Область применения программы. Область применения методических указаний 4
Реж
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………………………3
Область применения методических указаний ………………………………………………...4
1. Программа учебной дисциплины ………………………………..……………………..5
2. Контрольная работа ……………………………………………………………………17
2.1. Пояснительная записка …………………………………………………………...17
2.2. Задания на контрольную работу и методические указания по ее выполнению . ……………………………………………………………………………………….17
2.3. Варианты контрольных работ …………………………………………………..18
2.4. Вопросы к контрольной работе ………………………………………………….19
2.5. Задачи к контрольной работе ……………………………………………………20
3. Методические указания по изучению дисциплины по темам .……………………...24
3.1. «Основные свойства строительных материалов» ……………………………..24
4. Пример анализа, решения и оформления задачи ……………………………………25
4.1. Тема: «Свойства металлов» …………………………………………………......25
4.2. Тема: «Механические свойства строительных материалов» ………………...26
4.3. Тема: «Керамические материалы» ……………………………………………...26
4.4. Тема: «Минеральные вяжущие вещества» ……………………………………...27
4.5. Тема: «Гипсовые вяжущие вещества» …………………………………………..28
4.6. Тема: «Цементные бетоны» ……………………………………………………..29
4.7. Тема «Строительные растворы» ………………………………………………..34
5. Вопросы для подготовки к экзамену………………………………………………......38
Заключение ……………………………………………………………………………………..40
Список литературы …………………………………………………………………………….41
Приложение 1
Методическая разработка по дисциплине
«Строительные материалы и изделия» ……………………………………………………….42
Введение
Повышение роли самостоятельной работы студентов предполагает переход от лекционной формы обучения к индивидуальной подготовке, т. к. первая привела к почти полному отсутствию у студентов умения вести дискуссию, отстаивать реально на обоснованных примерах свою точку зрения. В связи с этим в работе среднего специального образования четко прослеживается перенесение акцента с информационного обучения на методологическое, на овладение методами самостоятельной работы и организаторской деятельностью.
Важнейшим принципом работы учебных заведений в современных условиях становится органическое соединение учебы с научной и производственной деятельностью, с научно-техническим творчеством. Это важное обстоятельство требует постоянного совершенствования процесса подготовки специалистов и введение в систему обучения индивидуального труда студентов.
- В период вступительных экзаменов студенты слушают установочные лекции по основам вводной части дисциплины. Знакомятся с правилами и порядком выполнения контрольной работы, с методической литературой и методикой решения подобных задач.
- В межсессионный период обучающиеся могут прослушать дополнительный курс лекций, получить консультацию по теоретическим и практическим вопросам.
В это же время студент обязан выполнить контрольную работу и прислать ее на рецензию не позднее установленного срока календарным планом.
В период сессии студенты слушают лекционный курс дисциплины по сложным темам, выполняют лабораторно-практические работы и сдают зачет после их выполнения экзамен разрешается сдавать при наличии зачетов по контрольной работе и лабораторным работам.
Область применения методических указаний.
Методические указания учебной дисциплины являются частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080201 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
1.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть методами оценки основных свойств материалов и конструкций из них;
- владеть навыками повышения прочностных характеристик строительных материалов и конструкций.
Уметь выбирать материал исходя из его назначения и условий эксплуатации.
Знать:
- взаимосвязь состава, строения и свойств конструкционных и строительных материалов;
- способы формирования заданных структуры и свойств материалов при максимальном ресурсоэнергосбережении;
- методы оценки показателей их качества.
- Программа учебной дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГАОУ СПО со «режевской строительный техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________ В.И. Смагина - Кузьминых
«____» ___________________ 20___ г.
приказ № _______ от ______________
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Строительные материалы и изделия
Для специальности:08.02.01
«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии
Председатель ___________________________
Протокол № _____ от ____________________г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности ____________________
_____________среднего профессионального образования.
По дисциплине: _________________________
Организация-разработчик: Режевской строительный техникум.
Разработчик: __Куклина Тамара Ивановна______
Ф.И.О.
