Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб

10.1. Для организации служб по содержанию и ремонту автомобильных дорог, обслуживанию грузовых и пассажирских перевозок и участников движения в проектах автомобильных дорог следует предусматривать строительство соответствующих зданий и сооружений:

для дорожной службы - комплексы зданий и сооружений управления дорог, комплексы зданий и сооружений основного и низового звеньев дорожной службы, жилые дома для рабочих и служащих, производственные базы, пункты обслуживания и охраны мостов, переправ, тоннелей и галерей, устройства технологической связи;

для автотранспортной службы - здания и сооружения обслуживания грузовых перевозок (грузовые автостанции, контрольно-диспетчерские пункты), здания и сооружения обслуживания организованных пассажирских перевозок (автостанции и автовокзалы, автобусные остановки и павильоны), здания и сооружения для обслуживания участников движения в пути следования - автомобильный сервис [мотели, кемпинги, площадки отдыха, площадки для кратковременной остановки автомобилей, пункты питания, пункты торговли, автозаправочные станции (АЗС), дорожные станции технического обслуживания (СТО), пункты мойки автомобилей на въездах в город, устройства для технического осмотра автомобилей, устройства аварийно-вызывной связи];

для службы государственной автомобильной инспекции (ГАИ) - линейные сооружения по контролю дорожного движения.

10.2. Для основного звена дорожной службы в проектах необходимо предусматривать административно-бытовой корпус, производственный корпус по ремонту и техническому обслуживанию дорожных машин и автомобилей, стоянки (холодные и теплые) на списочный состав парка машин, цех по ремонту технических средств организации дорожного движения, базу по приготовлению и хранению противогололедных химических материалов, склады; для низового звена дорожной службы, подчиненного основному звену,производственный корпус по техническому обслуживанию дорожных машин и автомобилей с административно-бытовыми помещениями, стоянки (холодные и теплые) на списочный состав парка машин, расходные склады противогололедных химических материалов, склады.

Наименования основных и низовых звеньев могут быть приняты в соответствии с действующей структурой в союзных республиках.

10.3. Комплексы зданий и сооружений основного и низового звеньев дорожной службы, как правило, следует располагать у населенных пунктов на единых для всего комплекса или близко расположенных площадках, непосредственно примыкающих к полосе отвода автомобильной дороги.

Для комплексов зданий и сооружений следует предусматривать общее энергетическое снабжение, водопровод, канализацию, отопление, связь, ремонтную базу и пр. При этом следует учитывать возможность кооперирования с близко расположенными предприятиями в части организации общественного питания, медицинского обслуживания, пожарной охраны, благоустройства прилегающих территорий.

10.4. Обустройство мест хранения производственного инвентаря, стоянки дорожных машин и автомобилей следует предусматривать с учетом природных и производственных условий.

10.5. Здания и сооружения дорожной службы следует проектировать на основании заданий, учитывающих организационную структуру службы ремонта и содержания дорог (линейная, территориальная, линейно-территориальная), принимаемую в союзных республиках в зависимости от местных условий.

Протяженность участков дорог, обслуживаемых подразделениями дорожной службы, в зависимости от категории дорог и типов дорожных одежд следует принимать по табл.52.

10.6. Пропускная способность, размеры и другие параметры сооружений автотранспортной службы принимаются на 10-летнюю перспективную интенсивность движения с учетом возможности их дальнейшего развития.

10.7. Вместимость автовокзалов и пассажирских автостанций, среднесуточный объем отправления грузов с грузовых автостанций и размещение этих сооружений на дорогах следует принимать по схемам развития автомобильного транспорта или заданиям соответствующих организаций. Размеры земельных участков зданий и сооружений автотранспортной службы следует принимать для пассажирских автостанций и автовокзалов по нормам проектирования автовокзалов и пассажирских автостанций, а для грузовых автостанций - по техническо-экономическим показателям автомобильного транспорта.

10.8. Остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановок.

Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 10 м.

Автобусные остановки на дорогах I-а категории следует располагать вне пределов земляного полотна, и в целях безопасности их следует отделять от проезжей части.

Остановочные площадки на дорогах I-б - III категорий должны отделяться от проезжей части разделительной полосой.

Посадочные площадки на автобусных остановках должны быть приподняты на 0,2 м над поверхностью остановочных площадок. Поверхность посадочных площадок должна иметь покрытие на площади не менее 10х2 м и на подходе к павильону. Ближайшая грань павильона для пассажиров должна быть расположена не ближе 3 м от кромки остановочной площадки.

