Трубопроводный транспорт
Трубопроводы – узкоспециализированный вид транспорта. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Идет создание также универсального трубопроводного транспорта.
Трубопроводный транспорт отличается от других видов транспорта рядом преимуществ. Затраты на строительство трубопровода почти в 2 раза меньше, чем на постройку автомобильной или железной дороги соответствующей провозной способности, при этом трассы ведут более коротким путем. Трубопроводы надежны в эксплуатации, процесс транспортировки по ним грузов полностью автоматизирован, высокая герметизация сохраняет продукты. Эксплуатация трубопроводов не зависит от климатических условий. Современный трубопровод имеет высокую пропускную способность, которая зависит от диаметра труб. По себестоимости перевозок это самый дешевый вид транспорта.
Отмечая достоинства трубопроводов, в то же время следует заметить, что скорость перекачки грузов, зависящая от их вязкости и других параметров, несколько уступает скорости перемещения по железным дорогам и водным путям. В случае иссякания запасов нефти или газа трубопроводы трудно переориентировать на другие грузы.
Сеть магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов сформировалась под воздействием роста добычи нефти и ее переработки, размещения эксплуатируемых месторождений, нефтеперерабатывающих заводов и потребителей нефтепродуктов.
Система магистральных нефтепроводов состоит из нескольких сетей – главным образом широтного направления. Возникновение нефтяной базы между Волгой и Уралом обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов: Туймазы – Омск – Ангарск; Туймазы – Омск; нефтепровод «Дружба» от Альметьевска через Самару – Брянск – Мозырь (Беларусь) и далее в Польшу, ФРГ, Венгрию, Чехию и Словакию с ответвлением Унеча – Полоцк – Вентспилс; Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением Нижний Новгород – Ярославль – Кириши (Северо-Запад); Пермь – Альметьевск; Альметьевск – Саратов; Ишимбай – Орск.
Формирование в Западной Сибири главной нефтяной базы страны изменило ориентацию основных потоков нефти. Нефть Волго-Уральского района по трубопроводам направляется только на запад. С 1960-х гг. интенсивно строилась сибирская система нефтепроводов. Отсюда нефтепроводы идут:
· на запад: Усть-Балык – Курган – Альметьевск; Нижневартовск – Самара – Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск; Нижневартовск – Самара – Лисичанск – Кременчуг – Херсон – Одесса; Сургут – Новополоцк;
· на юг: Шаим – Тюмень; Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу;
· на восток: Александровское – Анжеро-Судженск.
Для транспортировки нефти Западной Сибири, как на запад, так и на восток используются трубопроводы Волго-Уральского района восточного направления. Из других магистральных направлений выделяются Волгоград – Новороссийск; Грозный – Армавир – Туапсе; Ухта – Ярославль; Оха – Комсомольск-на-Амуре.
Протяженность нефтепродуктопроводов составляет ¼ часть длины трубопроводов для перекачки нефтяных грузов нефтепродуктов. Для перекачки нефтепродуктов построены линии Самара – Пенза – Брянск (две нити); Уфа – Омск (две нити); Уфа – Петропавловск (две нити); Омск – Новосибирск (две нити); Грозный – Трудовая; Ишимбай – Уфа; Махачкала – Грозный.
В отличие от нефтяных грузов газ почти полностью транспортируется по трубопроводам. Строительство газопроводов находится в прямой зависимости от роста добычи газа. Первые магистральные газопроводы построены в годы Великой Отечественной войны: Елшанка – Саратов (15 км) и Похвистнево – Самара (135 км) – и имели диаметр труб 300 мм. Особенно быстро этот вид транспорта развивался в 1970 - 80-е гг. Объем перекачиваемого газа непосредственно связан с его добычей, ростом сети газопроводов и их диаметром. В настоящее время больше половины грузооборота природного газа приходится на трубопроводы диаметром 1020, 1220 и 1420 мм. Основной поток природного газа в европейские районы страны идет по газопроводам из северных районов Западной Сибири. С 1970-х гг. здесь стали сооружать магистральные газопроводы: Медвежье – Надым – Ухта – Торжок; Надым – Пунга – Пермь; Уренгой – Сургут – Тюмень – Челябинск.
