Тема 1.3. ЗАВИСИМОСТЬ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ОТ СТРУКТУРЫ РЫНКА
Ценообразование в условиях свободной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции, чистой монополии.
Стратегия множественности цен.
Разрабатывая цену для конкретного товара, необходимо знать конкретный шип и среду рынка, на котором будет продаваться этот товар: на рынке свободной, монополистической, олигополистической конкуренции или чистой монополии. Для фирмы в условиях свободной конкуренции спрос полностью эластичен от цены. При расширении объёма производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между ценой и спросом для отраслей обратно пропорциональная. Снижение цен приводит к увеличению спроса. Если увеличение предложения в отраслях вырастает, то цена снизится во всех фирмах независимо от объёма их производства. Ни одна из фирм на рынке свободной конкуренции в ценообразовании не играет заметной роли. Цена складывается под воздействием Д и S. Фирма ориентируется на сложившийся уровень цен. Однако и в этих условиях фирма, используя коньюктуру, может значительно повысить цену, а потом, постепенно снижая её до уровня обычных цен, за этот короткий период добиться увеличения своего дохода. Это в основном на международных рынках таких товаров, как цветные металлы, руда, лес, пшеница и т.д.
В условиях рынка монополистической конкуренции необходимо определить специфические потребности покупателей из разных сегментов рынка. Большая роль отводится рекламе, присвоению товаром марочных наименований. Распространённой является стратегии установления цен по географическому принципу, когда в отдельных районах страны фирма реализует товар по разным ценам. Применяются также такие стратегии установления цен, как «Выше номинала», когда при большой дифференциации покупательского спроса предлагаются товары «Люкс» по очень высоким ценам, а для остальных покупателей товары обычного качества предлагаются по обычным ценам. На олигополистическим рынкекаждый участник рынка внимательно следует за маркетинговой деятельностью конкурентов, осторожно относятся к изменению цен на свою продукцию. Применяются различные стратегии установления цен. Например:
- координация действий при установлении цен (хотя в отдельных странах такая координация запрещена)
- параллельная ценовая политика, которая также сводится к координации цен, когда компания калькулирует издержки производства по унифицированным статьям, а затем добавляет определённую норму прибыли. При этом цены всех компаний под воздействием рыночных факторов меняются в одном и том же направлении и в той же пропорции. На рынке чистой монополиичастные фирмы – монополисты устанавливают цены на свою продукцию самостоятельно, а иногда согласовывая их с местной администрацией.
Ценовая стратегия фирмы может осуществляться на основе дискриминации. Дискриминационные цены бывают в разных формах:
1. По группам покупателей;
2. По варианту товаров или услуг – разные варианты товаров или услуг продаются по разным ценам без учета разницы в затратах;
3. По территории – в разных регионах товар продаётся по разным ценам, хотя издержки по доставке одинаковы;
по времени – разные цены на товар устанавливаются в зависимости от сезона, месяца, дней недели, времени суток.
Стратегия множественности цен – фирмы основана на том, чтобы для каждой группы покупателей устанавливать максимальную цену. В некоторых странах такая стратегия запрещена. В других фирма может реализовать товар по очень низким ценам. Такая политика называется демпингом.Номногие страны ограничивают ввоз товаров по низким ценам, подрывающим развитие национальной промышленности.
Фирма – монополист не всегда прибегает к установлению высоких цен, так как это может привести к регулированию цен.
При выборе ценовой стратегии фирма должна руководствоваться следующими принципами:
- цены на продукцию пересматриваться не очень часто;
- не всегда покупатель привлекается низкими ценами;
- минимальная честь товаров реализуется в порядке распродажи.
Анализ типа рынка , конкуренции не может дать готовые рецепты установления цен, он необходим для определения закономерности ценообразования в зависимости от соотношения Д и S.
Тема 1.4. ВЛИЯНИЕ ПРИБЫЛИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН.
Влияние прибыли на цены.
Безубыточное производство.
Пределы снижения цен.
Прибыль формируется под воздействием реального использования трех факторов производства: средств, трудовых, материальных ресурсов и основных. В экономической литературе высказывается мнение, что существует прибыль, получаемая за счет предпринимательства, которая основана на эффективном использовании трех факторов производства.
Так как в реальных условиях рынка совершенной конкуренции не существует, поэтому каждому предпринимателю следует учитывать, на сколько практика отличается от совершенной конкуренции.
В условиях рыночной экономики предприниматель сам должен определить уровень цены на основе конкретных условий сделки, а также конкретных условий работы предприятия, то есть степени загруженности производственных мощностей заказами, достигнутого уровня издержек производства и т.д. Решать эту задачу в каждом конкретном случае можно только на основе применения вариантных расчетов, в основе которых лежит деление затрат на постоянные и переменные. Другой подход к оценке компенсации издержек производства, их обращения и определения прибыли.
Эта методика основана на определении объема реализации, который покрывает весь комплекс постоянных и переменных затрат, и объема реализации, который будет компенсировать переменные расходы, связанные с производством и реализацией продукции, формировать прибыль, то есть до определенного момента, вся выручка от реализации идет на компенсацию затрат, а после этой точки безубыточности, вся выручка является прибылью.
Сумма переменных и постоянных расходов составляет издержки производства. В этом случае прибыль от реализации товарной продукции составит:
Прт = ∑qz – ∑q * Pпер – F; (1)
где:
∑q * Pпер – общая сумма переменных расходов фирмы;
F – общая сумма постоянных расходов.
В этой точке безубыточности прибыль от реализации будет равна нулю, тогда валовая прибыль будет равна постоянным расходам:
F = qz - q * Pпер; (2)
откуда qz = q * Pпер + F = q * Pпер + q * Рпост., т.е. это момент, когда происходит компенсация переменных и постоянных расходов.
Валовую прибыль, приходящуюся на одно изделие и определяемую, как разность между ценой товара и переменными расходами, называют маргинальными.
Маргинальная прибыль на единицу продукции равна сумме прибыли на единицу продукции и части постоянных расходов, включаемых в полную себестоимость изделия.
Например:
У фирмы имеется возможность заключить договор на поставку 50000шт изделий по цене 350руб за штуку. Переменные расходы на единицу продукции составляют 128руб. Сумма постоянных расходов равна 700000руб. Требуется определить минимальный объем заказа в натуральных показателях, обеспечивающий безубыточность фирмы.
Решение:
ВП = Пр + F
если Пр = 0, то ВП = F
или F = qz - q * Pпер = q (z – Рпер), из этого следует:
q = F / (z – Рпер) = =700000 / (350-125) = 3111штук.
Производство 3111шт покрывает все постоянные и переменные расходы. Производство и продажа остальных 5000-3111=1889шт делает прибыль в размере 1889 * (350-125) = 425000руб.
Если за исключением договора идет конкурентная борьба, то фирма может предложить более выгодные условия заказчику, снизив цену на продукцию.
Пределы снижения – это сумма постоянных и переменных издержек на единицу продукции.
125 + (700000/5000) = 265руб
Фирма при этом должна учитывать, что для получения той же прибыли, что при старой цене ей необходим заказ на большое количество изделий.
Формулу q = Рпост / (z – Рпер) надо преобразовывать с учетом того, что предприятие не только компенсирует свои затраты, но и получает прибыль:
q = (F + Пр) / (z – Рпер) = F / (z – Рпер) + Пр / (z – Рпер) (3)