Сложившаяся система функциональных зон
В пределах городской черты сложилось несколько функционально-
регламентированных участков.
Производственные зоныприурочены преимущественно к береговой
линии Авачинской губы и субгоризонтальным участкам в северной части
города. Транспортно-производственно-складская зона имеет линейную кон-
фигурацию вдоль береговой линии Авачинской губы и ее бухт в пределах
городской черты. С юга на север эту зону образует практически сплошная
(свободный доступ к береговой линии возможен только в двух местах —
в районе Никольской сопки и в Сероглазке) полоса причальных, комму-
нально-складских, промышленных объектов и сооружений.
Промышленная зоназанимает субгоризонтальные участки преиму-
щественно в северной части города. Помимо этого промышленные функ-
ции размещены и в других частях города. Наиболее крупные промышлен-
ные зоны «неморской» специализации объединяют предприятия местной
пищевой промышленности, машиностроения, автотранспорта. Крупней-
шие ареалы этой зоны располагаются вдоль улиц Чубарова, Вулканной,
Северо-Восточного шоссе и т. д. В настоящее время дефицит промышлен-
но-производственных площадок город не испытывает, спад объемов про-
изводства, напротив позволил высвободить де-факто и де-юре значитель-
ные площади земель производственного назначения. Как правило, на них
размещается торговая и торгово-складская деятельность.
Селитебная зонавытянута в пределах города сублинейно с юга на
север с выраженной кластеризацией. Кластерное размещение селитебной
функции обусловлено в первую очередь инженерно-геологическими усло-
виями застройки городских пространств. Преимущественный тип застрой-
ки — 4–5-этажные дома в основном 1960-х гг. постройки. Комплексные
решения по застройке жилых кварталов стали применяться сравнительно
поздно — с конца 1970-х – начала 1980-х гг., поэтому значительная часть
кварталов и районов массовой застройки характеризуется низкой степень
благоустройства внутриквартальных пространств. Значительная часть ком-
муникаций обустроена на поверхности. Весома доля индивидуального жи-
лья (в основном в самой южной части города и на севере, на подножиях
сопки Мишенной).
42 В. В. Скворцов
Зоны индивидуального жильясохранились, как правило, на наибо-
лее сложных для массового строительства участках, эти кварталы требуют
первоочередной реконструкции и благоустройства.
Рекреационные зоныв пределах города развиты в недостаточном
объеме. Зеленые зоны города помимо залесенных склонов сопок представ-
лены лишь небольшими по площади скверами. Единственным относитель-
но обустроенным зеленым массивом города является Никольская сопка.
В зимнее время года рекреационная значимость склонов повышается
в связи с использованием их для горнолыжного спорта, лыжная трасса обо-
рудуется в северной части города.
Особенности планировочной организации города обусловили про-
странственное рассредоточение центральных функций. В городе выделя-
ется историко-административный центр (в районе Петропавловской губы,
улиц Ленинской и Советской, Култучного озера), торгово-развлекательный
(стадион «Спартак», Рынок). Центр торгово-бытового обслуживания ли-
нейно выражен вдоль проспекта 50-летия Октября. Выделяется два транс-
портных центра — КП и автовокзал. Городские субцентры в основным
нанизаны на основную планировочную ось города и образуют вместе с
внутрирайонными субцентрами второго порядка единую сеть.
Городская среда (объемно-пространственная
Композиция города)
Сформировавшаяся визуальная композиция города, как уже отмеча-
лось выше, в настоящее время не соответствует требованиям к формиро-
ванию комфортной среды обитания. К ее основным проблемным свойст-
вам относятся:
– характерная для портовых городов нарушенность морской панорамы
Высокой концентрацией производственных объектов вдоль берего-
вой линии;
– отсутствие выраженных архитектурных и планировочных доми-
нант (за исключением природных декораций), влияющее на целост-
ность городской композиции;
– «разорванность» городского пространства как вследствие естествен-
ных планировочных условий, так и в результате градостроительных
решений и их воплощений;
– невыраженность исторического центра города, отсутствие памят-
ников истории и культуры;
– доминирование в городской застройке низкоэстетичных 4–5-этаж-
ных жилых домов 1960–1970-х гг. постройки (138 серия) в панель-
ном исполнении, характеризующихся невзрачностью фасадов;
Генеральный план как инструмент стратегического развития города 43
– неблагоустроенность внутриквартальных и дворовых пространств;
– наличие обширных кварталов ветхого индивидуального жилья (осо-
бенно в южной части города, в т. ч. Копай-город, на склонах сопок
Мишенной, Петровской и др.);
– неблагоприятное наложение на визуальную среду города отягощаю-
щих ярких пятен уличной (в т. ч. световой) рекламы;
– низкая озелененность улиц, площадей, внутриквартальных и междо-
мовых пространств.