При освоении Уренгойского месторождения была построена в одном коридоре система из шести магистралей. Крупнейшая из них – Уренгой – Помары – Ужгород – Западная Европа протяженностью почти 4,5 тыс. км. Остальные направления: Уренгой – Москва; Уренгой – Грязовец; Уренгой – Елец; Уренгой – Петровск; Уренгой – Новопсков.
В настоящее время в Западной Сибири разрабатывается Ямбургское месторождение природного газа. Уже действуют две нити газопровода – Ямбург – Елец, Ямбург – Поволжье – и завершено строительство экспортного газопровода «Прогресс» (Ямбург – Ужгород). Ямбург должен стать исходной точкой газопровода на шесть нитей, выполненного в едином технологическом коридоре.
Большое значение в транспортировке газа имеют магистральные газопроводы, идущие от месторождений Поволжья, Урала, Северного Кавказа и Европейского Севера. В настоящее время функционируют газопроводы: Оренбург – Уральск – Александров Гай – Кременчуг – Долина – Ужгород (газопровод «Союз»); Вуктыл – Ухта – Котлас – Грязовец; Саратов – Москва; Саратов – Пенза – Нижний Новгород (Владимир – Москва) – Иваново – Ярославль – Череповец; Ставрополь – Новопсков – Елец – Тула – Серпухов (Московское кольцо) – Тверь – Новгород – Санкт-Петербург; Краснодар – Елец – Серпухов – Московское кольцо; Ставрополь – Владикавказ – Тбилиси; Ставрополь – Краснодар – Новороссийск.
Сложившаяся система нефтепроводов в целом соответствует направлениям транспортировки сырой нефти и будет дополняться магистралями от новых месторождений. Должна расширяться сеть трубопроводов для перекачки нефтепродуктов.
Россия начинает создавать собственные трубопроводные системы для экспорта нефти, минуя Украину и страны Балтии. С этой целью был построен участок Суходольная – Родионовская (260 км) для транспортировки нефти в Новороссийск и открыта первая очередь Балтийской трубопроводной системы.
Иностранные инвесторы проявляют также большую активность в отношении крупнейшего месторождения нефти Тенгиз в Казахстане. Для транспортировки нефти из Тенгиза построен нефтепровод по территории России до Новороссийска протяженностью 1580 км.
С организацией добычи газа на полуострове Ямал определено строительство нового газопровода от месторождений Ямала через Беларусь, Польшу до границы с Германией (4 тыс. км). Идет сооружение газопровода Россия – Турция («Голубой поток»), который позволит увеличить поставки российского газа в Турцию, минуя транзитные государства.
Пневматический и гидравлический транспорт позволяет перемещать грузы широкой номенклатуры. Для транспортировки угля Кузбасса построен гидравлический трубопровод Белово – Новосибирск длиной 250 км с пропускной способностью 4,3 млн тонн в год угля в виде пульпы. Имеются предложения по строительству углепроводов из Кузбасса на электростанции Урала, Поволжья и в центральные районы. Прорабатываются варианты транспортировки угля, руды, других твердых грузов в капсулах в потоке газа и жидких нефтегрузов по грузопроводам и нефтепроводам. В перспективе получит развитие и пневмоконтейнерный транспорт, который может передавать различную продукцию: сыпучие грузы, стройматериалы, сельскохозяйственные продукты.
В настоящее время преобладают трубопроводы из стальных труб, однако все большее применение находят трубы из пластмасс и алюминия. Изучается возможность строительства подземных газопроводов из полиэтиленовых труб. Повышение пропускной способности трубопроводов возможно за счет увеличения диаметра труб до 1620, 2000 и 2500 мм.
Заключение
Известно, что низкая транспортная освоенность влечет экономические потери. Существующее положение в России обязывает наше и будущие поколения продумать идеологию строительства страны.
