Процесс деловой игры. Блок-схема деловой игры
5.1. Процесс деловой игры состоит из следующих последовательно выполняемых блоков:
· I - подготовка;
· II – функционирование в режиме исходного планирования;
· III - функционирование в режиме оперативного управления;
· IV - анализ и оценка результатов.
5.2. Процесс можно проследить по блок-схеме деловой игры, для которой приняты следующие условные обозначения и сокращения:
- начальник комплекса – НК;
- начальник объекта – НО;
- служба сетевого планирования и управления – СПУ;
- ответственный исполнитель – А, Б, В;
Блок схема деловой игры
5.3. Пояснения к блок-схеме.
Блок I длится 20 минут работы (1-6). Рекомендуется работы 2-4 выполнить на занятии, предшествующем игре. Для работы 3 рекомендуется принимать по 300 баллов на объект, в т. ч 150 баллов за ввод в срок основной очереди, 100 баллов - переходящей и 50 баллов - задельной. При этом на переходящей очереди идет монтаж коробки и отделки, а на задельный - нулевой цикл. В работе 6 обратить внимание на совмещение работ, последовательность выполнении работ по захваткам и работы по поставке ресурсов.
Блок II –исходное планирование - состоит из шести этапов.
Первый этап (работа 7) длится 15 минут.
Второй этап (работа 9) длится 1 час 10 минут. На этапе исполнители разрабатывают по 2 экземпляра первичной сети на каждую очередь (практически - 4 копии сети с одинаковой топологией, но разной шифровкой работ), а также по одному экземпляру "ведомости первичной сети ответственного исполнителя" по форме I (прил.13). Вторые экземпляры сети и «Ведомости», подписанные исполнителем передаются на согласование в службу сетевого планирования и управления. Штрафы за возможные ошибки при разработке сети и заполнении первых 7 граф "Ведомости" группа сетевого планирования и управления заносит в "Ведомость" с возвратом на доработку. За завизированные группой сетевого планирования и управления документы с ошибками штрафы при дальнейшем контроле налагаются на нее саму, исправляют ошибки исполнители. На разработанных сетях должны быть нанесены номера и длительности работ, организационно-технические зависимости, определены расчетные зависимости между "своими" работами.
Третий этап (работы 11-13) длится I час 30 минут. Контроль правильности и своевременности выполнения осуществляет НО, затем НК.
Четвертый этап (работа 14) длится 15 минут. СПУ готовят для, НО к оперативному совещание предварительные предложения по возможному формированию критических и подкритических работ с целью выполнения директивных сроков строительства очередей (форма 2, прил.12).
Пятый этап (работы 16,17) длится 30 минут. На оперативном совещании НО, ориентируясь на имеющийся премиальный фонд за ввод объекта в срок, объявляет выделяемый им ответственным исполнителям размер премии в баллах за форсирование критических и подкритических работ. Рекомендуется направлять на премирование исполнителей около 60 % выделенного начальником комплекса фонда. Размер фонда может быть увеличен при условии, если начальник комплекса на основе анализа сетей (работа 14) принял решение о досрочном вводе комплекса. При этом требуется, чтобы основные очереди по всем объектам имели одинаковый срок сокращения (нужен ввод комплекса); аналогичный порядок сохраняется по переходящим очередям; по задельным очередям допускается различное сокращение сроков.
Ожидаемые размеры увеличения фонда: по 10 баллов за каждый день сокращения ввода основной и переходящей очередей объекта; по 6 баллов - за день сокращения строительства на задельной очереди.
Целью совещания в этом случае является не только соблюдение, но и соответствующее сокращение директивного срока.
Ответственные исполнители, каждый раздельно, подают свои предложения по сокращению критических (если нужно и подкритических) работ по (ф.2, прил.12). В форме указывается также «цена» в баллах, которую они требуют за проектируемые меры (графа 6).
Начальник объекта, на основе рекомендаций СПУ и предложений исполнителей, решает, какие из предложений принять - с фиксированием решения в "Предложениях" (ф.2) за подписью СПУ.
Если предложения не устраивают начальника объекта (запрашиваемая "цена", недостаточное сокращение сроков и т.п.), это сообщается ответственным исполнителям, объявляется новый или прежний размер премии и предлагается вновь подать предложения.
Данные циклы совещания повторяются до тех пор, пока начальник объекта не примет окончательного решения.
На оперативном совещании наиболее ярко выявляются противоречия в интересах начальника объекта и ответственных исполнителей. Ответственным исполнителям следует помнить, что хотя при переходе на сокращение длительности работ у них ухудшается вероятность выдержать запланированные длительности, тем не менее, иного пути получения баллов, кроме сокращения срока ввода очереди, у них нет.
В окончание этапа "предложения" по ф.2 с решениями руководителя, штрафами, итогом передается для учета результатов начальнику комплекса.
За ошибки в проведении оперативного совещания начальник объекта штрафуется начальником комплекса.
Шестой этап (работы 18,19) длится 30 минут.
Цель работы 18 - исключение отрицательных резервов времени работ, что и будет означать соблюдение или сокращение директивных сроков. Если цель не будет достигнута, то необходимо проведение нового оперативного совещания. Участникам игры следует учитывать большой размер штрафа за наличие отрицательных резервов и снятие выделенного премиального фонда.
В целом длительность блоков I и II с учетом времени на инструктажи, и ожидание отстающих участников составляет 7-8 академических часов.
Блок III - оперативное управление – включает 6 этапов. Блок III обычно повторяется трижды. В первом из этих циклов работы 20-22 исключаются. По длительности блок III в первый раз отнимает до 3 часов, во второй - до 2, в третий – 30-45 минут.