В зоне автобусных остановок бордюр устанавливают без смещения от кромки остановочной полосы и прилегающих к ней участков переходно-скоростных полос.

От посадочных площадок в направлении основных потоков пассажиров следует проектировать пешеходные дорожки или тротуары до существующих тротуаров, улиц или пешеходных дорожек, а при их отсутствии - на расстояние не менее расстояния боковой видимости ( п.4.20).

10.9. Автобусные остановки вне пределов населенных пунктов следует располагать на прямых участках дорог или на кривых радиусами а плане не менее 1000 м для дорог I и II категорий, 600 м для дорог III категории и 400 м для дорог IV и V категорий и при продольных уклонах не более 40°/оо. При этом должны быть обеспечены нормы видимости для дорог соответствующих категорий.

Автобусные остановки на дорогах I категории следует располагать одну против другой, а на дорогах II-V категорий их следует смещать по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов.

Таблица 52

───────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────

Подразделения дорожной │ Примерная протяженность участков

службы │ дорог, км, при категории дорог

├────────┬────────┬─────────┬────────┬────────

│ I │ II │ III │ IV │ V

├────────┴────────┴─────────┴────────┴────────

│ Преимущественные типы дорожных одежд

├─────────────────┬─────────┬────────┬────────

│ капитальные │облегчен-│переход-│низшие

│ │ ные │ ные │

───────────────────────────┼────────┬────────┼─────────┼────────┼────────

Основное звено службы со-│ │ │ │ │

держания дорог: │ │ │ │ │

при линейном принципе │ 100-170│ 170-260│ 170-260│ 210-260│ -

при территориальном прин-│ 250-300│ 250-300│ 250-300│ 250-300│ 250-300

ципе │ │ │ │ │

Низовое звено службы содер-│ 30-40 │ 40-55 │ 55-70 │ 70-90 │ 80-100

жания дорог │ │ │ │ │

Пункт содержания и охраны│ На мостах длиной более 300 м

больших мостов │

Пункт обслуживания, содер-│ На всех мостах без ограничения длины

жания и охраны разводных│

мостов │

Пункт обслуживания переправ│ На наплавных мостах, паромах

Примечания:

1. Меньшие значения показателей следует принимать: для участков дорог с интенсивностью движения, близкой к верхним пределам, установленным для соответствующих категорий дорог; в горной местности; в районах со снежными или песчаными заносами, а также в местах, подверженных размывам, оползням или просадкам, имеющих сложные инженерные сооружения (тоннели, галереи, подпорные и одевающие стенки, берегоукрепительные, противооползневые и другие конструкции).

2. Протяженность участков дорог I категории дана применительно к дорогам с 4 полосами движения. В случае 6 или 8 полос движения необходимо протяженность участков рассчитывать с понижающими коэффициентами соответственно 0,7 или 0,5.

3. На дорогах общегосударственного значения при необходимости пункты охраны могут быть организованы и на мостах длиной менее 300 м.

4. Схема дорожно-эксплуатационной службы определяется требованиями эксплуатации проектируемого участка автомобильной дороги с учетом использования существующих сооружений.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

В зонах пересечений и примыканий дорог автобусные остановки следует располагать от пересечений на расстоянии не менее расстояния видимости для остановки согласно табл.10.

На дорогах I-III категорий автобусные остановки следует назначать не чаще чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности 1,5 км.

10.10. При размещении зданий и сооружений автомобильного сервиса необходимо учитывать наличие энергоснабжения, водоснабжения и обслуживающего персонала, а также возможность их дальнейшего развития.

10.11. Площадки отдыха следует предусматривать через 15-20 км на дорогах I и II категорий, 25-35 км на дорогах III категории и 45-55 км на дорогах IV категории.

На территории площадок отдыха могут быть предусмотрены сооружения для технического осмотра автомобилей и пункты торговли.

Вместимость площадок отдыха следует рассчитывать на одновременную остановку не менее 20-50 автомобилей на дорогах I категории при интенсивности движения до 30000 физ. ед/сут, 10-15 - на дорогах II и III категорий, 10 - на дорогах IV категории. При двустороннем размещении площадок отдыха на дорогах I категории их вместимость уменьшается вдвое по сравнению с указанной выше.

