Общие сведения о подземных сетях
ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПОДЗЕМНЫХ СЕТЕЙ И КОЛЛЕКТОРОВ В ГОРОДАХ.
Общие сведения о подземных сетях.
Инженерное оборудование населенных мест, представляет собой комплекс технических устройств, предназначенных для обеспечения комфортных условий быта и трудовой деятельности населения, коммунальных и промышленных предприятий. Инженерное оборудование и благоустройство городов предусматривается независимо от численности населения, климатических, географических и других условий. Оно включает в себя системы водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, связи, освещения, санитарной очистки и других видов благоустройства.
В соответствующем технико-экономическом обосновании могут проектироваться региональные системы водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения и т.д. с целью обеспечения инженерным оборудованием рядом городов и других населённых пунктов.
Выбор источников водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и других видов энергии в каждом отдельном случае осуществляется с согласия заинтересованных организаций с учётом экономических, экологических и других требований.
Как подземные сети, так и наземные тщательно увязываются с поперечным профилем проектируемых улиц, транспортной сетью и внутримикрорайонными сетями.
Трассировка магистральных инженерных сетей производится с учётом структурно-планировочных решений населённых мест, характера дорожно-транспортной сети, рельефа местности, наличия и размещения водоемов и расположения наиболее крупных потребителей воды, газа и электроэнергии. Магистральные городские сети прокладываются вдоль транспортных улиц в специально отводимых для них технических полосах, а магистральные районные сети – вдоль жилых улиц и проездов. При этом стремятся устраивать совмещенную прокладку подземных коммуникаций либо в одной траншее, либо в одном канале или коллекторе.
Магистральные городские и районные сети водоснабжения и теплоснабжения по возможности трассируются по местности с повышенными отметками, а газопроводы- по местности с пониженными отметками. Для обеспечения равномерных напоров в сетях и предотвращения перерывов в работе при аварии, основные магистрали соединяют перемычками. По экономическим соображениям магистральные районные сети трассируются таким образом, чтобы ширина полосы обслуживающая ими была равна ширине территории микрорайона (0.8...1,5 км.)
Схемы подземных сетей населённого пункта или промышленного предприятия должны обеспечивать возможность строительства объекта по очередям, а также его дальнейшее расширении.
Основные элементы планировочной структуры- микрорайоны, жилые районы, жилые массивы, планировочные зоны и сам город. Микрорайоны представляют собой строительное образование с численностью населения 5...20 тыс.чел. и жилые районы – 25...50 тыс.чел. Необходимое условие создания всего комплекса инженерного оборудования и благоустройства – является комплексна разработка технической документации для инженерного обеспечения объектов строительства.
Системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, связи и санитарной очистки селетебной зоны города разрабатывается на основе генерального плана развития города, генеральной схемы развития соответствующих отраслей городского хозяйства и в соответсвии с требованими нормативных документов.
Комплекс водоохранных мероприятий разрабатывается на основе существующего и прогнозируемого состояния водных источников и видов водопользования. В настоящее время установлены ограничения в сооружении инженерных сетей:
- земля заповедников, национальных природных парков, ботанических садов, водоохранных полос;
- земля зелёной зоны города , в первых поясах санитарной охраны источников водоснабжении;
Для селетебного района или нескольких групп кварталов города предусматривается объединённый диспетчерский пункт,в который выводится вся информация о работе инженерного оборудования от всех зданий района или квартала.
§ 2. Размещение подземных сетей в плане.
Инженерные сети прокладываются преимущественно по улицам и дорогам. Для этой цели в поперечных профилях улиц и дорог предусматривают места для укладки сетей различного назначения;
- так в полосе между красной линией и линией застройки укладывают кабельные сети ( силовые, связи, сигнализации, диспетчеризации);
- под тротуарами – тепловые сети или проходные каналы;
- на разделительных полосах водопровод, газопровод и хозяйственно-бытовая канализация.
Размещение подземных сетей по отношению к зданиям, сооружениям и зелёным насаждениям и их взаимное расположение должны исключать возможность подмыва фундаментов зданий или сооружений, повреждения близко находящихся сетей и зелёных насаждений, а также обеспечивать возможность ремонта сетей без затруднения для движения городского транспорта. (Пример расположения сетей на рис. 6.1...6.3)
Снижение расстояния между тепловыми сетями и электрокабелями допускается при устройстве такой теплоизоляции, при которой дополнительный нагрев грунта в любое время года не превышал 10º С для кабелей с напряжением до 10 кВ и 5º С для кабелей напряжением до 110 кВ.
Расстояние между прокладываемыми параллельными линиями водопровода и напорной канализации указано 0,7...1,5 м. Выбор конкретного расстояния между трубами зависит от их диаметра:
-до 300 мм расстояние 0,7 м.
- от 400 до 1000 мм. расстояние 1 метр.
- больше 1000 мм. расстояние 1,5м.
Пересечение трубопроводов с железнодорожными и трамвайными путями, а также автодорогами, как правило, должно происходить под углом 90º.
Подземное пересечение инженерными сетями железных дорог диктует следующие наименьшие расстояния по горизонтали в свету:
- до стрелок и крестовин железнодорожного пути и мест присоединения отсасывающих кабелей электрофицированных дорог – 10 метров;
- до стрелок и крестовин железнодорожного пути при пучинистых грунтах – 20 метров;
- до мостов, труб, тоннелей и других искусственных сооружений на железных дорогах – 20 метров;
Прокладка инженерных сетей при подземном пересечении железных и автомобильных дорог, трамвайных путей и линий метрополитена может осуществляться:
- в каналах при возможности производства строительно- монтажных работ и ремонтных работ открытым способом;
- в футлярах при невозможности производства работ открытым способом, длине пересечения до 40 метрови возможности обеспечения по обе стороны от пересечения прямых участков трассы длинно 10...15 метров;
- в тоннелях – в остальных случаях, а также при заглублении от поверхности земли до перекрытия канала (футляра ) ≥ 2,5 метра.
Расстояние в плане от обреза футляра, а в случае устройства в конце футляра колодца – от наружной поверхности стены колодца – устанавливается следующим образом:
- при пересечении железнодорожных дорог – 8 м от оси крайнего пути, 5 м от подошвы насыпи и 3 м от бровки выемки или от крайних водоотводных сооружений (кюветов, нагорных канав, лотков и дренажей);
- при пересечении автомобильных дорог – 3 м от бровки земляного полотна или подошвы насыпи, бровки выемки, бровки нагорной канавы или другого водоотводного сооружения.
Внутренний диаметр футляра при прокладке в них линий водопроводов, теплопроводов и канализации принимается на 200 мм больше наружного диаметра прокладываемого трубопровода или наружного диаметра теплоизоляции на тепловых сетях.
При пересечении газовых сетей с другими сетями на последних на расстоянии до 15 метров предусматриваются устройства для отбора проб на утечку газа.
В ближайших к пересечению искусственных и естественных препятствий колодцах или камерах устанавливают запорную арматуру, а также устройства для спуска воды их рабочих трубопроводов, каналов, футляров и тоннелей.