На первом этапе (работы 23-24), занимающем 20 минут НК объявляет, на какой день снимается информация. Ответственные исполнители заполняют первые четыре графы отчета о ходе работ (ф.3. прил.13), включая работы периода съема информации, т.е. до работы, позднее начало которой, превышает дату дня съема информации. Если этот день "проходит" непосредственно по работе, то исполнитель вычисляет поздние начала работ на захватках.
Извлечением по каждой работе отчетного периода карты из колоды-генератора случайных ситуаций, предложенной начальником комплекса, исполнитель получает прогноз ее выполнения за отчетный период (т.е. как она выполнялась бы без принятия каких-либо дополнительных мер). При этом заполняется графа 5 ф.3.
На втором этапе, отнимающем 40-50 минут, ответственные исполнители, получив подобные сведения по «своим», вошедшим в отчет работам, прежде всего, решают, нужны ли какие-либо дополнительные меры, т.е. можно ли и следует ли ликвидировать или уменьшить отставание по своевременно выполняемым работам, чтобы избежать штрафа, если эти работы получат при расчете на третьем этапе отрицательные резервы времени.
Такая ликвидация (уменьшение) отставания может быть результатом ряда мероприятий. Одни из них, не требующие передачи данному ответственному исполнителю дополнительных ресурсов, не штрафуются. К ним относится, в частности, переброска ресурсов с других своих работ. В этом случае условно считается, что единицу времени отстающей работы ответственный исполнитель может "купить" - за счет единицы времени другой своей, параллельно ведущейся работы, потребляющей тот же ресурс; однако если при расчете окажется, что "удлинившаяся" работа получила отрицательный резерв, она будет оштрафована на число забранных у нее дней (при составлении отчета - ответственный исполнитель запишет по каждой из работ - как "удлинившейся", так и "ускоренной" - созданное им новое положение; если, например, работа А велась своевременно, а работа Б отстала на 2 дня, то, перебросив эти два дня с работ А на работу Б, запишем, что А отстает на 2 дня, а Б ведется своевременно).
Другие мероприятия, требующие привлечения ресурсов извне, штрафуются. Примером может служить переход (в пределах нормальных режимов) от большей продолжительности к меньшей с передачей в фонд руководства объекта соответствующего количества баллов (например, по 2 балла за переход от максимальной к средней или от средней к минимальной и 4 балла за переход сразу от максимальной к минимальной длительности) Возможно, если работа уже велась с минимальной продолжительностью, применение аварийного сокращения с выплатой штрафов, указанных в приложении 5 требует также затрат - размер которых определяется договоренностью с другими исполнителями - переброска ресурсов сходного типа от одного исполнителя к другому (в том числе и от исполнителя с другого объекта). На этом этапе чрезвычайно важную роль играют руководители организаций, которые помогают "своим" ответственным исполнителям найти и принять наиболее эффективные меры. Они, в частности, помогают однопрофильным исполнителям войти в контакт друг с другом и маневрировать ресурсами вместо привлечения дополнительных ресурсов с выплатой штрафов.
В конце этапа ответственные исполнители заполняют и представляют в службу системы СПУ "своего" объекта оперативную информацию - отчеты о ходе работ (ф.3).
На третьем этапе, требующем 30-45 минут, служба системы СПУ каждого объекта проверяет и анализирует отчеты ответственных исполнителей, предлагая при наличии ошибок переработать и налагая за это штрафы, согласно прил. 4, с фиксацией их в отчетах ответственных исполнителей.
Затем служба системы объекта фиксирует на сетевой модели происшедшие изменения и пересчитывает сетевую модель.
Далее объектная служба системы СПУ взыскивает со "своих" ответственных исполнителей, согласно прил.5, штрафы за несвоевременно выполненные работы, если эти запоздавшие работы в результате пересчета сети получили отрицательные полные резервы (заполняется графа II формы 3).
Если по какой-либо работе отрицательный резерв меньше числа дней отставания, то в качестве дней отставания учитывают этот резерв. Указанные штрафы фиксируются в отчетах ответственных исполнителей и поступают на пополнение премиального фонда руководства объекта.
Если ответственный исполнитель до передачи отчета в службу СПУ принял меры по сокращенно продолжительности работа в пределах нормальных (неаварийных) вариантов, он перелает в фонд объекта баллы, получаемые за переход на меньшую продолжительность (прил.5).
Если же он применил аварийное сокращение (прил.5), тo соответствующие штрафные баллы также передаются в премиальный фонд объекта (естественно, что аварийный режим целесообразно применять при желании дополнительно сократить ранее принятую минимальную продолжительность в нормальном режиме).
Эти санкции налагаются независимо от того, получила ли данная работа отрицательный резерв, поскольку ее ускорение потребовало дополнительных затрат и привлечения дополнительных ресурсов (организация ночных смен и т.п.). Санкции не налагаются лишь в тех случаях, когда исполнитель ликвидировал отставание без привлечения дополнительных ресурсов извне (маневрировал имеющимися ресурсами).
Руководство объекта контролирует исполнение функций службы системы на третьем этапе и при необходимости штрафует и настаивает на переработке. Контрольную проверку производит руководство комплекса.
Четвертый, пятый и шестой этапы аналогичны одноименным этапам, реализуемым в блоке II. В процессе деловой игры для улучшения отработки навыков оперативного управления рекомендуется блок III повторить не менее 2-х - 3-х раз, после чего можно считать игру завершенной.
Блок IV - анализ и оценка результатов. В этом блоке по форме прил.15 и 16 ведется учет баллов по каждому участнику, а в конце игры подсчитываются результаты и формулируются общие замечания начальника комплекса.
Практически блоки III и IV занимают весь второй день игры (примерно 6 учебных часов).