Поперечная вентиляция
Продольная вентиляция.
Воздуховодом служит тоннель, вдоль которого перемещается воздух.
Существует следующие схемы продольной вентиляции:
- схема с вентиляционными шахтами;
Для вент. шахт чаще всего используют стволы строительных шахт, заложенных с целью открытия доп. забоев.
Скорость движения воздуха по тоннелю не должна превышать 6м\с. L=>3км. Скорость движения воздуха в стволе не более 10м\с.
- схема с портальной установкой и закрытием выхода из тоннеля;
Т.к. в некоторых случаях расположение шахт невозможно или очень дорого, то применяют вент. установки, размещаемые у порталов. Вентиляция тоннеля осуществляется следующим образом. При входе поезда в тоннель закрывается занавес у противоположного портала и воздух нагнетается навстречу поезду. При этом воздух в тоннеле приводится в движение и вредные газы удаляются через входной портал. Эффективность проветривания усиливается, если за поездом, вошедшим в тоннель, опускается занавес и вентиляционная установка входного портала начинает работать на вытяжку. Реверсивность установок позволяет изменять направление движения воздуха.
- схема с портальной установкой и открытыми входами (система Саккардо);
При интенсивном движении, требующем постоянно открытых входов, у порталов устраивают вентиляционные установки, вдувающие воздух в тоннель с большой скоростью через охватывающую сечение тоннеля узкую щель, расположенную под острым углом к его оси. При этом воздух в тоннеле приводится в движение за счет скоростного напора и одновременно через ближайший портал подсасывается свежий воздух.
«-» всех продольных систем:
- большая скорость воздуха в тоннеле; - неравномерность концентрации вредных газов по длине тоннеля; - зависимость от направления движения транспорта.
Поэтому в основном применяется в ж\д, в а\д очень редко. В а\д (L<=1км) продольная система может быть предложена в качестве струйной:
Расстояние м\у группами вентиляторов по длине тоннеля: (12-13)D, где D=4F\P – гидравлический диаметр сечения тоннеля площадью F, имеющего периметр Р.
«+»: - экономичность; - меньшее поперечное сечение; - автоматическая система включения с анализаторами.
«-»: - шум.
Поперечная вентиляция.
При поперечной вентиляции в сечении размещаются два канала - соответственно для подачи свежего и удаления загрязненного воздуха.
В тоннелях кругового очертания вентиляционные каналы располагают вверху и внизу сечения. В тоннелях подковообразного очертания более целесообразно размещать оба канала над проезжей частью.
Воздух выпускается в тоннель через вытянутые вдоль его оси щели, расположенные несколько выше уровня проезжей части. Для вытяжки служат поперечные узкие (шириной 12—16 см) отверстия в подвесном потолке, расположенные через каждые 5—10 м по длине тоннеля и имеющие заслонки для регулирования ширины открытия. Сечение каналов назначают в зависимости от скорости движения воздуха, доходящей до 15—20 м/с.
Для усиления равномерности выпуска воздуха регулируют размеры отверстий и число их по длине каналов и ограничивают длину каналов 600—800 м.
«+»: - быстрое удаление вредных газов из сечения тоннеля; - поступление свежего воздуха по всей длине тоннеля; - отсутствие движения воздуха в тоннеле с большими скоростями; - независимость вентиляции от силы естественной тяги и движения подвижного состава.
«-»: - высокая стоимость.
Применяют в а\д с большой интенсивностью движения.
Скорость движения воздуха по тоннелю не должна превышать 6м\с. Скорость движения воздуха по каналу не должна превышать 20м\с.