Построение продольного профиля и поперечников

Обычно при проектировании положение проектной линии определяется значениями проектных отметок в контрольных точках. Контрольными точками могут быть точки начала и конца трассы, точки примыкания трассы к существующим трассам и коммуникациям, отметка проезжей части моста или путепровода. Если такие точки есть, то намечают начало и конец участка с равномерным проектным уклоном, определяют его длину d и вычисляют предварительный уклон по формуле

iпред=(Нкон – Ннач)/d, (2.42)

где Ннач, Нкон – отметки контрольных точек.

Например, для примера, приведенного в прил. 6, контрольными точками служат: ПК0, ПК3+10, ПК4, ПК7, ПК10. Их предварительные проектные отметки должны быть известны (они задаются в техническом задании на проектирование). В нашем примере они будут следующими:

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru ; Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru ;

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru ; Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru ;

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru .

Нпк0пр=183,98+0,5=184,48м

Нпк3+10пред=177,91+1=178,91м

Нпк10пр=190,14+0,004*300м=191,34м

Имея предварительные проектные отметки на концах участков, вычисляем предварительный проектный уклон.

Рассмотрим пример расчета для интервала ПК0–ПК3+10.

Вычисляем предварительный уклон на этом интервале:

iпред = Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru , (2.43)

где d – длина интервала; ПК3+10–ПК0; d=310 м.

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru

iпредв=(178,91 – 184,48)/310= – 0,01795.

Округляем до тысячных долей уклона и получаем окончательное значение проектного уклона iпр= – 0,018 или iпр= – 20 ‰ (10 промилле).

Полученное значение проектного уклона записываем в графу профиля «Уклоны». Знак уклона не ставится, он заменяется диагональной линией:

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru при положительном уклоне

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru при отрицательном уклоне

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru при нулевом уклоне

Окончательную проектную отметку конечной точки этого интервала вычисляем по формуле

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru (2.44)

где d – длина интервала (в нашем примере 310 м).

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru м.

Проектные отметки точек, находящихся внутри этого интервала, вычисляем по формуле

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru (2.45)

где di – расстояние от начальной точки интервала до рассчитываемой.

В нашем примере

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru

Интервал ПК3+10–ПК4.

Согласно заданию, проектные отметки граничных точек этого интервала равны, следовательно, проектный уклон равен нулю.

Интервал ПК4–ПК7.

Вычисляем предварительный уклон на этом интервале по формуле

iпредв= Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru

где Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru м.

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru

iпредв=(190,14–178,91)/300=0,0374.

После округления

iпр=0,0374=37 ‰.

Вычисляем окончательное значение проектной отметки ПК7:

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru .

Проектные отметки точек, находящихся внутри интервала, рассчитываем по формуле

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru

Нпр1=184,48+(-0,018*100)=182,66

Нпр2=184,48+(-0,018*200)=186,4

Нпр3=184,48+(-0,018*300)=181,16

Интервал ПК7–ПК10.

На этом интервале проектный уклон задан iпр = 0,004 = 4‰.

Следовательно, Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru

Проектные отметки точек, находящихся внутри интервала, рассчитываем по формуле

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru .

Нп8пр=190,14+0,004*100=190,54

Нп90пр=190,14+0,004*200=190,94

Все рассчитанные проектные отметки заносим в графу «Отметки оси дороги» («Проектные данные»). Построение проектной (красной) линии осуществляется по проектным отметкам контрольных точек (т.е. по точкам перелома уклона) аналогично тому, как строился профиль земли.

Для строительства сооружения необходимо знать объемы земляных работ по всему участку трассы, которые рассчитываются по рабочим отметкам. Рабочая отметка – это разность между проектной отметкой и отметкой земли в данной точке. Она показывает высоту насыпи или глубину выемки в этой точке.

Построение продольного профиля и поперечников - student2.ru = Hпрj – Hземj. (2.46)

hр1=182.68-185.13=-2.45

hр2=180.89-184.35=-3.46

hр3=179.09-180.61=-1.51

hр4=178.91-181.53=-2.61

hр5=182.66-183.83=-1.18

hр6=186.4-189.04=-2.64

hр7=0.0

hр8=190.54-189.61

hр9=190.94-191.77=-0.83

hр10=191.34-191.76=-0.42

Положительные рабочие отметки подписываются выше красной линии на 10 мм – это насыпь; отрицательные рабочие отметки подписываются под красной линией без знака – это выемка. При пересечении проектной линии с линией земли рабочая отметка в этой точке равна нулю. Такие точки называют точками нулевых работ.

Для определения отметки точек нулевых работ воспользуемся проектным уклоном интервала, в котором находятся эти точки и проектными отметками точек.

Для нашего случая:

Н10пк0пр=184,48

Н10пк0пр+(-0,018)*(300+5)=184,48+(0,018)*(305)=179

Н20пк4пр+(-0,018)*(100-31)=178,91+(0,018)*(69)=181,5

Н40пк4пр+0,037*(0)=178,91+(0,037)*(0)=178,91

Н50пк7пр+0,004*0=190,14+0,004*0=190,14

Н60пк7пр+0,004*(100+45)=190,14+0,004*(145)=190,72

Наши рекомендации