 0,43 0,56 0,70 0,75 0,68 0,5 0,41 0,3 УВ 1,2 2,7 3,0 3,7 4,1 3,2 1,5 0,8 УВ 0,35 0,45 0,52 0,70 0,80 0,83 0,78 0,67 0,47 0,31
УВ 0,9 1,8 2,6 3,1 3,8 4,2 2,5 0,8 УВ 0,26 0,32 0,37 0,43 0,56 0,54 0,51 0,47 0,47 0,31 УВ 1,0 1,8 2,4 3,6 4,0 3,8 2,8 1,0 УВ 0,3 0,41 0,52 0,68 0,51 0,77 0,86 0,82 0,42 0,34
УВ 0,8 1,6 1,9 2,4 3,1 2,69 1,7 1,1 УВ 0,31 0,34 0,46 0,50 0,58 0,68 0,57 0,46 0,35 0,28 УВ 1,1 1,6 2,4 3,8 4,4 2,7 2,3 1,5 УВ 0,38 0,41 0,43 0,56 0,70 0,75 0,68 0,50 0,41 0,30

Построение поперечного профиля расчётного створа и эпюры скоростей выполнять строго в масштабе на миллиметровой бумаге с правильным и чётким заполнением сетки. Использование при построении стандартных компьютерных программ (например, AutoCAD, Компас) требует высокой квалификации и не исключает тех же требований к чертежу: масштаб, заполнение сетки в соответствии с точками на поперечнике и эпюре скоростей. Пример выполнения построений приведён в приложении 2.

При описании поверхности русла необходимо воспользоваться справочными данными.

Наши рекомендации