Строить трассы нужно по всему пространству страны, но основной упор должен делаться на те районы, где они отсутствуют; там, где пути уже существуют - необходимо достраивать вторые пути, а на наиболее грузонапряженных участках - третьи, а также необходимо проводить электрификацию грузонапряженных участков и линий со сложным рельефом.
Ввиду вышеперечисленного существенно возрастает роль экономической географии в формировании сознания и обоснования необходимости перемен, поскольку именно экономическая география может объективно увязать в единую систему транспорт, экономические интересы, материально-техническую и ресурсную базы нашей страны.
Список литературы
1. Желтиков В. П. Экономическая география и регионалистика: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»; Ростов н/Д: Академцентр, 2008. – 384 с.
2. Региональная экономика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / [Т. Г. Морозова и др.]; Под ред. проф.
Т. Г. Морозовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. –
527 с.
3. Экономическая география России и стран Ближнего зарубежья:Учебник/Под ред. В. В. Кистанова, Н. В. Копылова. – 4-е изд. перераб. и
доп. – М.: Высш. шк., 2005. – 551 с.
4. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник /Росстат- M., 2011. – 581 с.
5. Стетюха А. А., Трезкова Н. И. «География воздушного транспорта». М.: 2006. – 104 с.
6. Экономическая география: Учебник. Изд. перераб. и доп./Под общей ред. Акад. В. И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф. М. В. Степанова. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 568 с.
7. ru.wikipedia.org Википедия – свободная энциклопедия/Транспортная система России
8. www.aviaplace.ru. Каталог авиакомпаний AviaPlace/
Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта (http://www.aviaplace.ru/aviauslugi/tehniko-ekonomicheskie-osobennosti-otdelnyih-vidov-transporta.html)
Приложение А
Грузооборот России по видам транспорта
(млрд. тонно-километров)[1]
Вид транспорта/год | |||||||||
Транспорт - всего | |||||||||
в том числе по видам: железнодорожный | |||||||||
автомобильный | |||||||||
трубопроводный | |||||||||
морской | |||||||||
внутренний водный | |||||||||
воздушный | 1,8 | 1,6 | 2,5 | 2,8 | 2,9 | 3,4 | 3,7 | 3,6 | 4,7 |
Приложение Б
Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования
(млрд. пассажиро-километров)[2]
Вид транспорта/год | |||||||||
Транспорт - всего | 681,2 | 552,3 | 496,2 | 473,3 | 476,5 | 497,3 | 512,2 | 461,8 | 483,9 |
в том числе по видам: железнодорожный | 253,2 | 192,2 | 167,1 | 172,2 | 177,8 | 174,1 | 175,9 | 151,5 | 139,0 |
автобусный | 212,3 | 188,2 | 173,7 | 142,3 | 136,0 | 149,9 | 152,1 | 139,1 | 140,6 |
таксомоторный | 3,8 | 1,0 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
трамвайный | 26,0 | 25,1 | 25,1 | 13,5 | 11,1 | 8,7 | 8,2 | 7,1 | 6,7 |
троллейбусный | 26,2 | 26,5 | 28,1 | 15,0 | 12,4 | 9,8 | 9,0 | 7,9 | 7,1 |
метрополитены | 39,6 | 46,2 | 46,9 | 43,4 | 44,2 | 42,6 | 43,4 | 42,7 | 42,4 |
морской | 0,5 | 0,3 | 0,1 | 0,09 | 0,06 | 0,07 | 0,07 | 0,06 | 0,06 |
внутренний водный | 1,9 | 1,1 | 1,0 | 0,9 | 0,9 | 1,0 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
воздушный | 117,7 | 71,7 | 54,0 | 85,8 | 93,9 | 111,0 | 122,6 | 112,5 | 147,1 |
[1] Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник /Росстат- M., 2011. 18.2. Грузооборот по видам транспорта (млрд. тонно-километров)
[2] Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник /Росстат- M., 2011. 18.6. Грузооборот по видам транспорта (млрд. тонно-километров)