Внешний рецензент ___________________________
Внутренний рецензент _________________________
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №______ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации РАБОЧЕй программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт РАБОЧЕй ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности
_______________
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:данная дисциплина является профессиональной;
изучение базовой части дисциплины начинается с семестра на курсе.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Владеть методами оценки основных свойств материалов и конструкций из них; навыками повышения прочности характеристик строительных материалов и конструкций. Показать значимость учебного материала как первоосновы специальных профессиональных знаний в усвоении других дисциплин.___________________
__________________________
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Взаимосвязь состава, строения и свойств конструкционных и строительных материалов, способы формирования заданных структуры и свойств материалов при максимальном ресурсоэнергосбережении, а также методы оценки показаний их качества. Назначение и область применения строительных материалов.___________
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
─ максимальной учебной нагрузки обучающегося __105___ часов, в том числе:
─ обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __70__ часов;
─ самостоятельной работы обучающегося __35__ часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы | |
курсовая работа (проект) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) | |
индивидуальное проектное задание | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы | |
Итоговая аттестация в форме: | |
I семестр в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
08.02.01 «Строительные материалы и изделия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1 | Основные понятия строительных материалов. | ||
1.1 Основные свойства строительных материалов. | 1. Классификация и требования к строительным материалам: - свойства, строение и состав строительных материалов. Физические свойства и структурные характеристики строительных материалов. | ||
1.2 Механические свойства материалов. | 2. Прочность материалов и методы их определений и др. механические характеристики. | ||
1.3 Испытание материалов. | 3. Лабораторно-практическая работа № 1 «Определение физических свойств». | ||
1.4 Испытание материалов. | 4. Лабораторно-практическая работа № 2 «Определение механических свойств». | ||
Раздел 2 | Природные материалы. | ||
2.1 Древесина и материалы из нее. | 5. Строение и состав древесины. Важнейшие свойства древесины. Пороки древесины. Лесоматериалы и пиломатериалы, применяемые в строительстве. Защита от гниения и возгорания. | ||
2.2 Строение и состав древесины. | 6. Лабораторно-практическая работа № 3 «Определение физико-механических свойств древесины». | ||
Самостоятельная работа студента: «Отходы древесины, используемые в строительстве». Учебник стр. 404 – 405 (Комар А.Т.). | |||
2.3 Природные каменные материалы. | 7. Общие сведения о каменных материалах. Породообразующие минералы. Породы, применяемые в строительстве. Добыча, обработка каменных материалов. Изделия и материалы из природного камня. | ||
Самостоятельная работа студента. Составить опорный конспект: «Классификация горных пород» (схема). | |||
Самостоятельная работа студента. «Минералы и их свойства». | |||
2.4 Породы, применяемые для строительных конструкций и материалов. | 8. Лабораторно-практическая работа № 4 «Изучение различных пород, применяемых в строительстве». | ||
Раздел 3 | Материалы и изделия, получаемые спеканием и плавлением. | ||
3.1 Керамические материалы. | 9. Сырьевые материалы. Общая технологическая схема производства керамических изделий. Стеновые материалы, их виды, свойства и назначение. | ||
Самостоятельная работа студента. Законспектировать: «Свойства глин и добавки». Учебник стр. 80 – 83 (Каддо М.Б.) - ДОКЛАД. | |||
3.2 Керамические материалы различного назначения. | 10. Кирпич и камни специального назначения. Огнеупорные и другие отделочные керамические материалы. Керамические конструкции для стен. | ||
3.3 Испытание керамических материалов. | 11. Лабораторно-практическая работа № 5 «Определение физико-механических свойств керамических материалов». | ||
3.4 Материалы и изделия из минеральных расплавов. | 12. Физико-химические основы получения изделий из стекольных расплавов. Материалы и изделия из них. Свойства листового стекла, их виды и назначение. Ситаллы и шлакоситаллы. Каменное литье. | ||
Самостоятельная работа студента. Законспектировать: «Изделия, получаемые из стекла». Доклад. Учебник стр.110 – 113 (Каддо М.Б.). | |||
3.5 Материалы и металлические изделия. | 13. Общие сведения о металлах и сплавах. Строение и свойства железоуглеродистых сплавов. Технология получения черных металлов. Свойства чугунов. Свойства сталей. Термическая обработка стали. | ||
3.6 Цветные металлы и сплавы. | 14. Алюминиевые сплавы, свойства и назначения для строительных целей. Сплавы на основе меди. Коррозия металлов и меры защиты от нее. | ||
Самостоятельная работа студента. Подготовить доклад на тему: «Технико-экономическое обоснование применение металлических конструкций». Учебник стр.323 – 324 (Комар А.Т.). | |||
Раздел 4 | Минеральные вяжущие вещества. | ||
