Политические репрессии в 30-х гг. в нашем институте

Коллективизация вызвала серьезное сопротивление не только у крестьянства.

Как и всю страну, Самарский СХИ (ИЗК), не обошли стороной репрессии. Их жертвами стали многие студенты и сотрудники. Среди них: Н.М. и С.М. Тулайковы, С.В. Сохацкий, А.Н. Слепков, Н.П. Волох и др.

16 сентября 1930 г. по делу «о контрреволюционной организации Трудовой крестьянской партии» был арестован В.П. Араков. Владимир Петрович в 1922 г. был ректором только что образованного сельскохозяйственного института в п. Усть – Кинельском. В.П. Араков был учёным ботаником, краеведом, председателем Самарского общества археологии, истории, этнографии и естествознания. 18 февраля 1938 г. в Самаре он был расстрелян.

В январе 1931 г., по итогам проверки работы комсомольской ячейки, была выявлена группа студентов-выпускников (Шатов, Альтухов, Атемиров, Савинов, Кристалинский, Миронский, Клур), деятельность которой власти расценили как "проявление право-оппортунистического уклона на практике".

По этой же причине из института были уволены профессора Бессонов и Квасников. Главной фигурой среди сторонников Бухарина был один из его ближайших учеников и последователей Александр Слепков (1899-1937). Первый редактор "Комсомольской правды", выпускник института Красной профессуры А. Слепков в 1929-1930 гг. работал в Самарском СХИ профессором, заведовал кафедрой марксизма-ленинизма. Расстрелян в 1937 г.

21 января 1935 г. было принято постановление Кинельского райкома «О классовой вылазке последыша троцкистско – зиновьевского блока, заведующего кафедры диалектического материализма и ленинизма сельскохозяйственного института тов. Минаева». В этом документы написано: «…т. Минаев поддерживает связь с троцкистами, имел антипартийное выступление на слёте ударных вузов в 1933 г. в г. Самаре. Пытался доказать «истину от противного», принижал роль т. Сталина в революции…». Его сняли с работы заведующего кафедры СХИ. Весь партком института был распущен, как «разложившийся».

В марте 1937 г. по материалам так называемого «Кинельского дела» были репрессированы более 80 человек, среди них ректор СХИ товарищ Родионов, директор школы повышения квалификации сельхозработников товарищ Железцов В.Д. (расстрелян 10 мая 1938 г.).27 февраля 1938 г. ректором СХИ назначен Чепурнов В.С.

В 1937 г. был арестован настоятель храма (с 1904 г.) отец Александр (Серафим) Чесноков. Его увезли в Самару, где в 1938 г. расстреляли.

Тема: Наш поселок и институт в годы Великой Отечественной войны

План

1. Перевод жизни нашего поселка на военный уклад.

2. Подготовка специалистов СХИ в годы войны.

3. Наши земляки- бойцы и труженики тыла.

Перевод жизни нашего поселка на военный уклад.

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война. 24 июня 1941 г. состоялся митинг, на котором выступили: секретарь парткома Н. Щибраев, профессора Л.Калишников, А. Новиков, студент – выпускник Н. Бузаев, электромонтер М. Груздев и др. Выступающие заявили: «Мы готовы немедленно взять оружие и вступить в бой».

Наш поселок стал местом подготовки новых подразделений Красной Армии. С августа 1941 года территория Куйбышевского СХИ была базой формирования 356-й стрелковой дивизии. Дивизия прошла боевой путь от стен КСХИ до Берлина и Эльбы. Дивизия почти полностью сформирована из жителей Куйбышевской области. Дивизией командовали сначала полковник Перерва, а с декабря 1942 года - генерал-майор Макаров. Начальник штаба - Г.И. Волчков, комиссар - Ш. Мифтахов. 356-я дивизия как отличившаяся в боях неоднократно упоминается в приказах Верховного Главнокомандующего СССР.

В главном корпусе и других зданиях нашего института располагались управление и штаб 356-й дивизии, службы 918- го автополка, отдельный батальон связи, саперный и медико-санитарный батальон, разведрота.

В главном корпусе также располагалось оборудование двух эвакуированных прядильно – ткацких из Подмосковья фабрик («Х Октябрь» из г. Серпухово и имени КРАФ из Софрино).

В общежитиях №№ 1, 2 и 3 уже 24 июня развернул работу эвакогоспиталь № 1653.

12 июля 1941 г. решением райисполкома было выделено 16 лошадей и 120 га сенокосных угодий на луговых землях учхоза сельскохозяйственного института для удовлетворения потребностей размещенного в институте эвакогоспиталя № 1653 на 700 коек. Институт шефствовал над госпиталем. Пионеры, школьники, студенты выступали перед ранеными с концертами, готовили подарки, ухаживали за тяжелыми больными.

В учхозе, селекционной станции, на животноводческой ферме – всюду, на предприятиях- основная тяжесть работ легла на женские плечи. Особенно трудно пришлось в первую военную зиму. Работники института, не имевшие своих приусадебных участков, получали всего 300-400 граммов хлеба на человека в сутки. Для тех, кто занимался физическим трудом на полях и фермах, было организовано скудное одноразовое питание в столовой. Все, что получали с полей и фермы учхоза, шло на нужды госпиталя, фабрики, детских учреждений и столовой. Так как в поселке жителей прибавилось, для эвакуированных и прибывших, было построено жильё в виде бараков по улицам Транспортной и Селекционной. Их было много, некоторые до сих пор исправно служат людям.

Наши рекомендации