10.12. Размещение автозаправочных станций (АЗС) и дорожных станций технического обслуживания (СТО) должно производиться на основе экономических и статистических изысканий.

Мощность АЗС (число заправок в сутки) и расстояние между ними в зависимости от интенсивности движения рекомендуется принимать по табл.53.

Таблица 53

─────────────────┬───────────────────┬───────────────────┬───────────────

Интенсивность │Мощность АЗС, зап- │Расстояние между │Размещение АЗС

движения, │равок в сутки │АЗС, км │

трансп. ед/сут │ │ │

─────────────────┼───────────────────┼───────────────────┼───────────────

Св. 1000 до 2000 │ 250 │ 30-40 │ Одностороннее

" 2000 " 3000 │ 500 │ 40-50 │ "

" 3000 " 5000 │ 750 │ 40-50 │ "

" 5000 " 7000 │ 750 │ 50-60 │ Двустороннее

" 7000 " 20000 │ 1000 │ 40-50 │ "

Св. 20000 │ 1000 │ 20-25 │ "

Примечание. При расположении АЗС в зоне пересечения ее мощность должна быть уточнена с учетом протяженности всех обслуживаемых прилегающих дорог, интенсивности движения и других расчетных показателей на этих участках.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

10.13. АЭС следует размещать в придорожных полосах на участках дорог с уклоном не более 40%о, на кривых в плане радиусом более 1000 м, на выпуклых кривых в продольном профиле радиусом более 10000 м, на участках с насыпями высотой не более 2,0 м с учетом противопожарных, санитарных и экологических требований.

10.14. Число постов на дорожных станциях технического обслуживания в зависимости от расстояния между ними и интенсивности движения рекомендуется принимать по табл.54.

При дорожных станциях технического обслуживания целесообразно предусматривать автозаправочные станции.

10.15. Вместимость (число спальных мест) транзитных мотелей и кемпингов следует принимать с учетом численности проезжающих автотуристов и интенсивности движения автомобилей междугородных и международных перевозок.

Расстояние между мотелями и кемпингами следует принимать не более 500 км.

Мотели целесообразно проектировать комплексно, включая дорожные станции технического обслуживания, АЗС, пункты питания и торговли.

10.16. При объектах автомобильного сервиса при необходимости следует размещать пункты питания и торговли.

10.17. Специальные площадки для кратковременной остановки автомобилей следует предусматривать у пунктов питания, торговли, скорой помощи, источников питьевой воды и в других местах с систематическими остановками автомобилей. На дорогах I-III категорий их следует размещать за пределами земляного полотна.

10.18. Технологическую связь для обеспечения работы дорожной службы следует предусматривать на автомобильных дорогах I категории, а при наличии специальных требований - и на дорогах II и III категорий.

10.19. Аварийно-вызывную связь следует предусматривать для дорог I категории при соответствующем обосновании.

Таблица 54

─────────────┬────────────────────────────────────┬──────────────────────

Интенсивность│Число постов на СТО в зависимости от│ Размещение СТО

движения, │ расстояния между ними, км │

├──────┬──────┬──────┬───────┬───────┤

трансп.ед/сут│ 80 │ 100 │ 150 │ 200 │ 250 │

─────────────┼──────┼──────┼──────┼───────┼───────┼──────────────────────

1000 │ 1 │ 1 │ 1 │ 2 │ 3 │ Одностороннее

2000 │ 1 │ 2 │ 2 │ 3 │ 3 │ "

3000 │ 2 │ 2 │ 3 │ 3 │ 5 │ "

4000 │ 3 │ 3 │ - │ - │ - │ "

│ 2 │ 2 │ 2 │ 2 │ 3 │ Двустороннее

6000 │ 2 │ 2 │ 3 │ 3 │ 3 │ "

8000 │ 2 │ 3 │ 3 │ 3 │ 5 │ "

10000 │ 3 │ 3 │ 3 │ 5 │ 5 │ "

15000 │ 5 │ 5 │ 5 │ 8 │ 8 │ "

20000 │ 5 │ 5 │ 8 │По специальному│

│ │ │ │ расчету │ "

30000 │ 8 │ 8 │ По специальному │ "

│ │ │ расчету │

─────────────┴──────┴──────┴──────────────────────┴──────────────────────

Приложение 1

Обязательное

Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб - student2.ru "Дорожно-климатические зоны СССР"

Приложение 2

Обязательное

Наши рекомендации