4.1 Неорганические вяжущие вещества. | 15. Общие сведения о неорганических вяжущих веществах. Классификация вяжущих веществ. Воздушные и гидравлические вяжущие вещества. Гипсовые вяжущие, их виды, свойства и назначение. Технология получения. | ||
4.2 Гидравлические вяжущие вещества. | 16. Гидравлическая известь, сырье, получение, свойства, назначение. Портландцемент, его получение, свойства и назначение. Минералогический состав клинкера. | ||
4.3 Разновидности портландцемента. | 17. Портландцементы с минеральными добавками: Пуццолановый; Шлаковые цементы; Глиноземистый; Расширяющиеся портландцементы. | ||
4.4 Испытание воздушных вяжущих веществ. | 18. Лабораторно-практическая работа № 6 «Определение физико-механических свойств извести, строительного гипса». | ||
4.5 Испытание гидравлических вяжущих веществ. | 19. Лабораторно-практическая работа № 7 «Определение физико-механических свойств портландцемента». | ||
4.6 Органические вяжущие вещества. Свойства. | 20. Общие сведения. Битумы и дегти, классификация, свойства и назначение. Асфальтовые и дегтевые бетоны, их получение, свойства и назначение. | ||
4.7 Материалы на основе органических вяжущих веществ. | 21. Рулонные кровельные материалы. Гидроизоляционные материалы. Их виды, свойства и назначение | ||
Самостоятельная работа студента. Приготовить доклад: «Герметизирующие материалы, их назначение». | |||
Самостоятельная работа студента. Приготовить конспект: «Штучные изделия, их виды и назначение». Учебник стр.456 (Комар А.Т.). | |||
4.8 Полимеры и материалы на их основе. | 22. Термопластичные полимеры. Термореактивные полимеры. Каучуки. Природные полимерные продукты. | ||
Раздел 5 | Материалы на основе вяжущих веществ. | ||
5.1 Заполнители для бетонов и растворов. | 23. Мелкий заполнитель, его характеристика. Виды песков, их оценка для бетонов и растворов. График зернового состава песка. Крупный заполнитель, его виды и оценка качества для бетонов. | ||
5.2 Испытание песка и крупного заполнителя. | 24. Лабораторно-практическая работа № 8 «Испытание песка и щебня (гравия), как заполнителя для бетонов и растворов». | ||
5.3 Бетоны. | 25. Классификация бетонов и требования к ним. Виды бетонов. Материалы для тяжелого бетона, свойства бетонов и бетонной смеси. Легкие бетоны, свойства, назначение. | ||
5.4 Основы технологии бетона. | 26. Проектирование состава бетона. Расчет компонентов на 1 м3 бетонной смеси. Расчет компонентов на емкость бетонной мешалки. | ||
5.5 Уточнение расчетного состава бетона на пробных замесах. | 27. Лабораторно-практическая работа № 9 «Приготовление бетонной смеси в пробах. Определение подвижности бетонной смеси и бетона. Изготовление образцов. Испытание образцов». | ||
5.6 Особые свойства бетона. | 28. Специальные виды тяжелых бетонов. Укладка, уход и твердение бетонной смеси. Уход за бетоном, контроль качества. Особенности бетонирования в зимний период. | ||
Самостоятельная работа студента. Подготовить доклад: «Легкие и ячеистые бетоны». | |||
5.7 Строительные растворы. | 29. Классификация растворов. Их виды и назначение. Свойства растворных смесей и затвердевших растворов. Растворы для каменной кладки и для штукатурок. | ||
5.8 Испытание строительных растворов. | 30. Лабораторно-практическая работа № 10 «Подбор состава строительного раствора. Приготовление замеса, определение свойств растворной смеси, раствора». | ||
5.9 Искусственно-каменные материалы. | 31. Общие сведения. - Силикатный кирпич, его получение, свойства и назначение. - Гипсовые и гипсобетонные изделия, виды, свойства и назначение. - Асбестоцементные изделия, виды, свойства и назначение. | ||
Самостоятельная работа студента. Приготовить доклад: «Асбест и его назначение в строительстве» Учебник стр. 282 – 286 (Каддо М.Б.) и тема: «Горные породы» стр. 58 – 60. | |||
Раздел 6 | Материалы специального назначения. | ||
6.1 Теплоизоляционные и акустические материалы. | 32. Общие сведения и классификация теплоизоляционных материалов. Строение и свойства теплоизоляционных материалов. | ||
Самостоятельная работа студента. Приготовить доклад с фотографиями: «Акустические материалы, применяемые в строительстве». | |||
6.2 Акустические материалы. | 33. Акустические материалы и изделия. - Звукопоглощающие материалы, их виды, свойства и назначение. - Звукоизоляционные материалы и изделия, их виды, свойства и назначение. | ||
Самостоятельная работа студента. Приготовить доклад на тему: «Экономика применения теплоизоляционных материалов и изделий». Учебник стр. 432-434 (Комар А.Т.) и др. источники. | |||
6.3 Лакокрасочные материалы. | 34. Общие сведения о лаках и красках. - Пигменты и наполнители. Их виды, свойства и назначение. - Связующие вещества. Их виды, свойства и использование в красочных составах. | ||
Самостоятельная работа студента. Подготовить презентацию: «Лакокрасочные материалы и экология». | |||
6.4 Краски и вспомогательные материалы. | 35. Красочные составы: - водные, эмульсионные, масляные, эмалевые; - шпаклевки, грунтовки, замазки; - обои их виды, свойства и назначение. | ||
Самостоятельная работа студента. «Схемы видов обоев» | |||
6.5 Железобетонные изделия. PS: | Самостоятельная работа студента. Законспектировать и приготовить доклад на тему: «Производство железобетонных изделий и назначение» | ||
Подготовка сообщений по темам: «Металлы» и «Бетоны». | |||
6.6 Пластмассы и полимеры. | Самостоятельная работа студента. Законспектировать: - Строительные пластмассы. Применение материалов из пластмасс; - для полов – линолеумы; - для стен. | ||
Самостоятельная работа студента. «Конструкционно-отделочные пластмассы». |